НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРЫСТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ направление подготовки 030900 Юриспруденция
квалификация «бакалавр». Б.3.31.3
Санкт-Петербург
2012
Уголовно-правовое и криминологическое противодействие корыстной преступности: рабочая программа. / авт.-сост. Л.Б.Смирнов, В.П. Топоров – СПб.: ИВЭСЭП, 2012, 38 с.
Утверждена на заседании кафедры
уголовно-правовых дисциплин и криминалистики
протокол № 1 от 11.09.2012 Утверждена и рекомендована к печати
Научно-методическим Советом,
протокол № 2 от 17.10.2012
Автор-составитель доктор юридических наук, профессор Л.Б. Смирнов
старший преподаватель В.П.Топоров Рецензенты доктор юридических наук, профессор. С.А. Смирнова
доктор юридических наук, профессор. В.Б. Малинин
СПб.: ИВЭСЭП, 2012.
1. Цели и задачи дисциплины:
Учебная дисциплина «Уголовно-правовое и криминологическое противодействие корыстной преступности» имеет своей целью подготовку квалифицированных юристов, обладающих комплексом необходимых теоретических знаний, обеспечивающих реализацию задач государства по укреплению законности и правопорядка в обществе, охраны и защиты прав и законных интересов человека и гражданина, осуществлению принципов социальной справедливости, глубоко знающих право и умеющих его применять в практической деятельности.
Задачей учебной дисциплины «Уголовно-правовое и криминологическое противодействие корыстной преступности» является изучение студентами отдельных блоков наиболее актуальных проблем в сфере противодействия корыстной преступности, таких как: уголовно-правовая и криминологическая характеристика, профилактика корыстных преступлений против собственности; корыстно-насильственных преступлений; корыстных преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности; рецидивной и профессиональной корыстной преступности; корыстной преступности несовершеннолетних; корыстных преступлений в сфере наркобизнеса.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Учебная дисциплина «Уголовно-правовое и криминологическое противодействие корыстной преступности» входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Вариативная часть. Профиль 3-Уголовно-правовой по ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900– «Юриспруденция», квалификация- «бакалавр». Она логично связана с дисциплинами «Уголовное право», «Криминология», «Уголовный процесс», «Криминалистика», «Юридическая психология», «Уголовно-исполнительное право», «Правоохранительные органы», «Социология» и другими юридическими науками.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Основные задачи учебной дисциплины «Уголовно-правовое и криминологическое противодействие корыстной преступности» направлены на формирование следующих компетенций:
а) общекультурных (ОК):
ОК-1 осознание социальной значимости будущей профессии юриста и обладание достаточным уровнем профессионального правосознания;
ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
ОК-3 владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации;
ОК-4 владение знаниями российского законодательства;
ОК-5 обладание культурой поведения, готовность к работе в коллективе, освоение этических понятий в профессиональной деятельности юриста;
ОК-6 иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к закону;
ОК-7 стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства;
ОК-8 способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
ОК-9 способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
б) профессиональных (ПК):
ПК-1 способности участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
в правоприменительной деятельности;
ПК-2 способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
ПК-3 способности обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;
ПК-8 готовности к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;
ПК-9 способности уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
ПК-10 способности выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;
ПК-11 способности осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;
ПК-16 способности давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;
ПК-17 способности преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне;
ПК-18 способности управлять самостоятельной работой обучающихся;
ПК-19 способности эффективно осуществлять правовое воспитание.
Знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Уголовно-правовое и криминологическое противодействие корыстной преступности», приобретенные умения и навыки помогут при освоении ряда дисциплин вариативной части профессионального цикла, а также для прохождения производственной практики. В результате изучения дисциплины «Уголовно-правовое и криминологическое противодействие корыстной преступности» студент должен:
Знать: - комплекс необходимых теоретических знаний:
- о сущности, исторической обусловленности и изменчивости корыстной преступности;
- о классовом характере корыстной преступности, догматическом прошлом и современном понимании корыстной преступности;
- о механизме совершения корыстных преступлений;
- о криминологических и уголовно-правовых проблемах борьбы с корыстной преступностью;
- об основных направлениях предупреждения корыстной преступности;
- о системе государственных органов, общественных формирований, осуществляющих деятельность по предупреждению корыстной преступности;
- об актуальных проблемах правового регулирования и организации практической деятельности правоохранительных органов Российской Федерации в современных условиях;
- об уголовно-правовых и криминологических характеристиках и способах
профилактики отдельных видов корыстных преступлений.
-о международном сотрудничестве в борьбе с корыстной преступностью.
Уметь:
- исследовать и анализировать закономерности происхождения (генезиса), существования и динамики корыстной преступности и отдельных ее видов, взаимосвязи с другими элементами социальной системы (экономикой, политикой, различными проявлениями социальных девиаций и др.);
- толковать положения юридической науки и законодательства;
- учитывать и использовать в правоприменительной деятельности материалы следственной и судебной практики в целях противодействия общества и государства проявлениям корыстной преступности и защите от них каждого члена общества.
- ориентироваться в соответствующей юридической литературе и справочных правовых системах.
Владеть:
- навыками по сбору, анализу и систематизации источников, определяющих основные направления исследования и осмысления причин корыстной преступности, форм и методов противодействия ей;
- способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, знаниями российского законодательства, регламентирующего структуру, функции, полномочия, задачи, организационные основы системы государственных органов, по методике предупреждения и выявления нарушений закона, способам реагирования на нарушения законности.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
по ФГОС/
| Семестры
| 5
| 6
| 7
| 8
| Аудиторные занятия (всего)
| 55
| -
| -
| 55
| -
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Лекции
| 22
| -
| -
| 22
| -
| Практические занятия (ПЗ)
| 33
| -
| -
| 33
| -
| Семинары (С)
| -
| -
| -
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| -
| -
| -
| Самостоятельная работа (всего)
| 18
|
|
| 18
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| -
| -
| -
| Расчетно-графические работы
| -
| -
| -
| -
| -
| Реферат
| -
| -
| -
| -
| -
| Другие виды самостоятельной работы
| -
| -
| -
| -
| -
| Вид промежуточной аттестации
(зачет,экзамен)
| зачет
| -
| -
| За-чет
| -
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 73
| -
| -
| 73
| -
| 2
| -
| -
| 2
| -
| 5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины «Уголовно-правовое и криминологическое противодействие корыстной преступности» Тема 1. Корыстная преступность и ее характеристика
Понятие корыстной преступности. Сущность корыстной преступности, ее историческая обусловленность и изменчивость. Вопрос о классовом характере корыстной преступности: догматическое прошлое и современное понимание. Общественная опасность и массовость корыстной преступности.
Количественные и качественные характеристики корыстной преступности. Состояние, уровень корыстной преступности. Структура корыстной преступности, виды корыстных преступлений. Динамика корыстной преступности и факторы, влияющие на нее. Латентная корыстная преступность, методы ее оценки.
Корыстная мотивация – самая распространенная криминальная мотивация в России. Виды преступлений, совершаемых по корыстным мотивам. Тема 2. Механизм совершения корыстных преступлений
Понятие причин и условий совершения корыстных преступлений. Их взаимосвязь с общими причинами преступности. Механизм совершения корыстных преступлений. Роль потребностей, интересов, мотивов и целей, антиобщественных привычек и взглядов в генезисе индивидуального преступного поведения: их связь с условиями нравственного формирования личности и конкретной ситуацией совершения корыстных преступных деяний.
Условия неблагоприятного нравственного формирования личности корыстного преступника. Отрицательное влияние на нравственное формирование личности различных видов социальной макро и микросреды.
Основные черты криминологической характеристики личности корыстного преступника. Структура личности корыстного преступника. Социально-демографическая характеристика личности корыстного преступника. Показатели соотношения лиц женского и мужского пола среди корыстных преступников. Соотношение различных возрастных групп корыстных преступников. Характеристика уровня образования лиц, совершивших корыстные преступления. Семейное положение и его изменение у лиц, совершивших корыстное преступление, воздействие этого фактора на формирование личностных качеств, направленность и устойчивость преступного поведения. Характеристика личности корыстных преступников по социальному положению и роду занятий.
Понятие криминогенной ситуации, ее разновидности и роль в совершении корыстных преступлений. Объективное содержание и субъективное восприятие ситуации субъектом корыстного преступления. Влияние социальных и психологических особенностей корыстного преступника на восприятие ситуации и поведение в ней. Повод к совершению корыстного преступления и его криминогенное значение.
Классификация потерпевших по социально-демографическим, профессиональным и социально-правовым признакам. Значение провоцирующего и иных видов виктимного поведения потерпевших как условия и повода совершения корыстного преступления. Роль аморального, неправомерного поведения потерпевшего в корыстных преступлениях. Понятие и виды виктимного поведения лица.
|