ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ЭКОЛОГИИ №446
СОГЛАСОВАНО
| Заместитель директора по УВР: О.П.Шельменкова
_________________
|
Рабочая программа
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
И
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» 5-9 классы
учитель: Одинцова Ю.В.
Москва, 2013г. Содержание I .Цели и задачи изучения изобразительного искусства и МХК….3
II. Пояснительная записка …………………………………………....3
III. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1) Курс «Изобразительное искусство»……………………...…..5
2) Курс «Мировая художественная культура».....................……..7
IV. Содержание учебного предмета…………………………………9
V. Тематическое планирование
1)Изобразительное искусство 5 класс………………………….10
2) Изобразительное искусство 6 класс…………………………11
3) Изобразительное искусство 7 класс…………………………15
4) Мировая художественная культура 8 класс....……………..16
5) Мировая художественная культура 9 класс………………..19
VI. Учебно-методическое обеспечение предмета…………………..22
VII. Материально-техническое обеспечение предмета ……………
VII. Планируемые результаты изучения учебного предмета……..
1. Цели и задачи изучения изобразительного искусства и МХК Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение изобразительного искусства и МХК, которое направлено:
- на развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
- на гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;
- на развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;
- на подготовку обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной деятельности.
Задачи курса изобразительного искусства и МХК заключаются в формировании понимания ценности художественной культуры разных народов мира и места в ней отечественной культуры; сформировать критическое мышление и способность аргументировать свою точку зрения; уметь различать многообразие различных видов искусств, знать их ярких представителей и их произведения; применять полученные знания на практике: в своей творческой и проектной деятельности.
2. Пояснительная записка Данная программа конкретизирует и расширяет содержание отдельных тем образовательного стандарта в соответствии с потребностями школы, дает распределение учебных часов по разделам и последовательности их изучения с учетом внутрипредметных и межпредметных связей. Программа разделена на два блока: «Изобразительное искусство» и «Искусство».
Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно–эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогике.
2.1. Изобразительное искусство
Программа по изобразительному искусству разработана с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжение формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства. Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным в начальной школе, их постоянного углубления и более широкого раскрытия.
Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально–образного, художественно типа мышления, что на ряду с рационально–логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.
Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметами (музыка, история, обществознание, русский язык и литература). Возникает так же возможность выстраивания системы межпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогике и т. п.
2.2. Мировая художественная культура.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. В основной школе учащиеся знакомятся с изобразительным искусством и музыкой. Сформированные ранее навыки активного диалога с искусством становятся основой процесса обобщения и рефлексии, в рамках учебного курса происходит переосмысление итогов изучения мировой художественной культуры. Таким образом, содержание изучения курса «Мировая художественная культура» в основной школе является итогом первого этапа эстетического развития личности и представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.
На первый план при изучении предмета «Мировая художественная культура» выносится задача восприятия учащимися произведений искусства, раскрытия перед ними закономерностей исторического развития, особенностей образного языка искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.
Особое место отводится изучению отечественного искусства. Это позволяет создать условия для диалога между культурами не только различных исторических эпох, но и внутри одной эпохи (отечественное и зарубежное искусство); помогает выявить то общее и своеобразное, что обусловлено исторической судьбой, психологическим складом, традициями, своеобразием духовной жизни каждого народа; способствует достижению социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества.
III. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1. Курс «Изобразительное искусство»
Обучение детей изобразительному искусству и искусству в целом должно быть направленно на достижение комплекса следующих результатов.
Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- принятие мультикультурной картины современного мира;
в трудовой сфере:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
- готовность к осознанному выбору дальнейшего образовательного пути;
в познавательной сфере:
- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются:
В развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира.
В развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, зрительной памяти.
В формировании критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям искусства.
В получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования научится:
в познавательной сфере:
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- различать изученные виды пластических искусств;
- воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
- описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
в ценностно-ориентационной сфере:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический и художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
- уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
в коммуникативной сфере:
- ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
- организовывать диалоговые формы общения по произведениям искусства;
в эстетической сфере:
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на основе пластических искусств;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего нарда и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
в трудовой сфере:
- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
2. Курс «Мировая художественная культура».
Обучение детей искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.
Личностные результаты:
Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности.
Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности.
Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах бытия искусства.
Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания.
Формирование творческого отношения к проблемам, подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной деятельности.
Метапредметные результаты:
Применение методов познания через художественный образ для изучения различных сторон окружающей действительности.
Активное использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов в бытии и динамики развития искусства.
Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общей цели; оценивать достигнутые результаты.
Развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения по поводу произведений искусств.
Формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.
В области предметных результатов образовательное учреждение предоставляет ученику возможность научится:
в познавательной сфере:
- представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
- наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства;
- усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;
- различать изученные виды и жанры искусств;
- описывать явления искусства, используя специальную терминологию;
- классифицировать изученные объекты и явления культуры;
- структурировать изученный материал и информацию полученную из различных источников;
в ценностно-ориентационной сфере:
-представлять систему общечеловеческих ценностей;
- осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;
- уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
в коммуникативной сфере:
- формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладеть культурой устной и письменной речи;
- использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения;
в эстетической сфере:
- развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
- воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнения о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;
- понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения и символы;
- определять зависимость художественной формы от целей творческого замысла;
- реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом материале;
в трудовой сфере:
- применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и в инновационных (информационных) технологиях.
IV. Содержание учебного предмета.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Программа предполагает непрерывное изучение предмета в 5-9 классах в объеме не менее 175 часов. В каждом учебном году на изучение предмета выделено по 35 часов (один раз в неделю). Программа в 5-7 классах направлена на изучение изобразительного искусства с упором на практическую деятельность. Основными содержательными линиями являются:
Возникновение и виды пластических искусств.
Язык и жанры изобразительного искусства.
Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.
Основными видами учебной деятельности учащихся являются: восприятие произведений пластических искусств; практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках.
Программа в 8-9 классах предполагает теоретическое изучение курса мировой художественной культуры. Основными содержательными линиями при изучении искусства являются:
Роль и место искусства в жизни человека и общества, художественный образ и его специфика в различных видах искусства.
Виды и жанры, стили и направления в искусстве.
История искусства различных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения, общая характеристика искусства XIX в.).
Искусство народов России и мировой художественный процесс.
Искусство XX в.; новые виды искусства (кинематограф, телевидение компьютерное искусство и его эстетические особенности).
Основными видами учебной деятельности учащихся являются:
Восприятие произведений искусства (слушание музыки, восприятие произведений искусств, просмотры фильмов, театральных спектаклей и т.д.).
Творческая деятельность в различных видах искусства, жанрах и художественных техниках.
Выполнение исследовательских проектов с использованием средств новых информационно-коммуникационных технологий.
Текущий контроль осуществляется проведением кратковременными проверочными работами (5-10мин.), тематический контроль - тестами, самостоятельными работами. Значительное время отводится творческим работам.
|