Скачать 0.64 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Общеюридический факультет КОНФЛИКТОЛОГИЯ Учебно-методические материалы для студентов дневного отделения общеюридического факультета Специальность 030501.65 Юриспруденция Барнаул 2007 ББК 60.5 К – 64 Конфликтология: учебно-методические материалы. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2007. – 49 с. Учебно-методические материалы по курсу «Конфликтология» подготовлены профессором кафедры психологии, педагогики и управления в ОВД, подполковником милиции, доктором педагогических наук, доцентом Кузнецовой Л.В. В учебно-методические материалы включены основные учебные вопросы, рассматриваемые на семинарских занятиях, обширный список литературы, методические рекомендации. Для углубленного изучения основных вопросов учебного курса «Конфликтология» в процессе самостоятельной работы в учебно-методические материалы включены: тесты, ситуационные задачи, тематика рефератов и сообщений. Рекомендованы к использованию в учебном процессе на заседании методического совета от «____» _______________2007 г. Протокол №______ © Барнаульский юридический институт МВД России, 2007 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Конфликтология – это наука, позволяющая определить конфликтную ситуацию, определить ее участников и с помощью ряда методов предотвратить ее перерастание в конфликт. Современное общество ставит человека постоянно в ситуацию разрешения или участия в конфликтоной ситуации: в быту, на улице, на службе. Современный специалист, руководитель должен не просто уметь предотвратить его, но, и это основное, не допустить его. В изучении курса «Конфликтология» важное место отводится семинарским занятиям, цель которых проверка, углубление и закрепление теоретических знаний по предмету, выработка навыков устного и письменного изложения учебного материала. Основные методы проведения семинарских занятий – это беседа по заранее подготовленным вопросам, дискуссия, выступления с докладами и сообщениями по определенной теме, решение ситуационных задач, тестирование. Одним из главных принципов подготовки специалистов для работы в современных условиях является взаимосвязь теории с практикой, поэтому важное место при изучении курса «Конфликтология» отводится ситуационным задачам, деловым играм, в процессе которых курсанты осваивают практические навыки разрешения конфликтов. При проведении семинарских занятий используются такие методы как анализ конкретных ситуаций, возникающих в процессе общения или практической деятельности, приобретение навыков управления конфликтными ситуациями: внутриличностными, межличностными, групповыми и т.п. При подготовке к семинарскому занятию студентам необходимо изучить материал лекции, рекомендованную литературу по теме, законспектировать основные положения. Литература по каждой теме указана в планах семинарских занятий. При возникновении трудностей в ходе подготовки к семинарскому занятию или подготовке сообщения студентов могут получить консультацию у преподавателя. Для самостоятельного освоения темы предусмотрен достаточный список основной и дополнительной литературы, тематика рефератов и сообщений, ситуационные задачи, контрольные тесты по каждой теме, направленные на более глубокое и самостоятельное изучение темы. Изучение литературы по проблеме следует начинать с основных работ по конфликтологии, переходя затем к частным разработкам. При их изучении целесообразно конспектирование в тетради или составление выписок на отдельных листах. Такая технология позволит вам значительно быстрее находить, обрабатывать и хранить имеющуюся информацию. Собрав материал по теме можно приступать к продумыванию учебных вопросов семинарского занятия. Выписка из тематического плана по курсу «Конфликтология» специальность – 030501.65 Юриспруденция
Тема № 1. «Введение в конфликтологию» (самостоятельно) План:
Литература:
Задания для самостоятельной работы Тест для самоконтроля к теме 1 «Введение в конфликтологию». Выберите вариант правильного ответа в каждом из 7 вопросов:
а) в конце Х1Х века; б) в начале ХХ века; в) в зо-е годы ХХ века; г) в конце 50-х годов Х1Х века; д) в 70-е годы ХХ века. 2. Становление конфликтологической практики происходит: а) в конце Х1Х века; б) в 70- е годы ХХ века; в) в начале 50-х годов ХХ века; г) в 30-е годы ХХ века; д) в 80-е годы ХХ века. 3. Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами: а) К. Маркса и Ф. Энгельса, О. Конта; б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, З. Фрейда; в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа; г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотт; д) Р. Фишера, У. Юрии, К. Томоса. 4. Гарвардский метод «принципиальных переговоров» разработали: а) Д. Скотт и Ш. и Г. Боуэр; б) К. Томас и Р. Киллмен; в) М. Шериф и Д. Рапопорт; г) В. Линкольн и Л. Томпсон; д) Р. Фишер и У. Юрии. 5. Первые учебные заведения по подготовке специалистов-медиаторов появились: а) в США (70-80-х годах); б) в США (60-х годах); в) в Германии (70-х годах); г) В Австралии (80-х годах); д) в России (конец 80-х годов). 6. Предметом конфликтологии являются: а) конфликты; б) закономерности и механизмы возникновения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими; в) любые столкновения; г) механизмы поведения личности в конфликте и технологии переговорного процесса по разрешению конфликтов; д) законы противоборства субъектов социального взаимодействия. 7. Какой из приведенных методов относится к группе методов управления конфликтами: а) социологический метод; б) метод тестирования; в) метод картографии; г) метод наблюдения; д) метод эксперимента. Тема № 2. Характеристика конфликта как социального явления Семинарское занятие – 2 ч. План:
Литература:
Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.). Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборство между ними. Задания для самостоятельной работы Тематика сообщений:
Вопросы для самоконтроля:
Тест для самоконтроля к теме № 2 «Характеристика конфликта как социального явления». Выберите вариант правильного ответа в каждом из 9 вопросов.
а) борьба мнений; б) спор, дискуссия по острой проблеме; в) противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений; г) соперничество, направленное на достижение победы в споре; д) столкновение противоположных позиций. 2. Противоборство – это: а) открытое высказывание несогласия по какому-либо вопросу; б) столкновение интересов; в) нанесение взаимного ущерба; г) борьба мнений; д) соперничество по поводу какого-либо предмета. 3. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются: а) наличие у них противоположных суждений или мотивов и желание хотя-бы одного из них одержать победу над другими; б) наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними; в) наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций; г) наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях; д) наличие противоположных интересов у каждого из них и отсутствие возможностей по их реализации. 4. Конфликтная ситуация – это: а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия; б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними; в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений; г) причина конфликта; д) этап развития конфликта. 5. Причина конфликта – это: а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия; б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт; в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его; г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними; д) то, из-за чего возникает конфликт. 6. То, из-за чего возникает конфликт – это: а) мотивы конфликта; б) позиции конфликтующих сторон; в) предмет конфликта; г) стороны конфликта; д) образ конфликтной ситуации. 7. Образ конфликтной ситуации – это: а) то, из-за чего возникает конфликт; б) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия предмета конфликта; в) истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъект социального взаимодействия к конфликту; г) то, о чем заявляют друг другу конфликтующие стороны; д) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия целей конфликта. 8. Инцидент – это: а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта; б) истинная причина конфликта; в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними; г) то, из-за чего возникает конфликт; д) необходимое условие конфликта. 9. Стороны конфликта – это: а) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих; б) только субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта; в) конкретные личности, находящиеся в состоянии конфликта; г) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта, и посредник (медиатор); д) конфликтующие стороны в переговорном процессе по разрешению конфликта. |
Барнаульский юридический институт общеюридический факультет кафедра уголовного процесса Процессуальные проблемы предварительного расследования: методические материалы для подготовки к семинарским, практическим занятиям... | Барнаульский юридический институт Административно-процессуальное право: Планы семинарских и практических занятий для высшего профессионального образования мвд россии.... | ||
Министерство внутренних дел российской федерации барнаульский юридический... Охватывают внутреннюю структуру | Пояснительная записка Курс «Проблемы ответственности за корыстные и насильственные преступления» Специальность 030501. 65 Юриспруденция. Специализация уголовно-правовая. – Барнаул: Барнаульский юридический институт мвд рф, 2009.... | ||
Министерство внутренних дел российской федерации барнаульский юридический... О проведении регионального этапа всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... П 31 Петухов Е. Н. Досудебное производство по уголовным делам, связанным с преступлениями в финансово-кредитной сфере: Монография.... | ||
Программа по специальности 030501. 65, 030501. 62 Юриспруденция Концепции современного естествознания: Методические рекомендации и планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета... | Планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета... Культурология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с | ||
Программа по специальности 030501. 65 Юриспруденция и направлению... Концепции современного естествознания: Методические рекомендации и планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета... | Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования... К. 14 Социология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с | ||
Планы семинарских занятий специальность 030501. 65 Юриспруденция... Актуальные проблемы местного самоуправления: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул:... | Планы семинарских занятий по специальности 030501. 65 Юриспруденция... Избирательное право и процесс: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский... | ||
Планы семинарских занятий Специальность 030501. 65 Юриспруденция Барнаул 2006 Международное право: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский юридический... | Планы семинарских занятий Специальность 030500. 62 Бакалавр юриспруденции Барнаул 2007 Международное право: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский юридический... | ||
Общеюридический факультет рынок ценных бумаг Рынок ценных бумаг: планы семинарских и практических занятий для студентов общеюридического факультета Барнаульского юридического... | Путей сообщения (миит) юридический институт Зеленков М. Ю. Современный терроризм и антитеррористическая деятельность на железнодорожном транспорте: правовой аспект. Ч. II. Характеристика... |