Тема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)»





Скачать 98.71 Kb.
НазваниеТема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)»
Дата публикации08.10.2014
Размер98.71 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Дата: 20.02

9 класс.

Тема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)».

Цель: Создание условий для развития у учащихся способности к эмоционально-личностному восприятию, осмыслению и анализу особенностей мировоззрения культуры эпохи Возрождения.

Задачи:

расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с мировоззрением эпохи Возрождения, особенностями архитектуры, взаимосвязи человека и искусства в целом;

развитие у девятиклассников способности к эмоционально-личностному проживанию изучаемых произведений искусства, а также умения анализировать, систематизировать и критически осмысливать материал;

постижение мировоззренческих акцентов итальянского гуманизма, воплощенных в научных и философских трактатах, в архитектурных памятниках, городских ансамблях и живописи.

Художественная педагогическая идея урока: путем созерцания архитектуры и фресковой живописи итальянского Возрождения прийти к пониманию идеи нравственной и эстетической уникальности ренессансного человека, которому соответствует пространство «идеального города».

Тип урока: урок образ-модель.

Зрительный ряд: презентация «Раннее Возрождение».

Материалы: индивидуальная познавательно - творческая карта.

Оборудование: проектор, экран.

Структура урока:

I. Эмоциональный настрой на художественное восприятие.

II. Художественно -эстетичное восприятие.

III. Художественно-эстетическое погружение и исследование произведений искусства

IV. Закрепление и осмысление изученного на уроке.

V. Рефлексивный анализ урока.
Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Эмоциональный настрой на художественное восприятие

( 1 мин).


Приветствие учащихся, настрой на работу. Учитель читает текст Пико Делла Мирандолла.

На экране слайд с изображением человека в эпоху возрождения, золотое сечение.

Готовятся к уроку

II. Художественно -эстетичное восприятие.

1. Актуализация знаний. Повторение.

(5 мин)


Задаю вопросы:

Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш урок.

На прошлом уроке мы говорили с вами о чем?

Могли ли в период средневековья возникнут слова, посвященные человеку, которые вы только что услышали?

Почему?

В период средневековья появляется два новых стиля, назовите их?

Какими геометрическими фигурами можно охарактеризовать эти стили?

К какой эпохе будут относиться слова философа Пико Делла Мирандолла?

Когда человек вновь становится центром Вселенной?

Вот мы и подошли к теме урока.


Человеку.

О Средневековье.

Отвечают на вопросы, слушают, дополняют, уточняют ответы товарищей

Нет.

Романский стиль, готический стиль.

Круг квадрат, треугольник овал.

Обучающиеся выдвигают версии.

Рассуждают

Эпоха Возрождения.

III. Художественно эстетическое погружение и исследование произведений искусства.

Изучение нового

1. Определение круга изучаемых вопросов и составление плана деятельности.

(5 мин)

Читаю слова Марсилио Фичини.

Назовите тему нашего урока?

Объявляю тему урока «Человек «в центре мира» (эпоха Возрождения)».

О чем пойдет речь на уроке?

Составьте и заполните таблицу: Что я знаю, что хочу узнать, что узнал. Заполняем два столбика таблицы.

Из озвученных вопросов формулируем задачи и вопросы урока.

1. Почему и когда возник термин эпоха Возрождения – ренессанс.

2. Что такое гуманизм?

3. Особенности архитектуры Возрождения.

4. Главная идея Ренессанса.

Человек. Центр мира, эпоха Возрождения.

Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь, обдумывают, о чем может пойти речь на уроке, заполняя таблицу: «Что я знаю, что хочу узнать, что узнал?»

Работают в парах.

После заполнения таблицы озвучивают свои записи, вместе с учителем формулируют задачи урока.


2. Систематизация знаний по первому вопросу.

Дополнение, уточнение, расширение знаний обучающихся.

1) Термин Ренессанс.

(8мин)

2. Гуманизм основное философское течение эпохи Возрождения.

(3мин)

3) Идеальный город, для идеального человека.

(10мин)

4) основные идеи Ренессанса.

(5 мин)

1. Выступление учителя. Термин Ренессанс, что в переводе означает «Возрождение», возник на рубеже 18-19 веков, гораздо позже от происходящих событий, но названию ренессанс мы благодарны самим участникам эпохи. В 14 веке знаменитый писатель Боккаччо в книге «Декамерон» писал, что флорентийский живописец Джотто «возродил искусство, которое на протяжении столетий затаптывали по своему неразумению те, что старались не столько угодить вкусу знатоков, сколько увеселить взор невежд».

Эпоха Возрождения делится на три периода

1. Треченто - конец 13 в –нач. 14 вв.. Проторенессанс

2 Кватроченто 15 в. – раннее Возрождение;

3. Чинквеченто конец 15 –нач.16 вв.– высокое Возрождение.

Люди Ренессанса познают о мире через искусства. Рассказ о фреске Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» (1481).

8 сентября 1504 год вся Флоренция вышла на площадь Синьории, где на фоне мрачной, грубо рустованной стены Палаццо Векьо сверкал мраморной белизной Давид Микеланджело.

Как вы можете прокомментировать эти слова? А в современном мире происходит познание через искусство, так как это было в эпоху Возрождения?

Это особенность жизни кватроченто придавала достоинства любому человеку, чем бы он не занимался. Везде, где бы не находился и чтобы не делал человек, мы видим самодостаточные фигуры, внутренне свободных и уверенных в себе людей.

Представьте, что мы находимся в обществе людей того времени. Давайте прислушаемся о чем они говорят: ( слайд Б.Гоццоли «Поклонение волхвов)

Дети читают слова Леона Батиста Альберти.

Эти слова хорошо характеризуют новое философское течение, возникшее в эпоху Возрождения, течение гуманизма. Идеи гуманизма воплотились в произведениях искусства.

Итак, в эпоху Возрождения все мысли сосредоточены на идеальном человеке. А что необходимо для идеального человека?

Как в вашем понимании должен выглядеть идеальный город? Составьте несколько предложений о вашем представлении идеального города (работа в группах).

А сейчас, расскажите нам о своих представлениях, об «Идеальном городе».

Давайте проверим, совпали ли ваши представления об идеальном городе, с представлениями ренессансного человека. Прочтите текс на ваших картах, а затем каждая группа попробует нам изобразить фрагмент идеального города в представлениях ренессансного человека, а так же прокомментировать.

По необходимости комментирую ответы учащихся.

Архитектор Раннего Возрождения:

Леон Батиста Альберти (1404-1472) написал книгу «Десять книг о зодчестве», где сформулировал идеи застройки «Идеального города. На практике же его идеи попробовал воплотить в жизнь флорентинец

(1420 - 1500 годы) Филиппо Брунеллески, именно ему принадлежит застройка центра Флоренции, и он становится главным архитектором города.

В это время в Риме была найдена книга Витрувия, где рассказывалось о строительстве известного вам храма в Риме. Что это за храм?

Брунеллески отправляется в Рим, где изучает архитектуру Рима и книгу Витрувия.

Вернувшись во Флоренцию, он строит купол, без которого сегодня невозможно представить сложившийся облик города. Купол стал не просто возвышаться над городом, как символ Бога, принимающего под свое покровительство человека, а стал неотъемлемой его частью – символ Флоренции.

Просмотр собора и купола Собор Санта Мария дель Фьере.1420-1434.

Перекрытие по диаметру 62 м.

Капелла Пации церковь Санта-Кроче 1430;

Площадь Сантиссимы Аннуциаты (1424-1429);

Церковь Сан-Спирито(1436-1478).

Новые формы в архитектуре города, строительство храмов, использование ордерной системы как украшение при строительстве базилик, легли в основу, на которой и будет развиваться вся культура в целом, где центром Вселенной является Человек.


По ходу рассказа записывают в тетради определение, термины, периоды.

Работа с учебником. Стр.

Комментируют слова.

Сопоставляют стремление к познанию в эпоху Возрождения и в современном мире.

Записывают в тетрадь.

Идеальный город.

Работа в группах, составление мини-сочинения: представление об идеальном городе.

Обучающиеся зачитывают составленные предложения.

Обучающиеся зачитывают текст, работая в группах, анализируют и изображают фрагмент ренессансной площади, и города, где главное П – образная площадь, и купол, возвышающийся над Вселенной.

Слушают, созерцают. Делают запись в тетрадь.

Храм всех богов в Риме, Пантеон.

Запись в тетрадь. Зарисовка купола.

Слушают, созерцают, анализируют.

IV. Закрепление и осмысление изученного на уроке.

1. Подведение итогов.

(3 мин)

Ребята, что стало основной идеей эпохи Возрождения?

Что вы узнали сегодня на уроке? Что вас удивило, поразило?

Что изменилось в вашем представлении искусства итальянского Возрождения?

Высказывают точки зрения, уточняют, записывают в тетрадь:

Высказывают точки зрения, обсуждают.

V. Рефлексивный анализ урока.

Домашнее задание

(1мин)

Заполнить таблицу, что я узнал .

Записывают и уточняют домашнее задание.


Бог задумал сотворить человека, чтобы был кто-то,

кто оценит смысл такой большой работы,

любил бы ее красоту, восхищался ее размахом.

Принял Бог человека и сказал:

«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы тебе

было удобнее обозревать всё, что есть в мире».


Я ставлю тебя в центре мира, чтобы тебе

было удобнее обозревать всё, что есть в мире.

Я не сделал тебя ни земным, ни небесным, ни смертным

ни бессмертным, чтобы ты сам, Свободный и славный мастер

формировал себя в образе, который ты предпочитаешь…

О дивное и возвышенное назначение человека,

которому дано достигнуть того, к чему

он стремится, и быть тем, чем он хочет.

Пусть наполнит душу святое стремление , чтобы мы, не довольствуясь

заурядным, страстно желали высшего, а также добивались

(когда сможем, если захотим) того, что положено людям.
«Человек измеряет землю и небо… Ни небо не представляется для него слишком высоким,

ни центр земли слишком глубоким… А так как человек познал строй небесных светил, то кто

станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил,

что он некоторым образом мог создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал….

Человек может все.

Марсилио Фичино(1433-1499)

Природа, то есть Бог, вложила в человека элемент божественный и небесный, несравненно более

прекрасный, чем что-либо смертное… она дала ему талант, способность к обучению, разум. Свойства

божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить себя… Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, а чтобы работать над великим и грандиозным делом.

Леон Баттиста Альберти (1404-1472).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)» iconТема урока: Эпоха Возрождения. Сонеты Уильяма шекспира. Цель урока
Цель урока: Рассказать об эпохе Возрождения, особенностях ренессансного гуманизма, видах искусства, получивших развитие в эпоху Возрождения,...
Тема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)» iconРабочая учебная программа По курсу мхк 10 А, 10Б классы
Предлагаемый курс знакомит учащихся с искусством XVII – XIX веков. В центре внимания изучения находятся: эпоха Возрождения, стили...
Тема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)» iconУрока Тема
Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения. Античность и Возрождение. Человек – мера всех вещей. Периодизация культуры....
Тема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)» iconМетодические рекомендации для проведения самостоятельной работы по дисциплине «культурология»
Переходная эпоха в истории культуры от Средневековья к культуре Нового времени. Литература, живопись, архитектура Эпохи Возрождения....
Тема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)» iconTitle[!(эпоха возрождения and живопись not галерея)]

Тема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)» iconУрок истории. Тема : «Советская культура 20-30-х гг. 20 века. Человек и эпоха»

Тема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)» iconРеферат Власть, ее разновидности и назначение в обществе
Эпоха Возрождения и формирование взглядов Н. Макиавелли
Тема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)» iconКонспект урока Мировой Художественной Культуры. Тема урока: Эстетические...
Скажите мне, пожалуйста, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? Но не просто об эпохе Возрождения, а мы попытаемся выявить ряд...
Тема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)» iconТема : источники семейных доходов цели
В центре экономического мира стоит человек, семья. Семьи получают свои доходы благодаря владению факторами производства и предоставлению...
Тема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)» iconПрограмма элективного курса по основам исторической антропологии «Человек и эпоха»
Программа элективного курса «Человек и эпоха» предназначена для изучения учащимися 10 классов. Курс рассчитан на 36 часов (количество...
Тема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)» iconРеферат по мхк на тему “ Художественная
Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему
Тема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)» iconВопросы к экзамену по курсу «История мировых цивилизаций» Преподаватель Смирнова И. Е
Эпоха Возрождения и Реформации в Западной Европе как предпосылки перехода к буржуазному обществу
Тема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)» iconКонтрольная работа №1. Великие географические открытия. Эпоха Возрождения....
Широкие религиозные и социально-политические движения, выступающие за реформу католической церкви и порядков, с ней связанных
Тема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)» iconРенессанс и реформация
И. Хейзинги, “осенью Средневековья”. Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не...
Тема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 050301. 65....
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «История зарубежной литературы (средние века и эпоха Возрождения)» с другими
Тема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)» iconТема Количество часов
Место и роль человека в системе органического мира. Человек – представитель хордовых


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск