Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире.





Скачать 162.96 Kb.
НазваниеПояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире.
Дата публикации15.11.2014
Размер162.96 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Мировая художественная культура (МХК) – предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. Появление новых программ, учебников и пособий по МХК, повышенный интерес преподавателей и учащихся школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах массовой информации – неоспоримое свидетельство того, что он прочно и надолго завоёвывает пространство в общей системе гуманитарного образования.

Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается дальнейшая перспектива изучения МХК в школе, достаточно чётко определяет его место в Базисном учебном плане. В них особо подчёркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры – это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.

Система изучения МХК на каждом из этапов и в каждом классе имеет свою специфику, обусловленную психолог – педагогическими задачами курса и возрастными особенностями восприятия произведений искусства. Приобщение школьников к миру искусства представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры (5-8 классы) к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства (9 класс), к постижению целостной художественной картины мира и собственному творчеству (10-11 классы).

Настоящая рабочая программа составлена для учащихся 11 класса общеобразовательной школы.

Образовательные цели и задачи курса:

-изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;

- формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

Освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

- интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели задачи курса:

- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

- развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развитие способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно – практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору профессии.

Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе.

Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по свое сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Программа раскрывает родство различных видов искусства, объединённых ключевым понятием художественного образа, в ней особо подчёркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение МХК – процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учётом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объём тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личным интересам и вкусам. Возможность выбора в основной и профильной школе – залог успешного развития творческих способностей школьников.

Формы проведения занятий:

  • урок-лекция;

  • урок – пресс-конференция;

  • комбинированный урок;


Оценки и формы контроля.

    1. Устный контроль:

      • фронтальный опрос, направленный на диагностику теоретических знаний;

      • индивидуальный опрос;

      • собеседование по теме,

2. Письменный контроль:

  • тестирование,

  • творческая работа,

  • письменный ответ,



Учебно-методическое сопровождение, литература и медиаресурсы

  1. Видеофильмы о знаменитых памятниках архитектуры и шедеврах живописи;

  2. Репродукции картин знаменитых художников;

  3. Журналы серии «Художественная галерея»;

  4. Журналы «Искусство» (приложение к газете «Первое сентября»);

  5. Дополнительный теоретический и наглядный материал о творчестве знаменитых художников XVII – XXI вв., собранный по темам в кабинете музыки в течение нескольких лет;

  6. Энциклопедия «Искусство», «Шедевры мировой архитектуры», «История развития западноевропейского искусства», серия журналов «Государственная Третьяковская галерея», «История искусства».

  7. Мировая художественная культура. Учебник для общеобразовательных заведений / Г.И. Данилова и др. – М.: «Интербук», 1999. – 248 с.

  8. Мировая художественная культура. 10 класс. Ч.1: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

  9. Мировая художественная культура. 11 класс. Ч.1: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

  10. МХК. 10 11 класс. Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура. 10-11 класс.»/ Сост. А.В.Хорошенкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

  11. Электронное средство учебного назначения разработанное к учебникам МХК для 10-11 классов («Новый Диск», 2003).

  12. 1.Данилова Г.И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. Факультативный курс. 5-9 классы. Курс для школ и классов гуманитарного профиля. 10-11 классы. – М. : Дрофа, 2008.

  13. 2.Киященко Н.И., Рапацкая Л.А., Сокольникова Н.М., Шапинская Е.Н. Мировая художественная культура. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М. : Дрофа, 2000.

  14. 3.Кошмина И.В.Мировая художественная культура: Программа и методические материалы. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

  15. 4.Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура (10-11 классы). – программа в новой редакции 2001г. (ред.Л.В. Пешиковой). - М., ВЛАДОС, 2001.

  16. 5.Программа под руководством В.Г. Маранцмана. Мировая художественная культура (10-11 классы) – М., Интербук, 1998.



  1. 6.Галушкина Ю. А. /автор-составитель/ Мировая художественная культура. 8 класс: поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2007.

  2. 7.Картавцева М. И., Чернышёва И. С. Уроки МХК. 10 класс. Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.

  3. 8.Картавцева М. И., Чернышёва И. С. Уроки МХК. 11 класс. Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.

20.Химик И. А. Как преподавать мировую художественную культуру: Книга для учителя. – М.: Просвещение. 1994. Программа «Мировая художественная культура» для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации.

21.«Мировая художественная культура» 10 класс. От истоков до XVII века. Г.И. Данилова, Дрофа, Москва 2007г.

23.«Мировая художественная культура» 11 класс. От XVII века до современности. Г.И. Данилова, Дрофа, Москва 2007г.

24.ЭСУН «История искусства» 10-11 класс

25.ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

26.ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

27.ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»

28.ОР «Мировая художественная культура»


Календарно-тематической планирование уроков мировой художественной культуры

10 класс.



Дата

Раздел



Тема

Содержание

Кол- во час.




Часть 1










Введение

1

Что такое художественная культура. Виды культуры

Пути творческого развития русской и зарубежной художественной культуры.

1




Художественная культура Древнего и средневекового Востока

2

Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности

Мифология, религия, архитектурный облик, изобразительное искусство театр и музыка Древнего Египта.

5




3

Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции

Религия, эпос, музыкальное искусство, храмовое зодчество Древней Индии.







4

Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений

Мифология, вероучения, музыка, архитектура, живопись, декоративно- прикладное искусство, музыкальный театр Китая.







5

Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой

Мифология, храмовое строительство, изобразительное искусство, профессиональный театр Японии.







6

Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

Религия, каллиграфия, архитектура, прикладное искусство, музыка, иранская классическая поэзия и зодчество Востока.







Художественная культура Европы: становление христианской традиции

7-8

Античность: колыбель европейской художественной культуры

Мифология, изобразительное искусство, вазопись, творения философов, древнегреческий театр, музыка, зодчество и ваяние.

9




9

От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия

Путь к рождению христианства.







10

Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности

Католицизм и православие, византийское искусство и романское искусство.







11-12

Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма

Этапы зарождения, расцвета и заката художественной культуры Возрождения.







13

Северное Возрождение: в поисках правды о человеке

Художественная культура Нидерландов, Германии и Франции.







14

Художественная культура 17 века: многоголосие школ и стилей

Век барокко – ведущий «большой стиль» целой эпохи.







15

Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума

Стиль рококо в архитектуре, живописи, скульптуре. Просветительская литература, венская классическая школа.







Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национ. традиции (10-18 вв.)

16

Художественная культура Киевской Руси. Новгородская Русь

Древние обряды, соборы, мозаика, музыкальные инструменты, литература.

4




17

От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля

Живопись, иконопись.зодчество, шатровое зодчество, литература, музыкальное наследие.







18

Художественная культура 17 века: смена духовных ориентиров

Словесность, поэтическое барокко, музыка, театр, изобразительное искусство.







19

Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов

Архитектура, классицизм, изобразительное искусство, литература, музыкальное искусство.







Часть 2. Русская художественная культура










«Начало всех начал»: от языческой к православной художественной культуре

20

Художественное наследие России

Народное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты. Рождение храмового синтеза искусств.

7




21

Умозрение в формах, красках, звуках

Мозаика и фрески, духовные песнопения.







Художественное наследие древнерусских княжеств

22

Художественное наследие древнерусских княжеств

Художественная культура Древнего Киева. Памятники письменности. Подвиг святости. Расцвет художественных школ.







Художественная культура Московской Руси

23

Сердце Святой Руси

Отражение процесса объединения русских земель в единое государство в произведениях искусства XIY в.







24

Сергий Радонежский и Епифаний Премудрый: жизнь как житие.

Значение «Жития…» для развития духовной и художественной культуры Руси.







25

«Небесное умом неизмеримо»: творчество Андрея Рублёва и Дионисия

Живопись Андрея Рублёва. Фрески и иконы Дионисия.







26

Державный венец России. Москва – Третий Рим: от идеи до художественных образов

Кремль – символ русской культуры. Зодчество, иконопись и музыка времён Ивана Грозного.







Художественная культура «бунташного века»

27

Диалог «старины и новизны» в русской словесности

Литература о духовно – нравственных ценностях человека.

3




28

От иконы к парсуне

Рождение портрета. Парсуна.







29

Барокко в зодчестве и музыке

Рождение авторства и индивидуального творчества.







Русская художественная культура 18 века

30

Идеалы «осьмнадцатого столетия»: по пути «русской европейскости».

«Россия молодая мужала гением Петра…»

Внутренний мир русского человека в литературе. Первые образцы «русской европейскости» в искусстве.

5




31

Середина века: от «высокого барокко» к классицизму

Живопись, скульптура и архитектура: новые формы и «вечные» образы.







32

В начале было слово.

«Строгий стройный вид» (логика нового зодчества)

Искусство и государство. Комическая опера. Архитектура классицизма. «Казаковская Москва».







33

Рождение Санкт-Петербургской композиторской школы.

«Пристанище художникам всякого рода…»: кружок Н.А. Львова

Основоположники петербургской композиторской школы. Кружок Н.А.Львова: служение высоким идеалам.







34

Итоги «осьмнадцатого века»: на Олимпе мастерства

Противоречия музыкальной жизни. Русская живопись последних десятилетий XYIII в.





Календарно-тематической планирование уроков мировой художественной культуры

Программа Л.А. Рапацкой. 11 класс.




Раздел



Тема

Содержание







Введение

1













Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре

2-4

Романтизм в художественной культуре Европы 19 века: открытие «внутреннего человека»

Рождение романтизма. Романтизм в литературе и живописи.







3-4

Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма

Возвышение программной музыки.







5-7

Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Клод Моне, Эдуард Мане, Дебюсси, Равель и др.

Импрессионизм – провозвестник новых культурных веяний.







8

Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма

Экспрессионизм – одно из самых пессимистичных явлений мировой художественной культуры.







9-11

Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 – начала 20 века

Влияние нестабильной общественной ситуации на развитие художественной культуры.







Художественная культура России 19 - начала 20 века

12-14

Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века

Литература, музыка, архитектура, скульптура и живопись второй половины XIX века.







15-17

Художественная культура России пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа

Сочувствие к обездоленным и униженным – важнейшая тема русского искусства пореформенной эпохи России.







18

Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытия символизма

Художественные направления «серебряного века».







19

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард

Мерило творческой одарённости и эталон современности в русском авангарде.







20-21

В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм

Реставрация «моделей прошлого» на пороге второго десятилетия XXвека.







Европа и Америка: художественная культура 20 века

22

Литературная классика 20 века: полюсы добра и зла

Место художественной культуры «атомного века» в общем движении мировой цивилизации.







23

Музыкальное искусство в нотах и без нот

Богатейшая панорама жанров, стилей, творческих и исполнительских школ музыкальной жизни XX столетия.







24-25

Театр и киноискусство 20 века: культурная дополняемость

Новый экспериментальный театр XXвека. Выдающиеся режиссёры мирового кинематографа XX века.







26

Художественная культура Америки: обаяние молодости

История становления США и её влияние на своеобразие американской художественной культуры.







Русская художественная культура 20 века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам

27

Социалистический реализм: глобальная полититизация художественной культуры 20-30-х годов

Регламентация свободы творчества в период сталинского тоталитаризма.







28-29

Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века

Новые темы и образы в советской художественной культуре в период Великой Отечественной войны.







30

Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели»

Литературные произведения послевоенных 40-х гг. Развитие театра в годы «оттепели».







31-32

Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века

Возрождение духовного начала в художественном творчестве России.







Итоговые роки

33-34

Защита проектов

Обобщение изученного по курсу «Мировая художественная культура».




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. iconПояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет...
Мхк, повышенный интерес преподавателей и учащихся школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. iconПояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) пред­мет...
Мхк, повы­шенный интерес преподавателей и учащихся средней школы, более чем заинтересованное обсуждение проб­лем его преподавания...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. iconПояснительная записка Предмет «Мировая художественная культура»
Предмет «Мировая художественная культура» рассматривает общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. iconПояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы»
«Мировая художественная культура. 6—9 классы» Ю. А. Солодовникова и Л. М. Предтеченской. Программа составлена на основе Федерального...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. iconПояснительная записка к рабочей программе «Мировая художественная...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. iconТематическое планирование уроков курса «мировая художественная культура»...
Курс предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в год, 68 (69) часов – за два года) по учебнику...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. iconПояснительная записка рабочая программа «Мировая художественная культура...
«Мировая художественная культура составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано с предметом «Музыка», поэтому блок музыки представлен...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. iconРабочая программа по предмету мировая художественная культура 8 класс
Программы основного общего образования по мхк данило- вой Г. И. (М.: Дрофа, 2011) Предмет рассматривается факультативным
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена в соответствии...
«Мировая художественная культура» предусмотрена для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. Утверждена и рекомендована Министерством...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. iconНовый учебный план вытеснил художественно-эстетические дисциплины...
В частности, согласно образовательным стандартам второго поколения Мировая художественная культура (мхк) – предмет, призванный не...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. iconПояснительная записка к рабочей программе по мхк 10 класс
Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2007.; Рабочая программа...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура»...
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. iconПояснительная записка Курс мировая художественная культура в практике...
«Об утверждении базисного учебного плана для оу, расположенных на территории Тамбовской области и регулирующих программу общего образования»,«О...
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. iconТематическое планирование курса «Мировая художественная культура»...
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень) составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Г. И....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск