Скачать 1.21 Mb.
|
Социальная служба в России и Италии: диалог культур. Авторы: Лесникова Н.П., Розальба Армандо. Для современного российского общества характерными чертами являются: стремительный темп развития, усложнение социальных связей, изменения на социальном, политическом и экономическом уровнях. Любые изменения в обществе не могут не влиять на обострение тех или иных социальных проблем. На сегодняшний день в России отмечается рост дезадаптивных слоев населения, столкнувшихся с бедностью, безработицей, увеличение преступности и наркомании среди подростков, такие явления как сиротство, бродяжничество, множество проблем, связанных с социализацией и адаптацией лиц, имеющих психические или физические отклонения и многие другие. Широкий спектр проблем определяет необходимость глобального подхода к их решению. С одной стороны, такой подход может быть обеспечен эмпирическим исследованием соотношения ряда наук (социальная работа, социальная педагогика, социология, психология и др.), а также практическим применением новых методов, приемов и технологий, а с другой – «глобальность» может быть представлена сотрудничеством различных структур, организаций, учреждений как в рамках конкретной страны, так и на международном уровне. Таким образом, объединение усилий, учет всех аспектов, совокупность точек зрения, теорий и гипотез является, по нашему мнению, одним из разумных подходов, обеспечивающих эффективность в работе с нуждающимися. Сегодня, когда решение вопросов социальной стабильности приобретает международный масштаб, подтверждением чему может служить деятельность международных фондов, организаций, агентств, учреждений (ЮНЕСКО, ЮНИСЭФ, ООН и т.д. ), изучение зарубежного практического и теоретического опыта является особенно актуальным для России. В настоящее время в России хорошо изучены особенности социальной поддержки многих стран Европы (Германии, Великобритании, Франции, Швеции и др.), а также сущность социальной работы со слабыми слоями населения в США и Канаде, мы же попытаемся очертить особенности социальной службы Италии. Обоснованием тому могут послужить две причины. Во-первых, сравнительный анализ истории социальной помощи, а также традиций и культуры Италии и России позволил найти ряд точек соприкосновения:
помощи бедным и нуждающимся;
Второй причиной является то, что сегодня, благодаря сотрудничеству международных организаций, включая представителей Италии, (AVSI (Италия), МАКСОРА (Россия, Новосибирск) - Международное Агентство Культурно - Социальной Работы и др.), на территории России осуществляется активная деятельность в социальной сфере, что дает реальные шансы для развития данной тематики в попытке глобального подхода к решению социальных проблем. Изучение опыта Италии, прошедшей долгий путь развития в сфере социальной поддержки населения и достигшей сегодня высоких результатов на научном и практическом уровнях, может позволить взглянуть на социальную ситуацию в России под другим углом, подойти к проблеме функциональности социальной службы в более широком масштабе. Среди итальянских ученых мы могли бы выделить представителей различных социальных наук: социальных педагогов (П. Бертолини, Д. Деметрио, Б. Мартини и др.), социологов (У. Асколи, Д. Виттадини, П. Донати, М. Пачи, В. Чезарео и др.), специалистов в области социальной службы ( Р. Армандо, У. Бернарди, Р. Дзаон, Е. Мартини, Д. Мазотти, Н. Окиокупо Д. Понтичелли, Л. Саникола, , Ф. Феррарио и др.), В России, имеющей глубокие национальные корни, богатые традиции, для которых характерны милосердие, взаимопомощь, где веками оказывалась практическая социальная помощь, официальное появление социальной работы как профессии зарегистрировано лишь в начале 90-х годов, поэтому сегодня остро ощущается потребность в научных разработках, исследованиях, новых методиках и технологиях, способствующих созданию условий для максимального внедрения в общество отдельных лиц или групп людей, социализация которых нарушена. Особую значимость в современных условиях имеет также социальная педагогика, поскольку именно воспитание как социальный феномен призвано содействовать изменению личности, оно играет важную в роль гармонизации отношений отдельной личности и общества. Более того, многие ученые утверждают, что социальная работа должна иметь педагогическую базу. Как пишет Бочарова В. Г., – для большей эффективности осуществляемой деятельности «слишком очевидной стала востребованность тех ценностей, которые являются общими для всех представителей этой профессии и которые отражают их социально-педагогическую сущность» [ 65 ]. На сегодняшний день вопросы из области социальной работы отражены трудах Белинской А.Б., Л. Г. Гусляковой, С. И. Григорьева, В. А. Ельченинова, Колкова В.В., П. Д. Павленка, М. В. Фирсова, Е. И. Холостовой В. Н. , Шапиро Б.Ю., Ярской В. Н. и др. К проблемам социальной педагогики, а также соотношения ее с социальной работой обращаются в своих трудах такие российские ученые как Бочарова В. Г., Вульфов Б.З., Галагузова М.А., Гуров В. Н., Загвязинский В. И., Зимняя И. А., Никитин В.А., Мудрик А.В., Маврина И.А., Малыхин В. П., Павлова Т.Л., Плоткин М. М., Сластенин В.А., Смирнова Е.Р., Штинова Г.Н., Ярская В.Н. Анализ социальной ситуации современной России, сделанный на основе изучения российской социально-педагогической литературы, свидетельствует о том, что одной из незащищенной категорией являются лица, нуждающиеся в попечении специальных учреждений системы социальной службы, где ведется образовательно-воспитательная деятельность, осуществляется социальное обеспечение и обслуживание. Российские специализированные учреждения столкнулись с рядом проблем, важными среди которых являются:
В связи с этим, мы хотели бы подойти к выявленным проблемам с учетом итальянского опыта. Рассмотрим ряд вопросов, раскрывающих особенности социальной службы в Италии:
функционирования специализированных учреждений (реабилитационных центров, социально-воспитательных учреждений и др.). Кроме того, нами будет освещен опыт внедрения представителями МАКСОРы при поддержке администрации отдельных социальных проектов на территории города Новосибирска. В основе этих проектов лежит определение первоочередных и стратегических шагов по совершенствованию деятельности социально-воспитательных учреждений реабилитационного типа в Сибирском регионе (г. Новосибирск), а также работа по систематизации источников обеспечения этой деятельности (правовой, финансовой, кадровой, методической, информационной). |
Приказ №269 от 31 января 2013 года «О проведении областного конкурса... Фгос ноо и на основании приказа департамента образования Белгородской области №269 от 31 января 2013 года «О проведении областного... | Реферат законодательство италии в области пожарной безопасности 10... Италии введен в действие декрет «Общие требования пожарной безопасности и управления чрезвычайными ситуациями в местах работы» (опубликован... | ||
Рабочая программа дисциплины историческая география россии направление... «Современная история России», «Этнология и социальная антропология», «Историческое краеведение», «Историческая демография», «Социальная... | Тест №1. Возникновение рима и установление господства над италией... В отличие от Греции в Италии особенностями природно-климатических условий являются | ||
Урок №19 и 20 Тема: Топливно-энергетический комплекс России Учебно-наглядный комплекс: учебник “Экономическая и социальная география России”, карта, компьютер, медиапроектор, экран, электронный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Конспект урока История религий в России. Православное христианство... Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб пособие для общеобразоват учреждений/... | Альманах «Диалог культур» Слово «культура» в переводе с латыни означает «обработка», «возделывание», можно сказать, что все созданное человеком, от простейшей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам... | Информационный бюллетень 20 апреля 2012 года Дмитрий Медведев встретился с министрами иностранных дел и обороны России и Италии | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 14 Экономическая и... «Экономическая и социальная (общественная) география России» является базовым в системе профессионально педагогического, а так же... | Сюкияйнен Леонид Рудольфович исламское право и диалог культур в современном... Продолжить воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды и бережного отношения ко всему живому | ||
К 120-летию со дня рождения методические рекомендации Диалог культур и времени. О. Э. Мандельштам : Методические рекомендации / Липец. Оунб; науч метод отдел; сост. Е. М. Огнева; ред... | Урок на тему: «Лекарственные растения Чувашии. Народная фитотерапия».... Республиканский семинар «Реализация общешкольного проекта «Школа с этнокультурным компонентом «Диалог культур» в учебной и внеучебной... | ||
Конспект занятия «День России» Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб пособие для общеобразоват учреждений/... | V международный конгресс петровских городов «Россия-Нидерланды: диалог... Областной фестиваль детских и молодёжных самодеятельных театров в рамках проекта «Центр театральной педагогики» Томского Областного... |