Минимальный размер оплаты труда как одна из государственных гарантий в сфере наемного труда





Скачать 327.4 Kb.
НазваниеМинимальный размер оплаты труда как одна из государственных гарантий в сфере наемного труда
страница1/3
Дата публикации10.03.2016
Размер327.4 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи

Гузиева Алла Игоревна

МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА

КАК ОДНА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ

В СФЕРЕ НАЕМНОГО ТРУДА
12.00.05 – трудовое право; право социального обеспечения

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва

2012

Работа выполнена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии

имени О.Е. Кутафина.


Научный руководитель:

доктор юридических наук

Миронова Тамара Карловна





Научный консультант:

Заслуженный юрист КБР,

доктор юридических наук

Долова Анжела Заурбиевна





Официальные оппоненты:


доктор юридических наук, профессор

Саликова Наталья Михайловна

профессор кафедры трудового права Уральской государственной юридической академии




кандидат юридических наук

Крутова Людмила Алексеевна

главный юрисконсульт юридического управления ФГУП «Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИДе РФ»


Ведущая организация



Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»



Защита состоится «25» октября 2012г. в 16.00 на заседании диссертационного совета Д 212.123.03 при Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, г. Москва, 123995, ул. Садовая-Кудринская, д.9, зал Диссертационного совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.
Автореферат разослан «__» сентября 2012 г.
Ученый секретарь

Диссертационного совета

доктор юридических наук,

профессор И.В. Ершова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования

Процессы глобализации и демографический вакуум в стране обостряют конкуренцию на рынке труда, приводят к повышению требований работников к рабочим местам (в области заработной платы, социальных льгот и гарантий, безопасных условий труда и т.д.), объективно побуждая работодателя к увеличению заработной платы.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, является общегосударственной задачей. Из части 2 указанной статьи следует, что государство должно создавать и развивать законодательство, направленное на обеспечение достойных условий труда, в том числе его оплаты.

Как отмечается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в перспективе эта проблема будет усугубляться сокращением совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте (за 2007 – 2020 гг. более чем на 10 %), что, в конечном счете, повышает требования к качеству трудовой деятельности и ее оплаты.

Современная ситуация в России характеризуется, с одной стороны, относительной устойчивостью страны к воздействию мирового кризиса, а с другой – обострением противоречий в системе социально-трудовых отношений, вызванных в первую очередь противоречивостью интересов их субъектов, что повлекло за собой массовые увольнения, снижение заработной платы и в результате – демотивацию работников к труду.

На сегодняшний день минимальный размер оплаты труда, который составляет 4611 рублей, не соответствует принципам оплаты труда, провозглашенным во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., согласно которым оплата должна обеспечивать достойное существование человека.

Уровень минимальной оплаты труда, установленный в настоящее время в Российской Федерации, является крайне низким, не соответствует реальным трудовым затратам и приводит к занижению цены рабочей силы, а следовательно, на него невозможно прожить.

Основным аргументом Правительства РФ по поводу низкого размера минимальной оплаты труда является следующий довод: «при повышении минимального размера оплаты необходимо повышать тарифные ставки для работников бюджетной сферы, а это непосильно для бюджета. При этом утверждается, что реально никто заработную плату, соответствующую ее минимальным размерам, не получает. На фоне кризиса реальные доходы граждан в России не падали, а росли, пусть незначительно. Рост реальных доходов населения в 2008 году составил 2,4%, в 2009-м - 3,1%, в 2010-м - 5,1%, в 2011-м - около 1%. Что касается средней зарплаты по отраслям экономики, то за 2008-2011 годы она выросла в реальном выражении на 18%»1.

Однако реальная статистика свидетельствует, что 30% населения в России имеют доходы ниже прожиточного минимума. Работодатели же, оправдывая низкий уровень заработной платы своих работников, заявляют, что не имеют средств для ее повышения2.

Защита от неоправданно низкой заработной платы предусмотрена Конвенцией МОТ № 131 «Установление минимальной заработной платы» 1970 г.3 В соответствии с этой Конвенцией государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным. Данная Конвенция Россией до сих пор не ратифицирована.

В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы подчеркивается необходимость создания механизмов обеспечения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации4. Но, несмотря на поставленную Президентом РФ и Правительством РФ задачу сократить бедность и разрыв между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом, проблема остается нерешенной.

Согласно правовой позиции МОТ, достойный труд - комплексное понятие, включающее в себя важнейшие качественные характеристики: нормальные условия, в которых он осуществляется, адекватные зарплата и социальная защита работника, отсутствие дискриминации и преследований на рабочем месте, возможность реализовать свое право голоса. Таким образом, далеко не любая работа с точки зрения МОТ способна избавить человека от бедности, позволить ему реализовать личностные устремления5.

Достойный труд - актуальная потребность и необходимость для всего общества, ответ на вызовы глобализации, обеспечивающий «долговременные перспективы развития отечественной экономики». Теоретическая разработка концепции, выделение критериев достойного труда и создание методов оценки достойного труда необходимы для устранения социально-экономических проблем общественного развития и являются «ключом» к решению двух центральных проблем социального развития: преодолению бедности и достижению социальной интеграции»6.

Основным средством, которое позволяет сформировать это благосостояние и обеспечить необходимые для жизни материальные блага, является оплата за труд. Отсюда - значимость уровня оплаты и недопустимость установления оплаты ниже МРОТ.

Но для того, чтобы МРОТ выполнял свою социальную, экономическую и правовую функцию, необходимо его установление на адекватном уровне, чтобы он реально мог выполнять возложенные на него функции.

Несмотря на огромную важность и безусловную значимость такой категории как МРОТ в науке трудового права до настоящего времени уделялось недостаточно внимания исследованию правовых аспектов данного понятия. Рассмотрение его в контексте более объемных или специальных вопросов не позволяет сконцентрировать внимание и всесторонне проанализировать. В этой связи требуют специального исследования вопросы, связанные с определением сущности, значимости и величины МРОТ, порядка его установления и повышения, соотношения данного понятия с другими (смежными) понятиями (оплата труда, заработная плата, включая минимальную заработную плату, прожиточный минимум и др.).

Государственная политика в области заработной платы должна основываться на реальных возможностях государства в использовании национального дохода, стремлении к сбалансированности интересов различных слоев общества, а также нормах, предусмотренных конвенциями и рекомендациями Международной Организации Труда.

В условиях значительной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, населения по уровню и качеству жизни, характерной для современной России, особое значение приобретает научно обоснованная, целенаправленная политика государства не только в перераспределении доходов между регионами, но и в сохранении государственных гарантий в области оплаты труда работников бюджетной сферы.

При этом следует принимать во внимание, что государственные гарантии повлекут за собой и необходимость оказания финансовой помощи регионам, которые не смогут успеть за растущим минимальным размером оплаты труда.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют об актуальности избранной темы исследования.

Таким образом, актуальность избранной темы диссертационного исследования обусловлена:

- недостатками в сфере правового регулирования минимального размера оплаты труда, несоответствием норм российского законодательства международным и европейским стандартам;

- объективной потребностью в теоретической разработке проблем правового регулирования минимального размера оплаты труда;

- дискуссионностью определения понятия и значения МРОТ в науке трудового права РФ, противоречивостью судебной практики по данному вопросу7.

Степень научной разработанности темы

Проблема правового регулирования минимального размера оплаты труда недостаточно разработана в специальной и научной литературе. По данной проблеме существует лишь несколько диссертационных исследований, косвенно относящихся к заявленной теме и в основном рассматривающие общие вопросы заработной платы.

Отдельные проблемы правового регулирования оплаты труда получили свое развитие в работах теоретиков трудового права, таких как: Александров Н.Г., Бриллиантова Н.А., Зайкин А.Д., Каринский С.С., Кучма М.И., Лившиц Р.З., Пашерстник А.Е., Петров А.Я., Процевский А.И., Саликова Н.М., Соляник В.М., Тучкова Э.Г., Шебанова А.И., и др.

Вопросам определения минимального размера оплаты труда посвящены диссертационные исследования по экономике (Макаренко Т.Д., Чернева Р.И. и др.).

Диссертант применительно к теме диссертации использовал труды указанных ученых.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является теоретический анализ проблемы правового регулирования минимального размера оплаты труда как одной из государственных гарантий в трудовой сфере и разработка на этой основе соответствующих предложений по дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы с учетом сложившихся в России социально-экономических условий.

Достижение цели обусловило необходимость решения следующих задач:

  • выявить сущностные признаки и сформулировать понятие минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы;

  • проанализировать методы и принципы государственного регулирования минимального размера оплаты труда;

  • исследовать понятие минимального размера оплаты труда как государственной гарантии в историческом, теоретическом и практическом аспектах;

  • изучить особенности взаимосвязи государственной и региональной политики в вопросах регулирования минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы;

  • провести анализ методических проблем обоснования величины прожиточного минимума;

  • исследовать последствия увеличения минимального размера оплаты труда;

  • внести предложения по совершенствованию правового регулирования минимального размера оплаты труда как одной из государственных гарантий в трудовой сфере.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с определением минимального размера оплаты труда и установлением государственных гарантий, регулируемые трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Предмет исследования включает в себя закономерности правового регулирования минимального размера оплаты труда как одной из государственных гарантий в трудовой сфере, а также практику исполнения законодательства в этой части.

Методологической основой служит диалектический метод познания. В процессе исследования используются методы формально-логического, системно-структурного, сравнительно-правового и статистического анализа. Кроме того, применяются методы научного познания: изучение научной литературы, анализ действующих законов и подзаконных актов, анкетирование, обобщение данных.

Теоретическая база исследования

Научную основу диссертационного исследования составили монографии, диссертации, научные статьи общетеоретического и отраслевого характера таких ученых как: А.А. Абрамова, Е.М. Акопова, Н.Г. Александров, Ацканов Т.А., Э.Н. Бондаренко, М.И. Бару, Л.Ю. Бугров, Л.Я. Гинцбург, В.Л. Гейхман, С.Ю. Головина, К.Н. Гусов, И.К. Дмитриева, А.З. Долова, В.В. Ершов, Е.А. Ершова, А.Д. Зайкин, С.А. Иванов, С.С. Каринский, Я.Л. Киселев, А.М. Куренной, В.М. Лебедев, Р.З. Лившиц, А.М. Лушников, М.В. Лушникова, С.П. Маврин, М.В. Молодцов, А.Ф. Нуртдинова, Ю.П. Орловский, Г.А. Рогалева, А.Е. Пашерстник, А.С. Пашков, А.Я. Петров, А.И. Процевский, Л.А. Рабинович-Захарин, Н.В. Сазанова, Н.М. Саликова, В.Н. Семенкова, О.В. Смирнов, И.О. Снигирева, Д.А. Смирнов, В.М. Соляник, В.Г. Сойфер, А.И. Ставцева, В.Н. Толкунова, Э.Г. Тучкова, М.Ю. Федорова, М.В. Филиппова, О.С. Хохрякова, Е.Б. Хохлов, Л.А. Чиканова, И.С. Цыпкина, А.И. Шебанова, И.В. Шестерякова, и др.

Эмпирическую базу исследования составляют: международные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, а также коллективные договоры, локальные нормативные акты и акты судебных органов.

Научная новизна заключается в том, что автором проведено комплексное исследование минимального размера оплаты труда как одной из государственных гарантий в сфере наемного труда и определены основные направления совершенствования его правового регулирования.

В результате проведенного диссертационного исследования на защиту выносятся следующие положения диссертации, одновременно отражающие ее научную новизну:

  1. Проведен целенаправленный правовой и социально-экономический анализ ключевого понятия «минимальный размер оплаты труда». Выявлена взаимосвязь между сущностью минимального размера оплаты труда и его конкретной величиной, выраженной денежной суммой. Констатируется, что если МРОТ по своему размеру не отвечает необходимым экономическим, социальным, правовым, физиологическим и другим критериям, то по своему реальному значению эта величина утрачивает свои качества, присущие заработной плате.

  2. Доказано, что для обеспечения минимального размера оплаты труда необходимы трудоправовые гарантии, обусловленные алиментарным характером МРОТ. Обосновано предложение о введении в Трудовой кодекс РФ нормы о запрете удержаний из суммы, равной минимальной заработной плате, и запрете установления и выплаты МРОТ в натуральной форме.

  3. Исследовано соотношение минимального размера оплаты труда с другими социально значимыми параметрами: прожиточным минимумом, минимальным потребительским бюджетом, минимальной заработной платой. Сделан вывод, что величина прожиточного минимума является минимальным значением, при котором МРОТ присущи качества заработной платы. Минимальная заработная плата в субъекте РФ, в отличие от МРОТ, не выполняет функцию гарантии и ее основная цель должна быть в улучшении положения работников.

  4. Поскольку минимальный размер оплаты труда является одной из важнейших государственных гарантий, определены следующие критерии ее величины: потребности работников и их семей; общий уровень заработной платы в стране; стоимость жизни и изменения в ней; экономические факторы.

  5. В целях рационального применения статьи 133.1 ТК РФ предлагается на федеральном уровне определить равную степень приближения минимального размера заработной платы в субъектах РФ к величине прожиточного минимума трудоспособного населения.

  6. Определено, что существующий в настоящее время минимальный размер оплаты труда по своей сущности таковым не является. Он представляет собой закрепленную федеральным законом произвольную денежную сумму, которая служит нижней границей для работодателей при установлении заработной платы работникам.

  7. Раскрыто соотношение минимального размера оплаты труда с прожиточным минимумом трудоспособного населения. Предложено установить МРОТ как гарантию к размеру минимального базового должностного оклада (оклада), базовой ставки заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников государственных и муниципальных учреждений. Это позволит избежать установления размеров указанных выплат в размере, который ниже минимального размера оплаты труда.

  8. Усовершенствован понятийный аппарат. Сформулировано определение минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в субъекте РФ:

Под минимальным размером оплаты труда предлагается понимать устанавливаемый федеральным законом гарантированный размер месячного вознаграждения работника, отработавшего полностью определенную за этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норму труда). В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные и стимулирующие выплаты.

Под минимальной заработной платой понимается устанавливаемый в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате размер месячного вознаграждения работника, отработавшего полностью определенную за этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норму труда). В величину минимальной заработной платы не включаются компенсационные и стимулирующие выплаты.

  1. Установлено, что на современном этапе, когда в большинстве субъектов РФ сохраняется низкий уровень жизни, минимальная заработная плата не достигает прожиточного минимума, несвоевременно рассматривать вопрос о соотношении МРОТ пропорционально средней заработной платы. Для расчета МРОТ необходимо использовать критерий минимальной потребительской корзины или прожиточного минимума, при этом изменить их структуру, увеличить нормативы потребления.

  2. Обосновано расширение централизованного регулирования минимального размера оплаты труда на уровне Российской Федерации и на уровне субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование является более динамичным и гибким, поскольку позволяет быстро реагировать на изменение экономической ситуации и при благоприятной экономической ситуации в регионе повышать минимальный размер оплаты труда, совершенствовать механизмы защиты.

  3. Предложено установить в Генеральном соглашении четкие целевые ориентиры: повышение цены рабочей силы на рынке труда, снижение дифференциации заработной платы между работниками, исключение фактов выплаты нелегальной заработной платы, скрываемой от налогообложения. Установление таких ориентиров позволит реально контролировать ход выполнения принятых решений, а также предопределять содержание региональных соглашений по вопросам установления минимальной заработной платы в субъекте РФ.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что обоснованные в ней выводы и предложения развивают и дополняют ряд положений науки трудового права и могут быть использованы в учебном курсе по российскому трудовому праву при чтении лекций и проведении практических занятий.

Практическое значение исследования заключается в сделанных автором предложениях об изменении и дополнении действующих норм трудового права, относящихся к принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Эти предложения могут быть использованы в нормотворческой и правоприменительной деятельности соответствующих компетентных органов.

Апробация результатов исследования. Работа подготовлена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, где проведено ее обсуждение и рецензирование. Основные положения диссертации изложены в четырех опубликованных научных статьях.

Объем и структура работы определяются целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, и заключения.

К диссертации приложен список использованных основных нормативных правовых актов, актов судебных органов и библиография использованной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, отражается степень ее научной разработанности, определяются цель и задачи исследования, дается характеристика методологической, теоретической, нормативной и эмпирической основы работы, раскрывается научная новизна диссертации, излагаются положения, выносимые на защиту, характеризуется теоретическое и практическое значение работы, приводятся сведения об апробации полученных результатов исследования.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Минимальный размер оплаты труда как одна из государственных гарантий в сфере наемного труда icon«потребности и мотивация трудовой деятельности»
Оплата труда, ее сущность, определяющая роль в системе вознаграждения основы регулирования оплаты труда. Формы и системы тарифных...
Минимальный размер оплаты труда как одна из государственных гарантий в сфере наемного труда iconИсследовательская работа на тему: Опыт оплаты труда работников банка
Целью научной работы является анализ действующих форм и систем оплаты труда в нф акб «Ланта-Банк» (зао), а также разработка направлений...
Минимальный размер оплаты труда как одна из государственных гарантий в сфере наемного труда iconПоложение об оплате труда работников, установление надбавок и доплат
Российской Федерации», в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области «О новой системе оплаты труда работников...
Минимальный размер оплаты труда как одна из государственных гарантий в сфере наемного труда iconОб оплате труда работников государственных учреждений культуры и...
Во исполнение Указа Президента Республики Башкортостан от 22 марта 2008 года n уп-94 "О введении новых систем оплаты труда работников...
Минимальный размер оплаты труда как одна из государственных гарантий в сфере наемного труда iconСогласовано утверждаю
Настоящее Положение определяет порядок формирования и расходования фонда оплаты труда и систему оплаты труда работников моу «Средняя...
Минимальный размер оплаты труда как одна из государственных гарантий в сфере наемного труда iconПоложение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда...
Настоящее положение вводится с целью установления порядка распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников общеобразовательного...
Минимальный размер оплаты труда как одна из государственных гарантий в сфере наемного труда iconОплата по-тюменски
Администрации Тюменской области от 6 декабря 2004 г. №164-пк «Об утверждении методики формирования фонда оплаты труда общеобразовательных...
Минимальный размер оплаты труда как одна из государственных гарантий в сфере наемного труда iconО введении новой системы оплаты труда работников моу сош №2 с. Исламей
В соответствии с постановлением Главы местной администрации Баксанского муниципального района №282-п от 25 сентября 2008г. «О введении...
Минимальный размер оплаты труда как одна из государственных гарантий в сфере наемного труда iconПостановление от 10 ноября 2010 г n 292-п о порядке и условиях оплаты...
Российской Федерации, статьей 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 9 декабря 2004 года n 77-оз "Об оплате труда...
Минимальный размер оплаты труда как одна из государственных гарантий в сфере наемного труда iconК1 84 К3 84 К4 84 К5 84 К6 84 К7 84 К8 84 К9 84 К10 84 К11 84 К12 84
Сотрудник в организации – стратегический ресурс, его вклад в достижение целей организации можно оценить на основе эффективности его...
Минимальный размер оплаты труда как одна из государственных гарантий в сфере наемного труда iconПринято утверждаю
Современная социально-экономическая ситуация характеризуется несоответствием рынка образовательных услуг рынку труда, требований...
Минимальный размер оплаты труда как одна из государственных гарантий в сфере наемного труда iconОплата труда как фактор мотивации персонала на предприятии
Каковы бы ни были взгляды на трудовую мотивацию, невозможно отрицать, что компенсация (оплата труда) играет исключительно важную...
Минимальный размер оплаты труда как одна из государственных гарантий в сфере наемного труда iconПротокол № школа с. Любицкое
Российской Федерации», в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области «О новой системе оплаты труда работников...
Минимальный размер оплаты труда как одна из государственных гарантий в сфере наемного труда iconМетодика планирования воспитательной работы с классом
Российской Федерации», в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области «О новой системе оплаты труда работников...
Минимальный размер оплаты труда как одна из государственных гарантий в сфере наемного труда iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Положением об оплате труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений города Новокузнецка, примерным Положением о распределении...
Минимальный размер оплаты труда как одна из государственных гарантий в сфере наемного труда iconПоложение по установлению доплат педагогическим работникам за неаудиторную занятость
Российской Федерации», в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области «О новой системе оплаты труда работников...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск