Организация медицинской помощи населению на основе государственных минимальных





Скачать 247.08 Kb.
НазваниеОрганизация медицинской помощи населению на основе государственных минимальных
Дата публикации17.12.2014
Размер247.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы



Матвейчик Т.В., Иванова В.И., Соколов А.Ю.
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МИНИМАЛЬНЫХ

СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ.
Законодательное определение и реализация прав граждан на бесплатную общедоступную медицинскую помощь является высшей социальной ценностью государства. Организация медицинской помощи населению страны осуществляется на основе действующего законодательства Республики Беларусь, признания государством и обществом здоровья граждан как высшей ценности, современных достижений медицинской науки и практики, приоритета профилактического направления в охране здоровья населения.

Доступность медицинской помощи, как один из основных атрибутов социального государства, в Республике Беларусь гарантируется законодательством и осуществляется посредством конкретных организационно-экономических механизмов функционирования системы здравоохранения. Категория доступности медицинской помощи населению является главнейшей в здравоохранении Республики Беларусь. Она осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) и реализуется населению конкретных территорий системой медицинских мероприятий, определенных в территориальных программах, предоставляющих государственные гарантии оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Доступность медицинской помощи следует определять как категорию многоаспектную и рассматривать прежде всего с позиции действующего законодательства, стратегии развития системы здравоохранения и организационно-экономических моделей функционирования организации здравоохранения на основе государственных стандартов и нормативов в области здравоохранения.

С целью оптимизации понимания понятий основных нормативно-правовых документов в этой сфере важно определить основные термины данного раздела.
I.Основные термины и понятия закрепленные в законодательных актах Республики Беларусь
1.1. В ст.ст.1,21 Закона Республики Беларусь от 11 января 2002 г. "О здравоохранении»:

здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия людей, а не только отсутствие болезней и физических дефектов;

охрана здоровья населения - совокупность политических, экономических, правовых, социальных, культурных, научных, экологических, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья настоящего и будущих поколений людей;

здравоохранение - система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний;

медицинская помощь - комплекс медицинских мероприятий по сохранению и укреплению здоровья людей, включающий профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию, протезирование;

пациент - лицо, обратившееся за медицинской помощью, либо получающее медицинскую помощь, либо находящееся под медицинским наблюдением;

больной - лицо, у которого установлено наличие заболевания;

скорая медицинская помощь - вид медицинской помощи, оказываемой пациентам по жизненным показаниям.

2. В ст.1 Закона Республики Беларусь от 11 ноября 1999 г. "О государственных минимальных социальных стандартах":

государственный минимальный социальный стандарт - минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат;

система государственных минимальных социальных стандартов -комплекс взаимосвязанных государственных минимальных социальных стандартов;

бесплатные и общедоступные социальные услуги - услуги, предоставление которых гарантируется государством за счет финансирования из республиканского и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных страховых фондов и которые доступны для всех по возможности приобретения и пользования;

трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность гражданина и сложная для его самостоятельного разрешения.

3. В ст.1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. "О нормативных правовых актах Республики Беларусь":

законодательство - система нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения;

законодательные акты - Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь ; коллизия нормативных правовых актов - противоречие (несоответствие) норм действующих нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения;

локальный нормативный правовой акт - нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций;

нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

II.Права граждан на бесплатную общедоступную медицинскую помощь по действующему законодательству Республики Беларусь

В соответствии со ст.45 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания . В ст.2 и 21 Конституции обеспечение прав граждан определено как высшая цель государства. Приоритет прав граждан и гарантии их реализации закреплены также в ст. ст. 22, 60, 62, 79 Конституции Республики Беларусь. Таким образом, Основной закон Республики Беларусь закрепляет основополагающий принцип здравоохранения - доступность медицинской помощи и предопределяет нормы правового регулирования в области охраны здоровья населения по его реализации.

Категория доступности медицинской помощи находит свое развитие в системе действующего законодательства Республики Беларусь «О нормативных правовых актах (законах, постановлениях, приказах, инструкциях, решениях органов местного управления и самоуправления)". Так, в Законе Республики Беларусь "О здравоохранении" доступность медицинской помощи определяется как важнейшая составляющая государственной политики в области охраны здоровья населения (ст.З) и как один из механизмов реализации права граждан на охрану здоровья (ст.5).

В указанном законе утверждаются территориальный и производственный (при наличии ведомственных организаций здравоохранения) принципы оказания медицинской помощи, а также основной механизм реализации социальных прав граждан в области здравоохранения: "Организация медицинской помощи в Республике Беларусь осуществляется на основании устанавливаемых законодательством государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения" (ст.19).

Правовые основы установления, формирования и применения ГМСС определены Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1999 г. "О государственных минимальных социальных стандартах".

В систему ГМСС в Республике Беларусь включены ГМСС в области: оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки и социального обслуживания (ст.5 Закона Республики Беларусь "О государственных минимальных социальных стандартах").

В соответствии со ст.2 указанного закона целями установления ГМСС являются реализация конституционных прав граждан в области социальных гарантий, повышение уровня жизни и обеспечение устойчивого развития общества. ГМСС применяются для решения следующих задач:

  • удовлетворения основных потребностей граждан в материальных благах и услугах;

  • нормативного обеспечения формирования и использования средств республиканского и местных бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов на социальные нужды;

  • обеспечения государственной поддержки развития социальной сферы и социальной защиты граждан;

  • оказания необходимой социальной помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам.

В ст.З данного закона определяются следующие принципы формирования и применения ГМСС:

  • соблюдения конституционных прав граждан в области социальных гарантий на основе обеспечения государственных минимальных социальных стандартов;

  • всесторонней обоснованности установления и применения государственных минимальных социальных стандартов, исходя из экономических возможностей государства;

  • общедоступности обеспечения социальной защиты и социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями;

  • целевого и адресного финансирования государственных минимальных социальных стандартов;

  • широкой информированности граждан через средства массовой информации о государственных минимальных социальных стандартах;

  • социального партнёрства.

В области здравоохранения определены следующие ГМСС:

- нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение на одного жителя;

  • услуги по оказанию стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи, за исключением платных видов медицинской помощи и услуг, оказываемых в государственных учреждениях здравоохранения, определяемых Правительством Республики Беларусь;

  • нормы и нормативы материально-технического, медикаментозного, кадрового обеспечения в государственных учреждениях здравоохранения различных типов и видов;

  • нормы питания, обмундирования, мягкого инвентаря в государственных учреждениях здравоохранения;

  • нормы и нормативы льготного обеспечения лекарственными препа­ратами, перевязочными средствами и предметами медицинского назначения, слуховыми аппаратами, глазными протезами и зубопротезированием (ст.9 Закона Республики Беларусь "О государственных минимальных социальных стандартах").

Таким образом, сохраняя определенный уровень бесплатности и доступности медицинской помощи населению в качестве вынужденной меры на современном этапе развития здравоохранения, оговорены нормативно-правовые аспекты платных медицинских услуг.

Указанный закон определяет также ответственность должностных лиц и руководителей за нарушение ГМСС (ст.14), а также контроль за их соблюдением и правовой механизм юридической защиты прав граждан (ст.15) на бесплатную общедоступную медицинскую помощь.

За несоблюдение норм и нормативов, а также за ухудшение установленного уровня ГМСС и нецелевое использование выделенных бюджетных и внебюджетных средств на их обеспечение должностные лица и руководители республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, а также учреждений, предоставляющих бесплатные и общедоступные социальные услуги, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Несоблюдение ГМСС должностными лицами и руководителями государственных учреждений, оказывающих бесплатные и общедоступные социальные услуги, является основанием для обращения граждан в соответствующие республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы и в суд.

Обеспечение доступности медицинской помощи (вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства) определено в "Концепции развития здравоохранении Республики Беларусь на 2003-2007 годы" как важнейший принцип развития системы здравоохранения. В качестве основной цели "Концепция…" определяет защиту социальных интересов граждан в оказании им бесплатной медицинской помощи на основе системы финансирования здравоохранения по нормативам бюджетной обеспеченности в работе на одного жителя и разработки территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

Одной из Задач развития "Концепцией" предлагается сближение нормативных и правовых основ функционирования систем здравоохранения Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства.

Концепция социального развития Союзного государства до 2005 года, утвержденная Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 20 января 2003 г. № 3 провозгласила стратегическую цель единой политики Союзного государства в сфере здравоохранения - улучшение состояния здоровья населения. Главным компонентом этой цели является повышение реальной доступности медицинской помощи для населения. В соответствии с этим доступность медицинской помощи должна быть обеспечена путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагают государство и граждане. При этом права граждан на предоставление им бесплатной медицинской помощи реализуются, прежде всего, на основе Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Особое внимание при обеспечении доступности и бесплатности медицинской помощи необходимо уделять сельскому населению, женщинам, детям, пожилым и инвалидам. Для них необходимо сохранять максимально возможный объем бесплатной медицинской помощи. Платные услуги в здравоохранении рассматриваются в данном документе в качестве вынужденной меры на современном этапе развития отрасли.
III Организационно-экономический механизм оказания медицинской помощи гражданам на основе государственных минимальных социальных стандартов.

Виды, объемы, а так же механизмы организации медицинской помощи на основе ГМСС конкретизируются в постановлениях Совета Министров, постановлениях и приказах Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.07.2002 г. N 963 "О государственных минимальных социальных стандартах в области здравоохранения" установлено, что:

- нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя отражают размеры средств, необходимых для компенсации затрат государственных организаций здравоохранения на предоставление бесплатной медицинской помощи;

- минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя по республике и по бюджетам областей и г.Минска определяется ежегодно в установленном порядке Министерством финансов совместно с Министерством здравоохранения и включается в проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год;

  • на основе ГМСС в области здравоохранения в административно-территориальных единицах Республики Беларусь разрабатываются и утверждаются территориальные программы государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием граждан в порядке, определяемом Министерством здравоохранения;

  • государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения пересматриваются не реже одного раза в пять лет.

Правительством Республики Беларусь установлены следующие ос­новные виды услуг по оказанию стационарной, амбулаторно-поликлини­ческой и скорой медицинской помощи, осуществляемых государственны­ми организациями здравоохранения бесплатно (Приложение к постанов­лению Совета Министров Республики Беларусь 18.07.2002 № 963) :

1. Первичная медико-санитарная помощь:

1.1.диагностика и назначение лечения, проводимые участковыми врачами (терапевты, педиатры, акушер-гинекологи и т.д.) и врачами общей практики в амбулаторных условиях, а также на дому в случаях невозможности явки больного на прием либо представления угрозы здоровью и жизни самого больного или окружающих;

  1. услуги врачей-специалистов, оказываемые в установленном порядке по направлению участковых врачей или врачей общей практики в учреждениях здравоохранения, в том числе областного и республи­канского уровней;

  1. диагностические услуги - клинические, инструментальные и лабораторные методы исследований, методы лучевой диагностики по направлениям участковых врачей, врачей общей практики и вра­чей-специалистов;

  1. профилактика, диагностика и лечение стоматологических заболеваний, за исключением видов стоматологических услуг, относя­щихся к платным услугам в соответствии с законодательством;

  2. профилактические меры в отношении онкологических заболеваний, врожденных пороков развития, ВИЧ/СПИД-инфекций, заболеваний молочных и щитовидной железы, туберкулеза, заболеваний сердеч­но-сосудистой системы, а также формирование здорового образа жиз­ни;

  3. противоэпидемические мероприятия;

  1. вакцинопрофилактика, проводимая в соответствии с Наци­ональным календарем профилактических прививок и по эпидемическим показаниям, а также выявление, регистрация и лечение поствакцинальных реакций и осложнений;

  2. выявление больных инфекционными заболеваниями и извещение органов и учреждений государственного санитарного надзора;

  3. профилактические меры в очаге инфекции;

  4. клиническое и лабораторное обследование лиц, находившихся в контакте с больным инфекционным заболеванием или прибывших
    из стран, неблагополучных по эпидемически опасным заболеваниям;

1.7. профилактические мероприятия по обеспечению санитар­но-эпидемиологического благополучия населения, в том числе госу­дарственный санитарный надзор за исполнением санитарного законодательства физическими и юридическими лицами;

1.8.лабораторное обеспечение проводимой надзорной и противоэ­пидемической деятельности;

1.9. первичное медицинское освидетельствование наркологом, проведение наркологического контроля, наркологический учет и наб­людение ;

1.10.первичное психиатрическое освидетельствование, диспан­серное наблюдение, диагностика и лечение психотических форм психи­ческих расстройств, военно-психиатрическая экспертиза, врачебнотрудовая экспертиза;

1.11.направление на госпитализацию при наличии медицинских показаний в соответствии со стандартами, критериями и порядком госпитализации, определяемыми Министерством здравоохранения.

2. Скорая медицинская помощь, оказываемая по следующим пока­заниям:

2.1.внутренние и наружные кровотечения, угрожающие жизни;

2.2.неотложные состояния в кардиологии - инфаркт миокарда, нестабильная стенокардия, сердечная астма, отек легких, кардиогенный шок, аритмия сердца (мерцание и трепетание предсердий, впервые возникшие или тахисистолической формы; пароксизмальная тахикардия; фибрилляция желудочков, блокада сердца с редким сердечным ритмом или синкопальными состояниями), острая сосудистая недостаточность, тромбоэмболия легочной артерии, инфекционный эндокардит, ревмати­ческие заболевания (интенсивная терапия), гипертонические кризы, подозрение на расслаивающую аневризму аорты;

2.3.пульмонологические заболевания - приступы бронхиальной астмы, спонтанный пневмоторакс, другие заболевания и состояния, сопровождающиеся явлениями острой дыхательной недостаточности;

2.4.острые заболевания желудочно-кишечного тракта - острый аппендицит, острый холецистит, острый панкреатит, перфоративная язва желудка, другие перфорации полых органов желудочно-кишечного тракта, острый перитонит, острая непроходимость кишечника, ущем­ленная грыжа, неотложные состояния при патологии печени, желчных путей, поджелудочной железы, острые отравления, острые заболевания желудочно-кишечного тракта инфекционной и паразитарной этиологии;

2.5.острые заболевания органов мочеполовой системы - острый пиелонефрит, острый гломерулонефрит, острый паранефрит, парафимоз, приапизм, заворот яичка, острые заболевания яичка и его придатков инфекционной этиологии, острая почечная недостаточность, хроническая почечная недостаточность в стадии декомпенсации, по­чечная колика, острая задержка мочи;

  1. неотложные состояния, обусловленные эндокринной патологией - гипогликемическая и гипергликемическая комы, аддиссонический криз, тиреотоксический криз, гипотиреоидная кома;

  2. поражение нервной системы - острые гемо-и ликвородинамические церебральные нарушения, геморрагический инсульт, ишемический инсульт, субаранхноидальное кровоизлияние, приступы миастении,
    судорожные состояния;

2.8.заболевания крови (лейкозы, апластические анемии, миепо-диспластические синдромы, гемофилия и другие наследственные гемостазиопатии, идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура, гемолитические анемии);

2.9. психические расстройства гражданина, которые обусловливают:

  • непосредственную опасность для него и (или) окружающих;

  • его беспомощность, то есть неспособность удовлетворять основные жизненные потребности;

  • существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если он будет оставлен без психиатрической помощи;

2.10.травмы - острые черепно-мозговые и спинно-мозговые, поз­воночника, вывихи и подвывихи, переломы костей, суставов, травмы мышц, травматический шок, ожоговая болезнь, синдром сдавленния, электрическая травма, механическая асфиксия, тепловой удар, солнечный удар, состояние гипотермии с нарушением витальных функций, утопление, травмы и разрывы паренхиматозных и полых органов брюшной и грудной полости, забрюшинного пространства, таза, сосудисто-нервных пучков; раны, экстренная профилактика раневой инфекции;

  1. стоматологические заболевания - острые состояния (абсцесс, флегмона, острая зубная боль);

  2. острые заболевания и травмы глаз, в том числе попадание инородных тел;

2.13.острые заболевания уха, горла, носа, опасные для жизни, в том числе попадание инородных тел;

  1. острые отравления;

  1. гнойно-воспалительные заболевания всех локализаций, требующие срочного вмешательства;

2.16.острые состояния, связанные с беременностью, роды;

2.17.неотложные состояния в гинекологии - внематочная беременность, пельвеоперитонит, перитонит, маточные кровотечения, острые состояния, связанные с ишемией и некрозом фиброматозных узлов, апоплексия яичников, разрыв и перекрут кист яичника;

2.18.другие неотложные состояния - тромбозы и эмболии магистральных и периферических артерий, нарушения водно-элекролитного обмена и кислотно-щелочного состояния, угрожающие жизни больного, анафилактический шок, обморожение, острые аллергические реакции, состояния асфиксии, прекома и кома различной этиологии, острая и хроническая надпочечниковая недостаточность, острая печеночная недостаточность, гипертермические реакции различной этиологии с угрозой нарушения витальных функций, острые инфекционные заболевания, связанные с угрозой жизни больного и (или) угрозой здоровья и жизни окружающих.

3. Стационарная помощь:

3.1.роженицам, родильницам, женщинам с патологией беременности;

3.2.детям до 18 лет при заболеваниях;

3.3.больным при острых и обострениях хронических заболева­ний, если имеются показания для госпитализации (круглосуточной, дневного пребывания), по направлениям в соответствии с критериями и порядком госпитализации;

3.4.туберкулезным, онкологическим больным, больным с доброкачественными опухолями, пациентам, страдающим психическими заболеваниями, алкоголизмом, токсикоманией и наркоманией, в случаях, представляющих угрозу жизни больного и (или) угрозу здоровью и жизни окружающих, больным инфекционными и венерическими заболеваниями;

3.5.больным, подлежащим плановым хирургическим вмешательствам, при наличии показаний для госпитализации.

Виды и объемы медицинской помощи, оказываемой населению конкретной территории республики за счет государственного и местного бюджетов, закрепляются в соответствующих нормативно-правовых актах различных уровней (республиканском, областном, городском, районном). Они расцениваются как минимальные государственные уровни и могут быть изменены только в сторону увеличения в зависимости от конкретных условий: уровня заболеваемости и других факторов, влияющих на потребность в медицинской помощи, и финансовых возможностей конкретных территориальных образований.

В соответствии с инструкцией, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27.05.2002 г. N 28 территориальные Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (далее Территориальные Программы) разрабатываются в целях:

  • создания единого механизма реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь по получению бесплатного лечения в государственных организациях здравоохранения за счет бюджета соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь;

  • обеспечения сбалансированности обязательств государства по предоставлению гражданам гарантированного объема и качества бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого бюджетных средств;

  • повышения эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения.

Территориальная Программа представляет собой документ, определяющий перечень видов и объемов медицинской помощи, а также условий их предоставления гражданам за счет средств бюджета соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь. Территориальная Программа содержит территориальные нормативы по конкретным объемам медицинской помощи и плановые показатели их финансового обеспечения.

Основой Территориальной Программы является гарантированный государством объем медицинской и лекарственной помощи, предусматривающий оказание количественно регламентированной медицинской помощи по профилактике, диагностике и лечению заболеваний, определяемый ежегодно Министерством здравоохранения Республики Беларусь в виде ГМСС в области здравоохранения.

Помимо конкретных видов услуг по оказанию стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи разработаны и утверждены Территориальные Программы, которые должны учитывать другие факторы, влияющие на здоровье населения конкретных территорий.

Территориальные Программы представляют собой систему мероприятий по профилактике и лечению заболеваний и других мер, в том числе санитарно-гигиенического, противоэпидемического, экологического характера населению конкретной территории Республики Беларусь (района, города, области и республики в целом). Соответственно этому происходит и дифференцирование территориальных программ по приведенным уровням.

Главным требованием при этом является обязательное соответствие выделяемых ресурсов тем задачам, которые реализует программа.

На основе ГМСС в области здравоохранения в областях, городах и районах разрабатываются областные городские и районные Территориальные Программы, которые утверждаются местными исполнительными и распорядительными органами в недельный срок после утверждения местных бюджетов. Контроль за качеством, объемами и соблюдением условий оказания медицинской помощи в рамках Территориальной Программы осуществляется соответствующим органом управления здравоохранением.

Территориальная Программа включает в себя следующие разделы:

  • перечень видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам за счет средств бюджета административно-территориальной единицы Республики Беларусь;

  • условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам данной административно-территориальной единицы Республики Беларусь;

  • объемы медицинской помощи ;

  • права и обязанности местных исполнительных и распорядительных органов и органов здравоохранения.

Особую актуальность в территориальных Программах представляют условия беспрепятственной реализации права граждан на охрану здоровья, которые должны быть отражены в правилах внутреннего трудового распорядка каждой организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь.

В целях полноты информирования населения о его правах и порядке их реализации в правилах внутреннего распорядка организации здравоохранения для пациентов должны быть указаны:

  • порядок обращения пациента в организацию здравоохранения;

  • порядок госпитализации и выписки пациента;

  • права и обязанности пациента;

  • порядок разрешения конфликтных ситуаций между организацией здравоохранения и пациентом;

  • порядок предоставления информации о состоянии здоровья пациента;

  • порядок выдачи справок, выписок из медицинской документации пациенту или другим лицам;

  • время работы организации здравоохранения и ее должностных лиц;

  • информация о перечне платных медицинских услуг и порядке их оказания;

  • другие сведения, имеющие существенное значение для реализации прав пациента.

Рассмотренные разделы о правах населения на бесплатную общедоступную медицинскую помощь, организационно-экономический механизм по ее реализации, гарантируемый государством, вызывает необходимость освещения понятия о системе государственного нормирования.

IV. Система государственного нормирования - экономическая основа реализации государственных минимальных социальных стандартов
Реализация ГМСС в области здравоохранения осуществляется на основе экономических нормативов, устанавливаемых Национальным Собранием, Советом Министров. Министерством здравоохранения и Министерством финансов Республики Беларусь. Нормативная база здравоохранения в части обеспечения граждан бесплатной общедоступной медицинской помощи состоит из нормативов обеспеченности ресурсами (табл.5) и нормативов объемов медицинской помощи, предоставляемой гражданам государственными организациями здравоохранения за счет средств бюджета (табл.6,7).
Дальнейшее совершенствование системы государственного нормирования в области предоставления платных медицинских услуг связано с улучшением механизма их финансового обеспечения, на основе бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранения в расчете на 1 жителя. Финансово-экономический механизм возмещения затрат организациям здравоохранения, оказывающим бесплатную общедоступную медицинскую помощь, предполагает унифицированную системы ценообразования медицинских услуг, основанную на определении их фактической себестоимости.

Объектами исчисления себестоимости являются:

  • стационарная медицинская помощь – один койко-день (пролеченный больной) по каждому отделению стационара больничной, санаторно-курортной организации;

  • амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь – одно посещение к врачу амбулаторно-поликлинической организации (подразделения) по каждому структурному подразделению, один день лечения в дневных стационарах, стационарах на дому;

  • скорая медицинская помощь – один вызов бригады скорой медицинской помощи;

  • исследования, манипуляции, процедуры, выполняемые вспомогательными структурными подразделениями для основного структурного подразделения, оказывающего вышеперечисленные виды медицинской помощи – одна условная единица.

Система ценообразования в процессе подготовки и реализации Территориальных Программ предполагает исчисления нормативной, плановой и фактической себестоимости медицинских и других услуг.

Нормативная себестоимость определяется на основе государственных действующих норм и нормативов и служит основой для определения плановой себестоимости.

Экономическая составляющая Территориальных Программ по своей сути представляет собой стоимости видов и объемов медицинской помощи на основе конкретных расчетов плановой себестоимости в конкретной организации здравоохранения.

Фактическая себестоимость медицинских услуг формируется на основе фактически оказанной медицинской помощи и фактическими (действительными) затратами на нее.

Нормативы бюджетной обеспеченности в расходах на 1 жителя рассчитываются на основе данных фактической себестоимости.

Таким образом, система государственного нормирования при разработке и реализации Территориальных Программ основывается на государственных стандартных нормах и нормативах, а также унифицированной системе ценообразования, что и должно обеспечить соответствие выделяемых ресурсов задачам обеспечения бесплатности и общедоступности медицинской помощи в рамках ГМСС.

ВОПРОСЫ:

  1. Перечислите государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения

  2. Укажите основные виды нормативов, устанавливаемых для реализации государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения

  3. В чем сущность системы государственного нормирования.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

  1. Законодательство Республики Беларусь о правах граждан на бесплатную общедоступную медицинскую помощь.

  2. Государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения и организационно- экономический механизм их реализации.

  3. Система государственного нормирования как экономическая основа реализации прав граждан на доступную медицинскую помощь.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменением и дополнениями) - Мн."Беларусь", 1997.

  1. Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1999 года N 322-3 "О государственных минимальных социальных стандартах".

  2. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" // Сборник нормативных правовых актов о правовом обеспечении нормотворческой деятельности. - Мн. 2004 .

  3. Закон Республики Беларусь от 11 января 2002 года N 91-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О здравоохранении".

  4. Концепция социального развития Союзного государства до 2005 года: Утверждена Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 20 января 2003 г. № 3.

  1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2003 г. N 1276 "О концепции развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003-2007 годы".

  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. N 963 " О государственных минимальных социальных стандартах в области здравоохранения".

8.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 марта 2004 г. № 235 " 0 внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. N 724".

9. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 мая 2002 г. N 28 "Об утверждении Инструкции по разработке и реализации территориальных программ государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием граждан".

10.Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 февраля 2003. г. N 12 "Об утверждении среднереспубликанских нормативов объемов медицинской помощи, предоставляемой гражданам государственными организациями системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь за счет средств бюджета на 2003 год."

11. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 апреля 2004. г. N 13 "Об утверждении Инструкции о порядке исчисления себестоимости медицинской помощи и других услуг, оказываемых организациями здравоохранения, финансируемыми из бюджета".

12.Приказ Министра здравоохранения Республики Беларусь от 8 апреля 2004 г. N 110 "О среднереспубликанских нормативах объемов медицинской помощи, предоставляемой гражданам государственными организациями здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь за счет средств бюджета на 2004 год."

13. Соколов А.Ю. Организационно-правовые проблемы здоровья и здравоохранения //Общественное здоровье и здравоохранение: Материалы науч.-практ.конф., посвящ.10-лет. БелЦМТ /Ред.совет Л.А.Постоялко (Гл.ред.); М-во здравоохранения Республики Беларусь, Белорус .центр мед.технол., информ., упр.и экон. здравоохранения, Белорус, ассоц.соц-гигиен.и орг.здравоохранения.-Мн.,2002.-С.131-133.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация медицинской помощи населению на основе государственных минимальных iconОказание медицинской помощи по профилю «гематология»
Приказ Минздрава России от 15. 11. 2012 n 930н Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "гематология", обязательными...
Организация медицинской помощи населению на основе государственных минимальных iconПриказ от 23 октября 2013 г. N 1352-п о внедрении клинических рекомендаций...
В целях совершенствования оказания медицинской помощи больным хирургического профиля, обеспечения доступности и качества оказания...
Организация медицинской помощи населению на основе государственных минимальных iconРегламент работы амбулаторно-поликлинического отделения областного...
Ия медицинской помощи населению Томской области по профилю «онкология» и приказом мз РФ №915 «Порядок оказания медицинской помощи...
Организация медицинской помощи населению на основе государственных минимальных iconВиды, условия и формы оказания медицинской помощи, предоставляемой...
Российской Федерации от 17. 12. 2012 №1069н «Об утверждении случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату,...
Организация медицинской помощи населению на основе государственных минимальных iconОрганизация стационарной стоматологической помощи населению
Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности отделения хирургического торакального, которое является структурным...
Организация медицинской помощи населению на основе государственных минимальных iconПеречен ь жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов,...
Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Марий Эл бесплатной медицинской помощи на...
Организация медицинской помощи населению на основе государственных минимальных iconРабочая программа по психиатрии, наркологии, медицинской психологии...
Временного обнаружения, направления больного к специалисту, оказания неотложной психиатрической и нарко­логической помощи, а также...
Организация медицинской помощи населению на основе государственных минимальных iconПрограмма отражает основные подходы к решению таких основополагающих...
«Совершенствование организации и финансового обеспечения медицинской помощи населению», организованная тфомс тверской области совместно...
Организация медицинской помощи населению на основе государственных минимальных iconСтандарт оснащения зуботехнической лаборатории
«Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях»
Организация медицинской помощи населению на основе государственных минимальных iconПрограмма государственных гарантий бесплатного оказания гражданам...
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской...
Организация медицинской помощи населению на основе государственных минимальных iconПостановление От 26 октября 2011 г. N 547-пп/11 о территориальной...
Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий...
Организация медицинской помощи населению на основе государственных минимальных iconПостановление От 22 октября 2012 г. N 1074 о программе государственных...
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской...
Организация медицинской помощи населению на основе государственных минимальных iconПриказ Минздрава России от 12. 11. 2012 n 907н Порядок оказания медицинской...
Закон n 323-фз с 1 января 2013 года медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской...
Организация медицинской помощи населению на основе государственных минимальных iconЭкзаменационные вопросы Развитие травматологии в России
Организация травматологической помощи в Кировской области. Стандарты и порядки оказания медицинской помощи в лпу
Организация медицинской помощи населению на основе государственных минимальных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оказание медицинской помощи обучающемуся детскому населению и подросткам в целях предупреждения и снижения заболеваемости
Организация медицинской помощи населению на основе государственных минимальных iconОрганизация ортодонтической помощи населению, врачебная этика и деонтология
По штатному нормативу на 1 должность врача ортодонта положено а 5 ставки зубного техника


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск