СОГЛАСОВАНА
Совет Учреждения Председатель _______________ Ю.В. Угарова Протокол № ___ «____» _________________2013г.
| ПРИНЯТА
Педагогическим советом Протокол № _____
«____» _________________2013г.
|
|
|
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Лицей № 130 «РАЭПШ» ____________________ О.И. Шарапова Приказ № __________ «____» _________________2013г.
| ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА основного общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лицей № 130 «РАЭПШ» на период 2013 – 2018 гг.
Барнаул, 2013
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лицей №130 «РАЭПШ» (далее - ООП ООО) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов и материалов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (Приказ МО РФ от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г., рег. № 19664 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования» )
Федеральный перечень учебников (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год", зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755)
Приказ МО РФ от 04.10.2010 г. № 986, зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2010 г., рег. N 16299, «Об утверждении федеральных требований к ОУ в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993, «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Письмо МО РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»;
Письмо МО РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса и формируется с учётом особенностей второй ступени основного общего образования. Программа соответствует основным характеристикам современного образования: доступности, открытости, перспективности и научной обоснованности развития, вариативности, технологичности, поликультурности, носит личностно- ориентированный характер.
Программа адресована:
учащимся и родителям:
для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОУ по достижению каждым обучающимся образовательных результатов;
для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия;
учителям:
для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности;
администрации:
для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися основной образовательной программы;
для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей, администрации и др.)
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему секций и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Содержание основной образовательной программы основного общего образования формируется с учётом:
государственного заказа:
создание условий для получения учащимися качественного образования в соответствии с государственными стандартами; развитие творческой, конкурентоспособной, общественно-активной, функционально-грамотной, устойчиво развитой личности.
социального заказа:
организация учебного процесса в безопасных и комфортных условиях;
обеспечение качества образования, позволяющего выпускникам эффективно взаимодействовать с экономикой и обществом в соответствии с требованиями времени;
воспитание личности ученика, его нравственных и духовных качеств;
обеспечение досуговой занятости и создание условий для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей детей;
воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью и формирование навыков здорового образа жизни.
заказа родителей:
возможность получения качественного образования;
создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
сохранение здоровья.
Сроки реализации программы
Для реализации ООП основного общего образования определяется срок – 5 лет, который связан с двумя этапами возрастного развития:
первый этап - 5-6 классы как образовательный переход от младшего школьного к подростковому возрасту через пробы построения учащимися индивидуальной образовательной траектории в зависимости от разных видов деятельности, обеспечивающий плавный и постепенный, без стрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую;
второй этап – 7-9 классы как этап самоопределения подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) в разных видах деятельности, наличие личностно значимых образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого способа рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможный видений в учебном предмете (предметах).
Данная программа отражает переход на ФГОС ООО, который будет происходить поэтапно и в этом году коснется только 5 классов, является рабочей, т.е. по мере введения федеральных государственных образовательных стандартов и накопления опыта в нее будут вноситься изменения и дополнения.
Особенности реализации программы
В соответствии с ФГОС общего образования в основе создания и реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
определение ведущим в построении содержания учебных дисциплин задачный принцип обучения;
раскрытие базовых научных понятий в учебных предметах через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями, которые задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов;
создание условий для присвоения культурных предметных способов и средств действия за счет разнообразия организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), роста творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
создание инструментов, позволяющих соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающих непрерывный мониторинг образования для всех его участников
Реализация ООП может осуществляться в следующих видах деятельности:
совместной распределенной учебной деятельности в личностно ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.);
индивидуальной учебной деятельности при осуществлении индивидуальных образовательных маршрутов (программ);
совместной распределенной проектной деятельности, ориентированной на получение социально значимого продукта;
учебно-исследовательской деятельности в ее разных формах, в том числе осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения;
деятельности управления системными объектами (техническими объектами, группами людей);
творческой деятельности (художественной, технической и др. видах деятельности);
спортивной деятельности, направленной на построение образа себя, самоизменение.
Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения - это программа действий всех участников образовательного процесса по достижению запланированных данной программой результатов и предусматривает:
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимся;
развитие личности, ее способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной (урочной и внеурочной) деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, через систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта;
овладение обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
формирование социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии основной образовательной программы основного общего образования и условий ее реализации;
организацию сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса гимназии, направленного на повышение эффективности образовательного процесса;
формирования у учащихся опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
формирование у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
формирование у обучающихся навыков безопасного поведения;
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
обновление содержания основной образовательной программы основного общего образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации;
эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников лицея, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
эффективное управление лицеем с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.
|