Тема: Профилактика правонарушений школьников - поле деятельности ЮДМ.
Александрова А.Н. - учитель иностранного языка, пед.стаж 19 лет, УПД высокий, общественный инспектор по защите прав ребенка. Для формирования у подростков способности выбирать правильную линию поведения в разнообразных жизненных ситуациях необходимо правовое воспитание. Следует разъяснять им смысл и назначение законов, регламентирующих ответственность за правонарушения .
Умысел совершить противоправовое деяние возникает у несовершеннолетних, как правило, внезапно, в результате воздействия на него сложившейся ситуации. При этом немаловажную роль нередко играют случайные обстоятельства. При отсутствии твердых нравственных и правовых убеждений эти обстоятельства оказывают подчас решающее влияние на формирование антиобщественной установки: повышенная эмоциональность, острая впечатлительность, неумение критически оценить возникший побудительный мотив, стремление к немедленной реализации умысла. Чаще всего несовершеннолетними совершаются такие преступления, как грабежи, разбойные нападения, хулиганство и кражи. Цель: повышение уровня правовой культуры и правосознания у несовершеннолетних.
Задачи:
активизация участия группы ЮДМ в решении проблем, связанных с профилактикой правонарушений;
оказание содействия правоохранительным органам и общественным;
формированиям, обеспечивающим охрану правопорядка;
оказание помощи по обеспечению защиты прав несовершеннолетних.
Изучение недисциплинированности и индивидуальный подход в работе с ними
Одним из актуальных вопросов педагогики является воспитание дисциплинированности школьников. В настоящее время встречаемся с значительным числом недисциплинированных учеников, не отвечающих своим поведением требованиям, которые к ним предъявляют школа и общество.
Выделено две основные группы учеников, различающихся тем, какой именно причиной вызывается их недисциплинированность.
В первую группу включили тех, причиной такого поведения которых являются неправильно сформировавшиеся отношения или наличие сильных эмоциональных переживаний, аффектов. Сюда включены, те ученики, у которых аффект возник из- за неправильно сложившихся взаимоотношений с окружающими их людьми, в результате чего они находятся в конфликте либо с товарищами, либо с учителями или с родителями. Они выражают протест, недовольство .
Затем в эту группу вошли ученики, недисциплинированное поведение которых связано с неправильно сформировавшимся отношением к школе и учению, в результате основной интерес сосредоточен на посторонних школе делах. Также и те, которые стремятся завоевать среди товарищей авторитет, вызвать к себе уважение, привлечь к себе внимание не заслугами в учении, личными достижениями, а какими – нибудь выходками, шутовством. И те, которые в результате неправильного воспитания до школы пришли в школу своевольными, привыкшими вести себя так им хочется, не умеющими и не желающими считаться с общественными требованиями .
К второй группе отнесли тех учеников, недисциплинированность которых вызывается отсутствием у них умений вести себя согласно правилам поведения, незнанием этих правил, неумением организовать себя, овладеть своим поведением. А также те школьники, в основе недисциплинированного поведения которых лежит двигательная расторможенность, импульсивность, двигательное беспокойство.
Общественные нормы поведения воспитываются у детей сначала родителями, затем в школе. Система внутренних правил человека формируются под влиянием многих факторов; семейных, личного опыта, школьного воспитания, общественных отношений и других.
Сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Если правила поведения закрепляются, становятся привычными и определяют действия и поступки школьника, они превращаются в личностное качество, которое принято называть дисциплинированностью.
Основными задачами воспитательного процесса являются освоение норм и правил поведения, нравственных ценностей и формирования правосознания у учащихся.
Важно начать осуществлять правовое воспитание в раннем возрасте, заложить основы правовых взглядов и установок личности как составной части ее общего мировоззрения и социальной направленности. С позиции этих установок ученик в дальнейшем будет воспринимать и перерабатывать правовую информацию, оценивать свои и чужие поступки.
Деятельность ЮДМ
Воспитательную работу в школе проводят взаимосвязанные структуры организатор, руководитель ДО, социальный педагог, психолог, руководители кружков, библиотекарь, классные руководители, совет старшеклассников, ЮДМ .
Школа работает над реализацией инновационного проекта «Развитие образовательных учреждений как открытая система в сельском социуме». Данный проект имеет 7 подпроектов, одним из составляющих является подпроект « Молодежь», цель которого – воспитание активного, самостоятельного, законопослушного гражданина, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.
Группа ЮДМ, созданная в 2003- 2004 учебном году, входит в подпроект «Молодежь». Это общественное формирование из 10 учащихся старших классов для участия в охране общественного порядка и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних .В состав группы входят дети, желающие в будущем выбрать профессии в правоохранительных органах.
Основными задачами ЮДМ являются:
предупреждение правонарушений среди учащихся
пропаганда и распространение правовых знаний
содействие правоохранительным органам
индивидуальная работа с детьми, входящими в группу риска
В этом учебном году группа работает в новом составе, что затрудняет работу.
Так как у ребят опыта работы мало. Ежемесячно проводятся организационные собрания, где обсуждаются план предстоящей работы, графики дежурства на дискотеках, рейдов, выбор тем и сроков профилактических бесед с учащимися. Членами группы проведены ряд бесед на темы: «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Преступление и проступок», «Наказание несовершеннолетних.» учащимся 5-11 классов, правовые игры «Знаешь ли ты свои права», «Гражданство и гражданин», «Что ? Где? Когда?». Проводятся разъяснительные беседы с учащимися нарушающими отдыха детей, мероприятиях, проводимых в школе, общественных местах совместно с составом школьного самоуправления. В осенние и весенние периоды в вечернее время группа в полном составе выходит на рейды, чтобы осуществить контроль соблюдения режима дня учащимися.
В улусном конкурсе ученических проектов «Ярмарка идей» по правовой теме «Права человека» участвовала Федорова Нюргуяна ученица 11 класса, где заняла 3 место. Ее проект «Сэргэ-надежда мира и свободы» является просветительской работой по правовому воспитанию учащихся, его цель – повышение уровня правовой культуры и правосознания у учащихся.
Наряду с ЮДМ в селе ведет работу по профилактике правонарушений общественное формирование наслега, в состав которого входят председатели родкома школы, совета отцов, социальный педагог, школьный психолог, лидер молодежи, инспектор по защите прав ребенка, участковый инспектор милиции, заместитель главы МО наслега. Составлен план работы и обсужден на собрании формирования при главе наслега с улусным общественным инспектором правопорядка Гоголевым Н.В. Организованы рейды в вечернее время с посещением домов и квартир, где часто собирается молодежь. Членами женсовета села проведены беседы с родителями несовершеннолетних, и итогам данных бесед был проведен разговор с семьей по устранению проблем данной семьи на собрании общественного формирования правопорядка села. Заключение
Отсутствие профилактической работы и приоритет коррекционного направления не способствовали снижению девиантных проявлений в поведении учеников, а вызвали в жизни противоположную тенденцию – рост различных видов девиантного поведения школьников.
Только при партнерском, заинтересованном и ответственном взаимодействии возможно преодоление всех проблем и объединение усилий семьи и школы по профилактике правонарушений среди подростков в интересах личностного развития детей.
По данным проведенного социологического опроса среди учащихся школы о необходимости организации правоохранительной группы большая часть детей ответила положительно, значит создание группы ЮДМ из числа учащихся необходимо. В соц. опросе приняли участие всего 169 учеников. На вопрос «Знаешь ли ты свои права ?» положительно ответили 148 учеников. Подростки, попадая в различные конфликтные ситуации более раскрываются перед сверстниками и прислушиваются их мнению, чем к взрослым.
Целесообразно правовое воспитание организовать совместно с учащимися и ЮДМ, возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию и объединить все усилия для достижения результатов по повышению правовой культуры. |