Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества





Скачать 322.69 Kb.
НазваниеСоциальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества
страница1/3
Дата публикации20.12.2014
Размер322.69 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

СУХАНОВА Ксения Леонидовна

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА





Специальность: 22.00.04 – Социальная структура,
социальные институты и процессы


Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата социологических наук

Москва – 2010

Работа выполнена на кафедре истории и теории социологии cоциологического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.


Научный руководитель:

доктор социологических наук, профессор

Осипова Надежда Геннадиевна

Официальные оппоненты:

доктор философских наук,
профессор Орлова Ирина Викторовна




кандидат социологических наук

доцент Быканова Маргарита Леонидовна

Ведущая организация:

Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, кафедра проблем развития современного общества


Защита состоится «28» мая 2010 г. в 14.00 часов
на заседании Диссертационного совета по социологическим наукам (Д.501.001.01) при Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова, по адресу: 119991, Москва, Ленинские горы, МГУ, 3-й учебный корпус, социологический факультет, ауд. 408.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отдела диссертаций в Фундаментальной библиотеке МГУ им. М.В.Ломоносова по адресу: г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27 (сектор «А», 8 этаж, к. 812).
Автореферат размещен на сайте социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.socio.msu.ru/ 26 апреля 2010 г.

Автореферат разослан «26 »апреля 2010 г.


Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат социологических наук, доцент

Е.Е. Микеладзе

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования

Среди основных тенденций развития современного общества одно из главных мест занимают те, которые связаны с переходом ряда функций, традиционно реализуемых социальным государством, к крупному бизнесу. Особенно явственно эти тенденции прослеживаются с начала 1990-х годов. С одной стороны, общество в экономически развитых странах стало предъявлять более высокие требования к социальной ответственности корпораций. С другой стороны, и сами представители бизнеса пришли к необходимости признания и выполнения этих требований. В силу ряда объективных условий, определивших состояние современного общества, социальная ответственность бизнеса стала одним из факторов конкурентоспособности компании.

Особое значение приобретает социальная ответственность бизнеса в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Если в период экономического подъема многие компании рассматривали социально ответственную политику как экономически выгодный способ инвестирования в собственный имидж, то в новых условиях чисто экономическая эффективность такого инвестирования становится, как минимум, сомнительной. Это выдвигает на первый план социальные аспекты ответственности бизнеса перед обществом.

Актуальность разработки концепции социально ответственного бизнеса резко возрастает в условиях мирового экономического кризиса, когда одной из доминирующих тенденций развития производства становится тенденция массовой реструктуризации предприятий, которая в полной мере проявились и в российской экономике. Глобализация лишила отечественных производителей надежды защититься от мировой конкуренции национальными границами. Для того, чтобы выжить в современных условиях, они были вынуждены либо трансформироваться в компании международного класса, либо сворачивать производственные мощности и выводить финансовые активы.

Этим процессам сопутствуют серьезные социальные риски, а именно: в условиях кризиса, сопровождающегося повсеместным снижением объемов производства, сокращением производственных мощностей, закрытием предприятий, задача снижения возникающих социальных рисков приобретает особую актуальность. Решение этой задачи возможно лишь в условиях социально ответственного бизнеса. Вот почему сегодня как никогда прежде оказались востребованными как накопленный за предыдущие годы опыт социально-ответственной модернизации, так и лежащий в основе этого опыта концептуально-теоретический аппарат социально ответственного бизнеса.

В индустриально развитых странах мира идея социально ответственного бизнеса широко распространена в общественном сознании. На протяжении ряда лет накапливались и развивались технологии, обеспечивающие успешную реализацию проектов и программ социально ответственного бизнеса, вырабатывались стандарты и критерии оценки социальной ответственности компании, возникли различные формы институционализации соответствующих социальных практик. Накопленный идейный багаж и практический опыт социально ответственного ведения бизнеса сегодня требуют теоретического социологического осмысления.

Таким образом, актуальность темы предпринимаемого исследования обусловлена следующими моментами:

а) резким повышением значимости социальной ответственности бизнеса в современном обществе на протяжении последних десятилетий и, особенно, в новых условиях начавшегося мирового финансово-экономического кризиса;

б) активным развитием социальных практик, реализующих концепцию социально ответственного бизнеса, их институционализации в ходе глобализации;

в) ускорением структурных изменений во всех отраслях российской экономики и необходимостью социологического исследования связанных с этим модернизационных процессов в российском обществе.

Степень разработанности темы

Вопросы изучения социально ответственного бизнеса рассматриваются в работах ряда современных отечественных авторов. Так, Д.Вышегородский намечает основные перспективы развития корпоративной социальной ответственности в России1, К.Гришпун исследует проблему социально ответственной реструктуризации предприятий в контексте теории управления2. В.И. Грушенко, Л.В.Фомиченкова, Т.В. Халдеев затрагивают вопросы социальной ответственности в рамках общей концепции управления предприятием в условиях экономического кризиса3. В работах Ю.Н.Гусева 4, Ю.А.Жучкова5, С.В.Ивченко и М.И.Либоракиной6, А.В.Корчагина7, Л.Н.Овчаровой8, С.Перегудова9, Е.В.Родионовой10, К.А.Руденко11, С.Симпсон и С.В.Туркина12, И.В.Сотникова13 описываются различные аспекты, связанные главным образом с выявлением особенностей формирования идеологии социально ответственного бизнеса в России и развития в нашей стране соответствующих социальных практик.

В то же время анализ существующей научной литературы по теме исследования вынуждает сделать вывод о том, что, несмотря на наличие значительного числа источников, по-прежнему существует объективная потребность в дальнейшей всесторонней и углубленной научной разработке проблем социально ответственного бизнеса. Признавая высокую научную ценность исследований, осуществленных перечисленными авторами, вместе с тем необходимо отметить, что, выводы и положения, содержащиеся в их трудах, требуют дальнейшего развития, как в теоретическом, так и в практическом аспектах в свете происшедших изменений в социальных практиках бизнеса, особенно в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

При наличии обширного массива зарубежной литературы, посвященной социально-ответственному бизнесу и изучению социально-ответственных стратегий фирмы, социологические подходы в ней представлены слабо. Часть этих работ зарубежных исследователей носит дискуссионный характер.

Другая, несравненно более значительная в количественном отношении и важная по теоретической значимости часть работ – это труды специалистов в области экономики и бизнеса, имеющие целью отчасти пропаганду ценностей и принципов социальной ответственности бизнеса, а отчасти - разработку и распространение соответствующих организационных методик. Примерами подобных трудов, сочетающих в себе серьезность подхода с популярностью изложения могут служить такие книги, как «Корпоративная социальная ответственность…»14 Филипа Котлера и Нэнси Ли; «Этика и корпоративная социальная ответственность: Почему падают гиганты» Рональда Р.Симса15. Так, в переведенной на русский язык работе Э.Гриффина представлены методики управления репутационными рисками16.

В последние годы, в связи с глобализацией социальной ответственности бизнеса появились фундаментальные труды, описывающие практику корпоративной социальной ответственности в разных странах мира. Это, например, работа С.О.Айдоу и В.Л.Филхо «Мировая корпоративная ответственность»17, Л.Зу «Корпоративная социальная ответственность)18; Р. ван Тулдера и А. ван дер Зуарта «Международное бизнес-сообщество менеджмента: Соединяя корпоративную ответственность и глобализацию»19, глобальные аспекты корпоративной социальной ответственности раскрываются в книге М.Хопкинса20. Наряду с монографиями существует множество статей, посвященных конкретным сторонам корпоративной социальной ответственности. Так, в статье специалистов из Гарварда К.Леттса, У.Райана и А.Гроссмана «Благодетельный капитал: чему фонды могли бы поучиться у венчурных капиталистов?»21 и брошюре М.Портера и М. Крамера «Филантропия, новая повестка дня: создавая ценности»22 изложены основные принципы венчурной филантропии – сравнительно нового направления развития концепции социально ответственного бизнеса.

Таким образом, наиболее фундаментальные труды зарубежных исследователей по социально ответственному бизнесу имеют в основном экономическую направленность. Научной разработка социологических аспектов социально ответственного бизнеса находится на начальной стадии. Очевидна необходимость выявления объективных социальных предпосылок и причин становления социальной ответственности бизнеса как концепции и социальной практики; факторов, определяющих динамику ее распространения; перспектив ее дальнейшего развития, в том числе институционального; исследованием особенностей реализации этой социальной практики в конкретном социуме с учетом его специфических социально-политических, социально-экономических, социально-психологических и социокультурных характеристик.

Данные аспекты и предопределили цель и задачи предстоящего диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в изучении концепции социальной ответственности бизнеса и реализующих ее социальных практик в условиях модернизации российского общества и разработке путей реализации социальной ответственности бизнеса в современной России.

Задачи исследования

Указанная цель предопределила постановку следующих задач:

– выявить основные социальные предпосылки, факторы и вехи формирования концепции социально-ответственного бизнеса;

– исследовать взаимодействия различных подходов к концепции социально ответственного бизнеса в аспекте их теоретической и практической реализации;

– проанализировать основные направления институционализации социально-ответственного бизнеса;

– наметить пути формирования идеологии и практики социальной ответственности бизнеса в условиях модернизации российского общества.

Объектом диссертационного исследования является совокупность социальных практик, реализующих идеи и концепции социальной ответственности бизнеса.

Предметом диссертационного исследования являются социальные условия и перспективы практической реализации концепций социальной ответственности бизнеса в современной России.

Теоретико-методологическая основа исследования

Теоретическую основу диссертационного исследования составили следующие группы работ.

Первую группу составили труды, содержащие анализ общих тенденций социального и социально-экономического развития современного постиндустриального общества, в том числе таких авторов, как Д.Белл23, И.Кристолл24, М.Кастельс25, А. Турен26, Т. Левитт27, И.Масуда28, И.Ансофф29, Д.К.Гелбрейт30, И. Валлерстайн31 Теоретические положения, содержащиеся в этих трудах, легли в основу исследования социальных предпосылок возникновения идеи социально ответственного бизнеса в современном мире.

Ко второй группе относятся работы отечественных социологов, посвященные теоретической и практической разработке методологии социологического исследования опыта российских реформ - Б.М.Генкина32, Л.А.Гордона33, Т.И.Заславской34, Р.И.Капелюшникова35, В.В.Комаровского36, Т.М.Малеевой37 и др. Положения этих работ послужили теоретико-методологической основой исследования и оценки опыта социально-ответственного бизнеса в России.

В третью группу входят исследования, посвященные вопросам организационной структуры, управления организацией, управления трудовыми ресурсами. К ним относятся труды таких зарубежных авторов, как Р.Коуз38, Р. Оберт39, М.Хаммер и Дж. Чампи40, Ф. Тейлор41, Н. Том42, Ф.Ригер43 и др.

К четвертой относятся публикации, непосредственно посвященные идеологии и практике социально-ответственного бизнеса. В ее составе выделяются работы зарубежных авторов, среди которых имеются объемные труды обобщающего характера (о них уже сказано выше), и работы отечественных авторов – это, главным образом, небольшие статьи, преимущественно ознакомительного характера44, либо материалы различных форумов, посвященных проблемам социально ответственного бизнеса45.

Диссертационное исследование опирается на общенаучные принципы единства логического и исторического подходов в исследовании социальной структуры, социальных институтов и процессов; метод сравнительного анализа, позволяющий адекватно отразить наиболее специфические черты объекта изучения; метод контекстуального анализа источников, формально-логический анализ отдельных аспектов исследуемой проблемы..

Эмпирическую базу исследования составили результаты контент-анализа социального дискурса на материалах Интернет-версий СМИ.

Информационную базу исследования составили официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата)46, материалы исследований Фонда «Общественное мнение»47, фонда «Институт экономики города»48, Ассоциации менеджеров49, информационно-аналитические материалы Федерации независимых профсоюзов России50, Российского союза промышленников и предпринимателей51, исследовательских фирм «Конференс Боард» (Conference Board)52, Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)53, другие опубликованные материалы и результаты социологических исследований.

Особое место среди источников исследования занимают официальные документы общественных и международных организаций, отражающие содержание основных концепций социальной ответственности бизнеса и подходов к их практической реализации, а также объективное положение дел в сфере социально-ответственной реструктуризации предприятий, в том числе в нашей стране. В частности, в ходе разработки научно-практических рекомендаций по разработке и реализации программ социально ответственного бизнеса учитывались положения Методики социально-ответственного реструктурирования предприятий, подготовленной Федеральной службой РФ по труду и занятости54.

Научная новизна исследования определяется, в первую очередь, тем, что впервые предметом диссертационного исследования становятся социальные условия и перспективы реализации концепции социальной ответственности бизнеса в современной России.

Кроме того, научная новизна настоящей работы связана со следующими результатами, полученными автором в ходе исследования:

– выявлены исторические предпосылки и причины формирования концепции социально ответственного бизнеса,

– исследованы пути институционализации концепции социально-ответственного бизнеса в условиях современного общества;

– определен механизм самоподтверждения теории социальных инвестиций, в основе которого лежит институционализация социальной ответственности бизнеса;

– описаны содержательные, структурные и институциональные отличия российской модели социально ответственного бизнеса от западной модели;

– обоснована необходимость развития и совершенствования модели социального партнерства между бизнесом и властью в России, основанная на гибких формах взаимодействия, выходящего за рамки простой координации при сохранении инициативной роли государства.

Основные теоретические положения, выносимые на защиту

1. Социальными предпосылками формирования и распространения концепции социально ответственного бизнеса послужили такие тенденции постиндустриального общества, как ускорение процесса организационных изменений в сфере производства и усиление консьюмеристских ожиданий в сфере общественного сознания.

2. Непосредственной причиной оформления концепции социальной ответственности бизнеса в конце 1970-х – начале 1980-х гг. послужил кризис социального государства как государства всеобщего благосостояния и общее ослабление позиций государства в социальной сфере.

3. Институционализация социальной ответственности бизнеса в современном мире превращает ее в инструмент глобализации. Компании, отказывающиеся следовать ее принципам, исключаются из глобальной системы экономических взаимодействий, а их конкурентные возможности существенно снижаются.

4. Основными факторами, определяющими специфичность формирования социально ответственных практик в России являются: 1) прочность социальных ожиданий населения по отношению к государству; 2) несформированность общественного запроса на социальную ответственность бизнеса; 3) высокая степень объективной зависимости бизнеса от государства и местных органов власти.

5. Концепция социально ответственного бизнеса в нашей стране пока еще в недостаточной степени проявляет присущие ей консолидирующие и глобализирующие функции, не служит объединяющим началом для представителей всех уровней отечественного бизнеса. Социальная ответственность российского бизнеса имеет во многом «этатистскую» природу. Главным «локомотивом» в реализации программ социально ответственного бизнеса выступает государство и местные органы власти.

6. В основе деятельности российских предприятий в современных условиях должны лежать не только западные модели социально ответственного бизнеса, но и принцип синергетического взаимодействия бизнеса с государственной и муниципальной властью, отражающий специфику российской социально-экономической среды и управленческих традиций.

Теоретическое и практическое значение диссертации определяется научной ценностью и новизной перечисленных результатов. Содержание диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения отдельных аспектов социальной ответственности бизнеса, при разработке планов социального развития бизнес-структур, формировании управленческих методик взаимодействия бизнес-структур с органами власти и общественностью.

Основные результаты данного исследования могут быть использованы в педагогической практике, при чтении курсов по истории и теории социологии, экономической социологии, социологии управления.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации были обсуждены на кафедре истории и теории социологии социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Отдельные положения диссертации нашли отражение в докладах автора на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2003», «Ломоносов-2004», «Ломоносов-2005», «Ломоносов-2008», а также в публикациях автора по теме исследования.

Структура диссертационной работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества iconУчебно-методический комплекс по дисциплине корпоративная социальная ответственность
Целью изучения дисциплины “Корпоративная социальная ответственность” является формирование у бакалавров в будущей профессиональной...
Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества iconРеализация модернизации Российского образования в условиях муниципальной...
Социально-экономические преобразования, характерные для России последних десятилетий, резко изменили экономические и ценностные ориентиры...
Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества iconАлексей Костин, Исполнительный директор некоммерческого партнерства...
Исполнительный директор некоммерческого партнерства «Корпоративная социальная ответственность – Русский Центр»
Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества iconВолков Юрий ээ-112
Основные этические требования культурного бизнеса. Бизнес и социальная ответственность
Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества iconПовышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации...
В. П. Тихонова» в 2007/2008 учебном году работает над темой: «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации...
Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества iconМолодежная субкультура как способ социализации молодежи в условиях...
Защита состоится «23» декабря 2009 г в 13. 00 на заседании диссертационного совета д 212. 208. 01 по философским и социологическим...
Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества iconТемы для контрольных работ по дисциплине
Корпоративная социальная ответственность: сущность, значение в современных условиях
Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества iconПамятка для студентов по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»
Во 2 семестре изучение дисциплины «Корпоративная социальная ответственность (далее – ксо)» предусматривает рассмотрение следующих...
Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества iconПроблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях модернизации...
Ких ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд...
Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества iconСоциальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития отечественной экономики
...
Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества iconМетодические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине...
Для достижения учебных целей дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» студентам необходимо, наряду с другими видами...
Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества iconАналитическая записка по итогам Недели российского бизнеса-2013 Соглашения,...
Основания для разработки программы, да­та при­нятия ре­шения о раз­ра­бот­ке программы, да­та ут­верж­де­ния программы (реквизиты...
Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Стратегия инновационной деятельности учителей ая в условиях модернизации российского образования»
Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества iconПравовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности...

Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Качественное обучение и воспитание младших школьников в условиях модернизации российского образования
Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества iconРефератов по дисциплине «Социальная политика»
Проблема определения приоритетов в социальной политике на современном этапе развития российского общества


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск