МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА И ИНФОРМАТИКИ Отделение среднего профессионального образования
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
060205.51 «Стоматология профилактическая»
КВАЛИФИКАЦИЯ – гигиенист стоматологический
УТВЕРЖДЕНО
Проректор по учебно – воспитательной работе СГМУ, профессор, д.м.н.
______________________ Ю.В.Агафонов « ______» __________________ 2013г.
| ПРИНЯТО
Ученым Советом факультета менеджмента и информатики
Протокол № ______________ « ______» __________________ 2013г.
|
2013г. Программа составлена с учетом квалификационной характеристики гигиениста профилактического, федерального государственного образовательного стандарта, и Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования
1. Общие положения 1.1. Цель государственной итоговой аттестации
Государственная итоговая аттестация является частью основной образовательной программы и представляет собой обязательный завершающий этап в образовательном процессе студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования.
Основная цель государственной итоговой аттестации заключается в определении соответствия уровня профессиональной подготовки выпускника требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060205.51 «Стоматология профилактическая» с последующей выдачей государственного диплома. 1.2. Уровень профессиональной подготовленности специалиста
Гигиенист стоматологический должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый профессиональный интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их качество и эффективность.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для профессионального и личностного развития с целью эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) и результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
OK 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь при неотложных состояниях.
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 15. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Гигиенист стоматологический должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
Диагностика и профилактика стоматологических заболеваний.
ПК 1.1. Регистрировать данные эпидемиологического
стоматологического обследования населения.
ПК 1.2. Осуществлять сбор данных о состоянии здоровья населения пациента и проводить осмотр полости рта.
ПК 1.3. Выявлять факторы риска возникновения стоматологических заболеваний.
ПК 1.4. Проводить профилактику стоматологических заболеваний.
ПК 1.5. Вести медицинскую документацию.
ПК 1.6. Соблюдать установленные требования к хранению и использованию средств гигиены и профилактики, правилам работы и контролю за состоянием медицинского стоматологического оборудования, инструментария.
ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Проведение индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта.
ПК 2.1. Оценивать состояние тканей пародонта и гигиены полости
рта.
ПК 2.2. Обучать пациентов уходу за полостью рта и применению средств гигиены, оценивать эффективность проводимых мероприятий.
ПК 2.3. Осуществлять индивидуальный подбор средств гигиены полости рта в зависимости от возраста и состояния здоровья пациента.
ПК 2.4. Осуществлять профессиональную гигиену полости рта.
Санитарно-гигиеническое просвещение в области профилактики стоматологических заболеваний.
ПК 3.1. Проводить мероприятия по стоматологическому просвещению населения.
ПК 3.2. Консультировать работников школьно-дошкольных, образовательных учреждений и семью по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний.
ПК 3.3. Оценивать эффективность мероприятий
по стоматологическому просвещению.
ПК 3.4. Формировать мотивацию к здоровому образу жизни.
2. Вид государственной итоговой аттестации
Государственная итоговая аттестация выпускников ОСПО СГМУ проводится в два этапа:
Государственный экзамен.
Защита выпускной квалификационной работы.
2.1. Государственный экзамен проводится для оценки уровня освоения практических умений путем решения ситуационных задач, а также оценки навыков решения конкретных профессиональных задач в ходе собеседования. Результаты первого этапа определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
2.2. Выпускные квалификационные работы выполняются в форме выпускной квалификационной работы. Порядок написания и защиты выпускной квалификационной работы определяется Положением о выпускной квалификационной работе отделения среднего профессионального образования.
3. Объем времени на подготовку и проведение государственной итоговой аттестации
В соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом по специальности 060205.51 «Стоматология профилактическая» объем времени на подготовку и проведение государственного экзамена и защиты ВКР составляет 6 недель.
4. Сроки проведения государственной итоговой аттестации
Сроки проведения государственной итоговой аттестации: 02.06.2014 – 29.06.2014. В том числе: подготовка выпускной квалификационной работы: 02.06.2014 – 15.06.2014; государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы: 16.06.2014 – 29.06.2014.
5. Необходимые экзаменационные материалы
К необходимым экзаменационным материалам относятся:
- перечень практических манипуляций;
- перечень проблемно – ситуационных задач;
- список рекомендуемой литературы. Перечень практических манипуляций: 1. Проведение стоматологических профилактических осмотров пациентов различного возраста.
2. Определение состояния твердых тканей зубов с помощью индексов КПУ, кп зубов и поверхностей;
3. Определение состояния тканей пародонта с помощью индексов СРIТN, РМА, SBI.
4. Оформление медицинской документации с регистрацией данных осмотра в истории болезни.
5. Участие в оказании первой и неотложной помощи при экстренных состояниях на стоматологическом приеме.
6. Проведение гигиенических мероприятий в стоматологической клинике (санитарной обработки, дезинфекции, стерилизации).
7. Подготовка рабочего места гигиениста стоматологического, врача-стоматолога.
8. Использование инструментов и материалов для обеспечения сухого рабочего поля и удержания мягких тканей полости рта во время работы врача.
9. Проведение аппликационной анестезии.
10. Выявление зубных отложений и оценка гигиенического состояния полости рта с помощью индексов Федорова-Володкиной, Грин-Вермиллиона, РНР, API.
11. Обучение чистке зубов пациентов различного возраста.
12. Проведение контролируемой чистки зубов и оценка её эффективности.
13. Осуществление индивидуального подбора средств индивидуальной гигиены полости рта в зависимости от возраста и состояния полости рта пациента.
14. Обучение пациентов использованию дополнительных средств гигиены (флоссов, межзубных ершиков, зубочисток, зубных эликсиров).
15. Удаление плотного зубного налета.
16. Удаление над- и поддесневого зубного камня с помощью ультразвуковых аппаратов и стоматологических инструментов.
17. Проведение профессиональной чистки зубов.
18. Устранение факторов, способствующих накоплению зубных отложений (удаление нависающих краев пломб, полировка пломб).
19. Покрытие зубов фторлаком и фторгелем.
20. Выявление очагов деминерализации эмали методом витального окрашивания, аппаратурными методами.
21. Применение реминерализирующих средств в виде аппликаций.
22. Применение растворов фторида натрия в различной концентрации индивидуально и в группе детей.
23. Проведение профилактики ранних форм кариеса в период прорезывания постоянных зубов (метод герметизации фиссур).
24. Проведение комплекса миогимнастических упражнений для профилактики зубочелюстных аномалий.
25. Проведение бесед с детьми различного возраста, их родителями о правилах чистки зубов и выборе средств гигиены.
26. Составление плана "уроков здоровья", текста бесед, лекций.
27. Проведение «урока здоровья» в организованных детских коллективах.
28. Оформление "уголков гигиены", стендов, выставок по вопросам предупреждения стоматологических заболеваний.
29. Проведение анкетирования населения по вопросам возникновения и предупреждения стоматологических заболеваний и оценка его результатов.
30. Регистрация стоматологического статуса пациентов во время проведения эпидемиологического обследования по критериям ВОЗ. Проблемно-ситуационные задачи: Задача № 1
Пациенту 6 лет. На жевательной поверхности 53,54 определяются кариозные полости, на жевательных и медиальных поверхностях 74,75 пломбы. Индекс гигиены по Федорову-Володкиной 4,2. 36 зуб прорезался полностью, 46 зуб в стадии прорезывания.
Определите интенсивность кариеса временных зубов.
Оцените уровень гигиены пациента.
Перечислите профилактические мероприятия в период прорезывания первых постоянных моляров у детей.
Задача 2
Пациенту 6 лет. Интенсивность кариеса временных зубов по индексу кпу равна 4. Индекс гигиены по Федорову-Володкиной 4,6. 36 зуб прорезался полностью, 46 зуб в стадии прорезывания.
Оцените уровень гигиены пациента.
Дайте рекомендации по выбору средств гигиены.
Перечислите профилактические мероприятия в период прорезывания первых постоянных моляров у детей.
Задача № 3
К стоматологу обратился ребенок 9-летнего возраста для профилактического осмотра с жалобами на кровоточивость десен при чистке зубов. Индекс гигиены по РНР = 2,5, индекс РМА-23%.
Ребенок чистит зубы 1 раз в день утром.
Оцените уровень гигиены полости рта.
Оцените степень воспаления десны.
Подберите средства индивидуальной гигиены полости рта данному пациенту.
Задача № 4
К стоматологу обратился ребенок 13 лет для профилактического осмотра с жалобами на кровоточивость десен при чистке зубов. Индекс гигиены по РНР = 2,5, индекс РМА-26%.
Ребенок чистит зубы 1 раз в день утром.
Оцените гигиеническое состояние полости рта ребенка.
Какие мероприятия необходимо осуществить на приеме для профилактики кариеса и заболеваний тканей пародонта?
Подберите средства индивидуальной гигиены полости рта данному пациенту.
Задача № 5
К стоматологу обратилась мама с ребенком 4-х лет для профилактического осмотра. В анамнезе частые простудные заболевания, наличие вредной привычки сосания пальцев. Дышит ртом. Имеется дизокклюзия зубов во фронтальном отделе. Ребенка начали обучать чистке зубов. Используется зубная щетка с размером головки 30 мм и зубная паста «Колгейт Тотал». Индекс гигиены по Федорову-Володкиной = 4,0.
Оцените уровень гигиены полости рта.
Укажите ошибки, допущенные мамой в выборе средств гигиены, и дайте рекомендации по выбору средств гигиены полости рта.
Назначьте консультацию специалистов.
Задача № 6
К стоматологу обратилась мама с ребенком 3-х лет для профилактического осмотра. В анамнезе частые простудные заболевания, наличие вредной привычки сосания пальцев. Дышит ртом. Имеется дизокклюзия зубов во фронтальном отделе. Имеются кариозные полости на временных молярах нижней челюсти. Индекс гигиены по Федорову-Володкиной = 3,5.
Оцените уровень гигиены полости рта.
Дайте рекомендации по выбору средств гигиены полости рта.
Назначьте консультацию специалистов.
Задача № 7
На профилактический осмотр к стоматологу обратилась девочка 15 лет. Предъявляет жалобы на кровоточивость десен, возникающую при чистке зубов. При осмотре на контактных поверхностях 11, 21, 22 зуба выявлены пломбы с нависающими краями, отсутствуют контактные пункты. Десневые сосочки и маргинальная десна в области верхних фронтальных зубов отечны, гиперемированы.
Индекс Грин-Вермиллиона = 3,8, при обследовании тканей пародонта по индексу СPITN обнаружен зубной камень на 16, 26, 36, 46 зубах.
Оцените уровень гигиены полости рта
Укажите факторы риска возникновения воспалительных заболеваний пародонта.
Предложите план лечебно-профилактических мероприятий.
Задача № 8
На профилактический осмотр к стоматологу обратилась девочка 11 лет. Предъявляет жалобы на повышенную чувствительность твердых тканей зубов нижней челюсти в пришеечной области. В течение последних 2-х месяцев ребенок чистил зубы горизонтальными движениями отбеливающей зубной пастой “Здоровая белизна”. При осмотре отмечается болезненная реакция твердых тканей фронтальных зубов нижней челюсти от воздуха и при зондировании. Индекс Грин-Вермиллиона = 3,8, при обследовании тканей пародонта по индексу СPITN обнаружен зубной камень на 16, 26, 36, 46 зубах.
Оцените уровень гигиены полости рта
Укажите возможную причину появившейся гиперчувствительности твердых тканей зубов.
Предложите план лечебно-профилактических мероприятий.
|