Барнаульский юридический институт





НазваниеБарнаульский юридический институт
страница1/5
Дата публикации18.12.2014
Размер0.64 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Общеюридический факультет

КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Учебно-методические материалы

для студентов дневного отделения общеюридического факультета

Специальность 030501.65 Юриспруденция

Барнаул 2007
ББК 60.5

К – 64

Конфликтология: учебно-методические материалы. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2007. – 49 с.
Учебно-методические материалы по курсу «Конфликтология» подготовлены профессором кафедры психологии, педагогики и управления в ОВД, подполковником милиции, доктором педагогических наук, доцентом Кузнецовой Л.В.
В учебно-методические материалы включены основные учебные вопросы, рассматриваемые на семинарских занятиях, обширный список литературы, методические рекомендации. Для углубленного изучения основных вопросов учебного курса «Конфликтология» в процессе самостоятельной работы в учебно-методические материалы включены: тесты, ситуационные задачи, тематика рефератов и сообщений.


Рекомендованы к использованию в учебном процессе на заседании методического совета от «____» _______________2007 г. Протокол №______


© Барнаульский юридический институт МВД России, 2007

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Конфликтология – это наука, позволяющая определить конфликтную ситуацию, определить ее участников и с помощью ряда методов предотвратить ее перерастание в конфликт. Современное общество ставит человека постоянно в ситуацию разрешения или участия в конфликтоной ситуации: в быту, на улице, на службе. Современный специалист, руководитель должен не просто уметь предотвратить его, но, и это основное, не допустить его.

В изучении курса «Конфликтология» важное место отводится семинарским занятиям, цель которых проверка, углубление и закрепление теоретических знаний по предмету, выработка навыков устного и письменного изложения учебного материала. Основные методы проведения семинарских занятий – это беседа по заранее подготовленным вопросам, дискуссия, выступления с докладами и сообщениями по определенной теме, решение ситуационных задач, тестирование.

Одним из главных принципов подготовки специалистов для работы в современных условиях является взаимосвязь теории с практикой, поэтому важное место при изучении курса «Конфликтология» отводится ситуационным задачам, деловым играм, в процессе которых курсанты осваивают практические навыки разрешения конфликтов. При проведении семинарских занятий используются такие методы как анализ конкретных ситуаций, возникающих в процессе общения или практической деятельности, приобретение навыков управления конфликтными ситуациями: внутриличностными, межличностными, групповыми и т.п.

При подготовке к семинарскому занятию студентам необходимо изучить материал лекции, рекомендованную литературу по теме, законспектировать основные положения. Литература по каждой теме указана в планах семинарских занятий. При возникновении трудностей в ходе подготовки к семинарскому занятию или подготовке сообщения студентов могут получить консультацию у преподавателя.

Для самостоятельного освоения темы предусмотрен достаточный список основной и дополнительной литературы, тематика рефератов и сообщений, ситуационные задачи, контрольные тесты по каждой теме, направленные на более глубокое и самостоятельное изучение темы. Изучение литературы по проблеме следует начинать с основных работ по конфликтологии, переходя затем к частным разработкам. При их изучении целесообразно конспектирование в тетради или составление выписок на отдельных листах. Такая технология позволит вам значительно быстрее находить, обрабатывать и хранить имеющуюся информацию. Собрав материал по теме можно приступать к продумыванию учебных вопросов семинарского занятия.

Выписка из тематического плана

по курсу «Конфликтология»

специальность – 030501.65 Юриспруденция



№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов по видам занятий

Виды использ. ТСО, наглядных пособий, телевидения, кино.

Наименование дисц. и номера тем, которые должны быть изучены до данной темы

Примечание

Л.

СЗ

ПЗ

С/Р

1.

Введение в конфликтологию

4

2







2




Психология, т.1,2




2.

Характеристика конфликта как социального явления

4

2

2




4

МПП







3.

Анализ и диагностика конфликта

4

2

2




4




Психология

Т.4.




4.

Технологии управления конфликтами

4

2

2




4










5.

Переговорный процесс

6

4

2




6

Слайды







6.

Внутриличностные конфликты

4

2

2




6










7.

Межличностные конфликты

6

4

2




6

МПП







8.

Семейные конфликты

4

2

2




6










9.

Групповые конфликты

6

4

2




4

Слайды







10.

Конфликты в организации

4

2

2




4










11.

Конфликты в обществе

4

2

2




2










12.

Глобальные и региональные конфликты

2

2







2













Зачет




























Всего часов:

100

30

20




50











Тема № 1. «Введение в конфликтологию» (самостоятельно)
План:


  1. Исторические условия возникновения конфликтологии

  2. Эволюция конфликтологических взглядов в истории философско-социологической мысли.

  3. Особенности развития конфликтологии в России.

  4. Теоретико-методологические основы конфликтологии.


Литература:


  1. Вагин, И.О. Вожак, или лидер в России / И.О. Вагин. – М.: АСТ: М Астрель: М Транзиткнига, 2005. – 363 с.

  2. Клементьев, С.В. Теории поведения личности в конфликте: лекция /С.В. Клементьев. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2003. – 20 с.

  3. Конфликтология: учебник / А.Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 302 с.

  4. Конфликтология: учебно-методический комплекс /Авт.-сост. Г.Л. Воронин, С.В. Климентьева. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2003. – 107 с.

  5. Липницкий, А.В. Конфликтология: учебно-наглядное пособие /А.В. Липницкий. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. 80 с.

  6. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – 2- е изд. доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2000. – 339 с.

  7. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: учебник /Под ред. В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 463 с.



Задания для самостоятельной работы
Тест для самоконтроля к теме 1 «Введение в конфликтологию».
Выберите вариант правильного ответа в каждом из 7 вопросов:


  1. Конфликтология как относительно самостоятельная теория возникла:

а) в конце Х1Х века;

б) в начале ХХ века;

в) в зо-е годы ХХ века;

г) в конце 50-х годов Х1Х века;

д) в 70-е годы ХХ века.
2. Становление конфликтологической практики происходит:

а) в конце Х1Х века;

б) в 70- е годы ХХ века;

в) в начале 50-х годов ХХ века;

г) в 30-е годы ХХ века;

д) в 80-е годы ХХ века.
3. Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами:

а) К. Маркса и Ф. Энгельса, О. Конта;

б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, З. Фрейда;

в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа;

г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотт;

д) Р. Фишера, У. Юрии, К. Томоса.
4. Гарвардский метод «принципиальных переговоров» разработали:

а) Д. Скотт и Ш. и Г. Боуэр;

б) К. Томас и Р. Киллмен;

в) М. Шериф и Д. Рапопорт;

г) В. Линкольн и Л. Томпсон;

д) Р. Фишер и У. Юрии.
5. Первые учебные заведения по подготовке специалистов-медиаторов появились:

а) в США (70-80-х годах);

б) в США (60-х годах);

в) в Германии (70-х годах);

г) В Австралии (80-х годах);

д) в России (конец 80-х годов).
6. Предметом конфликтологии являются:

а) конфликты;

б) закономерности и механизмы возникновения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими;

в) любые столкновения;

г) механизмы поведения личности в конфликте и технологии переговорного процесса по разрешению конфликтов;

д) законы противоборства субъектов социального взаимодействия.
7. Какой из приведенных методов относится к группе методов управления конфликтами:

а) социологический метод;

б) метод тестирования;

в) метод картографии;

г) метод наблюдения;

д) метод эксперимента.

Тема № 2. Характеристика конфликта как социального явления
Семинарское занятие – 2 ч.
План:


  1. Понятие конфликта, его сущность и структура.

  2. Субъекты конфликта и их характеристика.

  3. Классификация конфликтов и причины конфликтов.

  4. Динамика конфликта.


Литература:


  1. Вагин, И.О. Вожак, или лидер в России / И.О. Вагин. – М.: АСТ: М Астрель: М Транзиткнига, 2005. – 363 с.

  2. Клементьев, С.В. Теории поведения личности в конфликте: лекция /С.В. Клементьев. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2003. – 20 с.

  3. Конфликтология: учебник / А.Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 302 с.

  4. Конфликтология: учебно-методический комплекс /Авт.-сост. Г.Л. Воронин, С.В. Климентьева. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2003. – 107 с.

  5. Липницкий, А.В. Конфликтология: учебно-наглядное пособие /А.В. Липницкий. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. - 80 с.

  6. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – 2- е изд. доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2000. – 339 с.

  7. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: учебник /Под ред. В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 463 с.



Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.).

Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборство между ними.

Задания для самостоятельной работы
Тематика сообщений:


  1. Теория психоанализа Зигмунда Фрейда.

  2. Школа аналитической психологии К. Юнга.

  3. Теория трансактного анализа Э. Берна.

  4. Развитие конфликтологических идей в философской мысли Древнего Востока.

  5. Эволюция конфликтологических идей в античной философии.


Вопросы для самоконтроля:


  1. Что такое конфликт?

  2. Что является предметом конфликтологии?

  3. Из каких элементов состоит структура конфликта?

  4. Какие виды конфликтов Вы знаете?

  5. Назовите способы и стадии развития конфликта.

  6. Изобразите графически структуру конфликта.

  7. Дайте определение понятий: «конфликтная ситуация», «инцидент».

  8. Перечислите методы конфликтологии.

  9. Перечислите основные принципы исследования конфликтов.


Тест для самоконтроля к теме № 2 «Характеристика конфликта как социального явления».
Выберите вариант правильного ответа в каждом из 9 вопросов.


  1. Конфликт – это:

а) борьба мнений;

б) спор, дискуссия по острой проблеме;

в) противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений;

г) соперничество, направленное на достижение победы в споре;

д) столкновение противоположных позиций.
2. Противоборство – это:

а) открытое высказывание несогласия по какому-либо вопросу;

б) столкновение интересов;

в) нанесение взаимного ущерба;

г) борьба мнений;

д) соперничество по поводу какого-либо предмета.
3. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются:

а) наличие у них противоположных суждений или мотивов и желание хотя-бы одного из них одержать победу над другими;

б) наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними;

в) наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций;

г) наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях;

д) наличие противоположных интересов у каждого из них и отсутствие возможностей по их реализации.
4. Конфликтная ситуация – это:

а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;

б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;

в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений;

г) причина конфликта;

д) этап развития конфликта.
5. Причина конфликта – это:

а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;

б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;

в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;

г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;

д) то, из-за чего возникает конфликт.
6. То, из-за чего возникает конфликт – это:

а) мотивы конфликта;

б) позиции конфликтующих сторон;

в) предмет конфликта;

г) стороны конфликта;

д) образ конфликтной ситуации.
7. Образ конфликтной ситуации – это:

а) то, из-за чего возникает конфликт;

б) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия предмета конфликта;

в) истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъект социального взаимодействия к конфликту;

г) то, о чем заявляют друг другу конфликтующие стороны;

д) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия целей конфликта.
8. Инцидент – это:

а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта;

б) истинная причина конфликта;

в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;

г) то, из-за чего возникает конфликт;

д) необходимое условие конфликта.
9. Стороны конфликта – это:

а) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих;

б) только субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта;

в) конкретные личности, находящиеся в состоянии конфликта;

г) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта, и посредник (медиатор);

д) конфликтующие стороны в переговорном процессе по разрешению конфликта.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Барнаульский юридический институт iconБарнаульский юридический институт общеюридический факультет кафедра уголовного процесса
Процессуальные проблемы предварительного расследования: методические материалы для подготовки к семинарским, практическим занятиям...
Барнаульский юридический институт iconБарнаульский юридический институт
Административно-процессуальное право: Планы семинарских и практических занятий для высшего профессионального образования мвд россии....
Барнаульский юридический институт iconМинистерство внутренних дел российской федерации барнаульский юридический...
Охватывают внутреннюю структуру
Барнаульский юридический институт iconПояснительная записка Курс «Проблемы ответственности за корыстные и насильственные преступления»
Специальность 030501. 65 Юриспруденция. Специализация уголовно-правовая. – Барнаул: Барнаульский юридический институт мвд рф, 2009....
Барнаульский юридический институт iconМинистерство внутренних дел российской федерации барнаульский юридический...
О проведении регионального этапа всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»
Барнаульский юридический институт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
П 31 Петухов Е. Н. Досудебное производство по уголовным делам, связанным с преступлениями в финансово-кредитной сфере: Монография....
Барнаульский юридический институт iconПрограмма по специальности 030501. 65, 030501. 62 Юриспруденция
Концепции современного естествознания: Методические рекомендации и планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета...
Барнаульский юридический институт iconПланы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета...
Культурология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с
Барнаульский юридический институт iconПрограмма по специальности 030501. 65 Юриспруденция и направлению...
Концепции современного естествознания: Методические рекомендации и планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета...
Барнаульский юридический институт iconПланы семинарских занятий для высшего профессионального образования...
К. 14 Социология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с
Барнаульский юридический институт iconПланы семинарских занятий специальность 030501. 65 Юриспруденция...
Актуальные проблемы местного самоуправления: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул:...
Барнаульский юридический институт iconПланы семинарских занятий по специальности 030501. 65 Юриспруденция...
Избирательное право и процесс: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский...
Барнаульский юридический институт iconПланы семинарских занятий Специальность 030501. 65 Юриспруденция Барнаул 2006
Международное право: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский юридический...
Барнаульский юридический институт iconПланы семинарских занятий Специальность 030500. 62 Бакалавр юриспруденции Барнаул 2007
Международное право: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский юридический...
Барнаульский юридический институт iconОбщеюридический факультет рынок ценных бумаг
Рынок ценных бумаг: планы семинарских и практических занятий для студентов общеюридического факультета Барнаульского юридического...
Барнаульский юридический институт iconПутей сообщения (миит) юридический институт
Зеленков М. Ю. Современный терроризм и антитеррористическая деятельность на железнодорожном транспорте: правовой аспект. Ч. II. Характеристика...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск