Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ
|
| Ректор_____________(Шешунов И.В.)
|
| «____»______________20___г.
|
|
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«СТОМАТОЛОГИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ»
(ординатура)
г. Киров 2013
ОДОБРЕНО Советом ИПО Кировской ГМА протокол № ____ от «____» _______ 20___года Председатель Совета ИПО_______________(Кисличко А.Г.) Центральным методическим советом Кировской ГМА протокол № ____ от «____»_________20___года Председатель ЦМС_______________(Бондаренко А.Л.)
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Стоматология терапевтическая» (ординатура) разработана сотрудниками кафедры стоматологии ГБОУ ВПО Кировской ГМА: зав. кафедрой, д.м.н., проф. В.Ю. Никольским.
Рецензенты:
1) Д.А. Трунин – директор Стоматологического института ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, д.м.н., профессор,
2) А.П. Спицин – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой патофизиологии Кировской государственной медицинской академии.
Условные обозначения:
ОД. О.00
| Обязательные дисциплины
| СД. О.01
| Специальные дисциплины
| СмД. О.02
| Смежные дисциплины
| ОСК. И.00
| Обучающий симуляционный курс
| ФД. О.03
| Фундаментальные дисциплины
| ДВ. О.04
| Дисциплина по выбору ординатора
| П.О.
| Практика
| ФД. О.00
| Факультативные дисциплины
| ИГА.
| Итоговая государственная аттестация
| О.
| Ординатура
| ОК.
| Общекультурные компетенции
| ПК.
| Профессиональные компетенции
|
СОДЕРЖАНИЕ
Состав рабочей группы и консультантов по разработке основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Стоматология терапевтическая» (ординатура)
| 5
| Пояснительная записка
| 6
| Требования к уровню подготовки врача-специалиста стоматолога терапевта, успешно освоившего образовательную программу послевузовского профессионального образования по специальности «Стоматология терапевтическая»
| 8
| Профессиональные компетенции врача-специалиста стоматолога терапевта
| 8
| Перечень знаний, умений и владений врача – специалиста по стоматологии терапевтической (ординатура)
| 12
| Перечень практических навыков врача - специалиста по стоматологии терапевтической (ординатура)
| 15
| Требования к государственной (итоговой) аттестации
| 16
| Рабочая программа дисциплин (модулей) по специальности
« Стоматология терапевтическая»
| 18
| ОД.О.01 Специальные дисциплины
| 18
| ОД.О.01.01. Модуль 1. Материаловедение.
| 18
| ОД.О.01.02. Модуль 2. Кариесология.
| 18
| ОД.О.01.03. Модуль 3. Эндодонтия.
| 19
| ОД.О.01.04. Модуль 4. Парадонтология.
| 19
| ОД.О.02 Смежные дисциплины
| 20
| ОД.О.02.01. Отолярингология
| 20
| ОД.О.02.02. Дерматовенерология
| 20
| ОД.О.02.03. Основы доказательной медицины
| 20
| ОД.О.03 Фундаментальные дисциплины
| 20
| ОД.О.03.01. Клиническая патофизиология
| 20
| ОД.О.03.02. Клиническая биохимия
| 20
| ОД.О.03.03. Клиническая патологическая анатомия
| 20
| ОД.О.04 Дисциплины по выбору ординатора
| 20
| ОД.О.04.01. Клиническая фармакология
| 20
| ОД.О.05. Хирургическая стоматология
| 20
| ФД.О.00 Факультативные дисциплины
| 20
| ФД.О.01 Физиотерапия
| 20
| ФД.О.02 Организация здравоохранения и общественное здоровье
| 20
| ФД.О.03 Рентгенология
| 20
| ФД.О.04 Неврология
| 20
| ОСК.О.00 Обучающий симуляционный курс
| 21
| Программа практики послевузовского профессионального образования врачей по специальности «Стоматология терапевтическая» (ординатура)
| 22
| Учебный план послевузовского профессионального образования врачей по специальности «Стоматология терапевтическая » (ординатура)
| 25
| Рекомендуемая литература
| 36
| Законодательные и нормативно-правовые документы
| 38
|
СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
по разработке образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Стоматология терапевтическая»
№
п.п.
| Фамилия, имя, отчество
| Ученая степень, звание
| Занимаемая должность
| Место работы
| 1.
| Никольский Вячеслав Юрьевич
| д.м.н., профессор
| Заведующий кафедрой стоматологии
| ГБОУ ВПО Кировская
ГМА
| 2.
| Громова
Светлана Николаевна
| к.м.н.
| Ассистент кафедры стоматологии
| ГБОУ ВПО Кировская
ГМА
| 3.
| Халявина
Ирина Николаевна
| к.м.н.
| Ассистент кафедры стоматологии
| ГБОУ ВПО Кировская
ГМА
| 4.
| Слободчиков
Юрий Викторович
| к.м.н.
| Ассистент кафедры стоматологии
| ГБОУ ВПО Кировская
ГМА
|
2. Пояснительная записка. Одним из важнейших элементов реформы образования в России является внедрение государственных образовательных стандартов, регламентирующих уровень подготовки, минимум государственных требований к знаниям и умениям специалиста, материально-технические, учебно-методические и кадровые условия ведения образовательного процесса. Федеральный Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» №125-ФЗ от 22.08.1996г. требует формирования единых подходов к организации и нормативному обеспечению учебного процесса на всех уровнях образования.
Традиционно сложившаяся двухуровневая система подготовки специалистов высшей медицинской квалификации крайне нуждается в создании современного нормативно-образовательного комплекса для послевузовского и дополнительного этапов обучения.
Основная профессиональная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Стоматология терапевтическая» (ординатура) разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) и является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по направлению «Стоматология терапевтическая» в послевузовском профессиональном образовании врачей.
Актуальность основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ОПОП ППО) по специальности «Стоматология терапевтическая» (ординатура) обусловлена необходимостью подготовки врачей стоматологов-терапевтов, не имеющих первичной профессиональной подготовки по стоматологии терапевтической, закончивших высшее учебное заведение и не имеющих базовой специализации.
В связи со сложившейся ситуацией имеется огромная потребность в усовершенствовании знаний и практических навыков, касающихся стоматологии терапевтической, приобретает особое значение важность организация подготовки высококвалифицированных врачей-стоматологов-терапевтов и их взаимодействие с гигиенистами стоматологическими.
Массовая профилактика стоматологической патологии, предупреждение их прогрессирования и осложнений, сохранение трудоспособности, качества и продолжительности жизни больных являются важнейшими задачами современного здравоохранения.
ОПОП ППО по специальности « Стоматология терапевтическая» предназначена для последипломного обучения по специальности «Стоматология терапевтическая» врачей, имеющих диплом врача-стоматолога.
Программа построена по модульной системе, каждый модуль представляет отдельный раздел дисциплины, подразделяемый на темы. Полный перечень тем и их состав элементов составляет «Перечень профессиональных знаний, умений и навыков», который используется при составлении вопросов для контроля профессиональных знаний и умений.
При обучении в ординатуре по специальности «Стоматология терапевтическая» с учетом особенностей исходного уровня подготовки врача-стоматолога-терапевта изучаются соответствующие разделы и темы, включающие теоретические основы и современные аспекты этиологии, патогенеза, клиники, диагностики (с освоением и усовершенствованием методов исследования) и лечения заболеваний зубочелюстной системы у взрослого населения.
В конце рабочей программы приведены список литературы, включающий в том числе, перечень руководств и рекомендаций по стоматологии и смежным дисциплинам. Результатом обучения по программе ОПОП ППО по специальности «Стоматология терапевтическая» является освоением врачом новых знаний и умений, а также усовершенствование ранее приобретённых теоретических знаний, практических навыков и умений, соответствующих качественным характеристикам и объёму, предусмотренным требованиями специальности «врача-стоматолога-терапевта» и квалифицированной характеристикой врача-стоматолога-терапевта.
В результате освоения программы послевузовской подготовки по стоматологии терапевтической и приобретения знаний, умений и практических навыков, регламентированных ФГТ подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности «Стоматология терапевтическая», врач-стоматолог-терапевт должен быть подготовлен для самостоятельной профессиональной деятельности при оказании помощи стоматологическим больным и выполнения основных функций:
диагностической;
лечебной;
профилактической
консультативной
реабилитационной;
организационной;
В ординатуру принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по специальностям «Стоматология». Обучение ведется с отрывом от основного места работы. Продолжительность обучения 2 года. Цель послевузовского профессионального образования врача-ординатора по специальности «Стоматология терапевтическая» – подготовка квалифицированного врача-специалиста, обладающего в полном объеме системой теоретических знаний и общекультурных, общепрофессиональных и специальных профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной работы в должности врача-специалиста по стоматологии терапевтической в условиях: специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
Задачи послевузовского профессионального образования врача-ординатора по специальности стоматология терапевтическая:
1. Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, формирующих профессиональные компетенции врача, способного успешно решать свои профессиональные задачи.
2. Сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача-специалиста, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин.
3. Сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.
4. Сформировать умения в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов.
5. Подготовить специалиста к самостоятельной профессиональной лечебно-диагностической деятельности, умеющего провести дифференциально-диагностический поиск, оказать в полном объеме медицинскую помощь, в том числе при ургентных состояниях, провести профилактические и реабилитационные мероприятия по сохранению жизни и здоровья во все возрастные периоды жизни пациентов, способного успешно решать свои профессиональные задачи.
6. Подготовить врача-специалиста, владеющего навыками и врачебными манипуляциями по оказанию скорой и неотложной помощи.
7. Освоение необходимого объема современных знаний по эпидемиологии, этиологии, патогенезу и осложнениям основных стоматологических заболеваний.
8. Овладение методами диагностики, диагностическими алгоритмами, необходимыми для выявления у пациентов основных стоматологических заболеваний и патологических состояний полости рта.
9. Применение Международной классификации болезней и причин, связанных со здоровьем в стоматологической практике, порядок оформления первичной медицинской документации.
10. Овладение современными методами лечения и профилактики кариеса и его осложнений, заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта.
|