АННОТАЦИЯ
к рабочей учебной программе по дисциплине
060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО 1. Название дисциплины: «Ведение в специальность “врач общей практики”»
Курс 5 2. Трудоемкость:
Виды учебной работы
| Трудоемкость (час.)
| Аудиторные занятия:
| 48 часов, из них:
| лекции
| 6 часов
| клинические практические занятия
| 42 часов
| экзамен
| Нет
| зачет
| Да
| Самостоятельная работа:
| 24 часа
| Реферат (написание и защита с использованием средств мультимедиа)
| 24 часа
| Общая трудоемкость
| 72 часа
|
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО: 3.1.Перечень формируемых компетенций
Текст компетенции
| Коды
формируемых компетенций
| Общекультурные компетенции
Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности.
Способность и готовность овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке.
Способность и готовность использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции
Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.
|
(ОК-5)
(ОК-6)
(ОК-7)
(ОК-8)
| Профессиональные компетенции
Общепрофессиональные компетенции:
Способность и готовность реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;
Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности;
Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала у больных детей и подростков, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного взрослого и подростка;
Способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических симптомов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп;
Способность и готовность работать с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач
Компетенции в области профилактической деятельности:
Способность и готовность применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья детского населения и подростков на уровне различных подразделений ЛПУ (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин;
Способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам;
Способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными.
Компетенции в области диагностической деятельности:
Способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов;
Способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний.
Компетенции в области лечебной деятельности:
Способность и готовность назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии пациентам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями;
Способность и готовность назначать и использовать основные принципы при организации лечебного питания у больных, страдающих различной патологией.
Компетенции в области психолого-педагогической деятельности:
Способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек.
Компетенции в области организационно-управленческой деятельности:
Способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации, а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций;
Способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций.
Компетенции в области научно-исследовательской деятельности:
Способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.
|
(ПК-1)
(ПК-3) (ПК-5)
(ПК-6)
(ПК-9)
(ПК-10)
(ПК-11)
(ПК-12)
(ПК-16)
(ПК-17)
(ПК-20)
(ПК-22)
(ПК-26)
(ПК-27)
(ПК-29)
(ПК-31)
|
3.2. В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
положения основных приказов и законодательных актов, регламентирующих реформирование организации первичной медико-санитарной помощи по принципу ВОП/СВ; квалификационные требования к ВОП/СВ и его команде; права, обязанности, функции, принципы и особенности организации работы ВОП/СВ;
основы медицинской семейной психологии и оказания медико-психологической помощи пациентам с учетом состояния здоровья и возрастных особенностей;
теоретические основы рационального питания и нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных возрастных и профессиональных групп;
морально-этические нормы поведения, требования медицинской деонтологии к организации работы ВОП/СВ с пациентами в терминальных состояниях и их родственниками;
правила курации пациентов с хроническим болевым синдромом.
Уметь:
организовать лечебно-диагностический процесс и проведение профилактических мероприятий в амбулаторных условиях и на дому при оказании первичной медико-санитарной помощи в объеме, предусмотренном квалификационной характеристикой ВОП/СВ;
применять общие принципы и методы медицинской семейной психологии при оказании первичной медико-санитарной помощи в условиях профессиональной деятельности ВОП/СВ;
применять правила врачебной этики и нормы медицинской деонтологии при курации неизлечимо больных пациентов и общении с их родственниками;
организовать проведение консультации по здоровому питанию пациенту, обучить членов семьи принципам здорового питания.
Владеть:
знаниями особенности протекания психических процессов у здорового и больного человека;
правилами поведения в конфликтной ситуации;
правилами врачебной этики и нормами медицинской деонтологии при курации неизлечимо больных пациентов и общении с их родственниками;
навыками организации консультации по здоровому питанию и обучению членов семьи принципам здорового питания.
4. Краткое содержание дисциплины Тема №1. Концептуальные вопросы общей врачебной практики (семейной медицины) в России и зарубежных странах
Содержание темы:
Определение понятия «здравоохранение» и «первичная медико-санитарная помощь». Определение специальности «общая врачебная практика (семейная медицина)» Европейского отделения ВОЗ и Всемирной организации семейных врачей (WONCA) и ее ключевые признаки.
Определение «врач общей практики (семейный врач)»:
а) Определение Европейским отделением WONCA «врач общей практики (семейный врач) и его 6 основных профессиональных функций:
б) Определения «врач общей практики (семейный врач)» в законодательных актах и ведомственных нормативных документах Российской Федерации.
Законодательные акты и ведомственные нормативные документы, регламентирующие порядок поэтапного перехода и организации первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики (семейного врача) в Российской Федерации (Приказ №237 (1992 г.), №350 (2002 г.), №112 (2003 г.) и №84 (2005 г.) и в республике Карелия (Закон об общей врачебной/семейной практике в республике Карелия» (2000 г.). Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993 г. и 2011 г.). Национальный проект «Здоровье» по развитию первичной медико-социальной помощи населению РФ (2005 г.).
История семейной медицины: история земской медицины как прообраза общей врачебной практики/семейной медицины в России и основные принципы, роднящие земского врача и современного врача общей практики/семейного врача.
Основные функциональные обязанности врача общей практики (семейного врача). Права врача общей практики (семейного врача). Организация труда, оплата труда.
Квалификационные требования к врачу общей практики (семейному врачу), виды его профессиональной деятельности.
Рабочее место ВОП/СВ, оснащение кабинета ВОП/СВ. Посещение кабинета врача общей практики и отделения общей врачебной практики. Особенности работы в сельской местности.
Структура и штат ОВП. Функции помощника врача, медицинской сестры ОВП, социального работника, медицинского регистратора, администратора ОВП. Взаимодействие персонала ОВП. Понятие «коллективная работа», распределение обязанностей между сотрудниками ОВП.
Модели работы ОВП/СМ, их характеристика, основные преимущества и недостатки. Основные стратегии и пути развития ОВП/СМ в России.
Экономическая и клиническая эффективность ОВП по сравнению с другими формами оказания первичной медико-санитарной помощи. Многообразие болезней в ОВП, характеристика наиболее часто встречающейся патологии, наиболее частые причины консультаций в ОВП. Различия в содержании медицинских диагнозов в амбулаторной и госпитальной сферах.
Обучение врача общей практики/семейного врача в Российской Федерации. Клиническая ординатура и переподготовка стажированных врачей. Опыт обучения в Карелии.
Общая врачебная практика/семейная медицина в других странах (США, Великобритания, Нидерланды, Финляндия, Норвегия, Швеция, Германия).
Общая врачебная практика в Республике Карелия.
Тема №2. Семья и человек в общей врачебной практике (семейной медицине).
Содержание темы:
Определение понятий «индивид» и «индивидуальность».
Структура индивидуальности человека: индивидуальные биологические свойства, темперамент, характер, личность.
Модели неправильного воспитания.
Этапы индивидуального развития человека, основные возрастные проблемы.
Семья: определение, история возникновения, этапы развития (жизненный цикл семьи).
Предсказуемые и непредсказуемые кризисные этапы в жизни семьи.
Типология российской семьи.
Функции семьи. Медицинская функция как область воздействия врача на состояние здоровья членов семьи.
Тема №3. Профилактика в работе ВОП/СВ на примере рационального питания.
Содержание темы:
Понятие «рациональное питание».
Основные компоненты (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, антиоксиданты) рационального питания: их биологическая роль в организме человека, современные классификации и продукты, в которых они содержатся.
Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных возрастных и профессиональных групп.
Коэффициент физической активности и группы населения в зависимости от его величины.
Определение статуса питания у пациента, выявление изменений в состоянии питания. Заболевания-следствия нерационального питания.
Модные диеты с позиций рационального питания.
Группы продуктов питания по ВОЗ. Понятие порции и примеры рационального порционного питания.
Пирамида питания по ВОЗ.
Клинические реакции на пищу.
Особенности питания пациентов пожилого возраста.
Консультирование пациентов по питанию. Модель помощи в изменении поведения («helping people change») Дж. Прочаска и Ди Клименте.
Представление презентации мультимедиа по реферату и защита.
Тема №4. Отношение в системе парадигмы «пациент – болезнь – врач».
Содержание темы:
Понятие субъективная и объективная тяжесть болезни.
Факторы, влияющие на отношение человека к болезни.
Типы психологического реагирования на болезнь (по А.Е. Личко, Н.Я. Иванову).
Тактика ведения пациентов ВОП/СВ в зависимости от типа личностного реагирования на заболевание.
Понятие «идеальный врач» и «идеальный пациент».
Психосоматические функциональные расстройства и заболевания.
Медицинская конфликтология, правила поведения в конфликтной ситуации, фразы для выхода из конфликта.
Тема №5. Терминальные состояния в практике ВОП/СВ. Итоговый письменный опрос по билетам.
Содержание темы:
Определение, классификация, общие характеристики терминальных состояний.
Правила сообщения пациенту о неизлечимом заболевании;
Стадии, которые переживает пациент, узнав о неизлечимом заболевании по Э. Кюблер-Росс.
Проблемы, возникающие перед неизлечимо больными людьми.
Психология горевания. Стадии, переживаемые родственниками умершего пациента. Помощь врача в изживании горя.
Хоспис: история появления, определение, основные принципы деятельности.
Определение и классификация боли, способы оценки болевого синдрома у пациентов.
Тактика ведения пациентов с хроническим болевым синдромом.
Лестница обезболивания по ВОЗ, основные препараты для обезболивания и их характеристика (группы НПВС, слабых и сильных наркотических аналгетиков) с учетом правил назначения и побочных эффектов. Понятие «ко-аналгетиков» и основные группы препаратов, входящие в их состав. «Морфиновый миф».
Эвтаназия: определение, виды, причины появления, этические аспекты.
Итоговый письменный опрос по билетам к зачету.
Формы контроля, Оценочные средства: зачет
Контроль – промежуточный и итоговый, зачет
Оценочные средства – собеседование, представление и защита рефератов, ответ по билетам.
Оценка – зачет не зачет
Зав. кафедрой семейной медицины
(общей врачебной практики)
д.м.н., профессор Н.В. Доршакова |