Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации





НазваниеАнализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации
страница1/30
Дата публикации04.01.2015
Размер4.42 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
Федеральное государственное научно-исследовательское учреждение

«Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»


АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД


Научный руководитель Т.Я. Хабриева
Москва - 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1. Общая характеристика программ противодействия коррупции субъектов Российской Федерации 9

2. Нормативное правовое обеспечение реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации 33

3. Институциональные основы реализации региональных программ противодействия коррупции 53

4. Проблемы соотношения региональных и муниципальных программ противодействия коррупции 67

5. Реализация мероприятий программ противодействия коррупции субъектов Российской Федерации в наиболее коррупциогенных сферах государственного и муниципального управления 81

5.1. Природоресурсная и природоохранная сферы государственного управления 81

5.2. Размещение государственного заказа 95

5.3. Образование и здравоохранение 99

6. Организация профилактической работы в субъектах Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции 111

6.1. Антикоррупционная экспертиза в аспекте реализации региональных программ противодействия коррупции 111

6.2. Развитие институтов общественного и парламентского контроля за реализацией мероприятий программ противодействия коррупции субъектов Российской Федерации 117

7. Кадровая работа в системе государственной и муниципальной службы и противодействие коррупции 126

7.1. Декларирование государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими доходов, имущества и обязательств имущественного характера 126

7.2. Урегулирование конфликтов интересов на государственной
и муниципальной службе в субъектах Российской Федерации 138

7.3. Внедрение антикоррупционных стандартов 154

7.4. Формирование кадрового резерва, периодическая аттестация
и повышение квалификации, ротация кадров 162

8. Регулирование публичных услуг в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и программы противодействия коррупции 187

9. Антикоррупционный мониторинг в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях 205

10. Доступность информации об антикоррупционной деятельности на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации 226

11. Опыт социологического мониторинга реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации 238

ПРИЛОЖЕНИЯ 299

Приложение 1 299

Приложение 2. 314

Приложение 3. 331

Приложение 4. 348

Приложение 5 352

Приложение 6 357


Введение



В соответствии с поручением Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, председателя президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (письмо от 6 июня 2011 г. № А4-7981) Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (далее – Институт) провел анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации.

Исходной позицией исследования стал базовый подход Национальной стратегии противодействия коррупции, предполагающий реализацию системы последовательных мер, требующих согласованных усилий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Институтом исследовались нормативное правовое обеспечение реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации; институциональные основы реализации региональных программ противодействия коррупции; проблемы соотношения региональных и муниципальных программ противодействия коррупции; реализация мероприятий программ в наиболее коррупциогенных сферах государственного управления; организация профилактической работы. Кроме того, анализировались информационные и кадровые аспекты реализации программ, а также практика проведения антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. В ходе исследования осуществлялся социологический мониторинг реализации региональных программ противодействия коррупции1.

Были проведены эмпирические исследования путем десантирования в ряд субъектов Российской Федерации (Астраханская область; Липецкая область; Ставропольский край; Вологодская область; Республика Саха; Тюменская область), позволившие получить целостное представление о реализации антикоррупционной политики на региональном уровне. В рамках выездных исследований осуществлялся также выборочный анализ реализации программ противодействия коррупции муниципальных образований (на примере разных видов муниципальных образований – поселений, муниципальных районов и городских округов)2.

Цель исследования заключалась в выявлении типичных, в первую очередь юридических, недостатков и ошибок в осуществлении антикоррупционной деятельности субъектов Российской Федерации, а также в формулировании предложений по ее совершенствованию.

Достижение поставленной цели осуществлялось посредством решения следующих взаимосвязанных задач: критически осмыслить и обобщить программы противодействия коррупции, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации; определить эффективность институциональных основ реализации региональных программ противодействия коррупции; рассмотреть соотношение региональных программ противодействия коррупции с планами противодействия коррупции органов исполнительной власти, с муниципальными программами и планами противодействия коррупции; детектировать наиболее коррупциогенные сферы государственного управления; выявить особенности организации профилактической и предупредительной работы в субъектах Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции; проанализировать индикаторы эффективности, типичные ошибки, возникающие при реализации региональных программ противодействия коррупции.

Методика исследования строилась на изучении законодательства, правоприменительной практики в отношении как программных мероприятий, так и общесистемных мер, что позволило сфокусироваться не только на общеправовых проблемах, но и на проблемах содержательного характера.

При проведении исследования использовались традиционные юридические методы (формально-юридический, системно-структурный методы, метод сравнительного анализа, моделирование, метод опережающей информации) и специальные методы, основанные на группировке сходных антикоррупционных материалов в рамках тематических блоков, выделении наиболее распространенных антикоррупционных практик, их структурно-функциональном анализе, проведении экспресс-опросов, интервьюирования, диагностирования и др.

Особенностью применяемой методологии исследования стал переход от сугубо текстуального анализа программ противодействия коррупции к практическим аспектам их реализации (документообороту, взаимодействию с федеральными и муниципальными органами власти, а также с институтами гражданского общества, информационным и кадровым ресурсам, мнению граждан, государственных служащих и предпринимателей о реализации программ).

Проведенный анализ позволяет констатировать, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют значительную работу по формированию правовых, организационных и информационных механизмов противодействия коррупции.

В целом антикоррупционная деятельность субъектов Российской Федерации ориентирована на выполнение стандартов, предусмотренных федеральным законодательством о противодействии коррупции. Налажена взаимосвязь программ субъектов Федерации с системой мер противодействия коррупции, определенных в Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2012 – 2013 годы. Можно констатировать устойчивую тенденцию к формированию комплексного самостоятельного направления государственной региональной политики.

В качестве передовых практик нельзя не отметить Республику Татарстан и Ульяновскую область. В этих субъектах Российской Федерации: сформированы специализированные органы противодействия коррупции; активно реализуются профилактические мероприятия на ведомственном уровне и в муниципальных образованиях; обеспечивается доступность и открытость деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; налажена методическая работа по обеспечению противодействия коррупции; внедряется система добровольного тестирования граждан, претендующих на замещение государственной и муниципальной должности, а также государственных и муниципальных служащих и т.п.

Второе и третье места в рейтинговой оценке можно отдать соответственно Тюменской и Астраханской областям. В этих субъектах Российской Федерации можно, в частности, отметить проблемы, связанные с взаимодействием с институтами гражданского общества (отсутствие представителей гражданского общества в совещательных органах при высших должностных лицах субъектов Российской Федерации). В Астраханской области фактически не работает институт независимых экспертов.

Значительная часть регионов (67) использует потенциал программно-целевого метода для регулирования антикоррупционной деятельности на территории субъекта Федерации, что способствует повышению эффективности координации органов власти и их взаимодействию с институтами гражданского общества.

Преимущества программно-целевого подхода видятся в том, что программа представляет собой акт комплексного регулирования, направленный на достижение целей и задач в сфере противодействия коррупции; имеет более сложную структуру, дополнительно включает оценку имеющихся материально-финансовых ресурсов по реализации предусмотренных мероприятий. В отличие от планов в программах более детально закрепляется механизм контроля и надзора за исполнением мероприятий, определяются потенциальные риски при их реализации, устанавливаются индикаторы их эффективности.

В целом намечается тенденция к унификации общего подхода в программно-целевом регулировании, но она недостаточна. Рекомендуется принять соответствующую комплексную программу во всех субъектах Российской Федерации, и на их основе разрабатывать ведомственные программы и планы антикоррупционных мероприятий с учетом направления деятельности органов исполнительной власти и региональной специфики.

По результатам проведенного исследования сделаны выводы и предложены рекомендации по повышению эффективности использования программно-целевого метода в сфере противодействия коррупции на региональном уровне.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconАнализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации
«Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»
Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconПриказ от 27 мая 2014 г. N 285 об организации исполнения национального...
В целях реализации органами прокуратуры Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. N 226 "о...
Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconОб утверждении плана противодействия коррупции
В целях выполнения Национального плана противодействия коррупции на 2014 2015 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации...
Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconУказ президента российской федерации о национальной стратегии противодействия...
Совет депутатов муниципального образования – сельское поселение «верхне-мангиртуйское»
Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconЗакон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-фз "О противодействии коррупции"
Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения...
Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconУтверждаю согласовано
Анализ и разработка предложений по созданию системы смарт-технологий в субъектах Российской Федерации в рамках реализации мероприятий...
Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconКонцепция противодействия терроризму в Российской Федера- ции 4-22
Атк в субъектах Российской Федерации. На них возложены функции координации деятельности территориальных органов исполнительной власти...
Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconИ реализации ведомственных целевых программ
В целях реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 2006 годах, одобренной Постановлением...
Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconСправка об итогах мониторинга реализации государственной национальной...
Стратегическим нормативным актом в сфере межнациональных отношений на федеральном уровне является Концепция государственной национальной...
Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На заседании Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской...
Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconРабочая программа дисциплины (модуля) Инновационные проблемы совершенствования...
...
Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconУказ президента российской федерации о национальной стратегии
Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных...
Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconАнализ антикоррупционного законодательства
Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г. №537, сохранение условий...
Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconЧувашской Республике Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации Слайд 2
«О принятых мерах и задачах внедрения в Чувашской Республике Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации»
Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconМетодические рекомендации по развитию адаптивной физической культуры...
Анием к Государственному контракту от 27 августа 2013 года №299 «Научная концепция развития адаптивной физической культуры и спорта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск