Биографические кризисы личности





Скачать 358.4 Kb.
НазваниеБиографические кризисы личности
страница1/4
Дата публикации21.11.2014
Размер358.4 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Психология > Задача
  1   2   3   4
Ахмеров Рашад Анварович

БИОГРАФИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ ЛИЧНОСТИ - Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва: Институт психологии РАН, 1994 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность. Задача исследования источников возникновения жизненных кризисов и психологических механизмов их преодоления является одной из важнейших в психологии жизненного пути (Анцы­ферова, 1994). Однако это тема не нашла своего достойного места в отечественной психологии. Жизненные кризисы изучаются в ос­новном лишь как возрастные в онтогенетическом аспекте, в кото­ром основное внимание уделяется кризисам детских периодов жиз­ни. Исследований кризисов взрослого периода жизни именно как кризисов жизненного пути личности в научной литературе мы не встретили. Вместе с тем проблема жизненных кризисов становится все более насущной и актуальной. Научно-технический прогресс, к сожалению, людей счастливее не сделал (Фромм, 1990). Люди нача­ли остро ощущать бессмысленность своего существования, той жиз­ни, которую приходится вести. ХХ-й век принес ноогенные невро­зы, порожденные утратой смысла жизни (Франкл, 1990).

Предметом исследования мы выбрали биографические (жизнен­ные) кризисы личности. Под "биографическим кризисом" (БК) мы понимаем феномен внутреннего мира человека, который проявляется в различных формах переживания человеком непродуктивности свое­го жизненного пути.

Объектом исследования выступили люди, находящиеся в труд­ных жизненных ситуациях: 1) на этапе освидетельствования во врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК) в связи с психосо­матическими заболеваниями; 2) обратившиеся самостоятельно за психологической помощью в психогигиеническую консультацию (ПГК); 3) контрольная выборка. Всего в исследовании участвовало 248 человек.

Цель исследования: создание теоретических и эмпирических основ для построения субъектной модели биографических кризисов, которая могла бы стать одним из средств оказания психологичес­кой помощи в трудных жизненных ситуациях.

Задачи исследования:

1) анализ состояния проблемы жизненных кризисов в научной литературе;

2) теоретическая разработка, эмпирическая и эксперимен­тальная проверка гипотезы о сущности биографических кризисов;

3) теоретическое и эмпирическое обоснование типов биогра­фического кризиса;

При решении исследовательских задач мы опирались на два подхода в изучении личности в психологии жизненного пути: изу­чение человека как субъекта своей жизни (С.Л.Рубинштейн, 1946, 1976; К.А.Абульханова-Славская, 1977, 1991 и др.) и на каузо­метрический психобиографический подход (Кроник, 1994). Биогра­фические кризисы мы рассматривали с точки зрения самого субъек­та жизни.

По отношению к жизненным кризисам нас интересовал вклад са­мого человека в "провоцирование" кризиса и роль жизненных обс­тоятельств в его возникновении. Другими словами, каким образом внешнее, преломляясь во внутреннем мире человека, определяет его жизненный путь. Под субъектным подходом мы понимаем учет ведущей роли активности человека в оптимальном определении ус­пешной самореализации в различных жизненных обстоятельствах. В литературном обзоре рассмотрены различные подходы с точки зре­ния представленности в них "субъектного" или "объектного" пони­мания жизненных кризисов. Наша основная исследовательская гипо­теза состоит в следующем: чем менее оптимальна жизненная прог­рамма личности, тем больше риск возникновения биографического кризиса.

В ходе исследования основная гипотеза конкретизируется в следующих дополнительных гипотезах:

1) критериями оптимальной жизненной программы являются ее разумность, масштабность и гибкость, которые операционализиру­ются в личностно-биографических показателях каузометрии: в ра­циональности, стратегичности, уверенности (категоричности) и конфликтности (на наш взгляд, для определения способности человека от­ражать негативные межсобытийные связи (обстоятельства, препятс­твующие достижению цели), термин "конфликтность" не подходит. Так как у нас нет готового термина, название этого показателя каузометрии мы не изменили);

2) типологию БК возможно построить на основе мотивационной недостаточности: отсутствия стимулов жизни в одном из временных модусов жизненной программы;

3) мотивационная недостаточность, переживание непродуктивности жизни являются показателями кризиса.

Методы. Основным методом исследования является биографи­ческий метод. В исследовании использованы следующие методики: биографическое интервью, оценивание пятилетних интервалов (ОПИ), каузометрический опрос, компьютерная психологическая программа LifeLine, биографический тренинг (БТ). БТ применяется как экспериментальный метод для проверки положения о связи БК с непродуктивностью жизни.

Для проверки связи показателей продуктивности жизни с би­ографическими кризисами и эффективности биографического тренин­га было проведено лонгитюдинальное исследование.

В ходе наших исследований получены следующие новые научные результаты:

1. Разработана субъектная модель биографических кризисов. Она включает в себя: классификацию жизненных планов и жизненных обстоятельств; критерии оптимальности жизненных программ, типо­логии жизненных программ и биографических кризисов.

2. Обнаружено, что источником возникновения БК является неоптимальная жизненная программа, которая проявляется в следу­ющих каузометрических показателях: низкая рациональность и стратегичность, феномен "биографической близорукости", излишняя уверенность (категоричность) в вероятности межсобытийных свя­зей, отсутствие конфликтности, т.е. игнорирование негативных межсобытийных связей.

3. Доказано, что риск возникновения кризиса тем выше, чем меньше человек рационален и стратегичен, когда он не отражает негативные межсобытийные связи, когда излишне уверен в вероят­ности межсобытийных связей.

4. Эмпирически показано, что при биографических кризисах:

- снижается оценка человеком продуктивности своей жизни в одном из временных модусов субъективной картины жизненного пу­ти (СКЖП) и существенно усиливается переживание своей реализованности (исчерпанности) при кризисах опустошенности и бесперспективнос­ти, при кризисе нереализованности, наоборот, существенно снижа­ется переживание своей реализованности;

- нарушается интегрированность самосознания, которая выра­жается в слабой корреляции показателя реализованности на разных уровнях осознания;

- БК сопровождается ухудшением здоровья. Это проявляется в нарушениях психического, физического здоровья и в заниженной ожидаемой продолжи­тельности жизни;

5. Обнаружены факты полового диморфизма в СКЖП, которые проявляются в более высокой оценке женщинами-пациентами ПГК своего раннего детства (с рождения до 5 лет) и периодов жизни в 25-30, 45-50 лет по степени насыщенности важными для них собы­тиями. Женщины в целом свой жизненный путь оценивают по продук­тивности выше, чем мужчины; женщины во всех выборках менее ка­тегоричны в определении межсобытийных связей и меньше осознают реальную значимость событий жизни, чем мужчины.

6. Доказана устойчивость эффекта биографического тренинга: в течение года сохраняются показатели продуктивности на уровне, достигнутом сразу же после тренинга.

Перечисленные результаты обобщены в четырех положениях, выносимых на защиту:

1. Биографический кризис - это феномен внутреннего мира человека, который проявляется в различных формах переживания непродуктивности своей жизни. Основными типами кризиса являются нереализованность, опустошенность, бесперспективность, которые могут проявляться в различных сочетаниях между собой и имеют различные степени выраженности.

2. Источником возникновения различных типов биографическо­го кризиса является неоптимальная жизненная программа. Эта не­оптимальность проявляется в неразумности, немасштабности и не­гибкости жизненных программ.

3. БК сопровождается серьезными нарушениями физического и психического здоровья человека. Кризис является энергетической ценой за неоптимальную жизненную программу.

4. Эффективным психологическим средством преодоления биог­рафического кризиса является биографический тренинг, который одновременно выступает в качестве самостоятельного эксперимен­тального метода в психологии жизненного пути.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключа­ется в следующем: впервые на основе каузометрического подхода разработана субъектная модель БК; в научный понятийный аппарат психологии жизненного пути введено понятие "биографические кри­зисы"; проведена классификация жизненных планов и жизненных обстоятельств; разработана типология жизненных программ и биог­рафических кризисов.

Практическая значимость. Разработана схема диагностики и интерпретации БК личности, которая может стать одной из адек­ватных моделей психологической помощи людям, находящимся в трудных жизненных ситуациях. Экспериментально доказана эффек­тивность указанной модели в оказании психологической помощи при биографических кризисах.

Результаты исследований использованы в создании компьютер­ных психологических программ LifeLine и воплощены в разработан­ных нами "Уроках жизнетворчества". Схема диагностики и психоло­гической помощи при трудных жизненных ситуациях применяется в работе Городской психогигиенической консультации г. Стрежевого, в Томском НИИ психического здоровья РАМН; "Уроки жизнетворчест­ва" применяются в школах Киева, Стрежевого, Томска, Ярославля.

Достоверность результатов достигнута применением адекват­ных количественных (статистических) и качественных методов ана­лиза, перекрестной проверкой гипотез и выводов в исследователь­ской и практической работе. Валидность результатов исследования достигнута формированием выборки исследования в естественных условиях работы практического психолога при спонтанных обраще­ниях людей за психологической помощью и исследованием лиц, на­ходящихся в трудных жизненных ситуациях.

Апробация. Результаты исследования апробированы на заседа­ниях лаборатории психологии личности ИП РАН (1990, 1994), отде­ла социальной психиатрии НИИ психического здоровья Томского на­учного центра РАМН (1988-1992), на научно-практических конфе­ренциях по психологии (Москва, 1987; Вологда, 1989; Красноярск, 1989, 1990; Томск, 1989, 1990, 1991; Киев, 1992; Чебоксары, 1993; Набережные Челны, 1993).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из вве­дения, пяти глав и заключения, изложенных на 158 страницах ма­шинописного текста, содержит 18 таблиц, 10 графиков, 5 схем, 4 приложения, список литературы из 174 наименований, из которых 24 на иностранных языках. Всего в диссертации 210 страницы.

Диссертация выполнена в лаборатории психологии личности Института психологии РАН и соответствует плану научно-исследо­вательской деятельности института.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

1 глава "Проблема жизненных кризисов в психологии" содержит обзор основных работ по данной проблеме в отечественной и зарубежной психологии. Проанализированы основные теоретические подходы, проведен анализ основных понятий, используемых в субъ­ектном подходе к жизненным кризисам, сформулированы исходные теоретические ориентиры для разработки субъектной модели биог­рафических кризисов.

В начале рассматриваются особенности субъектного и объект­ного подходов в изучении жизненных кризисов. Принцип субъекта в психологии предполагает изучение человека как обладающего соз­нанием, действующего сознательно, ставящего и реализующего свои цели (Рубинштейн, 1976; Абульханова-Славская, 1977; Брушлинс­кий, 1991, 1992). Согласно С.Л.Рубинштейну, субъект выступает как внутреннее условие раскрытия объекта (1973). Основным атри­бутом субъекта жизни является активность (Абульханова-Славская, 1977, 1991). Активность проявляется как творческое отношение к своей жизни или как жизнетворчество (Жизнь как творчество, 1985; Логинова, 1985). Под субъектным подходом мы понимаем учет ведущей роли активности человека как субъекта в оптимальном оп­ределении успешной самореализации в различных жизненных обстоя­тельствах. Подлинно субъектный подход, на наш взгляд, заключа­ется в учете в процессе исследования меры, "вклада" самого че­ловека в "провоцирование" жизненного кризиса, а также роли жиз­ненных обстоятельств. Другими словами, выясняется, каким обра­зом внешнее, преломляясь во внутреннем мире человека, определя­ет его жизненный путь. Объектный подход означает больший учет внешних объективных условий или внутренних закономерностей раз­вития, независимых от человека.

Далее, в главе дан сравнительный анализ исследований с точки зрения субъектного и объектного подходов. Субъектный под­ход к проблеме жизненных кризисов в психологии нашел свое отра­жение в работах Э.Эриксона (Erikson, 1967, 1968; Анцыферова, 1978). В некоторых работах намечены тенденции субъектного под­хода (Томэ, 1978; Василюк, 1984; Донченко, 1985, 1987). Во мно­гих работах большее внимание в возникновении кризиса уделяется внешним обстоятельствам, стрессогенным событиям (Lindemann, 1944; Caplan, 1963; Hamburg, Adams, 1967; Jacopson,1974; Moos, Tsu, 1977; Hoff, 1978). В указанных работах человек если и яв­ляется субъектом, то лишь субъектом переживания этого кризиса, ищущим пути его разрешения.

Проводится анализ близких к жизненным кризисам понятий, таких как "психологический кризис" (Амбрумова,1981, Амбрумова, Постовалова, 1991), "экзистенциальный вакуум" (Франкл, 1991), "мотивационный кризис" (Файзулаев, 1984, 1989).

У большинства авторов отсутствует эмпирическая проверка теоретических положений и гипотез о жизненных кризисах; нет ти­пологий, а если и есть, то они представлены без эмпирических фактов. Теоретически и эмпирически обоснованный подход к иссле­дованию кризисов взрослого периода жизни с точки зрения субъек­тного подхода мы находим в работах, связанных с изучением осо­бенностей жизненной перспективы (Lewin, 1964; Kuhlen,1968; Cottle, Klimberg, 1974; Comfort, 1976; Массен и др. 1982; Кова­лев, 1979, 1988; Абульханова-Славская, 1987, 1991; Кроник, 1986; Головаха, 1987, 1988; Кублицкене, 1989; Серенкова, 1991 и др.). В третьем параграфе главы рассматриваются основные поня­тия субъектного подхода к проблеме жизненного пути, соответс­твенно и к вопросу о жизненных кризисах, такие как жизненная перспектива (Абульханова-Славская, 1987, 1991; Кроник, 1986; Головаха, 1987, 1988), жизненная программа (Сохань, 1981; Со­хань, Кириллова, 1985, 1987; Головаха, 1987, 1988), самоосу­ществление (Buhler, 1959; Логинова, 1978, 1980), самоактуализа­ция (Маслоу, 1982; Анцыферова, 1973; Леонтьев, 1987; Шевеленко­ва, 1993), самореализация (Buhler, 1959; Соболь, 1985); анали­зируются соотношения между данными понятиями. На основе анализа сделаны выводы: 1) наиболее правомерен субъектный подход в раскрытии сущности жизненных кризисов; 2) наиболее эвристичным понятием в субъектном подходе, подчеркивающим активность самого человека в определении своего жизненного пути, является понятие "жизненная программа"; 3) при субъектном подходе проблему жиз­ненных кризисов уместно рассматривать как проблему БК, где под­черкивается преобладающая роль самого человека как субъекта своей жизни.

Во 2 главе "Субъектная модель биографических кризисов" разрабатывается теоретическая модель БК личности. Рассмотрены общепсихологические предпосылки модели. Определены психологи­ческие единицы анализа жизненных программ, осуществлена типоло­гизация межсобытийных отношений, жизненных программ, классифи­кация жизненных планов и жизненных обстоятельств. Дана интерп­ретация личностно-биографических характеристик человека на ос­нове каузометрических показателей с точки зрения разрабатывае­мой модели; представлена типология БК и дана их гипотетическая характеристика. Дано определение биографического кризиса. Сфор­мулированы гипотезы эмпирической и экспериментальной проверки модели.

Предлагаемая модель базируется на общепсихологических по­ложениях каузометрического психобиографического анализа. Исход­ным в субъектной модели кризисов для нас стало понятие "жизнен­ная программа". Единицей анализа жизненной программы выступает межсобытийная причинно-целевая связь в субъективной картине жизненного пути. Пара событий, связанных отношением "цель-средство" - это конкретный жизненный план. Пара событий, связанных отношением "причина-следствие - это жизненное обстоя­тельство. Картина жизни структурно включает в себя жизненные планы и образы обстоятельств - первые выполняют регулирующие, вторые - отражательные функции картины жизни. Можно выделить 6 видов жизненных планов и жизненных обстоятельств (схема 1). Две формы картины жизни можно рассматривать как проявление двух уровней регуляции жизненного пути человека - произвольного и непроизвольного. Жизненная программы как продукт субъекта жизни предполагает сознательное отношение к жизни, т.е. уровень про­извольной регуляции. Соответственно, она включает в себя систе­му жизненных планов, в которых учтены и жизненные обстоятельст­ва.

О жизненной программе нельзя говорить без учета жизненных обстоятельств (схема 1). Жизненная программа - это разумное или неразумное использование человеком благоприятных или неблагоп­риятных жизненных обстоятельств в планах достижения цели или избегания неудачи.

Схема 1. Соотношение жизненных обстоятельств и планов в СКЖП.
Субъективная картина жизненного пути
Жизненные планы



Жизненная программа

Непродуманные

Продуманные


Желание


Опасение

Достижения

Избегания

Разумный

Неразум-ный

Разумный

Неразум-ный

























Жизненная программа

Разумное

Неразум-ное

Разумное

Неразум-ное

Благопри-ятное

Неблаго-приятное

Благопри-ятное

Неблагоприятное

Благопри-ятное

Используемые

Неиспользуемые
Жизненные обстоятельства

Жизненная программа является важнейшей составляющей субъ­ективной картины жизненного пути. Критериями оптимальной жиз­ненной программы, согласно субъектной модели биографических кризисов выступают такие каузометрические показатели как рацио­нальность, стратегичность, уверенность и конфликтность. Рацио­нальность показывает на степень соответствия причинных и целе­вых связей между двумя событиями; стратегичность - это масштаб­ность жизненных замыслов, т.е. среднее значение хронологических интервалов связей между событиями в картине жизни; уверенность характеризует степень категоричности суждений о вероятности межсобытийных связей, т.е. показывает процент ответов "конечно" и "независимо" среди всех ответов обследуемого в процедурах причинного и целевого анализа; конфликтность - характеристика представленности в жизненной программе негативных межсобытийных связей, т.е. показывает долю негативных связей ("вопреки", "из­бежать") в общей сумме всех имеющихся. В этих показателях опе­рационализируются соответствующие понятия: разумность (рацио­нальность), масштабность жизненных целей (стратегичность) и гибкость планов (уверенность, конфликтность). На основе трех критериев выделяются 8 типов жизненных программ (комбинаторным способом).

Если жизненная программа является продуктом творческой де­ятельности человека как субъекта жизни, то в характеристиках программы отразятся и особенности человека как субъекта жизни.

За основу типологии биографических кризисов мы приняли мо­тивационную недостаточность в картине жизни, так как мотиваци­онная недостаточность является более общим критерием неопти­мальной жизненной программы, чем критерии неразумности, нестра­тегичности, негибкости. Неоптимальная жизненная программа, сог­ласно нашей исходной гипотезе, повышает риск возникновения кри­зиса в процессе самореализации человека. По критерию мотиваци­онной недостаточности (на основе отсутствия одного из временных модусов в субъективной картине жизни и соответственно в жизнен­ной программе) выделяются 7 типов кризиса (табл. 1). Критерием для определения степени выраженности определенного типа БК мы взяли степень уверенности человека в наличии межсобытийных свя­зей. Степень уверенности является одновременно и вероятностью наличия связи.

Согласно субъектной модели, биографический кризис - это переживание человеком непродуктивности своего жизненного пути. Вслед за Е.И.Головахой под продуктивностью жизни мы понимаем некоторую совокупность жизненных успехов и достижений человека, которая может быть измерена с позиций внутренней самооценки че­ловека (1985). Источником кризиса является неоптимальная жиз­ненная программа личности, автором которого является она сама. Непродуктивность своего жизненного пути переживаются человеком в различных формах: в таких как, нереализованность (непродук­тивность прошлого), опустошенность (непродуктивность настояще­го), бесперспективность (непродуктивность будущего), или в их различных сочетаниях. Диагностическими показателями БК являются мотивационная недостаточность, низкая самооценка продуктивности жизни, высокий или заниженный показатель реализованности в кар­тине жизни.

Таблица 1. Соотношение типов мотивационной недостаточности (МН) и биографических кризисов (БК). В таблице символами R, A, P соответственно обозначено наличие реализованных, актуальных, потенциальных свя­зей; "-" - отсутствие связи; К - наличие связи на уровне "конеч­но", С - "скорее всего", М - "может быть".

Типы МН

Степень выраженности

Типы БК

Слабая

Средняя

Сильная

Уверенность

- AP

- AP

- AP

- AP

К

Нереализованность

RAP

- AP

- AP

С

RAP

RAP

- AP

М

R - P

R - P

R - P

R - P

К

Опустошенность

RAP

R - P

R - P

С

RAP

RAP

R - P

М

RA -

RA -

RA -

RA -

К

Бесперспективность

RAP

RA -

RA -

С

RAP

RAP

RA -

М

- A -

- A -

- A -

- A -

К

Нереализованность и

Бесперспективность

RAP

- A -

- A -

С

RAP

RAP

- A -

М

- - P

- - P

- - P

- - P

К

Нереализованность и

Опустошенность

RAP

- - P

- - P

С

RAP

RAP

- - P

М

R - -

R - -

R - -

R - -

К

Опустошенность и

Бесперспективность

RAP

R - -

R - -

С

RAP

RAP

R - -

М

- - -

- - -

- - -

- - -

К

Нереализованность и

Опустошенность и

Бесперспективность

RAP

- - -

- - -

С

RAP

RAP

- - -

М
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Биографические кризисы личности iconНормативные кризисы развития личности взрослого человека
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
Биографические кризисы личности iconВебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера
Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 304 с
Биографические кризисы личности iconВебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера
Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 304 с
Биографические кризисы личности iconПонятие «кризис». Типология кризисов. Нормативные (закономерные)...
Эриксона. Травматические кризисы и степень их изученности. Психологическое понимание экстремалии. Классификация экстремальных ситуаций....
Биографические кризисы личности iconАдизес. Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение...
Представляю вашему вниманию книгу Ицхака Адизеса. Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем....
Биографические кризисы личности iconКризисы в социально-экономическом развитии. Понятие кризиса, сущность,...

Биографические кризисы личности iconЛитература вывод
Кризисы в развитии природной среды, глобальный характер современной кризисной экологической ситуации
Биографические кризисы личности icon«Кризисы, реформы, революции»
Д. э н., профессор, Заслуженный деятель науки рф, член-корреспондент рао, ректор Финансового университета
Биографические кризисы личности iconЭдвард Тайлор. Основные биографические данные. Определение культуры....

Биографические кризисы личности iconВопросы: Что положено в основу эпохи Возрождения? (Клочинский Костя)
...
Биографические кризисы личности iconИстория книги и книгопечатанья
Гутенберг; Уатт; Стефенсон и Фултон; Дагер и Ньепс; Эдисон и Морзе : биографические повествования / сост., общ ред.: Болдырев Н....
Биографические кризисы личности iconВозрастные кризисы в период раннего и дошкольного детства. Преподаватель:...

Биографические кризисы личности iconАвтор : ученик 10 класса «Б» Варлахин Илья Молев А. И
Сравнительный анализ монографий «Антропология насилия. Культура самоорганизации», «Циклы. Кризисы. Прогнозы» 17
Биографические кризисы личности iconТема Содержание
Краткие биографические сведения. Характеристика деятельности К. Чуковского в области теории и практики детской литературы. Веселые...
Биографические кризисы личности iconА. А. Фет и Я. П. Полонский: биографические и творческие связи
Тверском государственном университете (170002, Тверь, пр. Чайковского, 70) с диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке...
Биографические кризисы личности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск