Учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/4
Дата публикации26.12.2014
Размер0.5 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

(Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «СГЮА»)
«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора

по учебной работе

______________О.В. Еременко

«____» ________ 2012 г.


Учебно-методический комплекс дисциплины
ПРАВОВАЯ СТАТИСТИКА

По направлению подготовки 03090062 – юриспруденция

Одобрен Учебно-методическим советом

«___» _________ 20__ г., протокол № ___

Обсужден кафедрой теории и истории государства и права

«___» ___________ 20___ г., протокол № ____
Зав. кафедрой И.В. Петелина


Разработчик: ст. преподаватель А.А. Железникова

Астрахань – 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА...................................................................................................................................................3

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................................................................................3

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ…………............................................................................5

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПРАВОВАЯ СТАТИСТИКА………………………………………………………..6

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………..10

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА..................................................................................................................................................13

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН...................................................................................................................................13

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ:.............................................................................................................................15

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ………………………………………………………………………………………………...23

ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ.....................................................................24

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………24

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКЕ…………………………………………………....................25

ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ……………………………………………………….26

УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ......................................................................................................26

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ...................................26

КАРТА ОБЕСПЕЧЕНОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ……………………….............................30

I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


Введение

Изучение статистической науки играет важную роль в подготовке высококвалифицированных юристов - как практиков, так и научных работников. Специалист в области общественных наук, юридических в частности, должен владеть основными вопросами теории статистики, а также основами статистической методологии, как совокупностью приёмов и методов ею используемых.

Важность статистической информации, её особое значение как научной дисциплины, в последние году существенно возросли, во многом потому, что в начале 90-х г.г. ХХ в. основной массив статистических данных был исключен из государственных тайн, были сняты ограничения на их публикацию. Это открыло новые возможности для правоведов и представителей других гуманитарных наук, изучающих негативные, аморальные, преступные проявления общественной жизни, имеющие массовый характер, и сыграло важную роль в государственной деятельности, связанной с применением юридических мер по предупреждению, профилактике и борьбе с правонарушениями.

Статистика имеет огромное значение в таких юридических науках как: криминология, уголовное, уголовно - процессуальное, уголовно-исполнительное право, криминалистика, административное право, гражданское право. Ни одна из этих наук не может научно и плодотворно развиваться вне данных уголовной так и других отраслей правовой статистики. Соответствующие показатели нужны специалистам по административному, гражданскому, налоговому, трудовому и другим отраслям права, судебным психиатрам и юридическим психологам. Без использования данных правовой статистики немыслимо совершенствование деятельности правоохранительных органов.

В эпоху гласности, построения правового государства предназначение правовой статистики – не только информировать общество об истинном положении дел в сфере контроля над преступностью, но и выявлять взаимозависимость правонарушений с политическим, социально-экономическим, нравственным положением в стране. А это возможно лишь на основе добросовестного освоения всего арсенала методов и приёмов статистической методологии.

Программа курса «Правовая статистика» определяет совокупность необходимых для профессиональной подготовки студентов знаний, навыков и умений, которыми они должны овладеть в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации.

Курс включает в себя три раздела: введение в теорию правовой статистики; описательную статистику и аналитическую статистику.

На лекциях рассматриваются основные теоретические вопросы, методика исчисления и анализа социально-правовых показателей.

На практических занятиях студенты применяют теоретические знания для решения практических задач, а также прорабатывают теоретические вопросы, не рассмотренные в ходе лекций. На конкретных примерах, статистических данных правоохранительных органов закрепляются навыки практического исчисления важнейших социально-правовых показателей. Этому же служат самостоятельно выполняемые студентами работы по наиболее важным темам курса, требующие не только статистических расчетов, но и их интерпретации и формирования выводов.

Текущий контроль за работой студентов осуществляется с помощью устных опросов, контрольных работ и тестирования.

Итоговый контроль носит форму зачета.

В результате изучения дисциплины специализации студент должен приобрести обще-культурные компетенции и профессиональные компетенции.

Общекультурные компетенции:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1)

- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества.

Профессиональные компетенции:

- - в нормотворческой деятельности:

- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

- в правоприменительной деятельности:

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2)

- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Цель, задачи и предмет дисциплины «Правовая статистика»

Программа, учебно-методические материалы по учебной дисциплине «Правовая статистика» разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 03090062 – юриспруденция.

Предметом дисциплины «Правовая статистика» является изучение количественной стороны совокупностей правонарушений, иных юридически значимых фактов и результатов оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов России в целях раскрытия их качественного своеобразия, тенденций и закономерностей развития в конкретных условиях пространства и времени.

Цель учебной дисциплины – сформировать у студентов теоретические знания и практические умения использования достижений современной теории и практики статистики, необходимые для профессионального выполнения служебных обязанностей.
Требования к уровню освоения дисциплины

Выпускники Астраханского филиала ФГБОУ ВПО «СГЮА» должны:
1. иметь представление:

- о понятийном аппарате, категориях правовой статистики и научно-практической значимости их применения в деятельности правоохранительных органов;

- о системе органов государственной статистики России;

- о системе организации статистики в правоохранительных органах России;
2. знать:

- сущность категории статистики;

- методологию и организацию применения в деятельности органов внутренних дел форм, видов и способов статистического наблюдения;

- принципы организации учетно-регистрационной и статистической работы в правоохранительных органах, формы и содержание статистических учетов и отчетности;

- виды и способы проведения статистической сводки и группировки материалов наблюдения;

- методики разработки и оформления статистических таблиц, их чтения и анализа;

- виды рядов распределения и правила их построения;

- принципы и способы организации статистического анализа и прогнозирования;


3. уметь:

- проводить группировки конкретных статистических данных и использовать табличный метод представления результатов;

- применять методики расчета систем статистических обобщающих показателей и рядов распределения, характеризующих состояние, уровень, структуру, динамику преступности, лиц, совершивших преступления, и мотивацию их преступного поведения, обстоятельств, способствующих преступности, а также административных правонарушений, лиц, их совершивших, и мер ответственности;

- применять принципы и способы криминалистического прогнозирования преступности с учетом ее обстоятельств;
4. иметь навыки:

- применения способов опроса в юридических обследованиях.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение в теорию правовой статистики

Тема 1. Понятие о статистике как общественной науке. Предмет и система статистики

Цели, задачи и система преподавания учебной дисциплины. Понятие термина «статистика». Сущность статистики как самостоятельной общественной науки. Роль статистики в познании общественных явлений и процессов. Предмет общей теории статистики. Сущность основных категорий общей теории статистики: качество и количество, признак и его вариация, статистическая совокупность, единица совокупности, статистическая закономерность, статистический показатель и его виды, время, пространство (место). Задачи, функции статистики.

Понятие правовой статистики. Понятие уголовно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой статистики. Методологические особенности правовой статистики и ее связь с другими науками и учебными дисциплинами.
Тема 2. Правовая статистика и ее значение в укреплении режима законности

Научно-практическое значение статистики в деятельности правоохранительных органов. Современная система организации статистики в правоохранительных органах России и ее задачи. Ведомственная статистика.

Переход Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики.

Тема 3. История правовой статистики в России и зарубежом

Вехи становления и развития статистики: описательное и математическое направления. «Политические арифметики» и их роль в формировании статистической науки.

Основные этапы становления и развития правовой статистики в России и зарубежных странах. А.Н. Радищев – основоположник судебной статистики. Роль У. Пети, И. Зюссмильха, А. Кетле в обосновании моральной статистики.

Особенности развития правовой статистики в России во второй половине ХХ века. Практическое внедрение правовой статистики в исторической ретроспективе. Особенности внедрения в России и зарубежных странах.
Раздел 2. Описательная статистика

Тема 4. Статистическое наблюдение в правовой статистике.

Понятие метода статистического наблюдения. Методологические особенности организации статистических наблюдений. Понятие объекта наблюдения, единицы наблюдения, единицы измерения. Программа наблюдения и принципы ее разработки. Понятие статистического формуляра и его виды. План организации наблюдения. Отчетность как основная форма наблюдения. Классификация форм отчетности. Основные реквизиты отчетности.

Специально организованное статистическое наблюдение и характеристика его форм. Виды наблюдений и их характеристика. Сущность и основные принципы выборочного наблюдения.
Тема 5. Единый учет преступлений и документы первичного учета в правоохранительных органах и судах

Общие принципы организации единого первичного учета преступлений в правоохранительных органах. Документы статистического учета преступлений, лиц, совершивших преступления, уголовных дел и протокольной формы досудебной подготовки материалов в правоохранительных органах.

Книга учета заявлений и сообщений о преступлениях и правила ее оформления. Журнал учета иной информации и правила его оформления.

Общие правила заполнения единых статистических карточек.

Содержание и правила применения справочников для заполнения документов первичного учета преступлений и совершивших их лиц.

Принципы организации и формы учета административных правонарушений.

Правила ведения журналов учета преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и протокольной формы досудебной подготовки материалов.

Система, структура отчетности в органах внутренних дел и содержание основных их видов.
Тема 6. Статистическая сводка и группировка

Понятие о статистической сводке как втором этапе статистической работы, ее значение, задачи и методология. Программа сводки и ее основные вопросы. Виды организации и техники сводки. Принципы и возможности использования метода сводки в деятельности правоохранительных органов.

Группировка. Основные положения метода группировки. Группировочные признаки, их виды. Принципы выбора группировочных признаков.
Тема 7. Представление данных правовой статистики: табличный и графический методы

Понятие о статистической таблице как способе документального изложения результатов сводки и группировки. Виды таблиц и основные правила их разработки и оформления. Статическая отчетность как образец сводки. Группировки и таблицы.

Сущность графического метода в статистике. Роль и значение метода графических изображений статистической информации. Классификация графических изображений. Общие правила построения графиков.
Тема 8. Границы достоверности данных правовой статистики

Требования, предъявляемые к статистическим данным. Достоверность. Полнота. Точность. Полезность. Содержательность. Оптимальность. Сопоставимость. Своевременность. Оперативность.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск