План-конспект урока
История религий в России. Православное христианство в истории России.
Ямкова Светлана Николаевна
МОУ «ООШ п. Тургеневский Пугачёвского района Саратовской области»
Учитель истории и обществознания
Основы мировых религиозных культур
4 класс
Тема «Религии России. Христианство в истории России». Урок № 18
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ [ А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыканов].-М.: Просвещение, 2010
Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о роли христианства в истории России. Воспитание патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей.
Задачи: познакомить обучающихся с историей принятия христианства на Руси на основе исторических источников;
показать роль православия в истории России на основе работы с иллюстрациями;
продолжить работу над развитием коммуникативных умений учащихся:
воспитывать чувство гражданственности и патриотизма на основе православных традиций ;
воспитывать уважительное отношение к представителям других религий.
Тип урока - урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование урока: компьютер, проектор, карта.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока
| Действия учителя
| Действия учащихся
| Планируемые
Результаты
(личностные, метапредметные, предметные)
| Время
| Организационный этап
| Подготовка оборудования. Настройка на активную деятельность.
| Подготовка учащихся к работе.
| Желание творить.
| 1 мин.
| Актуализация знаний
| Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность. Мотивация деятельности.
| Воспроизводят знания, которые помогут усвоить новые знания. (ФЦИОР. Мировые религии. (Тест)
| Обобщение уже известной информации. Умение применить её при выполнении практических заданий.
| 7мин.
| Проблемное объяснение новых знаний
| Подвести учащихся к осознанию проблемы. Организация работы детей с целью получения новых знаний. ФЦИОР №2.
| Определение проблемы. Поиск её решения. Обмен информацией. Работа в группах.
| Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе – коллективной.
| 15мин.
| Физминутка
|
|
|
| 3 мин.
| Первичное закрепление
| Проверка умения применять новые знания.
Создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.
|
Обсуждение. Оформление выводов.
| Проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, выработка чувства сопричастности к судьбе страны, чувства патриотизма.
| 10 мин.
| Рефлексия
| Постановка вопросов. Приглашение к диалогу. Организация рефлексии.
Создание условий для самооценки
| Участие в обсуждении значимости новых знаний. Самооценка собственной учебной деятельности. Соотношение цели и результата.
| Готовность слушать собеседника, развитие чувства ответственности за свой выбор.
| 6 мин.
| Информация о домашнем задании
| Предложить формы заданий.
| Выбрать то, что интересно.
| Возможность выбора. Я это смогу.
| 3 мин
| (Таблица
Содержание урока
История религий в России. Православное христианство в истории России.
1.Организационный этап.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И что-то новое творим.
– Пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения. 2. Актуализация знаний.
Беседа:
- Давайте вспомним, что такое религия?
- Много ли религий существует в мире?
- Какие религии вам знакомы?
Выполнение тестовых заданий – ФЦИОР №1. Мировые религии. Как звёзды, рождаются и уходят из мира религии.
За тысячелетия существования человечества множество религий и верований возникло и навсегда исчезло с лица Земли. С неумолимым течением времени в разных уголках земного шара расцветали и приходили в упадок древние царства создавались и гибли цивилизации. Часто вместе с ними вставало и заходило солнце древних верований, несущих свет и надежду людям. Так случилось с религиями древних египтян, шумеров и аккадцев, греков, римлян, индейцев. Бесследно канули в Лету верования древних кельтов, германцев, славян…
Но не все древние религии постигла подобная участь. Некоторые из них продолжают свою долгую жизнь в мире, являясь источником вдохновения и веры для людей.
К одной из таких религий относится христианство.
Работа с картой.
Какими цветами обозначено на карте христианство?
Какими буддизм?
Какими ислам?
Какая из религий является самой многочисленной по числу приверженцев?
А если мы попытаемся создать подробную карту религиозных конфессий России, она будет одного цвета?
Почему?
Какой цвет будет преобладать?
Православие-религиозное направление христианства.
3. Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока?
Тема урока «Религии России. Христианство в истории России».
На территории нашего района, какие религиозные сооружения вам приходилось видеть?
Демонстрация фотоматериалов.
Храм в честь Воскресения Христова. г. Пугачёв
Мечеть. г. Пугачёв
Вывод делают учащиеся. На территории нашего района, посёлка проживают представители разных религий.
А почему исторически сложилось, что православие получило наибольшее распространение на территории нашего государства мы сегодня узнаем. Постановка опорных вопросов (тетрадь):
Что?
Когда?
Кто?
Откуда?
Физминутка:
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем.
А потом наоборот
Будет вправо поворот,-
Раз – хлопок, два –хлопок,
Повернись еще разок!
Раз- два- три- четыре,
Плечи выше, руки шире!
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись!
Работа с текстом учебника: стр. 40 «Выбор веры».
ФЦИОР №2. Крещение Руси. (информ. Блок)
Обмен информацией. Запись в тетради:
Новая религия - христианство
988г. – Крещение Руси
Князь Владимир
Византия
Сколько времени существует христианство на территории нашего государства?
Проблема «Только ли внешняя красота храмов, обрядов привела к тому, что христианство уже более 1000 лет является духовной опорой нашего народа?
Работа в группах. Открытие новых знаний.
Первая группа-Кирилл и Мефодий
Вторая –князь Дмитрий и Сергий Радонежский
Третья группа – митрополит Макарий и Иван Фёдоров
Четвёртая группа – Казанская икона Божьей Матери
(Текст учебника+ доп. материал)
4. Обмен информацией. Делаем выводы.
Православие –носитель культуры, просвещения.
Православная церковь призывала защищать Отечество, Родину.
Защита Отечества сплачивает людей, делая их единым народом.
Приходилось вам слышать такие слова?
Россия - матушка, Мать Россия, Матушка Русь…
Отрывок:
Бью тебе поклоны, радуюсь до слез
Слышу перезвоны колоколов и берез
Набираю силу, травы теребя
Матушка Россия, я верую в тебя
Образ матери и образ Родины неотделимы друг от друга.
Если бы дорогой тебе человек оказался в беде как бы ты поступил?
Ты бы смог остаться в стороне в трудные для Родины минуты?
Выводы:
Церковь всегда была опорой государства.
И если мы хотим быть настоящими гражданами своей Родины, мы должны понимать и уважать друг друга, помогать в затруднительных ситуациях, радоваться в счастливые минуты и стараться жить одной семьей ради счастья и согласия во всей нашей большой стране. Так как она - наша щедрая мать, а мы ее дети. Кто любит Родину, тот ее защищает от врага, тот возделывает ее землю, выращивает хлеб, чтобы все были сыты, строит дома, села и города, добывает нефть, выплавляет металл, устраивает добрую и счастливую жизнь вокруг. Настоящий патриот любит Родину бескорыстно.
5. Закончиь фразы:
я познакомился с ...
было непросто ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...
6. Домашнее задание. Мини-проект «Защита Отечества и моя семья».
« Аты-баты шли солдаты» (Земляки – ветераны войн). |