Скачать 322.69 Kb.
|
На правах рукописи СУХАНОВА Ксения Леонидовна СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Специальность: 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук Москва – 2010 Работа выполнена на кафедре истории и теории социологии cоциологического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
Защита состоится «28» мая 2010 г. в 14.00 часов на заседании Диссертационного совета по социологическим наукам (Д.501.001.01) при Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова, по адресу: 119991, Москва, Ленинские горы, МГУ, 3-й учебный корпус, социологический факультет, ауд. 408. С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отдела диссертаций в Фундаментальной библиотеке МГУ им. М.В.Ломоносова по адресу: г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27 (сектор «А», 8 этаж, к. 812). Автореферат размещен на сайте социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.socio.msu.ru/ 26 апреля 2010 г. Автореферат разослан «26 »апреля 2010 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования Среди основных тенденций развития современного общества одно из главных мест занимают те, которые связаны с переходом ряда функций, традиционно реализуемых социальным государством, к крупному бизнесу. Особенно явственно эти тенденции прослеживаются с начала 1990-х годов. С одной стороны, общество в экономически развитых странах стало предъявлять более высокие требования к социальной ответственности корпораций. С другой стороны, и сами представители бизнеса пришли к необходимости признания и выполнения этих требований. В силу ряда объективных условий, определивших состояние современного общества, социальная ответственность бизнеса стала одним из факторов конкурентоспособности компании. Особое значение приобретает социальная ответственность бизнеса в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Если в период экономического подъема многие компании рассматривали социально ответственную политику как экономически выгодный способ инвестирования в собственный имидж, то в новых условиях чисто экономическая эффективность такого инвестирования становится, как минимум, сомнительной. Это выдвигает на первый план социальные аспекты ответственности бизнеса перед обществом. Актуальность разработки концепции социально ответственного бизнеса резко возрастает в условиях мирового экономического кризиса, когда одной из доминирующих тенденций развития производства становится тенденция массовой реструктуризации предприятий, которая в полной мере проявились и в российской экономике. Глобализация лишила отечественных производителей надежды защититься от мировой конкуренции национальными границами. Для того, чтобы выжить в современных условиях, они были вынуждены либо трансформироваться в компании международного класса, либо сворачивать производственные мощности и выводить финансовые активы. Этим процессам сопутствуют серьезные социальные риски, а именно: в условиях кризиса, сопровождающегося повсеместным снижением объемов производства, сокращением производственных мощностей, закрытием предприятий, задача снижения возникающих социальных рисков приобретает особую актуальность. Решение этой задачи возможно лишь в условиях социально ответственного бизнеса. Вот почему сегодня как никогда прежде оказались востребованными как накопленный за предыдущие годы опыт социально-ответственной модернизации, так и лежащий в основе этого опыта концептуально-теоретический аппарат социально ответственного бизнеса. В индустриально развитых странах мира идея социально ответственного бизнеса широко распространена в общественном сознании. На протяжении ряда лет накапливались и развивались технологии, обеспечивающие успешную реализацию проектов и программ социально ответственного бизнеса, вырабатывались стандарты и критерии оценки социальной ответственности компании, возникли различные формы институционализации соответствующих социальных практик. Накопленный идейный багаж и практический опыт социально ответственного ведения бизнеса сегодня требуют теоретического социологического осмысления. Таким образом, актуальность темы предпринимаемого исследования обусловлена следующими моментами: а) резким повышением значимости социальной ответственности бизнеса в современном обществе на протяжении последних десятилетий и, особенно, в новых условиях начавшегося мирового финансово-экономического кризиса; б) активным развитием социальных практик, реализующих концепцию социально ответственного бизнеса, их институционализации в ходе глобализации; в) ускорением структурных изменений во всех отраслях российской экономики и необходимостью социологического исследования связанных с этим модернизационных процессов в российском обществе. Степень разработанности темы Вопросы изучения социально ответственного бизнеса рассматриваются в работах ряда современных отечественных авторов. Так, Д.Вышегородский намечает основные перспективы развития корпоративной социальной ответственности в России1, К.Гришпун исследует проблему социально ответственной реструктуризации предприятий в контексте теории управления2. В.И. Грушенко, Л.В.Фомиченкова, Т.В. Халдеев затрагивают вопросы социальной ответственности в рамках общей концепции управления предприятием в условиях экономического кризиса3. В работах Ю.Н.Гусева 4, Ю.А.Жучкова5, С.В.Ивченко и М.И.Либоракиной6, А.В.Корчагина7, Л.Н.Овчаровой8, С.Перегудова9, Е.В.Родионовой10, К.А.Руденко11, С.Симпсон и С.В.Туркина12, И.В.Сотникова13 описываются различные аспекты, связанные главным образом с выявлением особенностей формирования идеологии социально ответственного бизнеса в России и развития в нашей стране соответствующих социальных практик. В то же время анализ существующей научной литературы по теме исследования вынуждает сделать вывод о том, что, несмотря на наличие значительного числа источников, по-прежнему существует объективная потребность в дальнейшей всесторонней и углубленной научной разработке проблем социально ответственного бизнеса. Признавая высокую научную ценность исследований, осуществленных перечисленными авторами, вместе с тем необходимо отметить, что, выводы и положения, содержащиеся в их трудах, требуют дальнейшего развития, как в теоретическом, так и в практическом аспектах в свете происшедших изменений в социальных практиках бизнеса, особенно в условиях мирового финансово-экономического кризиса. При наличии обширного массива зарубежной литературы, посвященной социально-ответственному бизнесу и изучению социально-ответственных стратегий фирмы, социологические подходы в ней представлены слабо. Часть этих работ зарубежных исследователей носит дискуссионный характер. Другая, несравненно более значительная в количественном отношении и важная по теоретической значимости часть работ – это труды специалистов в области экономики и бизнеса, имеющие целью отчасти пропаганду ценностей и принципов социальной ответственности бизнеса, а отчасти - разработку и распространение соответствующих организационных методик. Примерами подобных трудов, сочетающих в себе серьезность подхода с популярностью изложения могут служить такие книги, как «Корпоративная социальная ответственность…»14 Филипа Котлера и Нэнси Ли; «Этика и корпоративная социальная ответственность: Почему падают гиганты» Рональда Р.Симса15. Так, в переведенной на русский язык работе Э.Гриффина представлены методики управления репутационными рисками16. В последние годы, в связи с глобализацией социальной ответственности бизнеса появились фундаментальные труды, описывающие практику корпоративной социальной ответственности в разных странах мира. Это, например, работа С.О.Айдоу и В.Л.Филхо «Мировая корпоративная ответственность»17, Л.Зу «Корпоративная социальная ответственность)18; Р. ван Тулдера и А. ван дер Зуарта «Международное бизнес-сообщество менеджмента: Соединяя корпоративную ответственность и глобализацию»19, глобальные аспекты корпоративной социальной ответственности раскрываются в книге М.Хопкинса20. Наряду с монографиями существует множество статей, посвященных конкретным сторонам корпоративной социальной ответственности. Так, в статье специалистов из Гарварда К.Леттса, У.Райана и А.Гроссмана «Благодетельный капитал: чему фонды могли бы поучиться у венчурных капиталистов?»21 и брошюре М.Портера и М. Крамера «Филантропия, новая повестка дня: создавая ценности»22 изложены основные принципы венчурной филантропии – сравнительно нового направления развития концепции социально ответственного бизнеса. Таким образом, наиболее фундаментальные труды зарубежных исследователей по социально ответственному бизнесу имеют в основном экономическую направленность. Научной разработка социологических аспектов социально ответственного бизнеса находится на начальной стадии. Очевидна необходимость выявления объективных социальных предпосылок и причин становления социальной ответственности бизнеса как концепции и социальной практики; факторов, определяющих динамику ее распространения; перспектив ее дальнейшего развития, в том числе институционального; исследованием особенностей реализации этой социальной практики в конкретном социуме с учетом его специфических социально-политических, социально-экономических, социально-психологических и социокультурных характеристик. Данные аспекты и предопределили цель и задачи предстоящего диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования состоит в изучении концепции социальной ответственности бизнеса и реализующих ее социальных практик в условиях модернизации российского общества и разработке путей реализации социальной ответственности бизнеса в современной России. Задачи исследования Указанная цель предопределила постановку следующих задач: – выявить основные социальные предпосылки, факторы и вехи формирования концепции социально-ответственного бизнеса; – исследовать взаимодействия различных подходов к концепции социально ответственного бизнеса в аспекте их теоретической и практической реализации; – проанализировать основные направления институционализации социально-ответственного бизнеса; – наметить пути формирования идеологии и практики социальной ответственности бизнеса в условиях модернизации российского общества. Объектом диссертационного исследования является совокупность социальных практик, реализующих идеи и концепции социальной ответственности бизнеса. Предметом диссертационного исследования являются социальные условия и перспективы практической реализации концепций социальной ответственности бизнеса в современной России. Теоретико-методологическая основа исследования Теоретическую основу диссертационного исследования составили следующие группы работ. Первую группу составили труды, содержащие анализ общих тенденций социального и социально-экономического развития современного постиндустриального общества, в том числе таких авторов, как Д.Белл23, И.Кристолл24, М.Кастельс25, А. Турен26, Т. Левитт27, И.Масуда28, И.Ансофф29, Д.К.Гелбрейт30, И. Валлерстайн31 Теоретические положения, содержащиеся в этих трудах, легли в основу исследования социальных предпосылок возникновения идеи социально ответственного бизнеса в современном мире. Ко второй группе относятся работы отечественных социологов, посвященные теоретической и практической разработке методологии социологического исследования опыта российских реформ - Б.М.Генкина32, Л.А.Гордона33, Т.И.Заславской34, Р.И.Капелюшникова35, В.В.Комаровского36, Т.М.Малеевой37 и др. Положения этих работ послужили теоретико-методологической основой исследования и оценки опыта социально-ответственного бизнеса в России. В третью группу входят исследования, посвященные вопросам организационной структуры, управления организацией, управления трудовыми ресурсами. К ним относятся труды таких зарубежных авторов, как Р.Коуз38, Р. Оберт39, М.Хаммер и Дж. Чампи40, Ф. Тейлор41, Н. Том42, Ф.Ригер43 и др. К четвертой относятся публикации, непосредственно посвященные идеологии и практике социально-ответственного бизнеса. В ее составе выделяются работы зарубежных авторов, среди которых имеются объемные труды обобщающего характера (о них уже сказано выше), и работы отечественных авторов – это, главным образом, небольшие статьи, преимущественно ознакомительного характера44, либо материалы различных форумов, посвященных проблемам социально ответственного бизнеса45. Диссертационное исследование опирается на общенаучные принципы единства логического и исторического подходов в исследовании социальной структуры, социальных институтов и процессов; метод сравнительного анализа, позволяющий адекватно отразить наиболее специфические черты объекта изучения; метод контекстуального анализа источников, формально-логический анализ отдельных аспектов исследуемой проблемы.. Эмпирическую базу исследования составили результаты контент-анализа социального дискурса на материалах Интернет-версий СМИ. Информационную базу исследования составили официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата)46, материалы исследований Фонда «Общественное мнение»47, фонда «Институт экономики города»48, Ассоциации менеджеров49, информационно-аналитические материалы Федерации независимых профсоюзов России50, Российского союза промышленников и предпринимателей51, исследовательских фирм «Конференс Боард» (Conference Board)52, Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)53, другие опубликованные материалы и результаты социологических исследований. Особое место среди источников исследования занимают официальные документы общественных и международных организаций, отражающие содержание основных концепций социальной ответственности бизнеса и подходов к их практической реализации, а также объективное положение дел в сфере социально-ответственной реструктуризации предприятий, в том числе в нашей стране. В частности, в ходе разработки научно-практических рекомендаций по разработке и реализации программ социально ответственного бизнеса учитывались положения Методики социально-ответственного реструктурирования предприятий, подготовленной Федеральной службой РФ по труду и занятости54. Научная новизна исследования определяется, в первую очередь, тем, что впервые предметом диссертационного исследования становятся социальные условия и перспективы реализации концепции социальной ответственности бизнеса в современной России. Кроме того, научная новизна настоящей работы связана со следующими результатами, полученными автором в ходе исследования: – выявлены исторические предпосылки и причины формирования концепции социально ответственного бизнеса, – исследованы пути институционализации концепции социально-ответственного бизнеса в условиях современного общества; – определен механизм самоподтверждения теории социальных инвестиций, в основе которого лежит институционализация социальной ответственности бизнеса; – описаны содержательные, структурные и институциональные отличия российской модели социально ответственного бизнеса от западной модели; – обоснована необходимость развития и совершенствования модели социального партнерства между бизнесом и властью в России, основанная на гибких формах взаимодействия, выходящего за рамки простой координации при сохранении инициативной роли государства. Основные теоретические положения, выносимые на защиту 1. Социальными предпосылками формирования и распространения концепции социально ответственного бизнеса послужили такие тенденции постиндустриального общества, как ускорение процесса организационных изменений в сфере производства и усиление консьюмеристских ожиданий в сфере общественного сознания. 2. Непосредственной причиной оформления концепции социальной ответственности бизнеса в конце 1970-х – начале 1980-х гг. послужил кризис социального государства как государства всеобщего благосостояния и общее ослабление позиций государства в социальной сфере. 3. Институционализация социальной ответственности бизнеса в современном мире превращает ее в инструмент глобализации. Компании, отказывающиеся следовать ее принципам, исключаются из глобальной системы экономических взаимодействий, а их конкурентные возможности существенно снижаются. 4. Основными факторами, определяющими специфичность формирования социально ответственных практик в России являются: 1) прочность социальных ожиданий населения по отношению к государству; 2) несформированность общественного запроса на социальную ответственность бизнеса; 3) высокая степень объективной зависимости бизнеса от государства и местных органов власти. 5. Концепция социально ответственного бизнеса в нашей стране пока еще в недостаточной степени проявляет присущие ей консолидирующие и глобализирующие функции, не служит объединяющим началом для представителей всех уровней отечественного бизнеса. Социальная ответственность российского бизнеса имеет во многом «этатистскую» природу. Главным «локомотивом» в реализации программ социально ответственного бизнеса выступает государство и местные органы власти. 6. В основе деятельности российских предприятий в современных условиях должны лежать не только западные модели социально ответственного бизнеса, но и принцип синергетического взаимодействия бизнеса с государственной и муниципальной властью, отражающий специфику российской социально-экономической среды и управленческих традиций. Теоретическое и практическое значение диссертации определяется научной ценностью и новизной перечисленных результатов. Содержание диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения отдельных аспектов социальной ответственности бизнеса, при разработке планов социального развития бизнес-структур, формировании управленческих методик взаимодействия бизнес-структур с органами власти и общественностью. Основные результаты данного исследования могут быть использованы в педагогической практике, при чтении курсов по истории и теории социологии, экономической социологии, социологии управления. Апробация результатов исследования Основные положения диссертации были обсуждены на кафедре истории и теории социологии социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Отдельные положения диссертации нашли отражение в докладах автора на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2003», «Ломоносов-2004», «Ломоносов-2005», «Ломоносов-2008», а также в публикациях автора по теме исследования. Структура диссертационной работы Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине корпоративная социальная ответственность Целью изучения дисциплины “Корпоративная социальная ответственность” является формирование у бакалавров в будущей профессиональной... | Реализация модернизации Российского образования в условиях муниципальной... Социально-экономические преобразования, характерные для России последних десятилетий, резко изменили экономические и ценностные ориентиры... | ||
Алексей Костин, Исполнительный директор некоммерческого партнерства... Исполнительный директор некоммерческого партнерства «Корпоративная социальная ответственность – Русский Центр» | Волков Юрий ээ-112 Основные этические требования культурного бизнеса. Бизнес и социальная ответственность | ||
Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации... В. П. Тихонова» в 2007/2008 учебном году работает над темой: «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации... | Молодежная субкультура как способ социализации молодежи в условиях... Защита состоится «23» декабря 2009 г в 13. 00 на заседании диссертационного совета д 212. 208. 01 по философским и социологическим... | ||
Темы для контрольных работ по дисциплине Корпоративная социальная ответственность: сущность, значение в современных условиях | Памятка для студентов по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» Во 2 семестре изучение дисциплины «Корпоративная социальная ответственность (далее – ксо)» предусматривает рассмотрение следующих... | ||
Проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях модернизации... Ких ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд... | Социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития отечественной экономики ... | ||
Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине... Для достижения учебных целей дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» студентам необходимо, наряду с другими видами... | Аналитическая записка по итогам Недели российского бизнеса-2013 Соглашения,... Основания для разработки программы, дата принятия решения о разработке программы, дата утверждения программы (реквизиты... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Стратегия инновационной деятельности учителей ая в условиях модернизации российского образования» | Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Качественное обучение и воспитание младших школьников в условиях модернизации российского образования | Рефератов по дисциплине «Социальная политика» Проблема определения приоритетов в социальной политике на современном этапе развития российского общества |