Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире.





Скачать 423.04 Kb.
НазваниеПояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире.
страница1/3
Дата публикации26.05.2015
Размер423.04 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка

Мировая художественная культура (МХК) — пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире. Появление но­вых программ, учебников и пособий по МХК, повы­шенный интерес преподавателей и учащихся средней школы, более чем заинтересованное обсуждение проб­лем его преподавания в средствах массовой информа­ции — неоспоримое свидетельство того, что он прочно и надолго завоевывает пространство в общей системе гуманитарного образования.

Документы Министерства образования РФ, в кото­рых рассматривается дальнейшая перспектива изуче­ния МХК в средней школе, достаточно четко опреде­ляют его место в Базисном учебном плане. В них осо­бо подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.

59 классы (основная школа) — факультативный курс, представленный спецкурсами или образователь­ными модулями.

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой – 5, 7, 9, классы (основная школа).

Опираясь на обязательную часть учебного курса, зафиксированного в стандарте, соблюдается преемственность в раскрытии содержания, последовательность изучения тем и разделов предмета.
Система изучения МХК на каждом из этапов и в каждом классе имеет свою специфику, обусловленную психолого-педагогическими задачами курса и возрастными особенностями восприятия произведе­ния искусства. Приобщение школьников к миру ис­кусства представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры (5, 7 классы) к пониманию и осмыслению основных законов разви­тия искусства (9 класс).

Образовательные цели и задачи курса:

  • изучение шедевров мирового искусства, создан­ных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззре­ния и стиля выдающихся художников-творцов;

  • формирование и развитие понятий о художест­венно-исторической эпохе, стиле и направлении, по­нимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художествен­ной культуре на протяжении ее исторического разви­тия, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, много­образии и национальной самобытности культур раз­личных народов мира;

  • освоение основных этапов развития отечествен­ной (русской и национальной) художественной куль­туры как уникального и самобытного явления, имею­щего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, пости­жение общих закономерностей создания художест­венного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учетом особен­ностей их художественного языка, создание целост-, ной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:

  • — помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нрав­ственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • развитие способностей к художественному твор­честву, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведе­ниями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследователь­ских, индивидуальных, групповых и консультатив­ных видах учебной деятельности. Эта работа осу­ществляется на основе конкретно-чувственного восп­риятия произведения искусства, развития способнос­тей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита твор­ческих проектов, написание рефератов, участие в на­учно-практических конференциях, диспутах, дискус­сиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.

Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработан­ных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и темати­ческий подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно но­вом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравствен­но-эстетическом аспекте, то в 10 классе античность осознается как уникальная культурно-историческая эпоха, колыбель человеческой цивилизации.

Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литера­туры, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вто­рых, в ней особо подчеркнуты практическая направ­ленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение МХК — про­цесс исключительно избирательный. Он предусмат­ривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учите­ля вносить изменения в распределение часов на изу­чение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образова­тельной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количест­ва часов, но и возможностью выбора.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на про­тяжении всего учебного времени направлять и разви­вать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, лич­ными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной и профильной школе — залог успешного развития творческих способностей школьников.

В условиях многонациональной российской систе­мы образования учителю предоставляется возмож­ность более широкого использования националь­но-регионального компонента за счет вариативной части Базисного учебного плана. При этом учитывает­ся специфика развития региональных культур, опре­деленная особенностями национального состава насе­ления, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями о мире. Так, напри­мер, отбирая материал для изучения о народных про­мыслах, героическом эпосе, праздниках и обрядах, танцах и музыке, учитель вправе обратиться к луч­шим художественным достижениям своего народа, дать учащимся почувствовать их национальное сво­еобразие, уникальность и самобытность.

Эта особенность построения курса МХК продикто­вана спецификой искусства, обладающего универ­сальным языком общения между народами. Она по­зволяет в общем и мировом увидеть частное и индиви­дуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаим­ное уважение к культурам других народов.

Содержание курса представлено в календарно-тематическом планировании.

Структура курса

5 класс. «Вечные образы искусства. Мифология». На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость для нашего времени. Особое внимание уделено их художественно­му воплощению в различных видах искусства и причи­нам изменения интерпретации на протяжении истори­ческого развития мировой художественной культуры.

7 класс. «Мир и Человек в искусстве». В основе курса — обращение к проблемам человеческой лич­ности, ее связям с обществом и миром окружающей природы. Поиски идеала Человека, нашедшие отра­жение в религиозных представлениях и замечатель­ных художественных образах женщины-матери, за­щитников Отечества, идеалах благородного рыцарст­ва, становятся доминантой изучения.

9 класс. «Виды искусства». Постижение сов­ременной классификации видов искусства, выявле­ние эстетической характеристики и специфических особенностей художественного языка пространствен­ных и временных видов искусства определяют глав­ное содержание курса.




П/П



Тема урока



Кол-во ч



Элементы содержания

Примерное содержание работ






ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА. МИФОЛОГИЯ 35ч

  1. Сюжеты и образы античной мифологии - 20ч



Сотворение мира.


1

Хаос как источник жизни на Земле, элемент перво­основы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира. Возникновение Космоса из Хаоса в поэме Овидия « Метаморфозы ».

Первые божества: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб (Мрак), Тартар (Бездна) и Эрос (Любовь). Дети Земли Уран (Небо) и Понт (Море). Рождение первых богов в поэме Гесиода «Теогония».

Сатурн (Кронос) и Рея — родители верховного гре­ческого бога Зевса. Картина Ф. Гойи «Сатурн, пожи­рающий своих детей». Как Зевс лишил власти отца и стал во главе богов-олимпийцев. Картина Н. Пуссена «Детство Юпитера» и характерные особенности ин­терпретации античного мифа.


Выполнить рисунок

  1. -

Бог-громовержец Зевс. Окружение Зевса.


2

Рождение Зевса (Юпитера) и распределение сфер влияния между ним, Посейдоном и Аидом. Схватка богов и титанов и ее интерпретация в поэме Гесиода «Теогония». Алтарь Зевса в Пергаме. И. С. Тургенев «Пергамские раскопки». Драматизм борьбы богов и гигантов. Особенности изображения Зевса.

Гора Олимп — место вечного обитания богов. Две­надцать богов-олимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Де-метра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почита­нии Зевса в «Илиаде». Пир богов на западном фризе Парфенона. Стихотворение Г. Гейне «Боги Греции».

Традиционный образ Зевса в произведениях искус­ства. Храм Зевса в Олимпии и скульптура Фидия. Го­лова Зевса «Отриколи». Атрибуты Зевса.

Миф о Зевсе, побеждающем стоглавое чудовище Тифона. Наказание Атланта. Художественное вопло­щение образа в скульптуре Микеланджело «Атлант».

Исполнители воли Зевса. Сюжет похищения Гани-меда в скульптурной статуе Леохара «Ганимед» и в картинах Корреджо, П. Рубенса и Рембрандта (по вы­бору). Скульптура Б. Торвальдсена «Ганимед, кормя­щий Зевсова орла».

Крылатая богиня Ника Самофракийская, художе­ственные достоинства скульптурного образа. Стихо­творение Н. Гумилева «Самофракийская победа».

Зевс — вершитель судеб богов и людей. Миф о Филемоне и Бавкиде и его интерпретация в «Метаморфоза» Овидия.

Миф о жестоком наказании Зевсом Тантала. Лите­ратурная интерпретация мифа в «Одиссее» Гомера и стихотворении Н. П. Огарева «Тантал». Роль Зевса в судьбе Сизифа. Картина Тициана «Сизиф».

Возлюбленные Зевса. Миф о Данае (картины Тици­ана и Рембрандта «Даная>). Сюжет похищения Евро­пы в картинах П. Веронезе и В. Серова. Предчувствие трагической развязки в картине П. Веронезе и радост­ное, счастливое похищение прекрасной Европы в кар­тине В. Серова.


Поисковое задание: Объяснить крылатые выражения (Учебник)

Написать статью о Зевсе или репортаж с горы Олимп (оформить)



Посейдон владыка морей.


1

Посейдон (Нептун) — один из главных олимпий­ских богов, владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера.

Миф о состязании Афины и Посейдона за облада­ние Аттикой. Эрехтейон — храм Афины и Посейдона на Акрополе в Афинах.

Величественный образ Посейдона в произведениях искусства. Скульптура Посейдона (римская копия с греческого оригинала). Скульптуры Л. Бернини «Нептун и Тритон» и К. Растрелли «Посейдон». Кар­тина И. К. Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю». Особенности воплощения его художественно­го образа. Образ «владыки морей» в художественномфильме А. С. Михалкова-Кончаловского «Одиссея» (просмотр фрагментов и их обсуждение).

Миф о Посейдоне и Амфитрите. Аллегорическое I воплощение сюжета в картине Н. Пуссена «Триумф Амфитриты».


Сравнительный анализ произведений Бернини,Растрелли

Праздник Нептуналии

Д/З: Подготовить экскурсию по туристическим местам Греции.




Афина богиня

мудрости и

справедливой войны.


1

Распространение культа Афины (Минервы) в Древ-ней Греции, ее заслуги перед народом. Миф о чудес­ном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронтоне Парфенона в Ак­рополе.

Афина — богиня мудрости, покровительствующая греческому народу. Прославление культа Афины в произведениях античной пластики. Статуи Фидия «Афина Парфенос» и «Афина Промахос» в архитек­турном ансамбле Парфенона и их судьба в истории ис­кусства. Смысл символических атрибутов Афины в скульптурных портретах.

Афина Паллада (Воительница), покровительствую­щая справедливым войнам в отличие от Марса — бога разрушительных войн. Гомер об Афине Пал ладе и Марсе в поэме «Илиада».

Кого спасает, а кого губит Афина? Миф об Арахне в изложении Овидия («Метаморфозы»). Картина Я. Тинторетто «Афина и Арахна» и отражение в ней предчувствия трагической развязки (превращение АРАХНЫ в паука). Картина Веласкеса «Пряхи», соеди­нив в одном полотне античного мифа и реальности жизни.

Спор Аполлона, Афины и Марсия. Скульптурная группа Мирона «Афина и Марсий», отражение в ней драматического конфликта. Удивление юной и сдер­жанной богини Афины и мастерски переданный ис­пуг лесного демона Марсия. Справедливая роль Афи­ны в решении судьбы Марсия (стихотворение Алкея «Марсий»).

Афина, покровительствующая искусству. Сюжет посещения муз на горе Геликон в «Метаморфозах» Овидия.


Творческая работа «Афина и Арахна»



Бог огня Гефест.

1

Гефест (Вулкан) — бог огненной стихии и кузнеч- I ного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа в интерпретации Гомера. Описа­ние кузницы Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Гефест — мастер «золотые руки». Циклопы — помощники Ге­феста. Стихотворение А. С. Пушкина «Циклоп».

Посещение кузницы вулкана Афродитой в карти- | нах братьев М. и Л. Ленен и П. Рубенса (по выбору). Миф о сетях для неверной жены Афродиты и его отра­жение в картине Веласкеса «Кузница Вулкана».



Проблемный вопрос: Есть такое выражение «Добро должно быть с кулаками». Как вы думаете. Имеет ли такое мнение право на жизнь?

Творческая работа: «Рождение Гефеста»

Мастер-золотые руки»




Прометей «сквозь тысячелетия вперед смотрящий».


1

Миф о титане духа и воли как пример самоотвер­женной борьбы за спасение рода человеческого. За­слуги Прометея перед человечеством в «Метаморфо­зах» Овидия. Создание первого человека из глины и воды. Рельеф саркофага «Прометей, создающий пер­вого человека». Басни Эзопа о Прометее.

Характер конфликта между Прометеем и Зевсом. Символическое толкование образа в античную эпоху. Примитивизм и грубость Прометея, по заслугам нака­занного Зевсом, в «Теогонии» Гесиода. Прометей — титан, похитивший огонь для человечества, в траге­дии Эсхила «Прикованный Прометей». Отражение сюжета в картине Ф. Снейдерса и П. Рубенса «Прико­ванный Прометей» и в скульптуре Ф. Г. Гордеева «Прометей, терзаемый орлом».

Устойчивость мифа о Прометее в истории ис­кусств, его особая популярность в романтическую эпоху XIX в. Прометей как символ свободы и победитель тирании, олицетворение художника, получаю­щего у неба огонь творческого вдохновения. Сравни­тельный анализ стихотворений «Прометей» И. В. Гете Дж. Байрона. Прометей Гете — поэтический манифест творческой личности, утверждающий себя в ре­альном мире, «смиривший высокомерие» богов. Про­метей Байрона — «титан, воитель и борец», не поко­рившийся Зевсу, «символ свободы», «величья обра­зец для человеческого рода», озаривший огнем творческого познания жизнь человека.

Музыкальные интерпретации мифа о Прометее. Бетховен. Финал Третьей (Героической) симфонии. Музыка, рассказывающая о титанической борьбе Прометея, его высоком подвиге во имя человечества и доблестной, героической смерти. «Прометей» Ф. Лис­та. Внимание композитора к драматизму личных пе­реживаний героя. Сравнительный анализ стихотворе­ния И. В. Гете «Прометей» и песни-арии Ф. Шуберта. Отражение в музыке темы беззаветной любви к свобо­де (по выбору).


Прометей – вор или герой?

Просмотр мультфильма «Прометей» Творческая работа – поделка, рисунок «Мой Прометей»



Лики Аполлона. Аполлон и музы Парнаса.



2

Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Неодно­родность его восприятия и глубокое символическое звучание в различные культурно-исторические эпо­хи. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества.

А. С. Пушкина. Скульптурные произведения Леохара («Аполлон Бельведерский») и Праксителя («Аполлон Сауроктон, убивающий яще­рицу»), Аполлон как воплощение красоты всех олим­пийских богов. Душевный порыв, величие, муже­ственность и гордость в скульптуре Леохара. Созерца­тельность и лиричность настроения, непринужден­ность и идиллическая одухотворенность героя в скульптуре Праксителя. Различия в художественной интерпретации образа.

Предсказание будущего — один из главных даров Аполлона. Храм Аполлона в Дельфах.

Губительные стрелы Аполлона. Миф о гибели Ниобеи и его отражение в «Метаморфозах» Овидия, Рельеф «Гибель Ниобид» и выражение в нем материн­ской скорби и неотвратимо неожиданных ударов УДьбы. Стихотворение А. Апухтина «Ниобея» и переданный в нем протест героини против воли всесиль­ных богов.

Миф о состязании Аполлона и Марсия. Аллегори­ческое противопоставление интеллектуального нача­ла (Аполлон) эмоциональному (Марсий). Художест­венное воплощение сюжета в картинах Тициана «На­казание Марсия» и X. Риберы «Аполлон и Марсий» (по выбору).

Возлюбленные Аполлона. «Первая Феба любовь» — прекрасная Дафна. Миф в изложении Овидия («Мета­морфозы»). Скульптурная группа Л. Бернини «Апол­лон и Дафна», мастерская передача стремительности бега девушки, ее душевного волнения, растерянности и испуга. Поэтическая интерпретация мифа в стихо­творении Л. Мея «Дафна».

Аполлон Мусагет — покровитель искусств и твор­ческого вдохновения. Спутница Аполлона — лира (ки­фара). Лавры Аполлона как высшая награда поэтов и победителей. Стихотворение Г. Гейне «Бог Аполлон».

Аполлон как нежный и верный друг в картине А. Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимаю­щиеся музыкой». Образное воплощение темы творче­ского вдохновения, ощущение абсолютного покоя и тишины.

Девять муз Аполлона: Клио (история), Каллиопа (эпос), Мельпомена (трагедия), Терпсихора (танец), Талия (комедия), Эрато (любовная поэзия, мимика), Евтерпа (лирическая поэзия, музыка), Полигимния (красноречие, гимны), Урания (астрономия). Проис­хождение муз, их отличительные атрибуты в скульп­турных изображениях из собрания Эрмитажа.

«Парнас» А. Мантеньи — аллегория красоты и грации. Романтический характер пейзажа, фантасти­чески-сказочная фигура крылатого коня Пегаса. Фре­ска Рафаэля «Парнас». Увлеченная игра Аполлона на виоле в окружении девяти муз, изображение знаме­нитых греческих, римских и современных поэтов.

Поэтическое воплощение художественного идеала Ра­фаэля. Картина Н. Пуссена «Парнас» и переданная в ней поэтическая атмосфера творческого вдохновения. Балет Дж. Баланчина «Аполлон Мусагет» на музы­ку И. Ф. Стравинского. Чарующая радость жизни и творчества, воплощенные в музыке и танце. Заклю­чительный танец Аполлона и Терпсихоры, прослав­ляющий красоту и великую силу искусства.


Анализ произведений



Орфей и Эвридика.

1

Миф об Орфее и Эвридике — миф о рождении му­зыки. «Зовущая лира Орфея поныне волнует сердца». Отражение мифа в произведениях искусства различ­ных жанров. Картина Н. Пуссена «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой». Скульптурная группа А. Кановы «Ор­фей» и «Эвридика», выразительность отчаянного жеста, трагичность позы, напряженная и эмоциональная динамика движений героев. Фрагменты из «Метаморфоз» Овидия («Орфей», «Песнь Орфея» и «Гибель Орфея»).

«Орфей» К. Глюка — одна из лучших музыкальных интерпретаций античного мифа. Суровая драма­тическая сила и нежная лирика, власть любви и ис­кусства, торжествующие над смертью.

Радость, боль и надежда, переданные в балете И. Ф. Стравинского «Орфей». Лирический цикл Р. М. Рильке «Сонеты к Орфею» (по выбору).


Прослушивание оперы Глюка

Изобразить свое видение мифа об Орфее и Эвридике (рисунок, коллаж, открытка, поделка)



Диана покровительница охоты


1

Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), ее ос­новные атрибуты. Особый культ богини, нашедший отражение в храме Артемиды в Эфесе, одном из семи чудес света. Стихотворение А. А. Фета «Диана».

Диана-охотница в скульптурах Леохара и Ж. Гудо­на («Диана с оленем»), своеобразие художественной интерпретации образа. Картина П. Рубенса «Возвра­щение Дианы с охоты». Диана в окружении прекрас­ных нимф (картина Ф. Буше «Купание Дианы»). Изысканность и очаровательная грациозность богини.

Кому и как покровительствует Артемида. Легенда об Актеоне и ее поучительный смысл. Роспись античного кратера с изображением Артемиды и Актеона. Участие Артемиды в решении судьбы нимфы Каллисто.

Художественное воплощение мифа о любви к юно­ше Эндимиону в картине Н. Пуссена «Диана и Энди-мион». Стихотворение А. И. Полежаева «Эндимион», поэтическая интерпретация мифа.


Сравнительный анализ произведений



Арес неукротимый бог войны.


1

Арес (Марс) — коварный и вероломный бог войны. Изображение Ареса в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера.Богиня раздора Эрида — постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны (щит, шлем с пером, меч или копье).

Изображение Ареса в мирной позе, отдыхающим после боя — главная особенность произведений ан­тичной скульптуры. «Арес Людовизи» неизвестного автора — образ атлета-воина. Его роль и участие в войне богов с гигантами и в Троянской войне. Поеди­нок Ареса и Диомеда в «Илиаде» Гомера. Картина П. Рубенса «Битва амазонок с греками», смелость и решительность действий амазонок.

Широкое распространение культа Марса в рим­ской мифологии. Марс как основатель и хранитель города Рима. Легенда о Ромуле и Реме. Создание Марсова поля — места военных смотров и маневров в Ри­ме. Неожиданное решение образа в картине Веласкеса «Марс».

Скульптурный портрет императора Августа из прима Порта. Сходство его изображения с богом вой­ны Марсом. Традиции римского скульптурного порт­рета в памятнике А. В. Суворову М. Козловского на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. Всепобеждающая энергия и непоколебимая воля полководца, запечат­ленная в аллегорическом образе. Фрагмент из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» («Люблю воинст­венную живость потешных марсовых полей»).

Миф о любви Марса и Венеры. Фрагмент из «Мета-м0рфоз» Овидия. Изнеженный юноша, ослепленный чувством любви к прекрасной Венере во фресках Пом­пеи «Марс и Венера». Марс — покоритель женских сер­дец в картинах Н. Пуссена и П. Рубенса (по выбору).


Заполнение таблицы «Греческий Арес и Римский Марс»
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире. iconПояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет...
Мхк, повышенный интерес преподавателей и учащихся школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире. iconПояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет...
Мхк, повышенный интерес преподавателей и учащихся школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире. iconТематическое планирование уроков курса «мировая художественная культура»...
Курс предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в год, 68 (69) часов – за два года) по учебнику...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире. iconПояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы»
«Мировая художественная культура. 6—9 классы» Ю. А. Солодовникова и Л. М. Предтеченской. Программа составлена на основе Федерального...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире. iconПояснительная записка к рабочей программе «Мировая художественная...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире. iconПояснительная записка рабочая программа «Мировая художественная культура...
«Мировая художественная культура составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире. iconПояснительная записка Предмет «Мировая художественная культура»
Предмет «Мировая художественная культура» рассматривает общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире. iconПояснительная записка к рабочей программе по мхк 10 класс
Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2007.; Рабочая программа...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире. iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура»...
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире. iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена в соответствии...
«Мировая художественная культура» предусмотрена для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. Утверждена и рекомендована Министерством...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире. iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире. iconРабочая программа пояснительная записка данная рабочая программа...
Данная рабочая программа по курсу «Мировая художественная культура» для 11 класса составлена на основе авторской программы ji. А....
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире. iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано с предметом «Музыка», поэтому блок музыки представлен...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире. iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура»
«Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире. iconТематическое планирование курса «Мировая художественная культура»...
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень) составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Г. И....
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире. iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И. М.: Дрофа, 2010


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск