Скачать 136.46 Kb.
|
Анализ анкетирования студентов 5 курса Хабаровской государственной академии экономики и права В сентябре 2012 года проводилось анкетирование пятикурсников с целью подготовки сведений для прогноза трудоустройства выпускников и выявления эффективных форм работы по содействию трудоустройству. В анкетировании приняло участие 622 человека, что составляет 87% всех пятикурсников дневной формы обучения (табл. 1). Табл. 1.
Ответы на первый вопрос анкеты показывают, что более половины студентов (58%) во время обучения работали, в том числе на временной работе и не требующей квалификации: наибольшее количество работавших студентов – на факультетах «Торгово-технологический» (76% опрошенных), «МЭО» (68%), «Менеджер» (60%), «Аудитор» (52%), «Финансист» (46%). Наименьшее количество работавших в студенческие годы на Юридическом факультете (38%). По результатам опроса 2011 года в студенческие годы работало 52% опрошенных пятикурсников.
В начале пятого курса (данные по состоянию на сентябрь-начало октября 2012 года) количество работающих студентов очного отделения составляет 36% опрошенных, причём большая часть работающих трудоустроилась по специальности. После Ярмарок-встреч и презентаций студентов, проводимых на факультетах, показатели работающих по специальности студентов увеличиваются. Больше всего работающих студентов (47,5%) на Торгово-технологическом факультете, менее всего – студентов Юридического факультета (24%) и факультета «Финансист» (26%) (табл. 2) Табл. 2
По сравнению с результатами анкетирования прошлого года количество студентов, работавших в студенческие годы, увеличилось (2011 г. – 52%, 2012 год – 58%). Также увеличилось количество работающих пятикурсников с 29,5% до 36%. (рис.1) Рис.1. Наличие опыта работы у студентов 5 курса
Опрос показал, что 61% студентов 5 курса уверены в успешном трудоустройстве после окончания вуза, 29% не уверены и 10% не совсем уверены (рис. 2) Уверены в успешном трудоустройстве студенты факультетов «МЭО» (67%%), «Аудитор» (64,5%), «Финансист» (60,2%), «Торгово-технологический» (60%), «Менеджер» (56,4%%) и студенты Юридического факультета (49%) (рис. 2). Рис. 2. Уверенность студентов в успешном трудоустройстве после окончания вуза В 2011 году уверенность в успешном трудоустройстве после окончания вуза выразили 55% опрошенных студентов, в 2012 году – 61%.
Большинство выпускников намерено работать по специальности (78%), при этом 1/6 часть опрошенных указала место работы. Не намерены работать по специальности 15% выпускников, не вполне определились с выбором 7% респондентов. Больше всего желающих работать после окончания вуза по специальности среди студентов 5 курса Юридического факультета (95,5%), затем следуют факультеты «МЭО» (84%), «Аудитор» (81%%), «Торгово-технологический» (78%), «Финансист» (73%), «Менеджер» (67%) (рис. 3). Рис. 3. Планирование работать по специальности после окончания вуза (по факультетам) Показатели, характеризующие желание работать по специальности, по сравнению с прошлым 2011 годом, остались практически на том же уровне. Больше всего желающих работать по специальности после окончания вуза среди студентов Юридического факультета (91% в 2011 году и 95,5% в 2012 году), и менее всего - факультета «Менеджер» (69% в 2011 году и 67% в 2012 году). В 2011 году 77% опрошенных планировали работать по специальности, в 2012 году – 78%. 5. На кого будете полагаться в поисках работы? Вопрос «На кого будете полагаться в поисках работы?» предполагал 1 и более вариантов ответов, также отвечающие могли добавить свой вариант ответа. Больше всего студенты полагаются на Интернет (406 чел.), на родственников и знакомых (366 чел.), а также на средства массовой информации (266 чел.) Чуть менее ¼ респондентов рассчитывает на кадровые агентства (140 чел.), а также на Ярмарки-встречи с работодателями и презентации студентов в вузе (135чел.) 117 чел. готовы обратиться в Центр занятости студентов вуза и 118 чел. в органы государственной службы занятости. 43 человека указали «другое», причём большинство из них считает, что будет полагаться на себя, а также на преддипломную практику и направление в соответствии с договором о целевой контрактной подготовке (рис.4). Рис. 4. На кого будет полагаться выпускник в поисках работы По сравнению с результатами опроса 2011 года по-прежнему «в лидерах» интернет, затем следуют родственники и знакомые, а также средства массовой информации. Увеличилось количество студентов, желающих обратиться в Центр занятости студентов и кадровые агентства.
Большинство ответов пятикурсников на данный вопрос сгруппировалось в промежутке «от 20000-25000-30000 рублей» (167 человек, 137 человек и 110 человек соответственно). Небольшая часть (15%) студентов готова начать карьеру с 15000 или 18000 рублей (72 и 23 респондента соответственно, а в сумме 95 человек). 12 студентов считают приемлемой на начальном этапе зарплату от 35000 рублей, 22 студента – от 40000 рублей, 12 человек – от 50000 р., более 50000 р.- 7 человек. Уклонились от ответа или дали дурашливый ответ 56 человек (рис. 5). Анализ предложенной заработной платы на вакантных должностях, предлагаемых студентам и выпускникам ХГАЭП через Центр занятости студентов, показывает, что они колеблются в пределах от 18000 до 25000 рублей. Таким образом, можно сказать, что ожидания большинства (2/3) студентов 5 курса вполне соответствует предложению работодателей. Рис. 5. Приемлемый уровень заработной платы для выпускников
Вопрос не предполагал готовых вариантов ответа, поэтому студентам дана возможность ответить самим. Большая часть ответов сгруппировалась в промежутке от 1 до 2 лет (377 человек, 61%). 84 человека (13%) опрашиваемых считает, что карьера начнёт расти до того, как молодой специалист проработает год. 85 человек (около 14%) рассчитывает на карьерный рост после трёх лет стажа. 12% респондентов уклонились от ответа. Табл. 3
*дурашливые ответы Рис. 6. Через какой промежуток времени выпускники рассчитывают на карьерный рост
Отвечая на вопрос «Какую форму содействия трудоустройству Вы считаете наиболее эффективной?», студенты могли указать несколько вариантов ответов. Наиболее эффективной формой студенты считают преддипломную практику (344 ответа) и обращение к Интернет-ресурсам (344 ответа). Далее в рейтинге следуют ярмарки вакансий (163 ответа), ярмарки-встречи с работодателями и презентации студентов в вузе (154 ответа), обращение в кадровые агентства (128 ответов). 79 студентов считают, что стоит обратиться в Центр занятости студентов при вузе, 62 – в Центр занятости населения города, 45 человек называют сайт Центра занятости студентов ХГАЭП. Отвечая «другое» (23 чел.), опрашиваемые называют самостоятельный поиск, стажировку/работу общественным помощником, рекомендации и связи (табл. 4, рис 7). Табл. 4
Чем больше студент выбирает возможностей для поиска, тем, скорее всего, активнее его позиция (например, один выбирает только интернет-сайты как эффективную форму трудоустройства, а другой выбирает несколько взаимодополняемых форм). Об активной позиции говорит и то, что студент выбирает преддипломную практику в качестве наиболее эффективной формы содействия. Однако на вопрос «Какую помощь по содействию в трудоустройстве вы хотели бы получить?» студенты не просят помощи в организации практики, а также 29% не указали предполагаемого или желаемого места практики. Рис. 7. Наиболее эффективная форма трудоустройства, по мнению студентов В 2011 году наиболее эффективной формой трудоустройства студенты назвали преддипломную практику и стажировки в компаниях, интернет-ресурсы получили меньшее количество голосов. В 2012 году преддипломная практика и обращение к интернет-ресурсам признаны эффективными равным количеством студентов (по 334). Также высоко оценены как содействие трудоустройству Ярмарки вакансий (163 студ.), Ярмарки-встречи с работодателями (презентации студентов) (154 студ.), помощь кадровых агентств (128 студ.). Далее следует обращение в Центр занятости студентов (79 студ.), ЦЗН города (62 студ.), сайт ЦЗС ХГАЭП www.czs.ael.ru (62 студ.). По сравнению с прошлым годом, в 2 раза увеличилось количество ответов, указывающих на эффективность обращения на сайт ЦЗС (23 чел. в 2011 году и 45 чел. в 2012 году.) 23 человека дали ответ «Другое» (рекомендации, в том числе родственников, накопленные связи, стажировка/работа общественным помощником, самостоятельный поиск).
Целью этого вопроса было получение информации о том, как эффективнее доносить информацию до студентов, используя доступные ресурсы ЦЗС академии. В анкете были предложены готовые варианты ответа, а также место для собственных предложений. Можно было давать несколько ответов. Большинство респондентов использовали готовые варианты ответа. Почти 85% опрошенных (526 чел.) указали интернет как наиболее удобную форму донесения информации. Долее с большим отрывом в рейтинге указаны газеты объявлений (215 чел.), стенды (188 чел.), листовки и раздаточный материал (97 чел.), экран в холле академии (84 чел.). О том, что плакаты являются эффективной формой донесения информации о рынке труда и вакансиях, высказался 51 чел., телевидение – 30 человек, и лишь 15 человек указали, что презентации (встречи) со студентами и объявления являются эффективной формой донесения информации (рис. 8) Однако, по наблюдению сотрудников Центра занятости студентов ХГАЭП и других вузов, а также по мнению многих преподавателей, наиболее эффективной формой донесения информации, кроме интернета, является встреча со студентами. Также следует отметить, что респонденты в подавляющем большинстве подчёркивали готовые ответы и крайне редко предлагали свои варианты (например, акция, уведомление через смс-рассылки, электронную почту и социальные сети, личное общение с преподавателями кафедры). Рис. 8. Наиболее эффективные для восприятия молодёжи формы донесения информации
При анкетировании в 2011 году более половины студентов 5 курса указали, что наиболее эффективной формой трудоустройства является преддипломная практика или стажировка в компании. В 2012 году в анкету был добавлен вопрос о том, на каком предприятии студент хотел бы пройти практику в соответствии с темой дипломной работы. Примерно треть опрошенных студентов (36%) знает, в какой компании/организации будет проходить практику. 24 % студентов указали общий профиль или особенность компании (каким видом деятельности занимается, какой группой товаров торгует или что производит и прочее). 11% студентов написали, что будут проходить практику там, где работают в настоящее время (как правило, по специальности). 28% респондентов не указали место практики либо не определились с темой ВКР (рис. 9) Рис. 9. Выбор предприятия для прохождения практики в соответствии с темой ВКР
На вопрос «Как вы считаете, достаточно ли вам для работы тех знаний, которые вы получили в вузе?» «да» и «нет» ответило равное количество человек – по 272, что составляет по 44% на каждый ответ. Около 8% респондентов уклонились от ответа и 4% считают, что знаний хватает частично, не хватает практики (рис. 10). Рис. 10. Достаточно ли для работы знаний, полученных в вузе
Вопрос о дополнительных образовательных программах, курсах и тренингах отчасти является продолжением предыдущего вопроса. 32% пятикурсников считают, что им не нужно повышать уровень знаний. 68% респондентов указали 1 и более курсов, тренингов, программ и проч., которые бы им были полезны. Наибольший интерес вызывают курсы по использованию компьютерных приложений: об этом заявили 209 человек (34%), причём чаще всего указывалась программа «1С». 16% опрашиваемых (100 чел.) проявили интерес к программе «Начинающий предприниматель», 10% (60 чел.) - к тренингам продаж. 146 студентов (23,5%) указали, как правило, те курсы (школы, тренинги, мастер-классы), которые позволяют получить современные и актуальные знания в рамках своей профессии: курсы таможенного декларанта, курсы по углубленному изучению различных видов права (таможенного, морского, земельного и проч.), курсы по управлению госзакупками, курсы компьютерного дизайна, программирования, анализа данных, системы интернет-продаж, кадрового делопроизводства и т.д. Некоторые студенты готовы осваивать смежные знания: 26 человек хотели бы пройти курсы бухгалтерского учёта (не студенты специальности «Бухгалтерский учёт»), 6 человек - курсы/тренинги по маркетингу, 11 человек - тренинги и курсы по менеджменту, управлению и мотивации персонала. Также есть интерес к общепрофессиональным знаниями и умениям (школа лидерства, ораторского мастерства, делового этикета, ведения переговоров и прочие психологические тренинги). 38 (6%) студентов испытывают потребность в изучении/повышении уровня знаний иностранных языков (рис. 11). Рис. 11. Какие курсы, дополнительные программы, тренинги и проч. хотели бы пройти студенты 12. Какую помощь в содействии трудоустройству вы хотели бы получить? Этот вопрос не предполагал выбора готового ответа. Отвечая, студенты сами указывали виды помощи. 347 (58%) опрашиваемых пятикурсников не нуждаются в помощи. 115 человек (18%) хотели бы получить информацию о вакансиях, 64 человека (10%) - рекомендацию от кафедры или академии в адрес работодателя, 32 человека (5 %) интересует общая информация о работодателях, их контактные данные, 18 человек (3%) пожелали посетить презентации компаний, 14 человек (2%) хотели бы получить морально-психологическую помощь, в том числе тестирование. 4,5% опрошенных готовы принять любую помощь. Несколько студентов (менее 10) указали, что хотели бы получить помощь в виде дополнительного образования/повышения квалификации (курсов, стажировок, участия в профессиональных семинарах). Один студент считает, что помощью может послужить грант на открытие малого бизнеса (рис. 12). Рис. 12 В заключение можно сделать следующие выводы:
|
Анализ работы шмо учителей естественнонаучного цикла за 2011-12 учебный год Методы анализа: анализ документации мо, анализ анкетирования педагогов, Источники анализа | Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права Умк учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права Умк1: Учебно-методический комплекс кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель... | Аналитический отчет по результатам государственной аттестации за 2012-2013 учебный год I. Анализ работы школы по подготовке выпускников к государственной (итоговой) аттестации за 2012-2013 учебный год | ||
Анализ методической работы При планировании методической работы мбоу... Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Чебоксары» на 2012 -2013 учебный год учитывались рекомендации, данные в анализе методической... | Анализ анкетирования учителей начальных классов в апреле мае 2012 год Тема: «Возможности умк «Школа 2100» и учителя начальных классов в подготовке учащихся к успешной сдаче егэ» | ||
Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права Москва 2009 умк 1 Умк учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель... | Презентация опыта работы по подготовке обучающихся к сдаче егэ. Анализ... Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов мкоу сош №17 р п. Юрты за 2011-2012 учебный год | ||
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «теория государства и права» (для бакалавров) Умк учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель... | Правовое регулирование труда тренеров Работа выполнена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии имени... | ||
Анализ результатов итоговой государственной аттестации за 2011-2012 учебный год Об утверждении резервного состава предметных комиссий государственной экзаменационной комиссии Приморского края в период сдачи егэ... | Высшая школа экономики Факультет права Программа дисциплины Программа предназначена для студентов четвертого курса факультета права, специализация международное публичное право, продолжающих... | ||
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине Умк учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель... | Минимальный размер оплаты труда как одна из государственных гарантий в сфере наемного труда Работа выполнена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии | ||
Учебно-методический комплекс конституционное Умк-2 учебно–методический комплекс Кафедры конституционного и муниципального права. Предназначен для студентов 2-го курса Факультета... | Анализ результатов Государственной (итоговой) аттестации выпускников... Главной задачей в ходе работы по подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся стало создание комплексной, эффективной... |