Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм»





Скачать 166.22 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм»
Дата публикации14.01.2015
Размер166.22 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение


Высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

___________________Л.М. Волосникова

___________________2011 г.


ЛАНДШАФТЫ РОССИИ

Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа для студентов

направления 100200.62 «Туризм»

Очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»

Автор работы ___________Л.Н. Вдовюк

«___» __________________ 2011 г.


Рассмотрено на заседании кафедры физической географии и экологии от

______________2011 №______

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ________ Хорошавин В.Ю.

«______»___________ 2011г.


Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ от ____ 2011г. протокол № _____

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ______________ /О.А. Столярова/

«______»_____________2011г.


«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ______ / С.А. Федорова/

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра физической географии и экологии


Вдовюк Л.Н.

ЛАНДШАФТЫ РОССИИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа


для студентов направления 100200.62 «Туризм»

очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011
Вдовюк Л.Н. Ландшафты России. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200.62 «Туризм» очной формы обучения. Тюмень, 2011г., 9 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Ландшафты России [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой физической географии и экологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой физической

географии и экологии, к.г.н.

Хорошавин В.Ю.






© Тюменский государственный университет, 2011.
© Вдовюк Л.Н. 2011.

1. Пояснительная записка
Цель дисциплины «Ландшафты России» состоит в формировании у студентов представлений о многообразии природных и культурных ландшафтов России как основы для организации рекреационной деятельности, выявлении достопримечательностей природного и антропогенного характера. В основе курса лежит территориальный подход и анализ пространственных различий как следствия разнообразия влияния ландшафтообразующих факторов. Основное содержание дисциплины составляет характеристика природы отдельных регионов России, форм их хозяйственного и культурного освоения, выявление экологического состояния и рекреационного значения. Будущие специалисты в области организации туризма должны владеть географическими методами исследования природного окружения и уметь оценивать его рекреационный потенциал.

В задачи курса входит ознакомление:

- с природными (климатическими и геолого-геоморфологическими) факторами формирования и развития ландшафтов;

- с основными закономерностями физико-географической дифференциации;

- с принципами и схемой физико-географического районирования России;

- с особенностями хозяйственного и культурного освоения регионов России:

- с рекреационными ресурсами регионов России и проблемами их использования.

Освоение дисциплины базируется на знании дисциплин «Рекреационная география», «Страноведение», «Культурная география» и др.

Дисциплина «Ландшафты России» в учебном плане направления бакалавриата «Туризм» относится к блоку общепрофессиональных дисциплин (по выбору). Она призвана сформировать у студентов представление о взаимосвязи человека и среды его обитания.

В результате освоения содержания дисциплины студент должен:

знать факторы формирования и развития природных и антропогенных комплексов региональной и локальной размерности; иметь представление о их разнообразии на территории России;

уметь анализировать влияние природных условий на свойства и функционирование естественных ландшафтов и антропогенной деятельности;

владеть навыками выделения и картографирования территорий по свойствам рекреационного потенциала.
2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 5. Общая трудоемкость дисциплины составляет 50 часов, из них 36 – аудиторные (18 – лекции, 18 –практические), 14 – самостоятельная работа.
3. Тематический план.

Таблица 1.

Тематический план



Тема

Недели семестра

Лекции, час.

Практические занятия, час.

Самостоятельная работа, час.

Итого часов по теме

Итого кол-во баллов




Модуль 1



















1.

Природные факторы формирования ПТК

1

2

2

2

6

0-20

2.

Северо-Запад и Север Русской равнины

2

2

2

2

6

0-10

3.

Центр Русской равнины

3

2

2

2

6

0-10

4.

Юг Русской равнины

4

2

2

1

5

0-10




Всего по модулю 1




8

8

7

23

0-50




Модуль 2



















5.

Урал

5

2

2

2

6

0-10

6.

Западно- Сибирская низменность

6

2

2

1

5

0-10

7.

Горы Южной Сибири

7

2

2

2

6

0-10




Всего по модулю 2




6

6

5

17

0-30




Модуль 3



















8.

Восточная Сибирь

8

2

2

1

5

0-10

9.

Дальний Восток

9

2

2

1

5

0-10




Всего по модулю 3




4

4

2

10

0-20




Итого




18

18

14

50

0-100


4. Виды и формы отдельных оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

лабораторная работа

контрольная работа

тест

реферат

эссе

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

электронные практикум

Электронная игра




Модуль 1

Природные факторы формирования ПТК




0-5







0-5













0-5







0-15

Северо-Запад и Север Русской равнины




0-5













0-5
















0-10

Центр Русской равнины







0-5

0-5

























0-10

Юг Русской равнины

0-5

























0-5







0-10

Всего по модулю 1

0-5

0-10

0-5

0-5

0-5




0-5







0-10







0-45

Модуль 2

Урал.




0-5







0-5






















0-10

Западно- Сибирская низменность










0-5

0-5













0-5







0-15

Горы Южной Сибири

0-5










0-5





















0-10

Всего по модулю 2

0-5

0-5




0-5

0-15













0-5







0-35

Модуль 3

Восточная Сибирь.




0-5
















0-5













0-10

Дальний Восток










0-5
















0-5







0-10

Всего по модулю 3




0-5




0-5










0-5




0-5







0-20

Итого

0-10

0-20

0-5

0-15

0-20




0-5

0-5




0-20







100



5. Содержание дисциплины.
Тема 1. Сложившиеся представления о ландшафте: природно-территориальный комплекс (общее, региональное, типологическое), природно-культурный объект, пейзаж. Размеры и место России на планете (крайние точки, границы, положение в пределах географических поясов, главные равнины и горы, высочайшие вершины, крупнейшие реки и озера и т.д.). Тектоника, географическое строение и рельеф.
Тема 2. Северо – Запад и Север Русской равнины (Прибалтийские равнины, Валдайская возвышенность, Смоленско-Московская гряда, Полесье). План характеристики: ландшафтообразующие факторы (геоморфологические, климатические и др.), природные и культурные ландшафты, достопримечательности, рекреационное значение, охраняемые территории.
Тема 3. Центр Русской равнины (Приволжская и Средне-Русская возвышенности, Окско-Донская низменность). План характеристики: ландшафтообразующие факторы (геоморфологические, климатические и др.). природные и культурные ландшафты, достопримечательности, рекреационное значение, охраняемые территории.
Тема 4. Юг Русской равнины (Донецкий кряж, Ергени, Ставропольская возвышенность, Кубано-Приазовская низменность, Прикаспийская низменность, Северный Кавказ и Черноморское побережье Кавказа). План характеристики: ландшафтообразующие факторы (геоморфологические, климатические и др.), природные и культурные ландшафты, достопримечательности, рекреационное значение, охраняемые территории.
Тема 5. Урал (Средний, Южный) План характеристики: ландшафтообразующие факторы (геоморфологические, климатические и др.), природные и культурные ландшафты, достопримечательности, рекреационное значение, охраняемые территории.

Тема 6. Западно-Сибирская низменность, План характеристики: ландшафтообразующие факторы (геоморфологические, климатические и др.), природные и культурные ландшафты, достопримечательности, рекреационное значение, охраняемые территории.
Тема 7. Горы Южной Сибири, План характеристики: ландшафтообразующие факторы (геоморфологические, климатические и др.), природные и культурные ландшафты, достопримечательности, рекреационное значение, охраняемые территории.
Тема 8. Восточная Сибирь (п-ов Таймыр, Средне-Сибирское плоскогорье, Вилюйская низменность, Алданское нагорье). План характеристики: ландшафтообразующие факторы (геоморфологические, климатические и др.), природные и культурные ландшафты, достопримечательности, рекреационное значение, охраняемые территории.
Тема 9. Дальний Восток Камчатка, Сахалин и Курильские острова. План характеристики: ландшафтообразующие факторы (геоморфологические, климатические и др.), природные и культурные ландшафты, достопримечательности, рекреационное значение, охраняемые территории.
6. Темы практических и семинарских занятий.

Тема 1. Размеры и место России на планете (крайние точки, границы, положение в пределах географических поясов, главные равнины и горы, высочайшие вершины, крупнейшие реки и озера и т.д.).

Схема физико-географического районирования. Спектры высотной поясности.

Тема 2. Северо-Запад и Север Русской равнины.

Тема 3. Центр Русской равнины (Приволжская и Средне-Русская возвышенности, Окско-Донская низменность).

Тема 4. Юг Русской равнины и Северный Кавказ (Причерноморье, горы Северного Кавказа).

Тема 5. Урал (Полярный, Приполярный, Северный).

Тема 6. Западно-Сибирская низменность, ее ландшафтные особенности.

Тема 7. Горы Южной Сибири.

Тема 8. Восточная Сибирь (горы Бырранга), Средне-Сибирское плоскогорье, Вилюйская низменность.

Тема 9. Дальний Восток (Камчатка, Сахалин и Курильские острова).
7. Вопросы для самостоятельной работы.

1. Рельеф как результат взаимодействия эндогенных (тектонических) и экзогенных (внешних) процессов (привести конкретные примеры). Проявление в рельефе следов четвертичного оледенения.

2. Влияние рельефа на жизнь людей: основные направления хозяйственной деятельности, условия для прокладки железных дорог, строительства, размещения ГЭС и др.

3. Климат как ландшафтообразующий фактор (распределение солнечной радиации, центры атмосферного давления (зимой и летом), типы воздушных масс, ветры зимой и летом, распределение летних и зимних температур, распределение осадков и условия увлажнения).

4. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей (сельское хозяйство, промышленность, строительство, рекреация и др.).

5. Крупнейшие реки, особенности их размещения и режима, влияние на хозяйственную деятельность.

6. Озера России, их происхождение и размещение.

7. Характеристика зоны тундры по плану: географическое положение и границы, климатические особенности, рельефообразующие процессы, воды, почвы и растительность, животный мир, характер ландшафтов, хозяйственное использование, охраняемые территории;

8. Характеристика зоны тайги по плану: географическое положение и границы, климатические особенности, рельефообразующие процессы, воды, почвы и растительность, животный мир, характер ландшафтов, хозяйственное использование, охраняемые территории;

9. Характеристика зоны смешанных лесов по плану: географическое положение и границы, климатические особенности, рельефообразующие процессы, воды, почвы и растительность, животный мир, характер ландшафтов, хозяйственное использование, охраняемые территории.

10. Характеристика зоны лесостепей по плану: географическое положение и границы, климатические особенности, рельефообразующие процессы, воды, почвы и растительность, животный мир, характер ландшафтов, хозяйственное использование, охраняемые территории.

11. Характеристика зоны степей по плану: географическое положение и границы, климатические особенности, рельефообразующие процессы, воды, почвы и растительность, животный мир, характер ландшафтов, хозяйственное использование, охраняемые территории.

12. Характеристика зоны полупустынь и пустынь по плану: географическое положение и границы, климатические особенности, рельефообразующие процессы, воды, почвы и растительность, животный мир, характер ландшафтов, хозяйственное использование, охраняемые территории.
8. Темы рефератов.

Характеристика природных зон по плану географическое положение и границы, климатические особенности, рельефообразующие процессы, воды, почвы и растительность, животный мир, характер ландшафтов, хозяйственное использование, охраняемые территории.

А) тундры;

Б) лесотундры;

В) тайги;

Г) смешанных и широколиственных лесов;

Д) лесостепей;

Е) степей;

Ж) полупустынь и пустынь;

З) субтропических лесов и кустарников.
9. Вопросы к экзамену.

1. Сложившиеся представления о ландшафте: природно-территориальный комплекс (общее, региональное, типологическое), природно-культурное образование, пейзаж.

Факторы формирования ландшафтов России.

2. Размеры и место России на планете (крайние точки, границы, положение в пределах географических поясов, главные равнины и горы, высочайшие вершины, крупнейшие реки и озера и т.д.).

3. Тектоника, географическое строение и рельеф. Платформы и складчатые области, их возраст и размещение. Состав слагающих пород. Минеральные ресурсы, их связь с геологическими структурами (примеры). Рельеф как результат взаимодействия эндогенных (тектонических) и экзогенных (внешних) процессов (привести конкретные примеры). Проявление в рельефе следов четвертичного оледенения.

4. Влияние рельефа на жизнь людей: основные направления хозяйственной деятельности, условия для прокладки железных дорог, строительства, размещения ГЭС и др.

5. Климат как ландшафтообразующий фактор (распределение солнечной радиации, центры атмосферного давления (зимой и летом), типы воздушных масс, ветры зимой и летом, распределение летних и зимних температур, распределение осадков и условия увлажнения).

6. Горные климаты (Кавказ, Алтай, Камчатка и др.).

7. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей (сельское хозяйство, промышленность, строительство, рекреация и др.).

Природные воды и их место в ландшафте.

8. Реки, особенности их размещения и режима.

9. Озера, их происхождение и размещение.

10. Многолетняя мерзлота, ее размещение и влияние на хозяйственную деятельность.

11. Значение рек и озер в хозяйственной и рекреационной деятельности.

12. Ледники, их размещение, значение в природе и хозяйственной деятельности.

Природные зоны России.

13. Природные зоны и высотная поясность, причины их проявления.

14. Характеристика природных зон по плану: географическое положение и границы, климатические особенности, рельефообразующие процессы, воды, почвы и растительность, животный мир, характер ландшафтов, хозяйственное использование, охраняемые территории;

А) тундра;

Б) лесотундра;

В) тайга;

Г) смешанные и широколиственные леса Европейской части и Приморья; мелколиственные леса Западной Сибири;

Д) Лесостепь;

Е) Степь;

Ж) жестколистные леса и кустарники (средиземноморские ландшафты);

З) полупустыни и пустыни.

15. Типы высотной поясности и факторы их формирования (географическое положение, высота гор, экспозиция склонов).

Региональный обзор.

План характеристики: ландшафтообразующие факторы (геоморфологические, климатические и др.), природные и культурные ландшафты, достопримечательности, рекреационное значение, охраняемые территории.

16. Кольско-Карельский природно-ландшафтный край (Кольский полуостров и Карелия)

17. Северо Запад Русской равнины (Прибалтийские равнины, Валдайская возвышенность, Смоленско-Московская гряда, Полесье).

18. Центр Русской равнины (Приволжская и Средне-Русская возвышенности, Окско-Донская низменность).

19. Юг Русской равнины (Донецкий кряж, Ергени, Ставропольская возвышенность, Кубано-Приазовская низменность, Прикаспийская низменность).

20. Северный Кавказ (Причерноморье, горы Северного Кавказа).

21. Север Русской равнины с тундровыми, лесотундровыми и северо-таежными ландшафтами) – Архангельская и Вологодская обл.

21. Северо-Восток Русской равнины (Печерская низменность, Тиманский кряж, Северные Увалы).

22. Урал (Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный).

23. Алтай (Западный, Восточный, Кузнецкая котловина, Салаирский кряж)

24. Саяны Западный, Восточный, Тувинская котловина).

25. Западно-Сибирсая равнина (тундровые и лесотундровые, таежные и лесостепные ландшафты)

26. Средняя Сибирь (Средне-Сибирское плоскогорье, Вилюйская низменность).

27. Южное Приморье.

28. Северо-Восточная Сибирь (Колымская и Индигирская низменности, горы С.-В. Сибири – Верхоянский хр., хр. Черского и др.).

29. Камчатка.

30. Сахалин и Курильские острова.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Основная литература.

1. Переладова Л.В., Пилипчук В.В. Физическая география России. Тюмень, ТюмГУ, 2008.

2. Национальный атлас России: Общая характеристика территории. М.: 2008.

Дополнительная литература.

1. Физическая география России. Учебник для вузов, в 2-х частях. Э.М. Раковская, М.И. Давыдова. М.: ВЛАДОС. 2001, 288с.

2. Исаченко А.Г., А.А. Шляпников Ландшафты. М.: Мысль, 1989, 503с.

3. Исаченко А.Г. Ландшафты СССР. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985,

4. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки. Глава 3. Введение в теорию географии: территориальная дифференциация и географические системы. С.159-256.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Вдовюк Л. Н. Ландшафты России. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» очной...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм»
Вакорин Д. В., Шарапова Т. В. Стратегический менеджмент. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм»
Вакорин Д. В. Менеджмент и маркетинг туризма. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200. 62...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 100200. 62 «Туризм»
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» iconРабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм»
Михеев В. А. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200....
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Т. В. Рыбалова. География мировых цивилизаций: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200 «Туризм»...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Т. В. Рыбалова. География мировых цивилизаций: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200 «Туризм»...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 100200 «Туризм»
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
«Туризм» (очная, заочная формы обучения), 100100. 62 «Сервис» (очная форма обучения)
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 100200. 62 «Туризм»
В. А. Ермолаева. География (часть – 2): Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 100200. 62 «Туризм»...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм»
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм»
«Туризм» (очная, заочная формы обучения), специальности 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм» (очная форма обучения)
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Экологический туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм», профиль подготовки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск