«потребности и мотивация трудовой деятельности»





Название«потребности и мотивация трудовой деятельности»
страница1/6
Дата публикации06.01.2015
Размер0.71 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Нижневартовский филиал

негосударственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Институт бизнеса и права»

Утверждено

на заседании кафедры ОГ и СЭД

(протокол № 1 от « 25»сентября 2013 г.)


Зав. кафедрой Меньщикова Е.В.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
направление 080200 МЕНЕДЖМЕНТ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РАЗРАБОТАН:

Гурбанов Адил Гурбан оглы

старший преподаватель кафедры ОГ и СЭД


Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы
по направлению «Менеджмент»


Б3.В3

ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мотивация трудовой деятельности как элемент и функция управления персоналом. Теоретические основы трудовой мотивации. Понятие мотивационного ядра, составляющие мотивационного ядра в разрезе ценностной (содержание работы, общественная полезность) и прагматической (оплата труда, статус) ориентации работников. Структура, функции и механизм трудовой мотивации. Сущность и виды стимулирования (материальное, социально-психологическое, духовно-нравственное). Оплата труда, ее сущность, определяющая роль в системе вознаграждения. основы регулирования оплаты труда. Формы и системы тарифных и бестарифных моделей оплаты труда в разрезе бюджетной и внебюджетной сфер деятельности с учетом трудового вклада работника. Оплата труда в России.



Формируемые компетенции (ОК, ПК)


  • способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

  • способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

  • способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

  • способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);

  • владение современными технологиями управления персоналом (ПК-14);

  • умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37).


Методические рекомендации для преподавателя,

ведущего учебную дисциплину «Потребности и мотивация трудовой деятельности»

Мотивация трудовой деятельности — наиболее важная функция управления персоналом. Введение данной дисциплины обусловлено повышением внимания систем управления к проблемам эффективности человеческих ресурсов организации, необходимостью овладения навыками анализа и построения систем мотивации и стимулирования труда. Знакомство с основным содержанием дисциплины позволит получить дополнительные знания о человеческих ресурсах, их потенциале, механизмах управления и развития. Кроме того, данная дисциплина позволит ориентировать будущих специалистов в широком спектре проблем системы «человек и труд», прежде всего — психологических, философских и культурологических составляющих этой проблемы.

Изучение дисциплины позволяет овладеть навыками: выявления и анализа системы индивидуальных мотивов общетрудовой и профессиональной деятельности; оценки влияния личностных, групповых, внутриорганизационных и внешнеорганизационных факторов на мотивацию труда; анализа технологий мотивации труда; анализа систем мотивации труда; оценки своеобразия мотивации труда для различных профессий и видов деятельности. В ходе изучения данной дисциплины, студенты знакомятся с содержанием основных понятий теории мотивации трудовой деятельности; теоретическими основами построения систем мотивации труда; основными видами и современными направлениями развития технологий мотивации труда; управленческими эффектами применения технологий управления мотивацией труда; примерами эффективного использования системы управления мотивацией трудовой деятельности в организациях и на предприятиях в России и за рубежом.

Содержание курса «Потребности и мотивация трудовой деятельности» базируется на таких дисциплинах, как «Право», «Управление человеческими ресурсами», «Трудовое право», «Теория менеджмента: организационное поведение».

Данный учебно-методический комплекс предназначен для оказания помощи студентам при освоении учебной дисциплины «Потребности и мотивация трудовой деятельности». Материал комплекса изложен таким образом, чтобы вопросы теории воспринимались студентом в единстве с практикой управления персоналом. Лекции и семинарские занятия в отрыве от самостоятельной работы не могут дать студенту всех знаний, достаточных для освоения дисциплины в соответствии с образовательной программой учебного курса. Существенную помощь в самостоятельном изучении студентом учебного курса призваны оказать образовательная программа дисциплины, содержащая перечень тем учебного курса и их реферативное описание, а также список учебной литературы.

Учебная задача

Целями освоения дисциплины (модуля) являются:

  • освоение студентами основ фундаментальных знаний, сводимых к утверждению, что формирование и развитие конструктивного поведения сотрудников является одной из первостепенных задач кадрового менеджмента;

  • формирование знаний закономерностей общетрудового, профессионального и творческого поведения, принципов формирования мотивации деятельности;

  • раскрытие механизмов развивающего управления, формирующего устойчивые мотивы трудовой деятельности и профессионального развития;

  • раскрытие основных понятий психологических теорий мотивации, концепций управления производительны трудом, моделей вознаграждения за труд.

Задачи дисциплины:

  • создание предпосылок для развития у студентов понимания того, мотивация трудовой деятельности является приоритетной областью практики управления персоналом;

  • изучение современных подходов к управлению эффективностью труда на уровне организации, подразделения, отдельного работника;

  • формирование навыков анализа систем мотивации и стимулирования труда;

  • формирование базовых навыков проектирования системы стимулирования труда.


2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК):

  • способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

  • способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

  • способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

  • способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);

  • владение современными технологиями управления персоналом (ПК-14);

умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • принципы развития и закономерности функционирования организации;

  • виды управленческих решений и методы их принятия;

  • основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;

  • роль и место управления персоналом в общеорганизационном управлении и его связь со стратегическими задачами организации;

Уметь:

  • ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций

  • организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

  • анализировать состояние и тенденции развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребности организации в человеческих ресурсах;

  • оценивать положение организации на рынке труда, разрабатывать систему мероприятий по улучшению имиджа организации как работодателя;

  • проводить аудит человеческих ресурсов организации, прогнозировать и определять потребность организации в персонале, определять эффективные пути ее удовлетворения;

  • разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации.

Владеть:

  • методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);

  • современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

  • современным инструментарием управления человеческими ресурсами; навыками деловых коммуникаций; методами планирования карьеры.


Методы проведения аудиторных занятий

При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений: лекции, практические (семинарские) занятия.

Тематическая структура лекционных занятий основана на программе курса «Потребности и мотивация трудовой деятельности». Общим вектором лекционных занятий является активизация студента, повышение его мотивации. В ходе лекционного занятия преподаватель основывается на оценочном подходе, который состоит в том, что студенту предлагается обзор спектра мнений и школ, представленных в области науки. Важнейшей целью преподавателя становится систематизация большого разнородного материала и обучение студента умению ориентироваться в этом материале.

Схема лекционного курса выглядит следующим образом:

1. Определение структуры и задач конкретной научной дисциплины.

2. Сообщение студенту базовых терминов, теоретических понятий данной дисциплины, показ принципа их работы при анализе фактического (эмпирического материала).

3. Освещение сходств и различий трактовки базовых понятий разными научными школами, наличествующими в данной области знаний.

4. Обсуждение альтернативных научных школ и концепций, опирающихся на принципиально иные системы понятий. Анализ недостатков и преимуществ данных систем.

5. Обсуждение наиболее сложных или дискуссионных проблем данной области знаний.

Таким образом, преподаватель в ходе лекции ставит проблемы, обозначает дискуссионные моменты и ориентирует студентов в том, где именно можно получить сведения по тому или иному вопросу.

Использование традиционных технологий позволяет обеспечить усвоение и систематизацию студентами теоретического материала, развивает навыки мышления, получения, накопления, переработки информации.

В процессе изучения теоретических разделов курса используются новые образовательные технологии обучения: проблемная лекция; лекция-визуализация; лекция-беседа; лекция-дискуссия; лекция с разбором конкретной ситуации; лекция-консультация.

При проведении практических занятий используются следующие инновационные коммуникативные методы: тренинг; мозговой штурм; деловые игры (имитационные, операционные и ролевые); проектирование и другие.

Применение инновационных коммуникативных технологий при проведении лекционных и практических занятий позволяет решить следующие задачи:

  • усвоением максимального объема знаний обучающимися;

  • максимальное развитие у обучающихся творческой активности;

  • прививание обучающимся широкого спектра практических навыков и умений;

  • повышение уровня качества образования.


Методические указания (рекомендации) к выполнению практических (лабораторных) работ

Практические занятия должны быть полностью обеспечены учебными и методическими пособиями и указаниями по каждой работе, необходимыми для учебного процесса. Перед проведением практических занятий студенты должны освоить требуемый теоретический материал и процедуры выполнения практических работ по предварительно полученным учебным и методическим материалам.

Повысить эффективность проведения практических занятий возможно за счет использования информационных технологий, мультимедийных программных средств, как дополнительного инструментария, расширяющих диапазон исследования и анализа результатов эффективного использования ресурсов.

Формы самостоятельной работы студентов

Основная деятельность студента должна осуществляться самостоятельно. В рабочей программе по каждой  теме предлагается перечень вопросов для изучения (для самоподготовки), задания для самостоятельной работы, задачи и задания для практических занятий. Знания, полученные самостоятельно, должны проверяться и обсуждаться на семинарских занятиях.

На основании того, что данный курс предусматривает проведение практических (семинарских) занятий, основное внимание уделяется правильной организации самостоятельной работы студента. Именно самостоятельная работа студентов, изучающих курс «Потребности и мотивация трудовой деятельности», должна  рассматриваться как одна из важнейших форм творческой деятельности студентов по преобразованию информации в знания. В структуру самостоятельной работы входит работа студентов по подбору литературы к определенной проблеме; работа над источниками; составление сообщения или доклада, составление схем или таблиц, решение задач, выполнение заданий, подготовка к деловым играм и пр.

Виды СРС:

  • подготовка к контрольной работе;

  • подготовка реферата, доклада;

  • подготовка к деловым играм;

  • решение задач;

По одной теме может быть несколько видов СРС.

Формы СРС:

  • СРС без участия преподавателя;

  • КСР контроль самостоятельной работы студента.

Формы итогового контроля

Формой итогового контроля является – экзамен, состоящий из вопросов по всем темам курса.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Нижневартовский филиал

негосударственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Институт бизнеса и права»

Утверждено

на заседании кафедры ОГ и СЭД
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«потребности и мотивация трудовой деятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«потребности и мотивация трудовой деятельности» iconВ. А. Шаховой с. А. Шапиро
Шаховой В. А., Шапиро С. А. Мотивация трудовой деятельности учебно-методическое пособие. Москва. Рап. 2006
«потребности и мотивация трудовой деятельности» iconМетодические рекомендации для преподавателя дисциплина сд. Ф. 10...
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Экономика труда и управление персоналом»
«потребности и мотивация трудовой деятельности» iconМотивация учебной деятельности 13 мотивация учебной деятельности в школе
Синегноев Бенедикт Аркадьевич, соавтор Петрушанко (калечит его своими навыками), Зося, состоит с Петрушанко в запутанной связи
«потребности и мотивация трудовой деятельности» iconСамообразования
Цель: содействие всестороннему развитию личности, укрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах...
«потребности и мотивация трудовой деятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Волшебное слово для работы с детьми мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что...
«потребности и мотивация трудовой деятельности» iconСамообразования
Ерез уроки физической культуры и внеклассные мероприятия; содействие всестороннему развитию личности, укрепление и сохранение здоровья;...
«потребности и мотивация трудовой деятельности» iconРабочая программа дисциплины Мотивация и стимулирование трудовой...
Б 3 уц ооп. Данный курс, находясь в системе наук об управлении, объединяет основы теории управления, управление персоналом организации,...
«потребности и мотивация трудовой деятельности» iconРабочая программа объединения внеурочной деятельности
В современных образовательных программах по технологии взят курс на повышение воспитательной и трудовой направленности содержания...
«потребности и мотивация трудовой деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «кадровая политика предприятия»
Кадровая политика и планирование потребности в персонале. Кадровая политика на различных стадиях развития организации. Трудовой коллектив,...
«потребности и мотивация трудовой деятельности» iconМотивация учения – основное условие успешного обучения
Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие...
«потребности и мотивация трудовой деятельности» iconПлан Структура служб в гостинице Виды вспомогательных служб
Целью охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, как этого требует Трудовой кодекс...
«потребности и мотивация трудовой деятельности» icon«Качество трудовой жизни»
Влияние многоаспектности подходов при применении понятия «качество жизни» на тенденции распространения данной категории. Факторы...
«потребности и мотивация трудовой деятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мотивация деятельности учеников, объяснение сущности деятельности школьников, на уроке
«потребности и мотивация трудовой деятельности» iconПрофессиональной деятельности
Мотивы трудовой деятельности. Рассмотрим те побудительные причины, ко­торые заставляют человека заниматься трудом
«потребности и мотивация трудовой деятельности» iconКогда наступит лето?
Этот вопрос? Мотивация учебной деятельности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск