Скачать 261.23 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Л.М. Волосникова/ __________ _____________ 2011г. Мировая художественная культура в школьном и вузовском образовании Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.68 «Филология». Магистерская программа «Компаративистика». Очная форма обучения. «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы _____________________________/Сушкова В.Н./ « 4 » апреля 2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры 11. 04. 2011. протокол № 10. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем ___19____стр. Зав. кафедрой ______________________________/Сушкова В.Н./ « 11 » апреля 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук 21. 04. 2011. Протокол № 1. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Тумакова Е.В./ «______»_____________2011_ г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А. Федорова/ «______»_____________2011г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт гуманитарных наук Кафедра зарубежной литературы Сушкова В.Н. Мировая художественная культура в школьном и вузовском образовании Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.68 «Филология». Магистерская программа «Компаративистика». Очная форма обучения. Тюменский государственный университет 2011 Сушкова В.Н. Мировая художественная культура в школьном и вузовском образовании. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.68 «Филология». Магистерская программа «Компаративистика». Очная форма обучения. Тюмень, 2011.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Мировая художественная культура в школьном и вузовском образовании» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой зарубежной литературы. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой к.ф.н., профессор В.Н. Сушкова.© Тюменский государственный университет, 2011. © Сушкова В.Н., 2011.
Дисциплина «Мировая художественная культура в школьном и вузовском образовании» в учебном плане магистерской программы «Компаративистика» направлена на изучение современного состояния культурологического знания. Ее освоение расширяет познавательные границы научного исследования. В условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной классической культуры и культуры массовой связь содержания данной дисциплины с возрастными особенностями и потребностями современного молодого человека становится наиболее актуальной. Для того, чтобы отечественная и мировая художественная культура как обобщенный опыт человечества предстала в виде неисчерпаемого «строительного материала» для самоидентификации, акцент должен быть сделан на основные идеалы, модели мира в разных культурных ареалах и в различные эпохи. Изучая разные модели, соотнося их со своим духовным поиском и потребностями, подросток сможет убедиться не только в устойчивости общечеловеческих культурных ценностей, но и в многовариантности возможных решений одних и тех же проблем, что дает возможность актуализировать свободу личностного выбора. В связи с переориентацией учащихся и студентов на процесс учебно-познавательный, когнитивной деятельности в содержании программы усилено теоретическое, сравнительное и критическое осмысление материала. Целью дисциплины является рассмотрение и освоение актуальных проблем литературоведческой и культурологической науки в школе и вузе. Задачи дисциплины: 1. Формировать устойчивый интерес к отечественной и мировой художественной культуре; 2. Развивать понимание культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусств; 3. Уметь адекватно воспринимать и критически оценивать произведения искусства; 4. Выявить своеобразие национальных культур; 5. Способствовать толерантному отношению к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов; 6. Развивать навыки для осознания формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.
Дисциплина «Мировая художественная культура в школьном и вузовском образовании» входит в раздел «Профессиональный цикл. М.2. Профильная (вариативная) часть». Курс связан с теми магистерскими дисциплинами, которые ориентированы на освоение проблемного содержания культуры и литературы. В первую очередь, это «Филология в системе современного гуманитарного знания», «Научные школы в отечественном и зарубежном литературоведении», «Интермедиальность в литературе», «Зарубежная классика в русских переводах», «Нобелевские лауреаты», «Культурная антропология». В итоге освоения дисциплины студент-магистр должен получить предметное представление о современной парадигме в литературоведении и культурологии. Кроме того, в результате изучения заявленного курса студент должен уметь видеть конкретные возможности исследования, которые открываются посредством освоения материала дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): -способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); -способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); -способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными: - владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8); - владение навыками проведения учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в учреждениях общего и среднего специального образования; практических занятий по филологическим дисциплинам в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ПК-9); - владение навыками подготовки учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам (ПК-10); - способность к подготовке методических пособий и организации профориентационной работы (ПК-11); проектная деятельность: - умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (ПК-16); - знание теории и владение практическими навыками проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии (ПК-17); - способность и готовность к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских и других проектов (ПК-18); организационно-управленческая деятельность: - владение навыками организации и проведения учебных занятий и практик, семинаров, научных дискуссий и конференций (ПК-20); В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
-Знать, как применять теоретические и практические знания в сфере культурологии, филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований; -Уметь квалифицированно анализировать, комментировать, реферировать и обобщать результаты научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта; -Владеть навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе навыками раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализа языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации культурологических и филологических знаний.
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы студентов
Тема 1. Непрерывность художественного образования на всех ступенях обучения Место художественной культуры в системе культуры. Искусство как ядро художественной культуры, механизм познания феномена человека и окружающего его мира. Стратификация художественной культуры. МХК как межпредметная учебная дисциплина. Курс МХК на ступенях начального, среднего (полного) и высшего образования. Логика исторического линейного построения курса: от культуры первобытного мира до культуры второго десятилетия XXI века с акцентом на «межвременной диалог» различных культур, сохранение целостности культурных ареалов. Тема 2. Единство и многообразие мировой художественной культуры Художественный образ как основное средство отображения и познания мира в культуре. Происхождение искусства и формирование основ художественного мышления. Художественная культура первобытного мира и древних цивилизаций. Античная художественная культура. Художественная культура Средних веков. Культура эпохи Возрождения. Художественная культура Нового времени. Тема 3. Этические и эстетические ценности национальной и мировой художественной культуры Героический эпос в западноевропейской и русской культурах. Религиозно-мифологические картины мира в духовной культуре народов Востока. Отображение этики конфуцианства, даосизма и буддизма в литературных произведениях Китая. Диалог Запада и Востока в культуре. Тема 4. Национальная культура как неотъемлемая составляющая мировой культуры Художественная культура древней Руси. Киевская школа иконописи. Икона «Троица» А. Рублева как национальный символ единения русских земель. Образы древней Руси в русском искусстве. Петербуржский стиль как отражение личных вкусов Петра I. Синтез романтизма, реализма и классицизма в русском искусстве (О. Кипренский, К. Брюллов, А. Иванов, П. Федотов). Русская классическая музыка (М. Глинка). Поиск национального самосознания в искусстве (передвижники, пейзажная школа). Творчество «Могучей кучки». Русский классический балет. Своеобразие русского модерна. Искусство социализма в живописи и литературе. Открытость современной русской культуры. Тема 5. Межвременной и межпредметный диалог культур Вечные ценности человеческого бытия и выражение их в «кочующих» сюжетах и «вечных» образах и темах. Проблема взаимоотношения художника и власти. Феномен «андеграундного» искусства. Художественные стили искусства и литературы Нового времени. Роль литературы в духовной жизни Российского общества. Война и мир в истории и культуре человечества. Влияние культурного контекста на представление о себе и о других людях. Тема 6. Массовая культура, реклама. Суб- и контркультуры. Медиакультура, медиаобразование Традиционная и массовая культура. «Творческая элита» и культура «массы». Основные функции массовой культуры. Субкультура и контркультуры. Музыкальные субкультуры. Арт-субкультуры. Интернет-сообщество и интернет-культуры. Индустриальные спортивные субкультуры. Контркультура преступного мира. Гопники и скинхеды. Взаимоотношения субкультур. Видеокультура. Медиаобразование через всю жизнь. Тема 7. Авторские программы и различные подходы к построению курса МХК. Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень) // mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/grog/22. Методические рекомендации для ОУ Краснодарского края о преподавании предмета «Мировая художественная культура» в 2009-2010 учебном году. Тема 8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного курса по «МХК» Стандарты общего образования: Мировая художественная культура // mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/osnash/… Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-2012 учебном году». Литературно-техническое обеспечение преподавания предмета. Тема 9. Научно-исследовательская деятельность в процессе освоения МХК Формировании ключевых компетенций в курсе мировой художественной культуры средствами исследовательского обучения.
6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6.2. Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:
6.3. Темы для творческих работ 1. Искусство как ядро художественной культуры. 2. Мировая художественная культура как межкультурная дисциплина. 3. Проблема сохранения целостности культурных ареалов. 4. Художественный образ как средство познания мира в культуре. 5. История войны и мира в культуре. 6. Религиозно-мифологическая картина мира в духовной культуре народов Востока. 7. Диалог Запада и Востока в культуре. 8. Проблема взаимоотношения художника и власти. 9. Феномен «андеграундного» искусства. 10. Музыкальные субкультуры. 11. Взаимоотношения субкультур. 12. Роль литературы в духовной жизни российского общества. 13. Медиакультура и медиаобразование. 6.4. Темы контрольных работ
6.5. Вопросы к зачету 1. Стандарт общего образования по предмету «Мировая художественная культура». 2. Ключевые компетенции в курсе «Мировая художественная культура». 3. Массовая культура. 4. Традиционная культура. 5. Авторские программы по «Мировой художественной культуре». 6. Творческая «элита» и культура «массы». 7. Арт-субкультуры. 8. Контркультура. 9. Интернет-культура. 10. Андеграундное искусство. 11. Художественные стили культуры Нового времени. 12. Война и мир в мировой культуре. 13. Вечные ценности человеческого бытия в «вечных» сюжетах. 14. Искусство передвижников. 15. Своеобразие русского модерна. 16. Искусство соцреализма в культуре и живописи. 17. Русская классическая музыка. 18. Русский классический балет. 19. Художественная культура древней Руси. 20. «Троица» А. Рублева как национальный символ единения. 21. Образы древней Руси в русском искусстве. 22. Этика конфуцианства в литературе Китая. 23. Художественная культура Возрождения. 24. Героический эпос в русской культуре. 25. Межвременной диалог культур.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению в учебном процессе реализуются следующие образовательные технологии: разбор конкретных ситуаций: «Курс МХК на ступенях начального среднего (полного) и высшего образования», «Логика исторического линейного построения курса: от культуры первобытного мира до культуры второго десятилетия XXI века», «”Межвременной” диалог различных культур, ценность культурных ареалов»; развитие критического мышления через чтение и письмо: «Рецензия на школьную программу по МХК (10-11 классы), составление и презентация авторской программы по МХК для студентов гуманитарного профиля»; составление глоссария: «Медиакультура и медиаобразование»; метод проектов: «Сохранение целостности культурных ареалов на региональном уровне».
8.1. Основная литература Зайцев В. Стукалина О., Олесина Е. Мировая художественная культура. – С.-П-рг: Питер, 2008. История и культура Отечества. Учебное пособие для вузов, 4-е изд., перераб. и доп. Под ред. Гуляевой. Изд.: Трикста. 2007. Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография / И.А. Фатеева. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. 8.2. Дополнительная литература Бикулова И.А. Феномен русской культуры Серебряного века. Изд.: Наука. 2010. Вачьянц А.М. Вариации прекрасного. 7 чудес древнего мира. 7-е изд. Изд: Айрис-пресс. 2010. Вачьянц А.М. Западноевропейское Средневековье. Вариации прекрасного. Срия: Мировая художественная культура. Изд.: Айрис-пресс. 2010. Грожан Д. История мировой художественной культуры: 100 экзаменационных ответов: Учебное пособие. Изд.: ИЦ МарТ. Ростов-на-Дону. 2006. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник для 11 класса (базовый уровень) 1-е изд. Изд.: Академия. 2008. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск: ТИИТ, 2009. Кузнецова Т.Ф. История американской культуры. Учебник для вузов. Изд.: Олимпия. 2010. Справочник школьника. Серия: Словарик школьника. Изд.: ИД «ЛИТЕРА». 2008. Стадников Г. Зарубежная литература и культура Средних веков, Возрождения, XVII века. Учебник для вузов. Серия: Высшее профессиональное образование. Изд.: ИЦ «Академия». 2008. Шинкарчук С., Шинкарчук А.С. Библейские сюжеты в картинах великих мастеров. Юренева Т.Ю. Художественные музеи Западной Европы. История и коллекции. Учебное пособие для вузов. Изд.: Академический проспект. 2007. 8.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы
|
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10 | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10 | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Лингвистика, профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение) | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии» | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии» | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Лингвистика», профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение) | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Информационные системы и технологии в административном управлении» очная форма обучения | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании умк института филологии и журналистики от 31. 10. 2013, протокол №1 | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Государственно-конфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |