Реферат по мхк на тему “ Художественная





Скачать 123.78 Kb.
НазваниеРеферат по мхк на тему “ Художественная
Дата публикации21.02.2015
Размер123.78 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
ГОУ СОШ № 346
Реферат по МХК

на тему

Художественная

культура эпохи

Возрождения”

( на примере творчества

Рафаэля Санти)

Ученицы 9акласса

Зыонг Линь

Учитель-консультант

Коняшина Л. Н.


Москва, 2006г.

План
I Эпоха Возрождения. Гуманизм. Ренессанс.
II Основная часть:

1. Краткая биография.

2. Описание известных картин.
III Вклад Рафаэля в мировую культуру.
IV Список использованной литературы.

Ренессанс.
Ренессанс – это Возрождение

Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековья как период темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры – против варварства, знания – против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания. Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.

Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных тестов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камней, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение).


Проторенессанс (предвозрождение)

Дученто XIII в.

Треченто XIV в.

Кватроченто XV в.- Высокое Возрождение конец V в.- XVI в. Чинквеченто – Высокое Возрождение.

Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XIV-XVI вв. становится общеевропейским явлением.

Гуманизм.


Термин “ гуманизм” происходит от латинского “humanitas”

( человечность), употреблявшего ещё в I в. до н. э.). Для него humanitas – это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплины, стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название “studia humanitatis” (гуманитарные дисциплины). Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). В его творчестве – начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить в чём-то превзойти её. Это линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.

Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации.

Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному. Гуманисты вырабатывают новый поход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности.

Разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты (1404 – 1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции – равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. “Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться”.

Характер гуманизма эпохи Возрождение.

Гуманизм – интерес к человеку. Гуманизм эпохи Возрождение носил абстрактный характер, т.е. Это был интерес к человеку вообще, не конкретному человеку.

Рафаэль Санти

(1483-1520)




Рафаэль – гениальный творец прекрасных, благородных, чистых и возвышенных образов, имеющих общечеловеческую ценность.

Сын скромного провинциального художника Джованни Санти, Рафаэль родился 6 апреля 1483 года в городе Урбино (в северо-восточной части горной цепи Апеннин). Уже в раннем детстве его окружали в мастерской отца изображения мадонны с младенцем среди святых. Джованни Санти был, вероятно, первым учителем сына в живописи. После смерти матери, а через несколько лет отца (он умер через 3 года после смерти жены), одиннадцатилетний Рафаэль стал сиротой. Попечителем стал его дядя. Он любил Рафаэля как собственного сына.

Заметное влияние на первые опыты живописного творчества юноши Рафаэля сказал Урбинский мастер Тимотео делла Вите, произведения которого отличались поэтичностью образов.

Благоприятной внешней средой для развития дарования Рафаэля была и горная природа окрестностей Урбино. Рано запечатлелся в его душе поэтический лиризм природы Умбрии – области, граничащей с Урбино. Рано запечатлелся в его душе поэтический лиризм природы Умбрии – области, граничащей с Урбино. Типичный умрийский ланшафт с голубой горной грядой у горизонта, тихой гладью озера, красотой ясного неба и трепетом прозрачной листвы деревьев с тонкими ветвями встречается в ранних произведениях Рафаэля. Семнадцати лет он переезжает в город Перуджу, где и завершает (с 1500 по 1504 год ) своё художественное образование в мастерской выдающегося живописца Пьетро Вануччи, прозванного Перуджино.

Уже в это время он создаёт несколько самостоятельных произведений. Впечатления и грёзы юности отразились в одной из самых первых картин

Рафаэля – “сон рыцаря”(Национальная галерея в Лондоне).


Темой для неё обслужил переработанный в средневековом духе античный рассказ о Геракле (по итал. Геркулес), которому на распутье явились две женщины: “Наслаждение”, соблазнявшее его вступить на усеянный цветами путь удовольствий, и “Доблесть”, призывавшая на тернистую дорогу труда, подвига и славы. В картине Рафаэля, исполненной ещё робкой кистью, нежный юноша в сверкающем рыцарском вооружении спит, склонившись на свой щит, под лавровым деревом с высоким тонким стволом и сквозной кроной. По сторонам от спящего стоят две юные женщины. Одна показывает ему ветку с цветами, другая, в строгой тёмной одежде, предлагает меч и книгу. Вдали видны холмы, деревья, дома, скала причудливой формы с мощной твердыней замка и уходящая к горизонту горная цепь.

Печать особой поэтичной чистоты настроения и тонкого изящества линий в их неуловимо гармоничном течении сообщает первым опытами Рафаэля неотразимую прелесть. Эти прирожденные свойства дарования составляют истинную сущность гения Рафаэля и проявляются во всём его творчестве. Они отличают и небольшую его картину раннего периода


“Мадонну Конестабиле”, находящуюся в Эрмитаже. Это картина, относящаяся к 1500-1502 годам, проведённым Рафаэлем в мастерской Перуджино, изображает мадонну с младенцем на фоне умбрийского пейзажа. Мадонна углублена в течение молитвенника, ребёнок с недетской серьёзностью смотрит на страницы и помогает держать книгу; вдали видно озеро, зелёные холмы, снежная гряда завершает даль, деревья прозрачной сеткой рисуются гряда завершает даль, деревья прозрачной сеткой рисуются на фоне голубого неба.

Гармонично сочетается с воздушной и прозрачной глубиной пейзажа более тёмная фигура мадонны и всё плавные контуры. Золотистые очертания ореолов объединяют все линии картины с окружностью тондо (так называются в Италии картины круглой формы). Мир и тишина царят в пейзаже, чисто и призрачно выражение кротких, задумчиво сосредоточенных лиц. Это настроение делает “Мадонну Конестабиле” замечательным созданием Рафаэля.

Поднявшись под руководством Перуджино на высшую ступень мастерства, Рафаэль уже не мог остаться в Перудже. Его привлекла Флоренция, столица итальянского искусства эпохи Возрождения.

Флоренция была незаменимой школой для Рафаэля. Здесь с поразительной широтой развернулась его природная способность, проявившаяся уже в ранних творческих опытах,- воспринимать и впитывать в себя всё лучшее в творчестве современных художников. Но при этом он не подражает им, а претворяет все в свое личное достояние, отмеченное печатью гения.

За четыре года, проведённые Рафаэлем во Флоренции, он стал известен как автор замечательных изображений мадонны с младенцем, иногда с Крестителем в детском возрасте, с Иосифом и даже матерью Крестителем Елизаветой. В отличие от ранних умбрийских мадонн, ещё несколько условно благоговейных, флорентинские мадонны Рафаэля чужды всякого оттенка. Они обычно лишены и внешнего признака божественности – ореона вокруг головы. При необычайной внутренней чистоте это, в сущности, образы светского характера, представляющие юную мать.

Из трёх особенно прославленных, близких по замыслу мадонн Рафаэля в группе с младенцем и Крестителем, одна известна под именем “Прекрасной садовницы ” (Лувр). Мадонна изображена сидящей на лужайке, среди цветов. Её фигура выделяется на фоне красивого ландшафта с высоким небом, тонким деревцами, церковью и богинями вдали и живописно замыкающей картину светлой гладью окаймленного горами озера.

Осенью 1508 года Рафаэль покинул навсегда Флоренцию для Рима. По словам Вазари, Рафаэль привлекал мягкостью любезного нрава, не способного к зависти; полный расположения к каждому, он всегда готов был помочь другому. Эму было тогда 25 лет, но автопортрете этого у него ещё нежное лицо юноши с женственным овалом, в тёмной рамке пышной шевелюры, с красивыми мечтательными глазами и с оттенком нежной грусти в линиях красивого рта.

Вазари предполагает, что Рафаэль был вызван в Рим письмом его урбинского земляка Браманте, знаменитого архитектора папы Юлия II, строителя нового собора св.Петра. Браманте договорился с папой, чтобы Рафаэлю была дана возможность показать себя в исполнении фресок, которым, по желанию папы, предназначено было украсить три комнаты(по-итальянски – станцы) и смежный большой зал во втором этаже Ватиканского дворца.

Так открылось перед Рафаэлем широкое поле деятельности, о котором раньше он не мог мечтать. Теперь развернулись его творческие силы. Живописец кротких, полных прелести мадонн превращается в творца монументальных исторических росписей громадного размера. Этот внезапный переход поражает, но он становится понятным не только в связи с широтой поставленного Рафаэлю задания, вызвавшего высшее напряжение его сил, окрепших и развившихся в школе флорентинского искусства. Несомненно, что вся духовная атмосфера Рима, обаяние сохранившихся памятников древности расширяли кругозор Рафаэля. Они сообщали его творчеству размах, возвышенный подъём и красоту. Окружённый группой своих учеников и помощников, Рафаэль начал расписывать так называемую станцу печати (станцы печати– это помещения для официальных приёмов и церемоний ватиканского дворца), где скреплялись папской печатью указы, составлявшиеся в этой комнате под председательством папы. Самым замечательным созданием Рафаэля в станце дела Сеньятура является большая фреска “Афинская школа”



(собрание античных мудрецов и учёных), находящаяся против фрески “Диспута”.

Он расположил непринуждёнными и выразительными группами афинских мудрецов и поэтов, занятых беседой или погружённых в учённые занятия и размышления.

Прославлению церковного вероучения в “Диспуте” Рафаэль противопоставил в “Афинской школе” прославление античной арки. Они ведут извечный спор о том, что же преобладает – божественное или земное: старец Платон указывает на землю. Рафаэль ввел в это общество и своих современников: в образе Платона представляет Леонардо да Винчи, сидящий на первом плане задумавшийся Гераклит напоминает Микеланджело, а справа, рядом с группой астрономов, Рафаэль изобразил самого себя.

Гармоническая красота этой фрески сразу захватывает зрителя. Человек как венец творения, этот высший идеал гуманистической культуры, нашёл прекрасное образное воплощение в “Афинской школе”.

Фрески станц были не единственной работой, занимавшей в эти годы Рафаэля. Одновременно он исполнил множество портретов и картин по заказам высших представителей церкви, князей и знатных лиц. К лучшим произведениям римского периода Рафаэля принадлежат портреты папы Юлия II.




Беспощадную характеристику представляет портрет папы Льва X (ок. 1517, галерея Питти во Флоренции) с рыхлыми, оплывшими чертами изнеженного эпикурейца, натура которого так ясно выразилась в словах: “Насладимся же папством, раз бог даёт нам его !”

Как и во Флоренции, Рафаэль и в Риме оставался богоматери Рафаэль внёс много новых черт. Известна во всём мире его “Мадонна в кресле”(галерея Питти) – полуфигурное изображение мадонны с младенцем Христом и Крестителем в круглом обрамлении. Вместо нежных флорентинских мадонн Рафаэля перед нами тип величавой римской красоты.

Рафаэль создаёт в Риме и несколько больших алтарных картин. Из них славятся: “Мадонна Фолиньо”(1512, находилась прежде в Фолиньо, тепреь в галерее Ватикана). И, наконец, последняя по времени – венец всего творчества Рафаэля – знаменитая “Сикстинская Мадонна”, предназначавшаяся для церкви св.Сикста в Пьяченце(1515-1519)

В этих картинах Рафаэль изображает мадонну не в виде земной женщины, сидящей на лугу, величаво восседающей на троне среди святых или парящей на небесах в кругу ангелов. И “Мадонна Фолиньо”, и “Сикстинская мадонна” – это неземные, прекрасные видения. Вот раздвинулся занавес над алтарём – и в ореоле мерцающих, тающих в эфире херувимов предстала божественная дева. Спустившись из облаков, она уже вступила на земную планету. Покорная неизбежному решению, она несёт миру, как жертву для его спасения, младенца, и только тень страдания лежит в углах её дрожащих губ; а он так величав, спокоен, как царь или античный герой, - младенец с глазами мудреца. Паря на облаке, растроганный, созерцает их папа св. Сикст II, его тиара видна на алтаре. Два ангелочка, отделившись от толпы собратьев, заметили вперёд и, облокотившись на край алтаря, любуются приближением создателя. А св. Варвара (с её атрибутом – башней, в которой она была заключена по преданию), благовейная спутница мадонны, всегда созерцающая в небе то, что Сикст видит лишь впервые, любуется в небе то, что Сикст видит лишь впервые, любуется теперь этими двумя полнощёкими ангелочками, умиленная глубокой грустной думой, затенившей их детские лица.

Эта картина привлекает зрителя силой внушаемого ею светлого, возвышенного впечатления, но она имеет и глубокую историческую ценность как выражение духовной культуры определённой страны и эпохи. Христианство и античность, экстаз наивной веры и возвышенная глубина мысли слились здесь в формах поистине прекрасного творческого замысла.

Множество обязанностей и работ, занимавших Рафаэля в последние годы жизни, подорвало его силы. В конце марта 1520 года он заболел лихорадкой, от которого скончался 6 апреля 1520 года, в тот же день, в которой и родился.



Идеал совершенного, прекрасного человека как высший завет гуманизма Возрождения передал Рафаэль в своём творчестве позднейшим векам и нашей современности, снова утверждающей ценою неисчислимых жертв, в нечеловеческих усилиях минувшей борьбы торжество гуманистических идей в мире. Искусство Рафаэля тысячью нитей связано с нашей духовной культурой, со всем её прошлым и нашей мыслью о будущем её развитии, и это придёт образам великого итальянского живописца общечеловеческий, значительный характер.

Герцен вспоминает о “Сикстинской” в “Былом и думах” в связи с переживаниями после рождения сына. Для Герцена мадонна – не видение чистой красоты. В лице Марии он находит испуг и потерялось: “Внутренний мир её нарушен: её уверили, что её сын – божий, что она богородица; она смотрит в какой-то нервной восторженностью, с материнским ясновидением; она как будто говорит: “Возьмите его, он не мой”. Но в то же время прижимает его к себе так, как будто, если бы можно, она убежала бы с ним куда-нибудь вдаль и стали бы просто ласкать, кормить грудью не спасителя мира, а своего сына”. Подчёркивая трагические нотки в “Сикстинской мадонне”, Герцен согрел своё понимание её образа всей страстью своих жизненных испытаний.

Бембо написал для него следующую эпитафию:

“Господи Всеблагому Великому.

Рафаэля Санцио сына Джованни Урбинского, выдающегося живописца, соперника древних, почти, что дышащие образы, созерцая,

союз природы и искусства постигнешь без затрудненья.

Юлия II и Льва X первосвященников своими живописными и архитектурными творениями усугубил он славу,

Прожив XXXVII лет точно – преточно ибо в тот день, когда он родился, в тот же день и скончался VIII апреля MIXX.

Здесь лежит Рафаэль, кем опасалась Природа стать побежденной навек и умереть вместе с ним”.

­

Список литературы


1. Рафаэль./ Авторы – составители: М. И. Беженкова, А. И. Рощин. ТО “Пальмира”, Санкт-Петербург, 1994. 168с.: 76 илл.
2. Мировая художественная культура/ Т. И. Бакланова, Н. М. Сокольника – М.: Издательство “Итербук”, Издательский дом “Новый учебник”, 2001. – 272 с.: ил.
3. Юному Художников. / М. Т. Кузьмина – М.: Издательство “Академии художеств СССР”, 1962.
4. Анноша Э., Антинори А . и др. История мирового искусства. М., 1998.
5. Корн И. Шедевры мирового искусства. Минск, 1998.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по мхк на тему “ Художественная iconТемы рефератов по мхк 10 кл., III триместр
Возможность выбрать тему и подписать свою фамилию рядом с формулировкой темы будет предоставлена в апреле на уроках мхк
Реферат по мхк на тему “ Художественная iconРеферат по дисциплине «Мировая художественная культура» на тему :...

Реферат по мхк на тему “ Художественная iconРеферат по мхк на тему: «Готический стиль в архитектуре»
Отличительными чертами стиля являются стрельчатые арки и порталы, аркбутаны, тонкие орнаменты и обилие скульптуры
Реферат по мхк на тему “ Художественная iconРабочая программа по мхк для обучающихся 11 класса составлена в соответствии...
Мхк для обучающихся 11 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего(полного) общего...
Реферат по мхк на тему “ Художественная iconПояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет...
Мхк, повышенный интерес преподавателей и учащихся школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах...
Реферат по мхк на тему “ Художественная iconПояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет...
Мхк, повышенный интерес преподавателей и учащихся школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах...
Реферат по мхк на тему “ Художественная iconРеферат по мхк на тему: «Культура Индии»
Индия древняя страна, о сказочных богатствах которой в средине века ходили легенды. С открытия европейцами морских путей в Индию...
Реферат по мхк на тему “ Художественная iconПояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) пред­мет...
Мхк, повы­шенный интерес преподавателей и учащихся средней школы, более чем заинтересованное обсуждение проб­лем его преподавания...
Реферат по мхк на тему “ Художественная iconРефератов для 11 класса по курсу мхк по теме «Художественная культура ХХ века»
История постановки комедии К. Гоцци «Принцесса Турандот» на сцене театра им. Вахтангова
Реферат по мхк на тему “ Художественная iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Мировая художественная культура: 1 Учебно-методический комплекс «мхк» для 10 кл
Реферат по мхк на тему “ Художественная iconРабочая программа по предмету мировая художественная культура 8 класс
Программы основного общего образования по мхк данило- вой Г. И. (М.: Дрофа, 2011) Предмет рассматривается факультативным
Реферат по мхк на тему “ Художественная iconРабочая программа по мхк 8-9 классов
Приказом мо РФ №1089 от 05. 03. 2004, на основе примерной программы по мхк, рекомендованной Министерством образования рф, авторской...
Реферат по мхк на тему “ Художественная iconРекомендации для учащихся по выполнению реферата( исследования, проекта)по мхк
Реферат (от лат referre докладывать, сообщать) это либо доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих источников,...
Реферат по мхк на тему “ Художественная iconРеферат по мхк на тему: «Эхнатон фараон-реформатор. Амарнский период в культуре Древнего Египта»
Аменхотеп IV, чьё имя означало "Амон доволен", должен был стать одним из великих правителей, которым из года в год покровительствовал...
Реферат по мхк на тему “ Художественная iconРабочая программа «изобразительное искусство и мировая художественная культура»
...
Реферат по мхк на тему “ Художественная iconРеферат по мхк на тему: «Мир дворянской усадьбы»
Здесь же нередко обретали и вечный покой. Усадьба становилась для помещика надёжным прибежищем в случае разорения, опалы, семейной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск