«Левиафан»: Мысль; Москва; 2001 isbn 5 244 00966 4





Название«Левиафан»: Мысль; Москва; 2001 isbn 5 244 00966 4
страница1/51
Дата публикации14.02.2015
Размер6.02 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

Томас Гоббс

Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского





«Левиафан»: Мысль; Москва; 2001

ISBN 5 244 00966 4

Аннотация



Томас Гоббс (1588–1679) – классик политической и правовой мысли, выдающийся английский философ. В своем основном произведении `Левиафан` впервые в Новое время разработал систематическое учение о государстве и праве. Оно оказало серьезное влияние на развитие общественной мысли Европы и до сих пор остается источником оригинальных социальных идей. Предлагаемый читателю текст наиболее близок к первому английскому изданию.

Томас Гоббс

Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского




Введение



Человеческое искусство (искусство, при помощи которого Бог создал мир и управляет им) является подражанием природе как во многих других отношениях, так и в том, что оно умеет делать искусственное животное. Ибо, наблюдая, что жизнь есть лишь движение членов, начало которого находится в какой нибудь основной внутренней части, разве не можем мы сказать, что все автоматы (механизмы, движущиеся при помощи пружин и колес, как, например, часы) имеют искусственную жизнь? В самом деле, что такое сердце, как не пружина? Что такое нервы, как не такие же нити, а суставы – как не такие же колеса, сообщающие движение всему телу так, как этого хотел мастер? Впрочем, искусство идет еще дальше, имитируя разумное и наиболее превосходное произведение природы – человека. Ибо искусством создан тот великий Левиафан, который называется Республикой, или Государством (Commonwealth, or State), по латыни – Civitas, и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан. В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти – искусственные суставы; награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнить свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле; благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу, salus populi, безопасность народа,– его занятие; советники, внушающие ему все, что необходимо знать, представляют собой память; справедливость и законы суть искусственный разум (reason) и воля; гражданский мир – здоровье, смута – болезнь, и гражданская война – смерть. Наконец, договоры и соглашения, при помощи которых были первоначально созданы, сложены вместе и объединены части политического тела, похожи на то «fiat», или «сотворим человека», которое было произнесено Богом при акте творения.

Чтобы описать природу этого искусственного человека, я буду рассматривать:

Во первых, материал, из которого он сделан, и его мастера, т. е. человека.

Во вторых, как и путем каких соглашений он был создан, каковы точно права и власть или авторитет суверена и что сохраняет государство и что его разрушает. В третьих, что такое христианское государство. Наконец, что такое царство тьмы (kingdom of darkness). В отношении первого пункта в последнее время широко пошла в ход поговорка, что мудрость приобретается чтением не книг, а людей. Вследствие этого те лица, которые по большей части не могут представить никакого другого доказательства своей мудрости, рады показать, что они, по их мнению, вычитали в людях, немилосердно порицая друг друга за глаза. Есть, однако, другая поговорка, которую в последнее время перестали понимать и следуя которой указанные лица, если бы постарались, могли бы действительно научиться читать друг друга. Это именно афоризм nosce te ipsum, читай самого себя. Смысл этого афоризма сводится не к тому, чтобы, как это стало теперь обыкновением, поощрять людей власть имущих к варварскому отношению к людям, стоящим ниже их, или подстрекать людей низкого происхождения к дерзкому поведению по отношению к людям вышестоящим, а к тому, чтобы поучать нас, что в силу сходства мыслей и страстей одного человека с мыслями и страстями другого всякий, кто будет смотреть внутрь себя и соображать, что он делает, когда он мыслит, предполагает, рассуждает, надеется, боится и т. д., и по каким мотивам он это делает, будет при этом читать и знать, каковы бывают при подобных условиях мысли и страсти всех других людей. Я говорю о сходстве самих страстей, которые одинаковы у всех людей,– о желании, страхе, надежде и т. п., а не о сходстве объектов этих страстей, т. е. вещей, которых желают, боятся, на которые надеются и т. п., ибо последние различаются в зависимости от индивидуального устройства человека и особенностей его воспитания и легко ускользают от нашего познания, так что буквы человеческой души, загрязненные и запутанные обычно притворством, ложью, лицемерием и ошибочными учениями (doctrines), разборчивы только для того, кто ведает наши сердца. И хотя при наблюдении действий людей мы можем иногда открыть их намерения, однако делать это без сопоставления с нашими собственными намерениями и без различения всех обстоятельств, могущих внести изменения в дело, все равно что расшифровывать без ключа, и в большинстве случаев это значит быть обманутым или в силу слишком большой доверчивости, или в силу слишком большого недоверия в зависимости от того, является ли сам читатель в человеческих сердцах хорошим или плохим человеком.

Впрочем, как бы превосходно один человек ни читал в другом на основе его действий, он это может осуществить лишь по отношению к своим знакомым, число которых ограниченно. Тот же, кто должен управлять целым народом, должен постичь (to read) в самом себе не того или другого отдельного человека, а человеческий род. И хотя это трудно сделать, труднее, чем изучить какой нибудь язык или отрасль знания, однако, после того как я изложу то, что читаю в самом себе, в методической и ясной форме, другим останется лишь рассмотреть, не находят ли они то же самое также и в самих себе. Ибо этого рода объекты познания не допускают никакого другого доказательства.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Левиафан»: Мысль; Москва; 2001 isbn 5 244 00966 4 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дружбы, 50, г. Нижний Новгород, 603135, тел. 244-09-36, 244-04-10, факс 244-08-53
«Левиафан»: Мысль; Москва; 2001 isbn 5 244 00966 4 iconПрограмма курса: «Левиафан» Томаса Гоббса
Левиафана" на французский язык как с английского, так и с латинского оригиналов. Таким образом, "Левиафан" – не просто известная...
«Левиафан»: Мысль; Москва; 2001 isbn 5 244 00966 4 iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение
Адрес: г. Красноярск, ул. Толстого, 43, тел. 244-48-97, 244-48-73, факс 2 44-48-97
«Левиафан»: Мысль; Москва; 2001 isbn 5 244 00966 4 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Новосибирск ул. Вилюйская, 28, тел/факс (8-383)244-00-80; 244-01-19; e-mail
«Левиафан»: Мысль; Москва; 2001 isbn 5 244 00966 4 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вилюйская ул., д. 28, Новосибирск, 630126. Тел/факс (8-383) 244-00-80; (8-383)244-01-19
«Левиафан»: Мысль; Москва; 2001 isbn 5 244 00966 4 iconПатентам и товарным знакам (19)
А, 23. 06. 1992. De 202004021326, 30. 08. 2007. Jp 2001-303173, 31. 01. 2001. Jp 2001-214236, 07. 08. 2001. Jp 09-176786, 08. 07....
«Левиафан»: Мысль; Москва; 2001 isbn 5 244 00966 4 iconА. Б. Орлов Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного...
Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я/Пер с нем.— М.: Академический Проект, 2001.—144 с.— (Технологии: традиции...
«Левиафан»: Мысль; Москва; 2001 isbn 5 244 00966 4 iconНормы устройства сетей заземления москва
Пуэ), соответствует требованиям стандартов Международной Электротехнической Комиссии (мэк): 60364-5-54-2001: Earthing arrangements...
«Левиафан»: Мысль; Москва; 2001 isbn 5 244 00966 4 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бедные люди : Белые ночи. М.: Дрофа,, 2001. 224с.((Школьная программа)). Isbn 5-7107-3968-5 : 38,00
«Левиафан»: Мысль; Москва; 2001 isbn 5 244 00966 4 iconУчебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 383 с; isbn 5-7567-0150-8
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по...
«Левиафан»: Мысль; Москва; 2001 isbn 5 244 00966 4 iconКол-во часов
Учебник: Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. / Под ред....
«Левиафан»: Мысль; Москва; 2001 isbn 5 244 00966 4 iconСписок использованной литературы Л. Н. Ларичев,Р. Г. Погребняк, А....
Л. Н. Ларичев,Р. Г. Погребняк, А. П. Грудев «Экономические аспекты природопользования и природоохранной деятельности», Москва, «Налоговый...
«Левиафан»: Мысль; Москва; 2001 isbn 5 244 00966 4 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа общеобразовательных учреждений. Алгебра. Геометрия. 7-9 классы. Москва. «Просвещение» 2008г. 2 Программа для общеобразовательных...
«Левиафан»: Мысль; Москва; 2001 isbn 5 244 00966 4 iconМосква Издательство "Республика"
Художник и фантазирование: Пер. К. М. Долгова. — М.: Республика, и настоящее. Isbn 5—250—02522—6
«Левиафан»: Мысль; Москва; 2001 isbn 5 244 00966 4 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Абсолюта. (М. Мерло-Понти). Христианская мысль отвечает, что эта мысль достигает в такой
«Левиафан»: Мысль; Москва; 2001 isbn 5 244 00966 4 iconСловообразование в английском языке
Знание слов важно. Слова важны. Слова — это ваши кони, слуги, ваши мысли. Без них вы чувствуете беспомощность, типа мысль есть, а...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск