Программа курса «История религий» для 10-11 классов составлена на основе учебного пособия «История религий»





Скачать 120.95 Kb.
НазваниеПрограмма курса «История религий» для 10-11 классов составлена на основе учебного пособия «История религий»
Дата публикации14.08.2015
Размер120.95 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > История > Программа курса
e:\рп\история религий 10-11 класс.jpg

Пояснительная записка

Современная ориентация российского образования на ценности традиционной духовной культуры в обучении и воспитании, восстановление в системе образования исторической и культурной преемственности определяют актуальность изучения в общеобразовательных учреждениях дисциплин религиоведческой направленности. Без знаний в этой области, базирующихся на научной основе, невозможно воспитание веротерпимости, уважения к традициям и обычаям народов России.

Программа курса «История религий» для 10—11 классов составлена на основе учебного пособия «История религий», подготовленного коллективом авторов под редакцией члена-корреспондента РАН А.Н. Сахарова в издательстве «Русское слово».

Рассчитанный на преподавание в 10—11 классах (по 34 ч в каждом классе, всего 68 ч), курс «История религий» призван занять важное место в образовательном процессе. В старших классах ученики уже вполне готовы и способны обсуждать сложные культурологические и нравственные проблемы, определять свои мировоззренческие позиции, воспринимать и осмысливать религиозную проблематику.

Будучи создан на стыке гуманитарных дисциплин (всеобщей истории, истории России, обществознания и т.д.), этот курс имеет ряд особенностей. Его специфика заключается в комплексном освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов различных религий, распространенных в России, особенностей их вероучения и организации.

В ходе изучения курса решаются как познавательные задачи — учащиеся знакомятся с основными религиями, распространенными на территории нашей страны, их местом во всеобщей и в российской истории, получают представление об основных религиях и религиозных объединениях России, об их роли в современном мире; так и воспитательные — у учащихся формируется позитивная жизненная мотивация и веротерпимость, школьники приобщаются к ценностям национальных культур народов России.

Курс «История религий» носит общеобразовательный, светский характер. Поэтому концепция преподавания курса «История религий» основывается на взвешенном, исторически объективном подходе к изучаемому материалу.

Изучение курса «История религий» предполагает выполнение и реализацию следующих целей и задач:

  • знание основ вероучения традиционных религий России, представление об особенностях культа, его организации;

  • знание базовой терминологии и понятийного аппарата, относящихся к религиозным конфессиям, распространенным на территории нашей страны;

  • умение самостоятельно формулировать свою позицию;

  • воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод сограждан, прав личности в духовной сфере.

Структурно курс делится на четыре части.

Первая часть посвящена истории христианства — религии, наиболее распространенной на территории нашей страны. Хронологически она охватывает период с I в. н.э. (впрочем, в тексте присутствуют также пояснительные экскурсы в более ранние периоды) до наших дней. Содержание первой части состоит из четырех разделов.

Первый раздел — «Христианство во всемирной истории» — освещает ключевые проблемы истории христианской Церкви с возникновения христианства до разделения Церквей в 1054 г. В нем идет речь о жизни и учении Иисуса Христа, создании христианской Церкви, ее развитии, о тех дискуссиях, которыми сопровождалась выработка христианской догматики на Вселенских соборах, о предпосылках и сущности разделения Церквей. Кроме того, кратко освещается история поместных православных церквей.

Второй раздел — «Православие и Россия» — самый обширный в учебнике. В нем излагаются основы православного вероучения, рассказывается о таинствах и обрядах Православной Церкви, о богослужении и праздниках. Обстоятельно освещается история Русской Православной Церкви с IX по начало XXI в. — от Крещения Руси до наших дней. Изложение материала сопровождается запоминающимися характеристиками выдающихся государственных и церковных деятелей, оставивших яркий след в истории русского православия (Владимир Креститель, Андрей

Боголюбский, Александр Невский, Дмитрий Донской; митрополит Алексий, патриарх Никон, русские патриархи XX в.), святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский, оптинский старец Амвросий, новомученики и исповедники XX в.). Этот материал можно предложить ученикам в рамках углубленного изучения курса.

Третий раздел первой части посвящен истории католичества. В нем рассказывается об организации, вероучении, догматах и обрядах Католической церкви, об истории возникновения и развития Католической церкви в Западной Европе. В отдельном параграфе прослеживается история католичества в России.

В четвертом разделе освещается история протестантизма с XVI в. до нашего времени. В рамках раздела рассказывается о предпосылках и причинах Реформации, об основах протестантского вероучения, о распространении протестантизма в Европе и Америке и его развитии вплоть до наших дней. Заключительный параграф раздела посвящен истории протестантизма в России в XVI — начале XX в., в СССР и Российской Федерации.

В целом содержание первой части охватывает 34 параграфа. Наиболее подробно в ней представлены история и вероучение христианства, в особенности православия, преобладающего на территории нашей страны. Католичество и протестантизм представлены обзорно, но при этом материал учебника обеспечивает получение четкого и полного представления об их основных особенностях.

В 10 классе предлагается изучать материал первого и второго разделов, которые охватывают времена первых христиан и историю и вероучение православия.

Вторая часть учебника — «Ислам» — охватывает 3 параграфа, в которых содержатся исчерпывающие сведения об истории и вероучении ислама, распространении ислама и истории ислама в России.

В третьей части учебника — «Иудаизм», — состоящей также из 3 параграфов, говорится об истоках иудаизма, основных принципах и понятиях иудаизма, об основах вероучения. Рассматривается также история иудаизма в России.

Часть четвертая — «Буддизм» — содержит 4 параграфа, в которых освещены основные положения этой религии: жизнь и учение Будды Шакьямуни, вероучение буддизма, особенности основных направлений буддизма. Говорится и об историческом развитии буддизма от возникновения до наших дней, о современном состоянии этой религии. Отдельный параграф посвящен истории буддизма в России.

В 11 классе учебное время в рамках курса отводится на изучение истории двух ветвей христианства — католичества, протестантизма, а также ислама, иудаизма и буддизма. В ходе обобщающего повторения осуществляется не только закрепление и проверка знаний, полученных школьниками в течение года, но и актуализация знаний по истории православия. Кроме того, после изучения основного материала рекомендуется посвятить урок рассмотрению современной нормативно-правовой базы существования религий и функционирования религиозных институтов нашей страны. Соответствующий учебный материал учителю будет нетрудно подобрать самостоятельно.

Завершить изучение курса «История религий» целесообразно итоговым повторением. Следует отметить, что в тематическом планировании предусмотрено наличие повторительно-обобщающих уроков и уроков итогового повторения и контроля (всего 14 ч — 3 ч в 10 классе и 11 ч в 11 классе). Это учебное время по усмотрению учителя может использоваться не только для повторения пройденного, но и для углубленного изучения отдельных техМ или выполнения творческих, исследовательских заданий (эссе, рефератов, докладов), организации семинаров и круглых столов.

Формы и методы реализации программы

Учителю, ведущему занятия по курсу «История религий», необходимо помнить, что учебный материал следует преподносить учащимся в ненавязчивой форме. В преподавании курса допускается использование традиционных для гуманитарных дисциплин видов учебных занятий: урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок — закрепление материала.

Предполагается организация текущего и итогового контроля усвоения учебного материала. Главное при этом — не допустить, чтобы контроль оказался проверкой убеждений, а не знаний школьника. Критерием же оценки должен быть прежде всего интерес учащихся к преподаваемому предмету. Данная программа и тематическое планирование составлены с учетом этих требований.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 ч)

10 класс (34 ч)

Введение. История религий — часть истории человечества

(1 ч)

Определение религии. Вера в сверхъестественное — важнейший признак религии. Ранние формы религии. Политеизм и монотеизм. Религиозные воззрения в Древнем Египте, Древней Греции и в Древнем Риме. Роль религии в мировой истории и культуре.

Основные термины и понятия: религия, тотемизм, анимизм, загробный мир, погребальные культы, магия, шаманизм, политеизм, язычество, монотеизм.

Те м а 1. Христианство во всемирной истории

(5 ч)

Истоки христианства. На пороге христианской эпохи. Священные книги Нового Завета. Евангельская история. Христиане в период гонений. Устройство ранней Церкви. Апологеты. Христианская Церковь в IV—X вв. Миланский эдикт. Христианская империя Константина Великого. Монашество. Вселенские соборы. Отцы Церкви. Разделение христианских Церквей. Поместные православные церкви.

Основные термины и понятия: Библия, Ветхий Завет, Мессия, Христос, Евангелие, канон, апокриф, таинство, крещение, евхаристия (причащение), Церковь, епископ, пресвитер, монашество, апологет, ересь, Вселенские соборы, патриарх, Отцы Церкви, католичество, православие, автокефалия, поместная церковь.

Те м а 2. Православная вера (5 ч)

Вероучение православия. Символ веры. Храмы и святыни. Базилика, крестово-купольный храм. Устройство храма. Православная икона. Таинства и обряды Православной Церкви: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, венчание, таинство священства, елеосвящение (соборование). Степени священства. Богослужение и праздники. Суточный круг богослужений. Седмичный круг богослужений. Годовой круг богослужений. Божественная литургия. Православные праздники (неподвижные, переходящие, двунадесятые, великие, средние, малые).

Основные термины и понятия: Священное Писание, Священное Предание, догмат, Святая Троица, ипостась, храм, базилика, крестово-купольный храм, алтарь, Святой престол, иконостас, Царские врата, амвон, клирос, диакон, иерей (священник), епископ, митрополит, патриарх, круг богослужений, вечерня, утреня, литургия, двунадесятый праздник, великий праздник, Пасха Господня, Рождество Христово, Святки, Масленица, пост.

Тема 3. Православие в Киевской Руси (4 ч)

Христианизация Европы и Русь. Язычество восточных славян. Принятие Русью христианства. Начало русской святости и зарождение православной культуры. Борис и Глеб — первые русские святые. Святые Древней Руси. Ярослав Мудрый. Митрополит Иларион. Начало русского иночества. Киево-Печерский монастырь и зарождение монашества.

Основные термины и понятия: христианизация, Крещение Руси, язычество, посольства о вере, оглашение, энколпион, канонизация, Киево-Печерский патерик.

Те м а 4. Православие в Московской Руси (8 ч)

Андрей Боголюбский. Александр Невский. Русь и Орда. Складывание Московской Руси и православие. Возвышение

Москвы и Церковь. Автокефальная Русская Церковь. Теория «Москва — Третий Рим». Сергий Радонежский. Иосифляне и нестяжатели. Русская Церковь при Иване Грозном. Митрополит Макарий. Сборник «Четьи-Минеи». Стоглавый собор. Митрополит Филипп. Учреждение патриаршества. Русская Церковь в XVII в. Смутное время и раскол. Старообрядчество.

Основные термины и понятия: схима, иосифляне, нестяжатели, Четьи-Минеи, Стоглавый собор, раскол, старообрядчество.

Тем а 5. Синодальный период истории Русской Церкви (3 ч)

Реформы Петра I и подчинение Церкви государству. Предпосылки церковной реформы. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Синода. Секуляризация церковных земель. Старчество. Паисий Величковский, Серафим Саровский, оптинские старцы. Церковь и общество в XIX в. Религиозное возрождение начала XX в.

Основные термины и понятия: Святейший Синод, обер-прокурор, секуляризация, старчество, религиозное возрождение.

Те м а 6. Русская Православная Церковь в XX — начале XXI в.

(6 ч)

Революционные потрясения и Церковь. Восстановление патриаршества. Православное осмысление социалистической революции и Гражданской войны. Гонения на Церковь. Новому- ченики и исповедники. Русская Православная Церковь в Великой Отечественной войне. Религиозно-патриотический подъем. Русские патриархи XX в. Церковная эмиграция. Карло- вацкий собор. Церковная эмиграция после Второй мировой войны.

Основные термины и понятия: обновленчество, Карловацкий собор.

Итоговое повторение и обобщающий контроль (2 ч)

11 класс (34 ч)

Повторение и актуализация знаний по темам: «Христианство во всемирной истории» и «Православие и Россия» (4 ч)

Тема 3. Католичество (5 ч)

Догматы и обряды Католической церкви. Догматы о филио- кве, чистилище, непорочном зачатии Девы Марии, о непогрешимости папы в делах веры. Церковная организация. История возникновения и развития Католической церкви. Русь и католики в IX—XVII вв. Католицизм в Российской империи. Католичество в Советском Союзе и современной России.

Основные понятия: филиокве, Римская курия, папа римский, кардинал, конклав, целибат, месса, литургия слова, евхаристическая литургия, адвент, учение о двух мечах, катехизация, инквизиция, Авиньонское пленение, Великая схизма, уния.

Те м а 4. Протестантизм (5 ч)

Причины Реформации. Начало Реформации. Основы протестантского вероучения. Особенности вероучения и культа. Учение о спасении личной верой. Принцип священства всех верующих. Исключительный авторитет Библии. Распространение протестантизма в Европе и Америке. Основные протестантские церкви. Протестантизм в России в XVI — начале XX в. Протестантизм в СССР и в современной России.

Основные понятия: Реформация, индульгенция, спасение только верой, принцип «только Писание», спасение только Божественной благодатью, символические книги, лютеранство, цвин- глианство, анабаптизм, Аугсбургское исповедание, Аугсбургский религиозный мир, миссионерство, пацифизм, радикальная Реформация, меннониты, кальвинизм, гугенот, англиканство, пуритане, баптизм, методизм.

Те м а 5. Ислам (6 ч)

Жизнь пророка Мухаммада. Вероучение ислама и мусульманские обряды. Коран — главная священная книга мусульман. Течения в исламе. Мусульманский календарь и мусульманские праздники. Распространение ислама. Ислам в России.

Основные понятия: Аллах, ислам, мусульманство (магометанство), Коран, сура, аят, Сунна, шариат, мазхаб, умма, пророк, «пять столпов» ислама, намаз, закят, рамадан, хадж, суннизм, шиизм, суфизм, хиджра, мечеть, муфтий, кадий, Центральное духовное управление мусульман России.

Те м а 6. Иудаизм (5 ч)

Истоки иудаизма. Народ Израиля. Историческое предание. Патриархи. Основные принципы и понятия иудаизма. Священные тексты иудаизма (Танах и Талмуд). Культ, обряды и праздники в иудаизме (религиозная организация, синагога, иудейский календарь, важнейшие иудейские праздники, правила, регулирующие питание, обряды жизненного цикла).

Иудаизм в России: от Древней Руси до начала XX в. Возникновение и распространение хасидизма. Иудаизм в СССР и в современной России.

Основные понятия: авраамическая религия, мицва (заповедь), галаха, раввин, Танах, Тора, Талмуд, ортодоксальный иудаизм, хасидизм, неортодоксальный иудаизм, реформистский иудаизм, консервативный иудаизм, синагога, хедер, шабат, Песах, агада, Ханука, Пурим, кашрут, гиюр, бармицва.

Те м а 7. Буддизм (6 ч)

Жизнь Будды Шакьямуни. Вероучение буддизма. «Три Драгоценности» буддизма. Четыре благородные истины буддизма. Ахимса. Основные направления буддизма — Малая колесница (хинаяна), Великая колесница (махаяна), Алмазная колесница (ваджраяна). Буддийский культ. Историческое развитие буддизма от возникновения до начала XX в. (в Индии, Средней Азии, Китае, Японии, на Тибете и на территории Монголии). Современное состояние буддизма (численность буддистов в современном мире, современные тенденции развития). Буддизм в России.

Основные понятия: карма, сансара, нирвана, ахимса, хинаяна, махаяна, ваджраяна, боддхисатва, тантра, ступа, чань-буддизм (дзен-буддизм), ламаизм, мантра, тхеравада, хурул, дацан, далай- лама, панчен-лама.

Правовое положение религий и функционирование религиозных организаций в современной России (1ч)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса «История религий» для 10-11 классов составлена на основе учебного пособия «История религий» iconПрограмма курса «История религий» для 10-11 классов составлена на...
Без знаний в этой области, базирующихся на научной основе, невозможно воспитание веротерпимости, уважения к традициям и обычаям народов...
Программа курса «История религий» для 10-11 классов составлена на основе учебного пособия «История религий» icon«история религий»
Умкд «История религий» составлен на основе гос впо по специальности (050706 по оксо) «Педагогика и психология», утвержденному 31...
Программа курса «История религий» для 10-11 классов составлена на основе учебного пособия «История религий» iconИ. Б. Муравьев история мировых религий
Муравьев И. Б. История мировых религий: Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности...
Программа курса «История религий» для 10-11 классов составлена на основе учебного пособия «История религий» iconПрограмма курса по выбору гсэ «История мировых религий» соответствует...
Курс «История мировых религий» является одной из общепрофессиональных дисциплин
Программа курса «История религий» для 10-11 классов составлена на основе учебного пособия «История религий» iconТематическое планирование факультатива «История мировых религий» в 10 классе 34 часа
История религий: Учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Ооо «тид «Русское...
Программа курса «История религий» для 10-11 классов составлена на основе учебного пособия «История религий» iconДисциплина б в «История стран Центральной и Восточной Европы»
Познакомить студентов с историей мировых религий и базовыми сведениями по теории религий
Программа курса «История религий» для 10-11 классов составлена на основе учебного пособия «История религий» iconРешение педсовета протокол №1 от «28»
Программа разработана на основе программы «История религий» под редакцией В. М. Лавров, Т. Д. Стецюра, для 10—11 классов общеобразовательных...
Программа курса «История религий» для 10-11 классов составлена на основе учебного пособия «История религий» iconПрограмма дисциплины «История мировых религий»
Вводную часть, которая содержит общие сведения о природе религиозных верований; степени распространения различных религий в современном...
Программа курса «История религий» для 10-11 классов составлена на основе учебного пособия «История религий» iconРабочая программа дисциплины «История и теория религий»
Рабочая программа предназначена для студентов гуманитарных специальностей. Основное внимание в программе обращено на раскрытие важнейших...
Программа курса «История религий» для 10-11 классов составлена на основе учебного пособия «История религий» iconПрограмма вступительного экзамена по программе для поступающих в...
Балтийский федеральный университет им. И. Канта на магистерскую программу «История художественной культуры и мировых религий»
Программа курса «История религий» для 10-11 классов составлена на основе учебного пособия «История религий» iconЛитература по курсу 19 Цель освоения дисциплины Цель освоения дисциплины...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Программа курса «История религий» для 10-11 классов составлена на основе учебного пособия «История религий» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Курс посвящен изучению проблемы происхождения религии, ранних форм верований и культа, автохтонных религий Австралии, Океании, Африки,...
Программа курса «История религий» для 10-11 классов составлена на основе учебного пособия «История религий» iconПрограмма элективного курса «История религий»
Моу «Основная общеобразовательная школа №6» Чистопольского муниципального района рт чебановой Людмилой Александровной
Программа курса «История религий» для 10-11 классов составлена на основе учебного пособия «История религий» iconИстория религий программа курса для студентов исторического факультета
История религии. Программа курса для студентов исторического факультета М.: Мгпу, 2004
Программа курса «История религий» для 10-11 классов составлена на основе учебного пособия «История религий» iconРабочая программа по дисциплине В. В история мировых религий
Ооп бакалавриата, куда входят основные единицы Гуманитарно-социа-льного и экономического цикла. С такими как «Философия», «История»,...
Программа курса «История религий» для 10-11 классов составлена на основе учебного пособия «История религий» iconРабочая программа по истории в 10 классе составлена на основе программы...
«История. История России и мира» авторов Н. В. Загладина, С. И. Козленко, Х. Т. Загладиной. М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2007,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск