Скачать 94.4 Kb.
|
Леонардо да Винчи. Человек-эпоха. Человек-загадкаРаздел: Художественная культура эпохи Возрождения Вид урока: комбинированный Цель урока: Знакомство учащихся с многогранным талантом Леонардо да Винчи Задачи урока:
Оборудование:
План урока
3.1.Знакомство с жизнью Леонардо да Винчи - краткие биографические сведения - презентация (карточки с хронологией жизни – раздаточный материал)) 3.2. Изобретения Леонардо да Винчи 3.3. Живопись художника 3.4. Фреска «Тайная вечеря» 3.5. Портрет «Мона Лиза» 3.6. Литературное творчество Леонардо: притча + просмотр слайдов – картин Леонардо да Винчи. 4. Закрепление материала 5. Домашнее задание 6. Рефлексия Ход урока 1.Эпоха Возрождения общие сведения (опрос учащихся по предыдущей теме) Вопросы:
2. Сообщение темы и цели урока (Слайд 1) Цель урока: Знакомство учащихся с многогранным талантом Леонардо да Винчи (прописать на доске и проговорить) Задачи урока: (проговорить)
Слайд 2. Загадка этого художника начинается с его рождения. Он был сыном женщины, о которой нам почти ничего не известно: ни фамилии, ни возраста, ни внешности; нам известно лишь ее имя — Катерина. Очень мало мы знаем о юности Леонардо да Винчи. Слайд 3. Несмотря на то, что до нас дошли более семи тысяч страниц рукописей и рисунков художника, заметок, имеющих отношение к собственной жизни, он не оставил. Слайд 4. Леонардо да Винчи родился в городе Винчи, расположенный в горах Тосканы, 15 апреля 1452 года. Его образование было таким же, как у любого живущего в маленьком городке мальчика: чтение, письмо, начала математики, латынь. В 14 лет он поступил в подмастерья к Андреа дель Верроккьо, одному из самых знаменитых художников Италии. Занимался первоначально растиранием красок и другой черной работой, постепенно ему стали доверять и заказы. Отношения с мастером сложились более чем доброжелательные, о чем свидетельствует тот факт, что и после принятия в 1472 г. в гильдию Святого Луки двадцатилетний Леонардо продолжал жить у Верроккьо. Слайд 5. Среди людей, оказавших на Леонардо большое влияние, были ученый и архитектор Леон Батист Альберти, механик и инженер Бенедетто дель Аббако, ученый-математик, астроном и врач Паоло дель Поццо Тосканелли. Его почерк удивителен. Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала. Имеется множество версий, почему он писал именно таким образом. Одна из них гласит, что он хотел защитить свои научные идеи от любопытствующих, другая, что он был еретиком и постоянно жил в страхе разоблачения и наказания. Слайд 6,7. В 1482 г. Леонардо уезжает в Милан и начинает новую жизнь. Этот период длился почти 20 лет, и за это время он получил признание — именно то, чего был лишен на родине. Леонардо да Винчи вошел в мировую культуру как величайший живописец, но следует помнить, что область его познаний была безгранична. Слайд 8 - 12. Он создал несколько музыкальных инструментов, сочинял музыку, разработал планы мостов, хорошо пел, писал баллады, изучал анатомическое строение человеческого тела, изучал растения, разработал конструкцию купола Миланского собора, изобрел геликоптер (вертолет) и дал первый вариант современного пропеллера. Без сомнения, это был человек Возрождения, большой ученый, но, прежде всего, — это был великий живописец. Слайд 13. Первое живописное полотно раннего периода — «Благовещение» (Галерея Уффици, Флоренция). В 1473–1474 гг. — «Портрет Джиневры Бенчи». Все картины Леонардо написаны на досках (холст был большой редкостью). Для своих работ брал доски из местных пород древесины. Чаще всего это был тополь. Слайд 14 – 16. Далее следует период жизни, когда он всецело поглощен темой «Мадонна с младенцем». Чистое пространство, изящность и соразмерность, свобода и легкость пера, красота пейзажей отличают его картины. Слайд 17. Одно из вершинных творений Леонардо — «Поклонение волхвов» (1481), в сюжет которого, по словам Роберта Уоллеса, «он включил все человечество». Один искусствовед насчитал на картине 66 фигур, среди которых юноши и старики, поэты и воины, верующие и сомневающиеся. А ведь над этим произведением Леонардо работал только семь месяцев. Достичь такого совершенства художнику помогло блестящее владение техникой «кьяроскуро» (светотени). Следует отметить, что и впредь его главный интерес как художника никогда не будет связан только с цветом и контуром, но всегда с созданием эффекта трехмерного пространства. Слайд 18. Пройдет еще несколько лет, и он возьмется за другое произведение, не меньшего масштаба. И когда в конце концов закончит его, оно покажется современникам еще одним чудом света, а для нас станет первым классическим воплощением идеалов Высокого Возрождения. Название этого произведения — «Тайная вечеря». Герцог Лодовико Сфорца, правитель Милана, заказывает Леонардо фреску «Тайная вечеря» для монастыря Санта-Мария делле Грацие (1495 год). Слайд 19. зачитать. Слайд 20. Это изображение современники Леонардо восприняли очень эмоционально. Друг художника, математик Лука Пачоли, писал: «Невозможно представить себе апостолов более внимательными, когда они услышали правду его слов: «Один из вас предаст меня». Их позы и жесты показывают, с каким искренним удивлением, полным горя, они разговаривают». Слайд 21. В отличие от предшественников, Леонардо не отделил Иуду ото всех, он сидит среди других, за общим столом – ведь ещё никто не догадывается о его предательстве, никто кроме его самого. Мы видим, Иуда, отпрянув, опрокинул солонку, в его руке постыдная плата – кошель с серебряниками. Чтобы написать Иуду, мастер ходил по притонам и искал модель среди преступников. Когда же настоятель монастыря выразил недовольство тем, что Леонардо затянул работу над фреской, художник предложил самому священнику стать моделью Иуды. Слайд 22. Образ Христа ясным силуэтом читается на фоне пейзажа, природа осеняет его своим светом. Иуда резко выделяется среди других апостолов. Никто из художников, изображающих “Тайную вечерю” до Леонардо, не ставил такой сложной задачи – через реакцию разных людей, индивидуальностей, темпераметров, эмоциональных откликов показать единый смысл этого великого момента, 12 апостолов, 12 разных характеров по-разному проявляют себя в момент душевного потрясения. Леонардо да Винчи интерпретирует сюжет с религиозно-нравственной точки зрения, изображая сам момент предательства; его интересует «человек и проявление его души». По мнению его друга, математика Луки Паччоли, картина Леонардо — «символ непреходящей мечты человека о спасении». Речь, конечно же, идет о спасении души, о нравственной чистоте человека. На драматической картине Леонардо да Винчи запечатлено одно лишь мгновение (Иисус объявляет о предательстве), но отражена вечность. Каждый из апостолов — это целая история, рассказанная на языке жестов, мимики. Участники трапезы наделены индивидуальными психологическими характеристиками. Особо выразительна фигура Иоанна. Мягкий ровный свет пронизывает его юное лицо, наполняя какой-то неземной выразительностью. Зритель сразу исключает его из ряда тех, кто скоро предаст Христа. Горизонтальная композиция придает фреске монументальность и грандиозность. Известно, что Леонардо да Винчи шел к окончательному варианту долго и трудно, существует множество рисунков, отображающих этот путь, и то, как выстроил художник «событие», говорит и о его гениальности как живописца, и о его мудрости как философа. Прямая, как стрела, линия стола одновременно разделяет два пространства (настоящее и вечное) и выступает в роли своеобразного символа — это порог между добром и злом, между преданностью и предательством, между верой и неверием. И выбор зависит от каждого: переступить или не переступить? Таким образом, открывается еще один общий смысл «Тайной вечери» — нравственный: это тот выбор, право на который есть у каждого человека. Что предпочесть, какими принципами руководствоваться, что выбрать: сиюминутное или вечное, остаться человеком или стать предателем? Этот последний шаг перед чертой — своеобразный нравственный экзамен для человека, и в этом отношении произведение расширяет границы и наполняется общечеловеческим смыслом. К сожалению, всю красоту фрески мы не сможем увидеть, так как она начала осыпаться ещё при жизни автора. В 17 веке в трапезной пробили дверь, уничтожив часть композиции. В 18 веке в помещении устроили склад, солдаты Наполеона разместили в трапезной конюшню. В годы Второй мировой войны в трапезную попала бомба. Слайд 23. Среди полотен знаменитого мастера первое место занимает изображение молодой флорентийки - Моны Лизы. Леонардо считал Мону Лизу особенным человеком, она произвела на него такое впечатление, что он отказался от других выгодных заказов. Он работал над портретом более трёх лет. Картина «Джоконда» была написана в 1503 году. По - видимому, она была незаурядной личностью, умной, целеустремлённой натурой. Спокойно восседает она на стуле, словно на троне, взгляд женщины непроницаем, исполнен удивительной мудрости и лёгкой насмешки. Её улыбку до сих пор никто не может разгадать. Слайд 24. Неуловимая улыбка Моны Лизы, которая при фотоувеличении исчезает, потому что написана целиком из сфуматто. Сфуматто – воздушная дымка, обволакивающая все предметы, смягчающая контуры. Этот прием позволяет Леонардо моделировать тела тончайшей светотенью, причем переходы от света к тени неуловимы, и тогда тело приобретает мягкость, размытость очертаний. Но неуловимость перехода к окружающему воздуху не ослабляет границы вещей, а, напротив, придает им необыкновенную выразительность. Картина совершенна, улыбка Моны Лизы загадочна. Но вот еще одно из оригинальных мнений: “Мона Лиза олицетворяет собой материнскую нежность, в чем, по представлению Леонардо, заключается сущность женственности”. - Почему портрет Моны Лизы называют “Джокондой”? Необходимый ответ – Это портрет жены купца дель Джокондо. Слайд 25. «Глаза имеют тот блеск и ту влажность, которые постоянно наблюдаются у живого человека. Улыбка - столь приятная, что глядя на этот портрет, испытываешь более божественное, чем человеческое удовольствие». Зачитать со слайда. Слайд 26. Портрет удался, это была точная копия натуры. Леонардо сделал из своей модели не просто женщину, а Женщину с большой буквы. Некоторые современные исследователи разглядели в чертах Джоконды черты самого Леонардо. Ещё не видно лица на портрете Ни рук на нём, ни одежды нет. Как воплощается замысел в цвете? Как возникает женский портрет? Художник не отрывает взора От натурщицы, от полотна:
Ваша скованность мне вредна. Смугла женщина в цвете зыбком. Прост и чуден её наряд, Неуловима её улыбка, Не объясним её чистый взгляд. То ли улыбка, то ли догадка, То ли намёк, то ли укор. Бежит пробор посерёдке гладко И пропадает тропой среди гор Ещё кантилена, ещё два аккорда. Послеобеденный ровный свет. Музыку слушает Джоконда, Леонардо пишет портрет. Слайд 27. Зачитать. Слайд 28. Зачитать. Слайд 29. Зачитать. Слайд 30. Зачитать. Слайд 31. Зачитать. Слайд 32. Зачитать. Слайд 33-43. Просмотр картин Леонардо да Винчи + Чтение притчи Л. Винчи «Бумага и чернила». Леонардо да Винчи «Бумага и чернила». Притча На письменном столе стопкой лежали одинаковые листы чистой бумаги. Но однажды один из них оказался сплошь испещрённым крючочками, чёрточками, завитками, точками. Видимо, кто-то взял перо и, обмакнув его в чернила, исписал листок словами и разрисовал рисунками. — Зачем тебе понадобилось подвергать меня такому неслыханному унижению? — в сердцах спросил опечаленный листок у стоявшей на столе чернильницы. — Твои несмываемые чернила запятнали мою белизну и испортили бумагу навек! Кому я теперь такой буду нужен? — Не тужи! — ласково ответила чернильница. — Тебя вовсе не хотели унизить и не запятнали, а лишь сделали нужную запись. И теперь ты уже не простой клочок бумаги, а написанное послание. Отныне ты хранишь мысль человека, и в этом твоё прямое назначение и великая ценность. Добрая чернильница оказалась права. Прибираясь как-то на письменном столе, человек увидел беспорядочно разбросанные пожелтевшие от времени листки. Он собрал их и хотел было бросить в горящий камин, как вдруг заметил тот самый «запятнанный» листок. Выбросив за ненадобностью запылившиеся бумажки, человек бережно положил исписанный листок в ящик стола, дабы сохранить как послание разума. Слайд 44. Зачитать.
7. Рефлексия (пазлы) |
Конспект урока Мировой Художественной Культуры. Тема урока: Эстетические... Скажите мне, пожалуйста, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? Но не просто об эпохе Возрождения, а мы попытаемся выявить ряд... | Эпохи средневековья и возрождения Р 13 Рабочая тетерадь для самостоятельной работы по истории зарубежной литературы (средневековья и эпохи Возрождения)/ сост. О. А.... | ||
Контрольные вопросы для самопроверки: Что такое пантеизм? Как и почему... Охватывает собой себя и все остальное | Урока Тема Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения. Античность и Возрождение. Человек – мера всех вещей. Периодизация культуры.... | ||
Методические рекомендации для проведения самостоятельной работы по дисциплине «культурология» Переходная эпоха в истории культуры от Средневековья к культуре Нового времени. Литература, живопись, архитектура Эпохи Возрождения.... | Вопросы к зачету по Культурологии Художественная культура эпохи Возрождения. Творчество выдающихся деятелей культуры | ||
Тема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)» Цель: Создание условий для развития у учащихся способности к эмоционально-личностному восприятию, осмыслению и анализу особенностей... | «Жертвоприношение Исаака». Композиционное решение, выполнение конкурсных условий Отличие мировоззрения человека эпохи Возрождения от мировоззрения человека средневековья. Причины возникновения искусства Возрождения... | ||
Реферат по зарубежной литературе Эпохи Возрождения На тему: Образ... Что вы, поняли ли вашу жизнь на земле и что об ней заключили?" то человек мог бы молча подать Дон Кихота: "Вот мое заключение о жизни... | Ренессанс и реформация И. Хейзинги, “осенью Средневековья”. Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не... | ||
“Описание архитектурных стилей эпохи Возрождения” | Реферат По мировой художественной культуре На тему: «Культура эпохи Возрождения и Реформации» Культура Ренессанса зародилась во второй половине хivв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая... | ||
Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | ||
2. 2 Философия эпохи Средневековья, Возрождения, Нового времени Ок 1, ок 2, ок 3,ок 4, ок 5, ок 6, ок 7, ок 8, ок 9, ок 10, ок 11, ок 12, ок 13, ок 14 | 2. 2 Философия эпохи Средневековья, Возрождения, Нового времени Ок 1, ок 2, ок 3,ок 4, ок 5, ок 6, ок 7, ок 8, ок 9, ок 10, ок 11, ок 12, ок 13, ок 14 |