Скачать 358.4 Kb.
|
Ахмеров Рашад Анварович БИОГРАФИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ ЛИЧНОСТИ - Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва: Институт психологии РАН, 1994 г. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ. Актуальность. Задача исследования источников возникновения жизненных кризисов и психологических механизмов их преодоления является одной из важнейших в психологии жизненного пути (Анцыферова, 1994). Однако это тема не нашла своего достойного места в отечественной психологии. Жизненные кризисы изучаются в основном лишь как возрастные в онтогенетическом аспекте, в котором основное внимание уделяется кризисам детских периодов жизни. Исследований кризисов взрослого периода жизни именно как кризисов жизненного пути личности в научной литературе мы не встретили. Вместе с тем проблема жизненных кризисов становится все более насущной и актуальной. Научно-технический прогресс, к сожалению, людей счастливее не сделал (Фромм, 1990). Люди начали остро ощущать бессмысленность своего существования, той жизни, которую приходится вести. ХХ-й век принес ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни (Франкл, 1990). Предметом исследования мы выбрали биографические (жизненные) кризисы личности. Под "биографическим кризисом" (БК) мы понимаем феномен внутреннего мира человека, который проявляется в различных формах переживания человеком непродуктивности своего жизненного пути. Объектом исследования выступили люди, находящиеся в трудных жизненных ситуациях: 1) на этапе освидетельствования во врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК) в связи с психосоматическими заболеваниями; 2) обратившиеся самостоятельно за психологической помощью в психогигиеническую консультацию (ПГК); 3) контрольная выборка. Всего в исследовании участвовало 248 человек. Цель исследования: создание теоретических и эмпирических основ для построения субъектной модели биографических кризисов, которая могла бы стать одним из средств оказания психологической помощи в трудных жизненных ситуациях. Задачи исследования: 1) анализ состояния проблемы жизненных кризисов в научной литературе; 2) теоретическая разработка, эмпирическая и экспериментальная проверка гипотезы о сущности биографических кризисов; 3) теоретическое и эмпирическое обоснование типов биографического кризиса; При решении исследовательских задач мы опирались на два подхода в изучении личности в психологии жизненного пути: изучение человека как субъекта своей жизни (С.Л.Рубинштейн, 1946, 1976; К.А.Абульханова-Славская, 1977, 1991 и др.) и на каузометрический психобиографический подход (Кроник, 1994). Биографические кризисы мы рассматривали с точки зрения самого субъекта жизни. По отношению к жизненным кризисам нас интересовал вклад самого человека в "провоцирование" кризиса и роль жизненных обстоятельств в его возникновении. Другими словами, каким образом внешнее, преломляясь во внутреннем мире человека, определяет его жизненный путь. Под субъектным подходом мы понимаем учет ведущей роли активности человека в оптимальном определении успешной самореализации в различных жизненных обстоятельствах. В литературном обзоре рассмотрены различные подходы с точки зрения представленности в них "субъектного" или "объектного" понимания жизненных кризисов. Наша основная исследовательская гипотеза состоит в следующем: чем менее оптимальна жизненная программа личности, тем больше риск возникновения биографического кризиса. В ходе исследования основная гипотеза конкретизируется в следующих дополнительных гипотезах: 1) критериями оптимальной жизненной программы являются ее разумность, масштабность и гибкость, которые операционализируются в личностно-биографических показателях каузометрии: в рациональности, стратегичности, уверенности (категоричности) и конфликтности (на наш взгляд, для определения способности человека отражать негативные межсобытийные связи (обстоятельства, препятствующие достижению цели), термин "конфликтность" не подходит. Так как у нас нет готового термина, название этого показателя каузометрии мы не изменили); 2) типологию БК возможно построить на основе мотивационной недостаточности: отсутствия стимулов жизни в одном из временных модусов жизненной программы; 3) мотивационная недостаточность, переживание непродуктивности жизни являются показателями кризиса. Методы. Основным методом исследования является биографический метод. В исследовании использованы следующие методики: биографическое интервью, оценивание пятилетних интервалов (ОПИ), каузометрический опрос, компьютерная психологическая программа LifeLine, биографический тренинг (БТ). БТ применяется как экспериментальный метод для проверки положения о связи БК с непродуктивностью жизни. Для проверки связи показателей продуктивности жизни с биографическими кризисами и эффективности биографического тренинга было проведено лонгитюдинальное исследование. В ходе наших исследований получены следующие новые научные результаты: 1. Разработана субъектная модель биографических кризисов. Она включает в себя: классификацию жизненных планов и жизненных обстоятельств; критерии оптимальности жизненных программ, типологии жизненных программ и биографических кризисов. 2. Обнаружено, что источником возникновения БК является неоптимальная жизненная программа, которая проявляется в следующих каузометрических показателях: низкая рациональность и стратегичность, феномен "биографической близорукости", излишняя уверенность (категоричность) в вероятности межсобытийных связей, отсутствие конфликтности, т.е. игнорирование негативных межсобытийных связей. 3. Доказано, что риск возникновения кризиса тем выше, чем меньше человек рационален и стратегичен, когда он не отражает негативные межсобытийные связи, когда излишне уверен в вероятности межсобытийных связей. 4. Эмпирически показано, что при биографических кризисах: - снижается оценка человеком продуктивности своей жизни в одном из временных модусов субъективной картины жизненного пути (СКЖП) и существенно усиливается переживание своей реализованности (исчерпанности) при кризисах опустошенности и бесперспективности, при кризисе нереализованности, наоборот, существенно снижается переживание своей реализованности; - нарушается интегрированность самосознания, которая выражается в слабой корреляции показателя реализованности на разных уровнях осознания; - БК сопровождается ухудшением здоровья. Это проявляется в нарушениях психического, физического здоровья и в заниженной ожидаемой продолжительности жизни; 5. Обнаружены факты полового диморфизма в СКЖП, которые проявляются в более высокой оценке женщинами-пациентами ПГК своего раннего детства (с рождения до 5 лет) и периодов жизни в 25-30, 45-50 лет по степени насыщенности важными для них событиями. Женщины в целом свой жизненный путь оценивают по продуктивности выше, чем мужчины; женщины во всех выборках менее категоричны в определении межсобытийных связей и меньше осознают реальную значимость событий жизни, чем мужчины. 6. Доказана устойчивость эффекта биографического тренинга: в течение года сохраняются показатели продуктивности на уровне, достигнутом сразу же после тренинга. Перечисленные результаты обобщены в четырех положениях, выносимых на защиту: 1. Биографический кризис - это феномен внутреннего мира человека, который проявляется в различных формах переживания непродуктивности своей жизни. Основными типами кризиса являются нереализованность, опустошенность, бесперспективность, которые могут проявляться в различных сочетаниях между собой и имеют различные степени выраженности. 2. Источником возникновения различных типов биографического кризиса является неоптимальная жизненная программа. Эта неоптимальность проявляется в неразумности, немасштабности и негибкости жизненных программ. 3. БК сопровождается серьезными нарушениями физического и психического здоровья человека. Кризис является энергетической ценой за неоптимальную жизненную программу. 4. Эффективным психологическим средством преодоления биографического кризиса является биографический тренинг, который одновременно выступает в качестве самостоятельного экспериментального метода в психологии жизненного пути. Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в следующем: впервые на основе каузометрического подхода разработана субъектная модель БК; в научный понятийный аппарат психологии жизненного пути введено понятие "биографические кризисы"; проведена классификация жизненных планов и жизненных обстоятельств; разработана типология жизненных программ и биографических кризисов. Практическая значимость. Разработана схема диагностики и интерпретации БК личности, которая может стать одной из адекватных моделей психологической помощи людям, находящимся в трудных жизненных ситуациях. Экспериментально доказана эффективность указанной модели в оказании психологической помощи при биографических кризисах. Результаты исследований использованы в создании компьютерных психологических программ LifeLine и воплощены в разработанных нами "Уроках жизнетворчества". Схема диагностики и психологической помощи при трудных жизненных ситуациях применяется в работе Городской психогигиенической консультации г. Стрежевого, в Томском НИИ психического здоровья РАМН; "Уроки жизнетворчества" применяются в школах Киева, Стрежевого, Томска, Ярославля. Достоверность результатов достигнута применением адекватных количественных (статистических) и качественных методов анализа, перекрестной проверкой гипотез и выводов в исследовательской и практической работе. Валидность результатов исследования достигнута формированием выборки исследования в естественных условиях работы практического психолога при спонтанных обращениях людей за психологической помощью и исследованием лиц, находящихся в трудных жизненных ситуациях. Апробация. Результаты исследования апробированы на заседаниях лаборатории психологии личности ИП РАН (1990, 1994), отдела социальной психиатрии НИИ психического здоровья Томского научного центра РАМН (1988-1992), на научно-практических конференциях по психологии (Москва, 1987; Вологда, 1989; Красноярск, 1989, 1990; Томск, 1989, 1990, 1991; Киев, 1992; Чебоксары, 1993; Набережные Челны, 1993). Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения, изложенных на 158 страницах машинописного текста, содержит 18 таблиц, 10 графиков, 5 схем, 4 приложения, список литературы из 174 наименований, из которых 24 на иностранных языках. Всего в диссертации 210 страницы. Диссертация выполнена в лаборатории психологии личности Института психологии РАН и соответствует плану научно-исследовательской деятельности института. СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ. 1 глава "Проблема жизненных кризисов в психологии" содержит обзор основных работ по данной проблеме в отечественной и зарубежной психологии. Проанализированы основные теоретические подходы, проведен анализ основных понятий, используемых в субъектном подходе к жизненным кризисам, сформулированы исходные теоретические ориентиры для разработки субъектной модели биографических кризисов. В начале рассматриваются особенности субъектного и объектного подходов в изучении жизненных кризисов. Принцип субъекта в психологии предполагает изучение человека как обладающего сознанием, действующего сознательно, ставящего и реализующего свои цели (Рубинштейн, 1976; Абульханова-Славская, 1977; Брушлинский, 1991, 1992). Согласно С.Л.Рубинштейну, субъект выступает как внутреннее условие раскрытия объекта (1973). Основным атрибутом субъекта жизни является активность (Абульханова-Славская, 1977, 1991). Активность проявляется как творческое отношение к своей жизни или как жизнетворчество (Жизнь как творчество, 1985; Логинова, 1985). Под субъектным подходом мы понимаем учет ведущей роли активности человека как субъекта в оптимальном определении успешной самореализации в различных жизненных обстоятельствах. Подлинно субъектный подход, на наш взгляд, заключается в учете в процессе исследования меры, "вклада" самого человека в "провоцирование" жизненного кризиса, а также роли жизненных обстоятельств. Другими словами, выясняется, каким образом внешнее, преломляясь во внутреннем мире человека, определяет его жизненный путь. Объектный подход означает больший учет внешних объективных условий или внутренних закономерностей развития, независимых от человека. Далее, в главе дан сравнительный анализ исследований с точки зрения субъектного и объектного подходов. Субъектный подход к проблеме жизненных кризисов в психологии нашел свое отражение в работах Э.Эриксона (Erikson, 1967, 1968; Анцыферова, 1978). В некоторых работах намечены тенденции субъектного подхода (Томэ, 1978; Василюк, 1984; Донченко, 1985, 1987). Во многих работах большее внимание в возникновении кризиса уделяется внешним обстоятельствам, стрессогенным событиям (Lindemann, 1944; Caplan, 1963; Hamburg, Adams, 1967; Jacopson,1974; Moos, Tsu, 1977; Hoff, 1978). В указанных работах человек если и является субъектом, то лишь субъектом переживания этого кризиса, ищущим пути его разрешения. Проводится анализ близких к жизненным кризисам понятий, таких как "психологический кризис" (Амбрумова,1981, Амбрумова, Постовалова, 1991), "экзистенциальный вакуум" (Франкл, 1991), "мотивационный кризис" (Файзулаев, 1984, 1989). У большинства авторов отсутствует эмпирическая проверка теоретических положений и гипотез о жизненных кризисах; нет типологий, а если и есть, то они представлены без эмпирических фактов. Теоретически и эмпирически обоснованный подход к исследованию кризисов взрослого периода жизни с точки зрения субъектного подхода мы находим в работах, связанных с изучением особенностей жизненной перспективы (Lewin, 1964; Kuhlen,1968; Cottle, Klimberg, 1974; Comfort, 1976; Массен и др. 1982; Ковалев, 1979, 1988; Абульханова-Славская, 1987, 1991; Кроник, 1986; Головаха, 1987, 1988; Кублицкене, 1989; Серенкова, 1991 и др.). В третьем параграфе главы рассматриваются основные понятия субъектного подхода к проблеме жизненного пути, соответственно и к вопросу о жизненных кризисах, такие как жизненная перспектива (Абульханова-Славская, 1987, 1991; Кроник, 1986; Головаха, 1987, 1988), жизненная программа (Сохань, 1981; Сохань, Кириллова, 1985, 1987; Головаха, 1987, 1988), самоосуществление (Buhler, 1959; Логинова, 1978, 1980), самоактуализация (Маслоу, 1982; Анцыферова, 1973; Леонтьев, 1987; Шевеленкова, 1993), самореализация (Buhler, 1959; Соболь, 1985); анализируются соотношения между данными понятиями. На основе анализа сделаны выводы: 1) наиболее правомерен субъектный подход в раскрытии сущности жизненных кризисов; 2) наиболее эвристичным понятием в субъектном подходе, подчеркивающим активность самого человека в определении своего жизненного пути, является понятие "жизненная программа"; 3) при субъектном подходе проблему жизненных кризисов уместно рассматривать как проблему БК, где подчеркивается преобладающая роль самого человека как субъекта своей жизни. Во 2 главе "Субъектная модель биографических кризисов" разрабатывается теоретическая модель БК личности. Рассмотрены общепсихологические предпосылки модели. Определены психологические единицы анализа жизненных программ, осуществлена типологизация межсобытийных отношений, жизненных программ, классификация жизненных планов и жизненных обстоятельств. Дана интерпретация личностно-биографических характеристик человека на основе каузометрических показателей с точки зрения разрабатываемой модели; представлена типология БК и дана их гипотетическая характеристика. Дано определение биографического кризиса. Сформулированы гипотезы эмпирической и экспериментальной проверки модели. Предлагаемая модель базируется на общепсихологических положениях каузометрического психобиографического анализа. Исходным в субъектной модели кризисов для нас стало понятие "жизненная программа". Единицей анализа жизненной программы выступает межсобытийная причинно-целевая связь в субъективной картине жизненного пути. Пара событий, связанных отношением "цель-средство" - это конкретный жизненный план. Пара событий, связанных отношением "причина-следствие - это жизненное обстоятельство. Картина жизни структурно включает в себя жизненные планы и образы обстоятельств - первые выполняют регулирующие, вторые - отражательные функции картины жизни. Можно выделить 6 видов жизненных планов и жизненных обстоятельств (схема 1). Две формы картины жизни можно рассматривать как проявление двух уровней регуляции жизненного пути человека - произвольного и непроизвольного. Жизненная программы как продукт субъекта жизни предполагает сознательное отношение к жизни, т.е. уровень произвольной регуляции. Соответственно, она включает в себя систему жизненных планов, в которых учтены и жизненные обстоятельства. О жизненной программе нельзя говорить без учета жизненных обстоятельств (схема 1). Жизненная программа - это разумное или неразумное использование человеком благоприятных или неблагоприятных жизненных обстоятельств в планах достижения цели или избегания неудачи. Схема 1. Соотношение жизненных обстоятельств и планов в СКЖП.
Жизненная программа является важнейшей составляющей субъективной картины жизненного пути. Критериями оптимальной жизненной программы, согласно субъектной модели биографических кризисов выступают такие каузометрические показатели как рациональность, стратегичность, уверенность и конфликтность. Рациональность показывает на степень соответствия причинных и целевых связей между двумя событиями; стратегичность - это масштабность жизненных замыслов, т.е. среднее значение хронологических интервалов связей между событиями в картине жизни; уверенность характеризует степень категоричности суждений о вероятности межсобытийных связей, т.е. показывает процент ответов "конечно" и "независимо" среди всех ответов обследуемого в процедурах причинного и целевого анализа; конфликтность - характеристика представленности в жизненной программе негативных межсобытийных связей, т.е. показывает долю негативных связей ("вопреки", "избежать") в общей сумме всех имеющихся. В этих показателях операционализируются соответствующие понятия: разумность (рациональность), масштабность жизненных целей (стратегичность) и гибкость планов (уверенность, конфликтность). На основе трех критериев выделяются 8 типов жизненных программ (комбинаторным способом). Если жизненная программа является продуктом творческой деятельности человека как субъекта жизни, то в характеристиках программы отразятся и особенности человека как субъекта жизни. За основу типологии биографических кризисов мы приняли мотивационную недостаточность в картине жизни, так как мотивационная недостаточность является более общим критерием неоптимальной жизненной программы, чем критерии неразумности, нестратегичности, негибкости. Неоптимальная жизненная программа, согласно нашей исходной гипотезе, повышает риск возникновения кризиса в процессе самореализации человека. По критерию мотивационной недостаточности (на основе отсутствия одного из временных модусов в субъективной картине жизни и соответственно в жизненной программе) выделяются 7 типов кризиса (табл. 1). Критерием для определения степени выраженности определенного типа БК мы взяли степень уверенности человека в наличии межсобытийных связей. Степень уверенности является одновременно и вероятностью наличия связи. Согласно субъектной модели, биографический кризис - это переживание человеком непродуктивности своего жизненного пути. Вслед за Е.И.Головахой под продуктивностью жизни мы понимаем некоторую совокупность жизненных успехов и достижений человека, которая может быть измерена с позиций внутренней самооценки человека (1985). Источником кризиса является неоптимальная жизненная программа личности, автором которого является она сама. Непродуктивность своего жизненного пути переживаются человеком в различных формах: в таких как, нереализованность (непродуктивность прошлого), опустошенность (непродуктивность настоящего), бесперспективность (непродуктивность будущего), или в их различных сочетаниях. Диагностическими показателями БК являются мотивационная недостаточность, низкая самооценка продуктивности жизни, высокий или заниженный показатель реализованности в картине жизни. Таблица 1. Соотношение типов мотивационной недостаточности (МН) и биографических кризисов (БК). В таблице символами R, A, P соответственно обозначено наличие реализованных, актуальных, потенциальных связей; "-" - отсутствие связи; К - наличие связи на уровне "конечно", С - "скорее всего", М - "может быть".
|
Нормативные кризисы развития личности взрослого человека Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург | Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 304 с | ||
Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 304 с | Понятие «кризис». Типология кризисов. Нормативные (закономерные)... Эриксона. Травматические кризисы и степень их изученности. Психологическое понимание экстремалии. Классификация экстремальных ситуаций.... | ||
Адизес. Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение... Представляю вашему вниманию книгу Ицхака Адизеса. Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем.... | Кризисы в социально-экономическом развитии. Понятие кризиса, сущность,... | ||
Литература вывод Кризисы в развитии природной среды, глобальный характер современной кризисной экологической ситуации | «Кризисы, реформы, революции» Д. э н., профессор, Заслуженный деятель науки рф, член-корреспондент рао, ректор Финансового университета | ||
Эдвард Тайлор. Основные биографические данные. Определение культуры.... | Вопросы: Что положено в основу эпохи Возрождения? (Клочинский Костя) ... | ||
История книги и книгопечатанья Гутенберг; Уатт; Стефенсон и Фултон; Дагер и Ньепс; Эдисон и Морзе : биографические повествования / сост., общ ред.: Болдырев Н.... | Возрастные кризисы в период раннего и дошкольного детства. Преподаватель:... | ||
Автор : ученик 10 класса «Б» Варлахин Илья Молев А. И Сравнительный анализ монографий «Антропология насилия. Культура самоорганизации», «Циклы. Кризисы. Прогнозы» 17 | Тема Содержание Краткие биографические сведения. Характеристика деятельности К. Чуковского в области теории и практики детской литературы. Веселые... | ||
А. А. Фет и Я. П. Полонский: биографические и творческие связи Тверском государственном университете (170002, Тверь, пр. Чайковского, 70) с диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... |