Скачать 3.77 Mb.
|
Вопросы к экзамену Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси. Вопрос 1. Русь изначальная. Вопрос 2. Образование восточнославянского государства. Киевская Русь. Вопрос 3. Киевская Русь в Х—ХI вв. Тема: Русские земли в XII—XIV вв. Вопрос 4. Феодальная раздробленность. Русь удельная. Вопрос 5. Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (X—XIII вв.). Тема: Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в. Вопрос 6. Противостояние Руси монголо-татарскому нашествию. Вопрос 7. Борьба Руси против вторжений с Запада в ХШ в. Тема: Образование единого Российского государства. Вопрос 8. Предпосылки объединения русских земель. в единое государство. Вопрос 9. Выдвижение Москвы как центра объединения и борьбы за национальную независимость. Вопрос 10. Борьба с Ордой за национальную независимость. Куликовская битва. Вопрос 11. Московская Русь в конце XIV—XV в. Образование единого государства России. Тема: Эпоха царя Ивана Грозного. Россия в XVI — начале XVII в. Вопрос 12. Российское государство в начале XVI в. Вопрос 13. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного. Вопрос 14. Опричнина. Вопрос 15. Культурная и духовная жизнь России в ХIV—XVI вв. Вопрос 16. Россия на рубеже XVI—XVII вв. Смутное время. Раздел II. Россия в новое время (XVII в. - до конца XIX в.). Тема: Исторические судьбы России в XVII в. Вопрос 17. Россия в начале Нового времени. Социально-экономическое развитие России в середине и во второй половине XVII в. Вопрос 18. Политическое развитие России в XVII в. Вопрос 19. Церковный раскол. Вопрос 20. «Бунташный» век. Народные движения во второй половине XVII в. Вопрос 21. Основные направления внешней политики и расширение территории Рос-сии в XVII в. Вопрос 22. Культура и духовное развитие российского общества в XVII в. Тема: Эпоха Петра I. Рождение империи. Вопрос 23. Петр I и политическая борьба 80-х годов XVII в. Вопрос 24. Начало правления Петра I. Причины и истоки реформ. Вопрос 25. Социально-экономические преобразования Петра I. Вопрос 26. Государственные и административные реформы Петра I. Вопрос 27. Реформы и российское общество в эпоху Петра I. Вопрос 28. Северная война 1700—1721 гг. Вопрос 29. Преобразования в области культуры и быта при Петре I. Тема: Российская империя в XVIII столетии. Вопрос 30. Эпоха дворцовых переворотов. Вопрос 31. «Просвещенный абсолютизм» в России. Вопрос 32. Особенности социально-экономического развития России во второй поло-вине XVIII в. Вопрос 33. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Вопрос 34. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Вопрос 35. Россия в конце XVIII в. Павел I. Вопрос 36. Развитие культуры и общественной мысли в России во второй половине XVIII в. Тема: Российская империя в первой половине XIX в. Вопрос 37. Экономическое, социальное и политическое развитие России в начале XIX в. Вопрос 38. Внутренняя и внешняя политика России в 1801—1812 гг. Реформы М. Сперанского. Вопрос 39. Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии. Вопрос 40. Внутренняя политика России в 1812—1825 гг. Движение декабристов. Вопрос 41. Социально-экономическое развитие России и внутренняя политика Нико-лая I (1825—1855). Вопрос 42. Общественное движение в России при Николае I (1825 — 50-е годы). Вопрос 43. Внешняя политика Николая I. Вопрос 44. Культура России в первой половине XIX в. Тема: Россия во второй половине XIX в. Вопрос 45. Отмена крепостного права в России. Либеральные реформы 60—70-х го-дов XIX в. Вопрос 46. Экономическое развитие России во второй половине XIX в. (в порефор-менное время. Вопрос 47. Общественное движение в 60 — начале 80-х годов XIX в. Народничество. Вопрос 48. Внешняя политика России в 60—70-х годах XIX в. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Вопрос 49. Внутренняя и внешняя политика России в 80—90-е годы XIX в. Контрре-формы Александра III. Русское общество в конце XIX в. Вопрос 50. Общественное движение в России в конце XIX в. Рабочее движение. Рас-пространение марксизма в России. Вопрос 51. Культура России во второй половине XIX в. Раздел III. Россия, СССР в новейшее время (XX век). Вопрос 1. Русь изначальная ПЛАН ОТВЕТА: А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства. Б. Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения. В. Религия восточных славян. А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства. 1. Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Их численность — почти 300 млн. человек. Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевро-пейской семье народов, которые в IV— III тысячелетии до н. э. расселились на громад-ной территории Европейского материка — от Европы до Индии. Ближайшими родст-венниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и западе — германцы, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями — западноиранские племена — скифы и сарматы. К этой же семье относились индийцы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы. 2. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных тогда под именем «венедов», относятся к 1—11 вв. н. э. и встречаются в трудах греко-римских историков Плиния Старшего, Тацита, Птолемея и др. Обширные сведения о славянах содержатся в произведениях византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского и готского ис-торика Иордана. Они первыми рассказали о появлении славян у границ Византии и в Северном Причерноморье — пределах Готской империи, об их быте, обычаях, походах, отношениях с соседями. Прокопий сообщает довольно подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова. Еще более важны сведения историка Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки — венедов, антов и склавинов. В последние годы археологи установили, что этим сведениям можно доверять. Богатейшие сведения о жизни древних славян содержатся в русских летописях, и прежде всего в «Повести временных лет». 3. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке — праславянском. Однако по мере расселения древние славяне все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации: > западные славяне — поляки, чехи, словаки; > южные славяне — болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы; > и самая большая, третья ветвь — восточные славяне — это русские, украинцы, белорусы. Б. Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения 1. В середине I тысячелетия племена восточных славян занимали огромную тер-риторию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. 2. В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен или, как их называет летописец Нестор, «племенных княжений». Со-гласно «Повести временных лет», картина их расселения выглядела следующим образом: > поляне — по среднему течению Днепра; > древляне — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднеп-ровье; > славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера Ильмень; > дреговичи — между реками Припять и Березина; > вятичи — в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки; > кривичи — в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги; > полочане — по Западной Двине и ее притоку реке Полота; > северяне — в бассейнах Десны, Сейма, Суды и Северного Донца; > радимичи — на Соже и Десне; > волыняне, бужане и дулебы — на Волыни, по берегам Буга; > уличи, тиверцы — на самом юге, в междуречьях Буга и Днестра, Днестра и Прута; > белые хорваты — в предгорьях Карпат. 3. Рядом с восточными славянами жили угро-финские племена: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились в основ-ном мирно. 4. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зонах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трехпольным севооборотом. Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной зоны было подсечное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4—5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными сельскохозяйственными техническими культурами были лен и конопля. Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они зани-мались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. Занимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки. Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из желез-ной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах. Из железа изготовляли же-лезные наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протяжении всего Средневековья были горшки. Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов и в качестве ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжигали, а прах помещали в горшок. На месте сожжения насыпались курганы. Низкий уровень развития сельскохозяйственной техники обусловливал и характер организации хозяйственной жизни. Основной единицей хозяйственной жизни была родовая община, члены которой сообща владели орудиями труда, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Однако по мере совершенствования способов обработки железа, изготовления сельскохозяйственных орудий происходит постепенное вытеснение подсечно-огневого земледелия пашенной системой. Следствием этого явилось то, что основной хозяйственной единицей стала семья. На смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой семьи селились не по принципу родства, а по принципу соседства. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Но пашня делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала своими орудиями труда и сама распоряжалась полученным урожаем. Дальнейшее совершенствование орудий труда и технологии выращивания различных культур обусловило возможность получения прибавочного продукта и его накопления. Это привело к имущественному расслоению внутри сельскохозяйственной общины, зарождению частной собственности на орудия труда и земельные угодья. В. Религия восточных славян 1. Эпохе первобытно-общинного строя у восточных славян соответствовала язы-ческая религия. Славянское язычество — это целый комплекс верований, представлений, обрядов, который пришел из древнейших времен и в котором отразилась полнейшая зависимость древних людей от сил природы. Древние славяне представляли окружающий их мир наделенным добрыми и злыми духами. Боги и духи находились везде: в дожде и в солнце, в лесу и под порогом дома, в воде и в земле. Одни помогали чело-веку в его производительной деятельности, другие, напротив, тормозили ее. Славяне старались со всеми найти общий язык, умилостивить одних и напугать других. 2. Возникнув в глубокой древности, когда еще только начало формироваться че-ловеческое сознание, славянское язычество не осталось окаменевшим, а развивалось вместе с первобытным обществом. Ученые отмечают 4 этапа в развитии славянского язычества. На первом этапе, который соответствует эпохе каменного века, славяне приносили жертвы «упырям» и «берегынам». «Упыри» — злые духи — это вампиры, якобы нападающие на людей и сосущие их кровь, вредоносные покойники, умершие не своей смертью, не погребенные и потому мстящие живущим на земле. «Упырям» противостояли добрые духи — «берегыны». Позднее, когда у древних славян совершился переход от кочевого к оседлому образу жизни, когда появилось земледелие, — зародился культ Рода и Рожаниц. Со-гласно поверьям древних славян, Род — это творец всей Вселенной. Он «вдувал» в людей жизнь, повелевал небом, дождем, огнем, посылал на землю молнии. Вместе с Родом выступали две Рожаницы — богини плодородия. Постепенно многие из функций Рода перешли в «ведение» других богов. У Рода появились «помощники» — Ярило и Купала. Бог Ярило олицетворял пробуждающуюся весну. Славянам он представлялся в виде молодого красивого юноши, который ездил по полям и селениям на белом коне и в белой мантии. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Его день отмечался 24 июня, а предшествовали празднику «русалии» — торжества, посвященные нимфам полей и вод. Весьма почитался славянами бог Волос (Велес) — покровитель скота и ското-водства. Поклонение этому богу возникло в период, когда древние славяне научились приручать диких животных. Считалось, что этот бог способствовал накоплению богатства. В VIII—IХ вв. складывается «божественная» картина, где каждому божеству есть свое место. Сварог — властелин неба, которому подчиняется вся Вселенная (сравним с Зев-сом у древних греков). У Сварога было несколько детей. Сварожич, сын Сварога, — бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров. Дажьбог — сын (по другой версии — дочь) Сварога, олицетворяющий собой солнце. По славянским поверьям, Дажьбог живет далеко на востоке, в стране вечного лета. Каждое утро на своей светозарной колеснице Дажьбог совершает круговой объезд по небу. Хоре — божество, близко стоящее к Дажьбогу и непосредственно с ним связан-ное. Он представлялся белым конем, также совершающим свой бег над землей с восто-ка на запад. Стрибог — бог ветра, бури, урагана и вообще всякой непогоды. Ему поклонялись люди, чья деятельность зависела от погодных условий: земледельцы, путники, моряки и т. п. Мокошь (Макошь) — покровительница женщин, женского рукоделия, а также торговли. Симаргл (Семаргл) представлялся священным крылатым псом. В назначении этого божества разобраться не удалось до конца. Ясно только, что он был божеством низшего порядка, крылатый пес, который охранял семена и посевы, считался богом подземного царства. Со временем, когда военные походы заняли значительное место в жизни восточных славян, одним из самых почитаемых богов становится Перун — повелитель грома и молний, покровитель князя, дружинников и вообще военного дела. Постепенно Перун «захватывает» верховную власть над остальными языческими богами, «оттесняя» на второй план Сварога. За последним остается право покровительствовать ремесленникам, занимающимся обработкой металлов. 3. В «Повести временных лет» под 980 г. говорится о том, что киевский князь Владимир Святославич, захватив Киев и начав в нем княжить, еще до крещения Руси поставил на Горе, недалеко от княжеского дворца, деревянные идолы богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симергла и Макоши. Однако среди богов не было Рода, Рожаниц, Сварога, Сварожича и Волоса. Ученые объясняют такой выбор князя тем, что языческий пантеон Владимира был предназначен для моления не простых людей, а киевской знати, которая проживала на Горе и предпочитала поклоняться своим богам. Языческая религия постепенно переставала быть связующим звеном между различными социальными группами в Киевской Руси. Рано или поздно она должна была уступить место другой религии, которая могла бы в той или иной мере удовлетворить интересы всех социальных прослоек. 4. Из древности до нашего времени дошло много языческих Праздников и обрядов. Новый год у славян начинался 1 января. Накануне Нового года отмечался праздник Коляды: молодые люди, ряженные в «шкуры», вывороченные тулупы, с рогами на голове, масками на лицах, с шутками, танцами и песнями ходили по дворам, поздравляли хозяев и получали хорошие гостинцы. И сегодня в некоторых местах сохранился этот обычай. Повсеместно отмечается Масленица как народный праздник проводов зимы. Дошел до сегодняшних дней и праздник в честь Ивана Купалы. Рождения, свадьбы, похороны сопровождались определенными обрядами, многие элементы которых и сегодня сохраняются в быту русских, украинцев, белорусов. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Какие выводы о жизни восточных славян можно сделать, исходя из их верований? 2. Как повлияло на жизнь славян их соседство с кочевыми племенами? 3. Почему большинство восточнославянских племен селилось около рек? |
Закономерности и этапы исторического процесса Русь Древняя и средневековая: История и исторические знания. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Древняя Русь. Эпоха... | Закономерности и этапы исторического процесса Русь Древняя и средневековая: История и исторические знания. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Древняя Русь. Эпоха... | ||
Закономерности и этапы исторического процесса Русь Древняя и средневековая: История и исторические знания. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Древняя Русь. Эпоха... | Закономерности и этапы исторического процесса Русь Древняя и средневековая: История и исторические знания. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Древняя Русь. Эпоха... | ||
Урок Повторение. Тема Возникновение Киевской Руси. Первые киевские... Урок Повторение. Тема – Возникновение Киевской Руси. Первые киевские князья. Задание – найти и прочитать материал о возникновении... | Вопросы к экзамену по отечественной истории отделение «связи с общественностью» Возникновение Древнерусского государства. Социальная структура и политический строй Киевской Руси | ||
"Русь" скандинавского происхождения Предпосылки образования Древнерусского государства в IX xi вв. Норманнская теория. Политический и социально-экономический строй Киевской... | Реферат От Древней Руси к формированию единого российского государства Первое государство в землях восточных славян получило название «Русь». По имени его столицы – города Киева ученые стали впоследствии... | ||
Урок в 10 классе. Тема урока: Культура Руси Оборудование урока: Кабинет информационных технологий, омс диск №56 Культура Киевской Руси и Расцвет культуры домонгольской Руси | Программа элективного курса по истории России (10 класс) «Христианский характер Киевской Руси» Курс «Христианский характер Киевской Руси» направлен на реализацию гуманизации образования и рассчитан на полгода обучения из расчета... | ||
Урок по теме: «Русь Древняя» Цели урока: Познакомить учащихся с культурой... Воспитывать уважение к прошлому, чувство патриотизма- любви к истории своей Родины | Великое княжество Литовское В течение столетия после Батыева нашествия на десятков земель и княжество Древней Руси выросли два мощных государства, две новые... | ||
Экзаменационный тест по дисциплине «Отечественная история» Время расцвета Киевской Руси Принцип «отчиности» в новых правилах организации власти на Руси, принятых в 1097 г в Любече означал | Наследница Киевской Руси Формирование представлений о расширении границ Древнего русского государства, о роли князей, потомков княгини Ольги в становлении... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Именно в Древней Руси – единые корни восточнославянских народов, разделённых ныне. Очень важным моментом представляется также и то,... | Конспект урока (Тема урока: Борьба Руси с западными завоевателями) фио (полностью) Борьба Руси с западными завоевателями. Пятый урок в теме «Русь во второй половине XII – XIII в» |