Скачать 214.51 Kb.
|
Российская Федерация Министерство образования и науки Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологийКафедра радиофизики МИХЕЕВ В.А. Концепции современного естествознания Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200.62 «Туризм» заочная форма обучения Тюменский государственный университет 2011 Михеев В.А. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200.62 «Туризм»; заочная форма обучения. Тюмень, 2011, 14 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС направления 100200.62 «Туризм» Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Концепции современного естествознания» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой радиофизики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой радиофизики Михеев В.А., к.ф.-м.н., доцент© Тюменский государственный университет, 2011. © Михеев В.А. 2011.
Дисциплина «Концепции современного естествознания» в соответствии с ГОС ВПО по направлению подготовки 100200.62 «Туризм», естественнонаучного цикла подготовки бакалавра. Ее основное назначение - содействовать получению широкого базового высшего образования, способствующего дальнейшему развитию личности. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины - дать студентам целостное представление о современном естествознании, как неотъемлемом компоненте единой культуры, и естественнонаучных методах познания окружающего мира; сформировать у них рациональное научное мировоззрение и современную естественнонаучную методологическую культуру; способствовать дальнейшему развитию личности. Задачи дисциплины ознакомить студентов, с основополагающими концепциями различных естественных наук (физики, химии, биологии и др.) в общекультурном, историческом аспекте.
Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
Дисциплина «Концепции современного естествознания» читается в 2 семестре. Форма итоговой аттестации - экзамен.
Тема 1.Естествознание и его место в общечеловеческой культуре. Методы познания. История естествознания.Введение. Дисциплина «Концепции современного естествознания». Цели и задачи курса «Концепции современного естествознания» как учебной дисциплины. Основные вопросы естествознания: о строении материи и законах функционирования природных явлений, о роли живых систем в Природе. Составные части естествознания: физика, химия, биология, астрономия. Значение математики в естествознании и гуманитарной культуре. Методы познания природы. Первые модели мироздания. Роль религиозного сознания в познании мира и культуре. Континуальные и корпускулярные материалистические концепции мироздания Аристотеля и Демокрита. Идеалистическая концепция Пифагора и Платона. Научный метод познания. Структурная схема науки. Наблюдения и систематизация фактов. Гипотезы, построение планов исследований. Теоретическое и эмпирическое познание. Иерархия знаний. Исторические эпохи развития естествознания. О месте науки в культуре. Законы классического естествознания.Материалистическое восприятие мира. Мегамир, макромир, микромир. Два вида материи. Пространство и время с точки зрения классической науки. Трехмерность макромира. Относительность пространства. Понятие «система отсчета». Шкала времени. Движение. Динамические законы. Закрытые системы. Законы сохранения. «Механическая картина Мира» как модель мироздания. Соотношение порядка и хаоса в природе. Случайность и массовые явления. Методы описания массовых явлений. Ограниченность прогноза массовых явлений. Вероятность событий. Среднее значение, дисперсия, среднеквадратичное отклонение среднего значения. Функции распределения. Примеры функций распределения Динамические и статистические закономерности в природе. Понятие о термодинамической системе как массовой системе. Первое начало термодинамики. Второе начало термодинамики. Понятие «энтропия». Закон возрастания энтропии в закрытых системах. Равновесные и неравновесные термодинамические системы. Гипотеза тепловой смерти Вселенной. Статистическая интерпретация энтропии. Информация. Информация и негэнтропия. Применение термодинамических законов к социальным проблемам и экологии. Тема 2.Современные представления о строении и законах функционирования неживой материи.Пространство и время в теории относительности. Два постулата специальной теории относительности Эйнштейна. Понятие о пространственно временном континууме. Ограниченность скорости света. Парадоксы: «замедление времени», «сокращение масштабов длины тела», «увеличение импульса тела». Элементы общей теории относительности. Эквивалентность гравитационной и инертной массы. Искривление пространства. Эксперименты, подтверждающие справедливость теории относительности. Уровни организации неживой материи. Краткая характеристика объектов Вселенной. Галактики, звезды, планеты. Методы исследования Вселенной. Метод параллакса, Эффект Доплера. Строение атома. Атомная единица массы. Размер атома. Внутреннее строение атома. Модели атома Томсона и Резерфорда. Постулаты Бора. Волновое уравнение Шредингера. Волновая функция. Вероятностный смысл волновой функции. Электронное облако атома. Атомное ядро, его состав, нуклоны, изотопы, размер атомного ядра. Элементарные частицы. Классификация элементарных частиц. Фермионы, барионы, адроны, лептоны. Стабильные частицы. Продолжительность жизни, масса, свойства элементарных частиц. Кварки. Методы исследования микромира. Континуальные и корпускулярные свойства материи. Четыре агрегатных состояния вещества. Физические поля как форма материи. Типы физических полей. Взаимодействие. Скорость взаимодействия. Близкодействие, дальнодействие. Гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное взаимодействие. Сила. Законы Всемирного тяготения и Кулона. Принципы суперпозиции неопределенности и дополнительности в естествознании. Строение и уровни организации живой материи.Иерархия биологических уровней организации материи. Этапы развития биосферы. Биосфера - огромный живой организм. Функции биосферы, состав, распределение живого вещества в биосфере. Среда обитания животных и растений. Структурные части – экотопы, и биоценозы. Понятие «экосистема». Популяционно-видовой уровень организации материи, организмы. Четыре царства живой природы. Клеточное строение живой материи. Структурные элементы клетки и их функции. Клеточное ядро, мембрана, цитоплазма, органеллы. Метаболизм. Катаболизм, амфиболизм, анаболизм. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Биологические полимеры. Фосфолипиды, углеводы, аминокислоты, белки. Структуры белковых молекул. Нуклеиновые кислоты. ДНК, РНК. Механизм синтеза белков. Взаимодействие клеток и управление. Нервная система, строение нервных клеток, сигналы управления. Прямая и обратная связь. Гормональный механизм. Тема 3.Самоорганизация и эволюцияПредставление о синергетике. Концепция самоорганизации. Открытые системы. Описание сложных систем с помощью модели фазового пространства. Определенность и неопределенность. Устойчивость и неустойчивость. Диссипативные структуры. Фазовая траектория, бифуркации. Принцип универсального эволюционизма. Самоорганизация сложных систем. Примеры самоорганизации в неживой материи. Ячейки Бенара. Реакции Белоусова-Жаботинского. Самоорганизация и эволюция Вселенной. Модели эволюции Вселенной. Модель замкнутой Вселенной, модель открытой Вселенной, гипотеза Большого Взрыва. Эволюция звезд. Формирование звезд, стационарная фаза, элементный состав. Завершающая фаза, нейтронные звезды, черные дыры. Внутреннее строение и история развития Земли. Эволюционная химия. Распределение химических элементов на Земле и в Солнечной системе. Химические процессы. Реакционная способность веществ. Процессы формирования климата на Земле. Современные концепции геосферных оболочек. Атмосфера. Гидросфера. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы. Эволюция и возникновение жизниПроблема происхождения жизни. Эволюция клетки, организмов, популяций. Макроэволюция, микроэволюция. Закономерности передачи генетической информации; мигрирующие генетические элементы. Популяционные волны. Человек. Самоорганизация и эволюция мозга человека. Концепции коэволюции и ноосферы. Космические циклы. Теория глобального эволюционизма. Сильный и слабый антропный принцип. О месте человечества во Вселенной. Антинаучные тенденции и современное научное мировоззрение.
Тема 1.Естествознание и его место в общечеловеческой культуре. Методы познания. История естествознания.
Законы классического естествознания.
Тема 2.Современные представления о строении и законах функционирования неживой материи.
Строение и уровни организации живой материи.
Тема 3.Самоорганизация и эволюция в Природе.
Эволюция и возникновение жизни
Промежуточная аттестация. Студенты, выполнившие учебный план получают оценку на экзамене. Текущая успеваемость оценивается в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов ГОУ ВПО ТюмГУ». Примерный перечень тем реферативных работ с докладами на семинарских занятиях.
Требования к оформлению реферата. Реферат по курсу «Концепции современного естествознания» пишется с целью более детального ознакомления с интересующей студента темой. Рефераты оцениваются по содержанию, а не по объему. Реферат должен представлять собой не конспект публикаций, а краткое изложение и собственный анализ в письменном виде содержания учебной и научной литературы по теме. Целями работы над рефератами являются подготовка к написанию собственных научных трудов (поэтому желателен стиль курсовой работы), а также приобретение навыков самостоятельной работы. Преподаватель оставляет за собой право отклонить неоригинальные ("списанные"), неаккуратно оформленные рефераты, рефераты не по теме. Студент должен быть готов к тому, что при защите реферата ему могут быть заданы дополнительные вопросы по теме и содержанию реферата. Набор текста должен быть сделан в текстовом редакторе Microsoft Word для Windows любой версии. Объем реферата не должен превышать 8-10 машинописных страниц или 12-15 листов рукописного (разборчивого) текста. Реферат состоит из следующих основных частей: титульного листа, содержания (оглавления с указанием страниц разделов), краткого введения, изложения основного содержания выбранной темы, заключения и списка использованной литературы. Все страницы реферата нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы, но на самом титульном листе цифра не ставится. Вторая страница - оглавление, где пишется план работы. В кратком введении к реферату должна быть обоснована актуальность выбранной темы и сформулированы конкретные цели и задачи реферата, т.е. вопросы, на которые автор самостоятельно дает ответы в своем реферате. Текст реферата должен быть разбит на главы, разделы, параграфы, пункты и т.д., каждый из которых имеет название. В оглавлении (плане работы) должны быть указаны эти деления текста и соответствующие страницы. При наборе текста следует выдерживать следующие обязательные требования:
Подстрочные примечания (иногда их называют постраничными) помещаются внизу страницы, на которой расположена цитата. В этом случае после ее завершения ставится цифра, обозначающая ее порядковый номер на данной странице, а в подстрочном примечании – в сноске – повторяется этот же номер и приводится полное бибилиографическое описание источника, из которого взята цитата. Например, в тексте напечатано: По мнению Б.Рассела, «религия основана, прежде всего и главным образом, на страхе»1. В ссылке будет: 1 Рассел Б. Почему я не христианин. М.: Политиздат, 1987.- С.112. Внутритекстовые ссылки применяются в тех случаях, когда цитируемый материал является неотъемлемой частью Вашей работы. Например: Методологическая основа научной деятельности так характеризуется в книге Ф.А.Кузина «Кандидатская диссертация» (М., 1997): Методологическими источниками исследования в наши дни все чаще становятся труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, свободных от идеологических установок…» [С.12]. Если цитирование полное, без произвольного сокращения текста, то внутритекстовые ссылка на источник оформляется после цитаты следующим образом: [3,c.52], где 3 означает порядковый номер цитируемого произведения (под этим номером следует искать источник в списке использованной литературы), с.52 – страницу, на которой расположена цитата в источнике.
1. Сулименко Л. М. Технология минеральных вяжущих материалов и изделий на их основе: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2000.-303с. 2. Диаграммы состояния двойных металлических систем: Справочник /Под общ. ред. Н.П. Лякишева. - М.: Машиностроение. - Т. 3, кн. 2. - 2000. - 448 с. 3. Тезисы докл. 2-ой Научно-технической конференции молодых ученых и аспирантов, посвященной 40-летию НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева /Рос. хим.-технол. ун-т им. Д.И. Менделеева, Новомосковский ин-т. - Новомосковск, 2000. 4. Лукин Е.С., Макаров Н.А. Особенности выбора добавок в технологии корундовой керамики с пониженной температурой спекания //Огнеупоры в техн. керамика. - 1999. - № 9. - С. 10-13. (статья из журнала) Оформление ссылок на электронные источники должно осуществляться также как и на печатные издания с указанием автора и названия работы, только вместо выходных данных печатного источника следует указывать выходные данные CD-рома, DVD-рома или полный электронный адрес сайта. Например: Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. ВласенкоТ. В.; Web-мастер Козлова Н. В. - Электрон, дан. - М.: Рос. гос. б-ка, 1997. - Режим доступа: http://www.rsl.гu, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. Примерный перечень вопросов для экзамена.
Программного обеспечения по дисциплине «концепции современного естествознания» не существует. Интернет ресурсы: Электронная библиотека. http://e-library.su; Порталы: www.astronet.ru; www.priroda.su , журнал «Наука и жизнь» - www.nkj.ru
Лекционные аудитории с мультимедийным оборудованием. Дополнения и изменения к рабочей программе на 2011 / 2012учебный год В п. 8. УМК – рабочей программы по дисциплине «Концепции современного естествознания», составленной для студентов направления 100200.62 «Туризм», заочная форма обучения, вносятся следующие изменения: 8.1. Основная литература
8.2. Дополнительная литература
Заведующий кафедрой радиофизики В.А. Михеев Протокол заседания кафедры радиофизики № 2 от 28.10.2011 Дополнения и изменения к рабочей программе на 2014 / 2015 учебный год В п. 8.1. УМК – рабочей программы по дисциплине «Концепции современного естествознания», составленной для студентов направления 100200.62 «Туризм», заочная форма обучения вносятся следующие изменения 1. Рыбалов, Л.Б. Концепции современного естествознания : учебное пособие / Л.Б. Рыбалов, А.П. Садохин. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 416 с. - ISBN 978-5-238-01688-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115179 2. Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания : учебник / С.Х. Карпенков. - 12-е изд., перераб. и доп. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 624 с. - ISBN 978-5-4458-4618-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229405 Заведующий кафедрой радиофизики В.А. Михеев Протокол заседания кафедры радиофизики № 3 от 10.11.2014 |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» Вакорин Д. В., Шарапова Т. В. Стратегический менеджмент. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» Вакорин Д. В. Менеджмент и маркетинг туризма. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200. 62... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Вдовюк Л. Н. Ландшафты России. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» очной... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Вдовюк Л. Н. Ландшафты России. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» очной... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 100200. 62 «Туризм» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» «Туризм» (очная, заочная формы обучения), специальности 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм» (очная форма обучения) | ||
Отчет о результатах самообследования на стадии итоговой аттестации... Соответствие учебного плана и программ учебных дисциплин требованиям гос впо направления 100200. 62 «Туризм» по уровню и содержанию... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... «Туризм» (очная, заочная формы обучения), 100100. 62 «Сервис» (очная форма обучения) | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 100200. 62 «Туризм» В. А. Ермолаева. География (часть – 2): Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 100200. 62 «Туризм»... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Т. В. Рыбалова. География мировых цивилизаций: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200 «Туризм»... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Т. В. Рыбалова. География мировых цивилизаций: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200 «Туризм»... | Рабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 100200 «Туризм» | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |