А. А. Фет и Я. П. Полонский: биографические и творческие связи





Скачать 300.53 Kb.
НазваниеА. А. Фет и Я. П. Полонский: биографические и творческие связи
страница1/2
Дата публикации18.01.2015
Размер300.53 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2


Курский государственный университет
На правах рукописи


КОКОВИН Александр Федорович

А. А. Фет и Я. П. Полонский:

биографические и творческие связи

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук
Специальность 10.01.01 – русская литература

Курск 2010

Работа выполнена на кафедре литературы Курского государственного университета
Научный руководитель:

доктор филологических наук профессор М. В. Строганов
Официальные оппоненты:

доктор филологических наук профессор А. П. Ауэр

кандидат филологических наук доцент Н. А. Корзина
Ведущая организация: Орловский государственный университет
Защита состоится «___» __________ 2010 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук в Тверском государственном университете (170002, Тверь, пр. Чайковского, 70)
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета (170000, Тверь, ул. Володарского, 14)
Автореферат разослан «___» февраля 2010 г.


Ученый секретарь

специализированного совета

доктор филологических наук

профессор С. Ю. Николаева

Общая характеристика работы
Круг поэтов, который условно называли поэтами «чистого искусства», обращался к самым глубинным вопросам человеческого бытия, разрабатывал «вечные» темы: красоту мира, природы, любви. Если реалистическая проза решала проблему человека конкретно исторически, то эти поэты перевели ее в общечеловеческий план. И это роднило их между собой. В. М. Жирмунский в свое время говорил даже о «школе Фета» и относил к ней А. К. Толстого, Полонского и, в особенности, Вл. С. Соловьева.

Знакомство Фета и Полонского произошло во время учебы в Московском университете, продолжалось полвека и приобрело характер творческого диалога (Б. М. Эйхенбаум о книге Полонского «Вечерний звон»). Диалогический комплекс посланий и посвящений, включающий в себя восемь стихотворений Полонского, адресованных Фету, и четыре ответных стихотворения Фета, позволяет говорить о взаимоадресном цикле двойного авторства (О. В. Мирошникова).

Однако в своих размышлениях над проблемой человека каждый из этих художников прокладывал свой путь. Их поэтическое творчество выделялось редким выразительным многообразием и поиском нетрадиционных способов художественного выражения. Полувековое общение поэтов происходило преимущественно в форме переписки (расставшись после общих студенческих лет, они жили в разных местах и встречались редко). Эпистолярное общение было регулярным и насыщенным. Представления о поэзии как главнейшем двигателе духовного и общественного развития, вопросы качества переводов и их принципах обсуждались в переписке Фета с Полонским, которая стала страстным разговором несхожих поэтов, и ценивших друг друга, и ревниво оберегавших собственную неповторимость. Фет вычленяет в стихах Полонского сильные стороны и отделяет их от частой у Полонского небрежности. Полонский, восхищаясь Фетом, то и дело предостерегает его от лирических «дерзостей», а жалуясь на недостаток творческой силы, упорно держится своей — в общем-то эклектичной — манеры. В их диалоге наглядно предстает разность личностей — цельного, упрямого, страстного Фета и толерантного, смирного и нервно-самовлюбленного Полонского. Различия, однако, не отменяют общности: оба не мыслят себя вне поэзии.

Современное состояние изучения творчества Полонского и Фета следует признать вполне удовлетворительным. Однако работ, в которых творчество Фета и Полонского было подвергнуто сравнительному анализу, нет. Сопоставительное изучение поэзии Фета и Полонского было начато еще до 1917 г. (Вл. Соловьев, Ю. Никольский). Однако в научной литературе XX — начала XIX в. указания на сходство и различие поэтов мы встречаем в основном в работах общего характера, которые посвящены вопросам творческой биографии или «художественным особенностям» одного из этих поэтов. Справедливо указано, что сходство этих поэтов — «в несходстве и самостоянии созданных ими поэтических систем и художественных миров — при общности философско-этических идеалов» (Л. Е. Ляпина). Но проблема творческого общения и взаимовлияния Фета и Полонского лишь констатируется и не получает необходимого обоснования, либо в них ставятся частные аспекты проблемы. Таковы известные и в целом весьма ценные исследования К. В. Мочульского, Б. М. Эйхенбаума, Б. Я. Бухштаба, Д. Д. Благого, Л. А. Озерова, В. С. Баевского, М. В. Строганова, В. А. Кошелева. Именно на этих исследованиях базируется решение основных проблем нашего диссертационного исследования, хотя мы стремимся монографически решить всю совокупность проблем взаимных отношений Фета и Полонского. Кроме того, нами учтены и те немногочисленные исследования, которые специально посвящены изучению отношений Фета и Полонского и сопоставлению их художественных миров (Н. Н. Фонякова, Г. П. Козубовская). Но и в этих статьях вопрос о типологической близости и преемственных связях Полонского и Фета, о диалогическом характере их отношений не был сформулирован и не стал до сих пор предметом монографического исследования. Отсутствие такого исследования, осмысляющего эти проблемы, рассматривающего творчество Фета и Полонского как органическую часть историко-литературного процесса второй половины XIX в., предопределило выбор темы диссертации.

Сопоставительный анализ позволяет выявить закономерности в формировании мировоззрения и художественных принципов поэтов и в то же время точнее обозначить индивидуальные черты каждого из них. Этот прием дает возможность проследить, как один и тот же мотив в художественной системе каждого автора развивается в особый образный комплекс, анализ которого открывает путь к пониманию творческой индивидуальности поэта. Кроме того, сопоставительный анализ требует выявить тематические переклички, общие художественные и стилистические приемы в произведениях сравниваемых писателей. Но сопоставительный анализ требует также учесть сходство и различие в восприятии творчества писателей в современной им литературной критике, в дневниках, в мемуарной и эпистолярной прозе современников.

Сравнительная характеристика художественных систем Фета и Полонского, наиболее близких друг другу среди поэтов одного поколения, — как с точки зрения их современников, так и согласно их собственным представлениям, может быть весьма плодотворной. Общность литературной позиции и ощущение своей принадлежности к одному поколению сопровождало длительные личные контакты Фета, Полонского и их общих друзей А. А. Григорьева и А. Н. Майкова. Следует при этом отметить, что хотя Фет и Полонский выступали не только как поэты, но и как прозаики, литературоведение долгое время рассматривало этих авторов исключительно как поэтов. Для читательского и исследовательского сознания долгое время не отменяемой истиной было утверждение Л. Н. Майкова, что «лиризм — естественная и, надобно прибавить, исключительная сфера творчества Фета». То же самое думали и о Полонском. В результате такого подхода творческое наследие и Фета, и Полонского разделилось на две части: изучаемую и маргинальную. Между тем художественная проза, публицистика и литературно-критические статьи ярко воплощали эстетические воззрения Полонского и Фета, давая представление о творческой личности каждого из поэтов, о специфике их писательского метода и об отношении к различным художественным явлениям современности. Проза Фета и Полонского является органической частью литературной и общественной жизни России второй половины XIX в., хотя она не была понята и принята при их жизни (на что, разумеется, были свои причины).

Поэтому научная новизна исследования состоит в том, что впервые его предметом становится творческий диалог Фета и Полонского. Мы анализируем философские и литературно-критические аспекты эстетической позиции каждого из художников, даем сравнительно-типологический анализ художественного, публицистического и эпистолярного наследия Полонского и Фета, уделяя преимущественное внимание образным, тематическим, сюжетным, мотивным перекличкам и параллелям.

Учитывая опыт предшествующих исследователей, мы в своей работе подробно останавливаемся на тех аспектах и случаях рецепции, которые не были прежде изучены с достаточной степенью глубины. Следует также указать, что поскольку проза Полонского и Фета только в недавнее время стала предметом научного изучения, обращение именно к этому материалу усиливает научную новизну нашего исследования.

В силу описанных причин очевидна актуальность исследования, посвященного последовательному описанию биографических отношений Фета и Полонского и систематическому выявлению межтекстуальных связей их лирики и прозы на всех уровнях текста: жанр, сюжет, тематика, лексика, образный строй. Мы исходим из того, что отношения писателей вообще (в том числе и отношения Фета и Полонского) носят характер творческого диалога, при этом обе стороны равновелики друг другу. Мы учитываем, что эстетическое и историко-литературное значение Фета гораздо выше, чем значение Полонского. Толкование литературных отношений писателей как творческого диалога предполагает его взаимный креативно-рецептивный характер. Не только более оригинальный Фет мог влиять на Полонского, но и менее оригинальный Полонский мог оказывать значительное творческое воздействие на Фета. В принципе, это положение уже достаточно распространено в науке, однако последовательное проведение его в данном исследовании также усиливает его научную актуальность.

Цель исследования имеет комплексный характер. Нам предстоит, во-первых, восстановить детали творческого диалога поэтов, а во-вторых, выявить сходство и специфику поэтической позиции Фета и Полонского с опорой на материалы, полученные при изучении жанровых образований, сюжетной организации, тематики, лексики, образного строя. Данная цель может быть достигнута при условии решения ряда задач:

1) выяснить те личностные и историко-культурные факторы, которые определили формирование поэтической картины мира обоих поэтов;

2) определить своеобразие общественно-политической и эстетической позиции Фета и Полонского;

3) осуществить сравнительно-сопоставительный анализ образной системы и поэтических принципов художественного изображения внешнего и внутреннего мира человека;

4) выявить когнитивное содержание мнемонических образов поэзии и прозы Фета и Полонского, символов, форм, специфики и единства в ней конкретно-чувственных, иррациональных и абстрактно-логических элементов познания;

5) рассмотреть прозу Фета и Полонского 1840—1880-х гг. в контексте историко-литературного процесса, проследить эволюцию творческой манеры писателей, выявить основные тенденции их развития.

Теоретико-методологическая база диссертации определяется ее целью и задачами. Наша работа имеет историко-литературный характер, и это естественным образом предполагает использование биографического, историко-генетического и историко-функционального методов исследования. Но поскольку работа посвящена сравнительному исследованию двух писателей, основными являются сравнительный и сравнительно-типологический методы.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:

1. Фет и Полонский, познакомились в пору своего формирования и сохраняли взаимопонимание и взаимный интерес на протяжении всего творческого пути. При всей оригинальности их талантов, в них проявлялись черты, характерные для поэтов их поколения.

2. Публицистика и литературно-критические статьи Полонского и Фета ярко воплощали их эстетические воззрения, давали представление о творческой личности поэтов, о специфике писательского метода и об отношении к различным художественным явлениям современности. Критические статьи Фета и Полонского были фактами борьбы эстетических идей 1850—1860-х гг. Полемизируя с утилитарной концепцией искусства, поэты утверждали теорию свободного творчества.

3. Проза Фета и Полонского (художественная, очерковая, публицистическая и мемуарная) носит автобиографический характер. Ретроспекция определяет ее пространственно-временную организацию: это типичная установка автобиографических произведений о прошлом. В их прозе раскрывается многосторонняя и деятельная натура их создателей, содержатся ответы на многие вопросы, касающиеся биографии и творчества.

4. Диалогическая связь текстов двух писателей проявляется в использовании ими родственных поэтических принципов при изображении быта и внутреннего мира человека, картины мира, в частности в обрисовке пейзажа, неотделимого от душевно-духовного переживания героя.

5. В творчестве Полонского весьма ощутима ориентация на произведения Фета. Отзывчивость, тонкое и глубокое понимание его образности в частностях и целом постоянно выражались в произведениях Полонского при жизни поэтов. Фетовские мотивы, ситуации, символы составляют едва ли не более существенный слой лирической системы Полонского, чем реминисценции из Пушкина и Лермонтова.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты характеризуют важнейшие параметры тех моделей мира, которые созданы в произведениях Фета и Полонского; углубляют представление об особенностях проблематики и поэтики творчества двух писателей. Сопоставительный анализ помогает уточнить представление о «школе Фета» в русской литературе середины XIX в. и отказаться от шаблонных представлений о поэзии «чистого искусства».

Практическая ценность работы состоит в том, что ее материалы могут быть применены при изучении литературного процесса XIX в. Полученные результаты исследования могут быть использованы при преподавании творчества Фета и Полонского и русской поэзии XIX в. в курсе истории литературы. Сделанные наблюдения и выводы предполагается учесть и в спецкурсах об истории русской поэзии и о взаимоотношениях поэзии и прозы, а также в школьной практике преподавания литературы.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования изложены автором в 6 публикациях, а также были представлены в форме докладов на общероссийских и международных научных и научно-практических конференциях: «XVIII Фетовские чтения» (Курск, 2003); «Теоретические и прикладные проблемы социально-правовых, медико-биологических, технико-экономических сфер жизни общества» (Курск, 2007); «Русское литературоведение на современном этапе» (Москва, 2007); «XXII Фетовские чтения» (Курск, 2007), «XXIII Фетовские чтения» (Курск, 2008), «XXIV Фетовские чтения» (Курск, 2009).

Структура работы обусловлена необходимостью последовательно разрешить те основные задачи исследования, которые были названы выше, и складывается из Введения, трех глав, Заключения и Библиографии (списка использованной литературы включает 247 наименований). Общий объем исследований 212 страниц.
Основное содержание работы
Во Введении обосновывается актуальность темы, степень ее изученности, определяется научная новизна диссертации, цели, задачи и методы; формулируются методологические и теоретико-литературные принципы анализа, раскрывается практическая значимость работы.

В первой главе «История отношений А. А. Фета и Я. П. Полонского» два раздела. В разделе 1 «А. А. Фет и Я. П. Полонский в 1839—1875 годы» последовательно восстанавливается история личных и творческих отношений Фета и Полонского, в которой особую роль сыграл А. А. Григорьев. Дружба Фета с Полонским ведет свое начало с 1839 г., со времен обучения их в Московском университете и со встреч в доме родителей Григорьева, где Фет жил в годы учебы в университете и где собирался цвет тогдашнего студенчества. Фет вспоминал, что на Полонского он «с университетской скамьи привык смотреть как на брата». Возобновляя после многолетнего перерыва дружбу, Фет в письме к Полонскому от 26 декабря 1887 г. в нескольких словах охарактеризовал их отношения: «Напрасно напоминать тебе наши постоянные дружеские, или, лучше сказать, братские отношения в течение сорока лет; напрасно говорить, что ты один из четырех человек, которым я в жизни говорил „ты“; напрасно говорить, что я никогда ни на минуту не переставал ценить тебя как человека и ставить в излюбленных мною стихотворениях рядом с Лермонтовым и Тютчевым». В круг общих интересов Фета, Полонского и Григорьева входил театр, в частности игра знаменитого трагика тех лет Мочалова, особенно в роли Гамлета.

Позже Полонский разыскал Григорьева во Флоренции и устроил на службу в журнал «Русское слово». Пригласил Полонский к сотрудничеству в этом журнале и Фета. Журнал «Русское слово» после перерыва почти в 15 лет вновь соединил бывших университетских приятелей. Недолгое сотрудничество в журнале оказалось весьма плодотворным для всех его участников. Достаточно указать, что в здесь были напечатаны программные статьи «О стихотворениях Тютчева» Фета и «Стихотворения Мея» Полонского; переводы Фета из Гете, Гейне, Гафиза, Шекспира; критические статьи Григорьева «Взгляд на историю России, соч. С. Соловьева», «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина», «И. С. Тургенев и его деятельность. По поводу романа „Дворянское гнездо“» и др., а также большое количество стихотворений обоих поэтов.

Эта дружба была прервана в 1875 г. из-за ссоры Фета с Тургеневым, в которой косвенно оказался замешан Полонский. Но в 1887 г., после смерти Тургенева, дружеские отношения поэтов были восстановлены и не прерывались уже до конца жизни.

Раздел 2 «Полонские в фетовской Воробьевке. 1890 год» посвящен событиям лета 1890 г., когда семья Полонских посетила имение Фета Воробьевку. Старший сын Полонского Александр, бывший в то время студентом Петербургского университета, в письме к товарищу от 14 июня 1890 г., вскоре после приезда Полонских в Воробьевку, дает подробное описание усадьбы. Живописные этюды Полонского-отца и бытовые комментарии к ним сына позволяют представить в мельчайших подробностях «обитель Фета», образ его жизни и окружающую обстановку, в настоящее время во многом утраченную. Все эти данные имеют огромное историко-культурное значение. В течение лета 1890 . Фет и Полонский обменялись рядом стихотворений, реальным комментарием к которым являются документы Полонских. Отголоски этого посещения встречаются в переписке Фета с Полонским, Вл. С. Соловьевым, Н. Н. Страховым и великим князем Константином (К. Р.) на протяжении ряда последующих лет. Реконструкция этого диалога дает возможность восстановить подлинное место Воробьевки в творчестве обоих поэтов.

По признанию Полонского в письме к Фету от 3 августа 1892 г., лето в Воробьевке было для него «блаженным временем», когда он там «жил – живописал и ссорился с Н. Н. Страховым». В творчестве Полонского ощутима ориентация на произведения Фета. Отзывчивость, тонкое и глубокое понимание его образности постоянно выражались в произведениях Полонского. Мотивы, ситуации, символы Фета составляют весьма значительный слой реминисценций в лирике Полонского. Но именно Фет сумел оценить в Полонском глубину лирического таланта. Как лирика он ставит его в письме от 23 января 1888 г. на необычайную высоту: «...никакая сила не может отнять у тебя того высокого места, на которое твой талант вознес тебя». «Истинный поэт», «вещий поэт», «блестящий талант» — подобных определений в письмах Фета к Полонскому можно найти немало.

Таким образом, познакомившись в пору формирования мировоззрения и творческих принципов, Фет и Полонский сохранили взаимопонимание и взаимный интерес на всем протяжении творческого пути. В начале пути своеобразным «царством искусства» становится дом Аполлона Григорьева, в конце пути — фетовская Воробьевка.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. А. Фет и Я. П. Полонский: биографические и творческие связи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Баратынский Е. А., Майков А. Н., Никитин И. С., Полонский Я. П., Толстой А. К., Тютчев Ф. И., Фет А. А
А. А. Фет и Я. П. Полонский: биографические и творческие связи iconБиографические кризисы личности
Биографические кризисы личности автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва: Институт психологии...
А. А. Фет и Я. П. Полонский: биографические и творческие связи iconРабочая программа по математике для 5 класса разработана с учетом...
Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897, в соответствии с авторской программой А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир,...
А. А. Фет и Я. П. Полонский: биографические и творческие связи iconПоложение о проведении Открытого Фестиваля конкурса
...
А. А. Фет и Я. П. Полонский: биографические и творческие связи iconРассказы о природе
Пушкин А., Лермонтов М., Некрасов Н., Тютчев Ф., Фет А., Бальмонт К., Бунин И., Есенин С
А. А. Фет и Я. П. Полонский: биографические и творческие связи iconА. А. Фет стихотворение «Бабочка» Цель урок
Физ-мат класс. Глава 11 Взаимные превращения жидкостей и газов § 72, 73, 74 (коспект), упр. 14 6,7)
А. А. Фет и Я. П. Полонский: биографические и творческие связи icon№14 «Сказка»
Урок-дискуссия позволяет учащимся показать не только свои знания, но и дает возможность продемонстрировать свои творческие способности....
А. А. Фет и Я. П. Полонский: биографические и творческие связи iconКонспект
Урок-дискуссия позволяет учащимся показать не только свои знания, но и дает возможность продемонстрировать свои творческие способности....
А. А. Фет и Я. П. Полонский: биографические и творческие связи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник умк «Алгоритм успеха», Вентана-Граф. Под редакцией А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир
А. А. Фет и Я. П. Полонский: биографические и творческие связи iconКонспект интегрированного урока
Урок-дискуссия позволяет учащимся показать не только свои знания, но и дает возможность продемонстрировать свои творческие способности....
А. А. Фет и Я. П. Полонский: биографические и творческие связи iconПрезентация Миколаенко Вадим Полонский Владислав Фролов Максим Скальская...
Протокол окружного конкурса краеведческих проектов «Вековые кольца России» 2010-2011 учебный год
А. А. Фет и Я. П. Полонский: биографические и творческие связи iconПриложение 4 Творческие работы
Стимулирующее влияние на познавательный интерес оказывают творческие работы учащихся. Они активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные...
А. А. Фет и Я. П. Полонский: биографические и творческие связи iconТема урока «О пользе и вреде силы трения»
Урок-дискуссия позволяет учащимся показать не только свои знания, но и дает возможность продемонстрировать свои творческие способности....
А. А. Фет и Я. П. Полонский: биографические и творческие связи iconЭдвард Тайлор. Основные биографические данные. Определение культуры....

А. А. Фет и Я. П. Полонский: биографические и творческие связи iconОтчет муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобазовательная...
Урок-дискуссия позволяет учащимся показать не только свои знания, но и дает возможность продемонстрировать свои творческие способности....
А. А. Фет и Я. П. Полонский: биографические и творческие связи iconКонспект занятия по речевому практикуму «Как, умея говорить, научиться разговаривать?»
Урок-дискуссия позволяет учащимся показать не только свои знания, но и дает возможность продемонстрировать свои творческие способности....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск