Скачать 4.05 Mb.
|
Гунтхард Вебер КРИЗИСЫ ЛЮБВИ СИСТЕМНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ БЕРТА ХЕЛЛИНГЕРА Издательство Института Психотерапии Москва 2002 Перевод с немецкого: Ирина Белякова Научный редактор: Михаил Бурняшев, км.н. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 304 с. Все права защищены. Любая перепечатка издания является нарушением авторских прав и преследуется по закону. Опубликовано по соглашению с автором. Эта книга написана для психотерапевтов, психологов и педагогов, а также для тех, кто ищет свой шанс и хочет справиться с кризисами во взаимоотношениях. В книге рассказывается об условиях, при которых отношения между мужчиной и женщиной, между детьми и родителями не складывались или же, наоборот, складывались и становились более глубокими. Здесь говорится о порядках любви, о кризисах, которые проявляются как следствие нарушений этих порядков, о том, как их преодолеть и найти правильное решение. При этом речь идет о самых основных составляющих человеческого бытия и совместной жизни в семье, таких, как право на принадлежность или обособленность, принятие родителей, равноправие в партнерских отношениях и согласие с собственной судьбой. Проницательность и методы работы Берта Хеллингера непосредственно затрагивают и высвобождают скрытые силы, интенсивность которых редко можно испытать на психотерапии. Особое значение имеют его идеи и опыт работы с конфликтами, которые охватывают не одно поколение. Это открывает новое измерение в терапевтической работе с трагическими семейными историями. Очень эффективны его решения, найти которые помогает метод расстановки семьи, они трогают до глубины души, а иногда просто ошеломляют. В этой книге Гунтхард Вебер, который сам является системным психотерапевтом, обобщил теорию и практику психотерапевтической работы Берта Хеллингера, используя множество примеров и расшифровок терапевтических сессий. Эта интересная книга способна дать читателю многое как для профессиональной, так и личной жизни. ISBN 5-89939-032-8 © G. Weber, 1992 © Изд-во Института Психотерапии, 2001 СОДЕРЖАНИЕ ОТ РЕДАКТОРА 7 ПРЕДИСЛОВИЕ 8 Благодарности 9 Ко второму изданию 9 I. УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ХОРОШИХ ОТНОШЕНИЙ 10 1. Привязанность 10 2. Сбалансированность «давать» и «брать» 10 а) Счастье зависит от размеров оборота «давать» и «брать» 10 б) Когда нет равновесия между «давать» и «брать» 10 Давать и при этом не брать 10 Отказ брать 11 Маленький недостаток 11 в) Когда равновесие невозможно 11 Между родителями и детьми 11 Благодарность в качестве компенсации 12 Когда исправить уже ничего нельзя 12 г) Компенсация в негативном 12 Плохого может быть немножко меньше 12 Требование возмездия 13 д) Прощать по-хорошему и по-плохому 13 е) Превентивные страдания 14 ж) Отказ от счастья как попытка компенсации 14 з) Согласие с судьбой 15 и) Ребенок как отступное 16 3. Порядок 16 II. СОВЕСТЬ КАК ОРГАН, ОТВЕЧАЮЩИЙ ЗА РАВНОВЕСИЕ В ОТНОШЕНИЯХ 18 1. Совесть следит за наличием условий для хороших отношений 18 а) Совесть и привязанность 18 б) Совесть и баланс 19 в) Совесть и порядок 19 2. Согласованность потребностей, в привязанности, сбалансированности и порядке 19 3. У каждой системы своя совесть 20 4. Совесть как обосабливающий фактор. Преодоление обособления 21 Познание 21 5. Границы свободы 21 Великая душа 22 Различные порядки любви 22 III. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ 23 1. Родители дают детям жизнь 23 2. Чтить дары и дающих 23 3. Иерархический порядок в семье 23 4. Нарушения порядка между родителями и детьми 23 а) Инверсия порядка «давать» и «брать» 23 в) Когда ребенок становится доверенным лицом 25 5. Принятие отца и матери 26 6. Обращение с родительскими заслугами и потерями 27 7. О некоторых этапах совместного пути 28 а) (Не) стать такими, как родители 28 б) Ты вправе стать таким, как твой отец /твоя мать 28 в) Правила хорошего воспитания 28 г) Отрыв от родителей и самостоятельная жизнь' 29 д) Поиск самореализации и просветления 29 е) Забота о пожилых родителях 29 8. Специальные темы и области в сфере отношений между родителями и детьми 29 а) Замалчивание происхождения детей 30 б) Внебрачный ребенок, не знавший своих братьев 30 в) С кем останутся дети после развода? 30 г) Почетное или опасное усыновление (удочерение) 31 Смотри на детей! 32 Преимущество детских деревень. 32 ...Как разбойник свои талеры! ((Подробное описание случая) / 32 Решение для ребенка 38 Вопросы по теме инцеста: 38 Воздействие освобождающих фраз 38 Привязанность вследствие инцеста 40 Место терапевта 40 9. Родители и дети связаны судьбой 41 IV. ОБ УДАЧНЫХ И НЕУДАЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ПАРЕ 42 1. Как мы становимся мужчиной или женщиной 42 Маленькое счастье 43 а) Анима и Анимус 43 б) Что касается небольшого различия 44 2. Фундамент партнерства мужчины и женщины 44 а) Отказ от другого пола в себе 44 б) Равенство как предпосылка длительных партнерских отношений 44 д) В каких случаях партнерство построено на песке? 46 е) Влюбленность слепа, любовь начеку 46 ж) Когда сталкиваются две семейные традиции 46 3. Привязанность к партнеру 47 а) Значение исполнения любви со всем ее плотским и инстинктивным 47 Превосходство плоти над духом 48 Познание 48 б) Желать и позволять 49 в) Потеря мужественности и женственности в длительном партнерстве 49 г) Обновление мужского и женского 50 д) С ростом числа партнерских связей привязанность уменьшается, а счастье не убывает 50 ж) Ревность 52 з) Границы свободы' 52 4. Ориентированность партнерских отношений на детей 53 а) Любовь к ребенку через любовь к партнеру 53 б) Отказ от детей 53 в) Искусственное оплодотворение 54 5. Расставания 57 а) Когда двое не могут расстаться 57 б) Скоропалительное расставание и его последствия 58 V. СИСТЕМНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 59 1. Родня 59 2. Условия для процветания рода 59 а) Право на принадлежность 59 б) Закон целого числа 59 в) Закон приоритета более раннего 59 г) Признание того, что ничто не вечно 60 3. Иерархия семейных систем 60 4. Родовая совесть 60 Разница между личной и родовой совестью 61 Борьба любви против порядка 61 5. Попытки восстановить в правах исключенного из системы члена семьи 61 а) Воскрешение чужой судьбы 61 б) Двойное смещение 62 6. Высвобождение из системных переплетений 63 а) Найти того, кого нет 63 Послание не по адресу в системе 64 б) По каким признакам можно распознать системное переплетение? 64 Вовлеченность в чужие динамики 65 в) Замена плохой компенсации хорошей 65 Возвращение 66 г) Отданный Богу во искупление 67 VI. О ПРАКТИКЕ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 73 1. Терапевтическая позиция 73 а) Восприятие, ориентированное на ресурсы 73 Другой как равный 73 б) Сдержаннрсть 74 Маленькая девочка, которая страдала ночным недержанием мочи 74 Про хотеть помочь 74 Факел добра в мировой копне сена 75 в) Сила в минимуме 75 г) Смотреть на решение 76 Запрограммированность на несчастье 77 Практика мешает теории 77 Прикидываться дурачком — в этом есть элемент наслаждения 78 Последнее место не самое надежное 78 2. Возможности терапевтической ориентации 78 а) Интерпретация — это только краешек покрова 78 Психологическая интерпретация болезней 79 г) Прочь от драмы! 80 д) Каждый человек хороший 81 О хорошем в плохом 81 е) Ответственность выпадает на долю человека 81 ж) Легкое и трудное 82 з) Дух веет 83 и) Варианты счастья 83 к) Иллюзорные связи 83 л) Значимость терапевтических высказываний 84 Хороший вождь и гуру 84 3. Специфические способы действий 84 а) Круги 84 «Мамочка, пожалуйста!» 89 в) Расстановка семейных систем 94 Как проводится расстановка 97 Работа с минимумом 97 Стандартная расстановка в соответствии с изначальным порядком 98 Предпосылка для проведения расстановки 98 Указания для проведения расстановки 98 Тому, кто делает расстановку. 98 Отказ от личного 98 Воздействие образов-решений 99 Когда образ верен 100 Вовремя прекратить 100 Прерывание как трудная и эффективная интервенция 100 Семейная терапия, скульптура семьи, расстановка семьиi 100 Те, кто делают расстановку своей семьи 101 Место для церкви 101 Пары на курсе 101 Повторяющиеся модели в расстановках 101 г) Выводы: важные моменты при семейных расстановках 102 Указания для расстановок 102 4. Специальные области терапии 103 а) Терапевтическая работа с чувствами 103 Поддержка или ослабление 104 Прощание и работа скорби 105 Печаль и жалость к самому себе 106 Желание помочь в горе 106 Собственная и перенятая печаль 107 Роковое или деланное страдание 107 Страх потери контроля 107 Картина висит криво 107 б) Терапевтическая работа со снами 109 в) Терапевтическая работа с сопротивлениями 112 Возражения как тормоз 112 Поиск причин и объяснений 113 Упрямство и дух противоречия 113 Триумф или успех 114 Тайна пути 115 г) Если не помогает понимание, поможет страдание: терапевтическая работа с симптомами 116 При болях в спине показано поклониться 117 Динамика мании и ее ликвидация 117 Лучше исчезну я, чем ты, мой дорогой папочка 117 Рядом с тобой, папа, еда мне кажется вкусной (булимия) 120 Лучше я проиграю мои деньги, чем мою жизнь (страсть к игре) 120 Самоубийство: уважать решение 123 Человек, который забыл о своих симптомах ' 126 д) Страдать легче, чем действовать 126 Слишком много слов 127 Следить за источником 127 Защищаться — это лишнее 127 Воля судьбы 128 VII. ДВИЖЕНИЕ К ЦЕЛОМУ 129 Вера в Творение и вера в Откровение 129 Профессиональный путь Берта Хеллингера 130 ПРИЛОЖЕНИЕ 132 Фразы, несущие освобождение 132 СОДЕРЖАНИЕ Оригинала 135 |
Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 304 с | Кризисы любви системная психотерапия берта хеллингера Эта книга написана для психотерапевтов, психологов и педагогов, а также для тех, кто ищет свой шанс и хочет справиться с кризисами... | ||
Содержание бюллетеня Системная семейная психотерапия | Учебно-методический комплекс опд. В. 07. Психотерапия (указывается... Целью дисциплины «Психотерапия» является изучение и практическое освоение способов психологической помощи на основе полученных данных... | ||
Биографические кризисы личности Биографические кризисы личности автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва: Институт психологии... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Москаленко В. Д. М 82 когда любви слишком много: Профилактика любовной зависимости. — М.: Психотерапия, 2006. — 224 с. («Семейная... | ||
Реферат Студент 2-го курса(гр. 28) Брюсселе, Вене и Будапеште. После поражения Германии он участвует в подписании капитуляции в качестве эксперта, принимает участие... | Учебно-методический комплекс по курсу «групповая психотерапия» Г. В. Старшенбаум. Групповая психотерапия. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 42 с | ||
Тема любви в произведениях А. И. Куприна Цель. Поговорить о великой и вечной духовной ценности человека — любви; показать, как писатель изображает влияние любви на человека;... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Все начинается с любви. С любви! Я это точно знаю. Все, даже ненависть — родная и вечная сестра любви. Все начинается с любви: мечта... | ||
Рефератов по дисциплине «Психотерапия» Темы рефератов по дисциплине «Психотерапия» для студентов групп 4ПП,4зуПП,6зПП,5зПП | Рефератов по дисциплине «Психотерапия» Темы рефератов по дисциплине «Психотерапия» для студентов групп 4ПП,4зуПП,6зПП,5зПП | ||
Жидко М. Психотерапия: учебник для вузов спб.: Питер, 2009, 496 с.... Бурлачук Л., Кочарян А., Жидко М. Психотерапия: учебник для вузов спб.: Питер, 2009, 496 с | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: показать уникальность переживания чувства любви каждым человеком. Познакомить с высказываниями о любви выдающихся людей; предоставить... | ||
Учебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия» Г. В. Старшенбаум. Психология семьи и семейная психотерапия. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с. 92 | Понятие «кризис». Типология кризисов. Нормативные (закономерные)... Эриксона. Травматические кризисы и степень их изученности. Психологическое понимание экстремалии. Классификация экстремальных ситуаций.... |