Программа дисциплины «История мировых религий»





Скачать 423.77 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «История мировых религий»
страница1/3
Дата публикации19.04.2015
Размер423.77 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3
Министерство образования и науки России

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

"Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю:

зав.кафедрой

_______________________

Никифоров Ю.А.
Решение заседания

кафедры Протокол № __

«___» ___________2013 г.

Программа модуля

«ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ»

Специальность/направление подготовки:

Биология, экология, математика,

прикладная информатика, дизайн,

искусствоведение, худож. обр.,

туризм, психология, педагогика, журналистика,

юриспруденция
Квалификация:

бакалавр

Составители:

проф., д. филос. н. Аванесова Г.А.,

к. филолог.н., доцент Менделеева Д.С.

Москва-2013


Пояснительная записка
Программа дисциплины «История мировых религий» является первым модулем курса «История мировой культуры». Данная программа заключает в себе важнейшие разделы:

вводную часть, которая содержит общие сведения о природе религиозных верований; степени распространения различных религий в современном обществе; роли, генезисе и эволюции религии в жизни общества; соотношении науки и религии;

а также разделы, посвящённые:

истории первобытных верований и древних форм религии – религиям Древнего Египта, Греции и Рима,

религиозному комплексу Древнего и средневекового Китая, Японии;

догматам индуизма и буддизма;

а также авраамическим религиям – иудаизму, христианству, исламу;

верующим, религиозным организациям и исповедальной практике в современном мире;

межконфессиональным контактам и конфликтам в прошлом и настоящем;

соотношению религиозного познания и познания художественно, эстетического , а также научного;

соотношению мировых религий и современных деструктивных культов, сект;

религиозно-конфессиональным сообществам и межрелигиозным отношениям в России в прошлом и в настоящем.
Все это позволяет нацелить учебный материал на то, чтобы подготовить студентов к осознанию важной роли религии в жизни человеческих сообществ, культур и цивилизаций прошлого и настоящего времени; выработать у них уважительное отношение к религиозным представлениям представителей различных конфессий. Курс разработан на основе последних достижений отечественной науки в области религиоведения. При освещении материала составитель попытался учесть большое количество вышедших в последние годы пособий, развивающих как конфессиональный, так и нейтрально-феноменологический взгляд на природу религиозных верований; основным принципом при составлении курса являлась максимальная информативность и отсутствие оценочного подхода.
Основные цели и задачи курса
Цель настоящего курса состоит в том, чтобы кратко ознакомить студентов с историей развития, основными догматами традиционных мировых религий – буддизма, конфуцианско-даосского комплекса, христианства, иудаизма, ислама, а также деятельностью современных религиозных культов; донести до них важность роли религии в жизни современного общества, а также добиться от них умения применять полученные знания в педагогической деятельности и повседневной практике. Эти цели достигаются путём решения в рамках курса следующих задач:

1. анализ современных представлений о природе религиозных верований, месте религии в человеческом мировоззрении, взаимоотношениях религии и науки, религии и мифологии;

2. реконструкция и анализ природы основных первобытных верований – тотемизма, фетишизма, анимизма, динамизма, и магии; элементов этих верований в современном массовом сознании и повседневной практике;

3. реконструкция и анализ пантеона и основных мифологических сюжетов различных цивилизаций древности – Древнего Египта, Древней Греции и Рима;

4. рассмотрение религиозных комплексов в Древнем Китае и Древней Индии и дошедших до нашего времени буддизма и конфуцианско-даосского комплекса;

5. анализ истории формирования и основных догматов традиционных мировых религий - христианства, иудаизма, ислама; их роли в развитии культур европейских стран и культур арабо-мусульманского мира;

6. рассмотрение состояния веры и деятельности религиозных организаций в современном мире;

7. анализ межконфессиональных контактов и конфликтов в прошлом и настоящем;

8. анализ соотношения религиозного познания и познания художественно, эстетического, а также научного; соотношению мировых религий и современных деструктивных культов, сект;

9. рассмотрение религиозно-конфессиональных сообщества и межрелигиозных отношений в России в прошлом и в настоящем.

10. выработка у студентов умения использовать полученные в ходе курса знания в своей будущей профессиональной деятельности гуманитарного характера; развитие у них способностей анализировать и излагать материал данной дисциплины с объективно-теоретических, социокультурных и личностных позиций.

Требования к уровню освоения дисциплины: в результате освоения лекционного материала, практических и семинарских занятий, а также удовлетворительных оценок промежуточного (выполнение контрольных заданий, практических заданий, выступлений на семинарах) и итогового (зачет) контроля студенты обязаны знать важнейшие понятия, тематику курса, теоретические основы данной дисциплины, содержание догматики традиционных мировых религий.

Уметь различать культурные признаки, свойства поведения, духовные ценности, которые характерны для адептов традиционных мировых религий, а также распознавать представителей современных деструктивных культов.

Владеть представлениями о религии как особой области человеческого сознания, терминологией для описания догматов традиционных мировых религий и современных деструктивных культов; навыками ведения толерантного диалога с представителями различных конфессий.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала. Отбор материала основан на принципах, во-первых, системности и целостности религиоведческого знания, во-вторых, необходимости и достаточности этих знаний для специалистов гуманитарного профиля (педагогов, работников культурных учреждений, журналистов и др.), в-третьих, актуальности ряда религиоведческих проблем в современном мире в условиях глобальных взаимодействий сторонников разных конфессиональных сообществ. Системообразующим при этом выступает принцип пригодности теоретических знаний для специалиста гуманитарного профиля. Сравнивая догматику и нравственные нормы различных религий, студенты параллельно осознают значимость религиозного фактора в современном обществе и знакомятся с практикой современного межконфессионального диалога и сотрудничества. Все указанное позволяет нацелить учебный материал на осознанное отношение к религиозным верованиям разных народов и цивилизаций, с одной стороны, с другой – практическое использование этого знания в профессиональной практике, в социальных отношениях и в своей жизни.

Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, в процессе посещения музеев или исторических комплексов, а также в ходе самостоятельной работы студентов. Программа включает тематику лекций, планы практических занятий, темы рефератов, тестовые задания, вопросы к зачету, список рекомендуемой литературы.
Объем в ЗЕ: 1 кредит
Время изучения: курс 1 семестр 1

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: мировая история; отечественная история.

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: История мировых культур и цивилизаций (2 модуль), Российская культура и искусство

Групповая принадлежность ОМ: общекультурный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

К.1.Знание исторических вех мировых религий, важнейших социально-организационных, институциональных, духовных характеристик, взаимосвязей и конфликтов религиозных сообществ в синхронном и диахронном аспектах.

К.2. Понимание специфики и роли ведущих мировых религий (авраамических, неавраамических) в социально-политической, экономической, семейной, художественно-эстетической сферах деятельности современного человека.

К.3. Понимание ценностно-мировоззренческих доминант, определяющих специфику, основные характеристики ведущих мировых религий, их понимание картины мира, человека, его души, его земного и посмертного существования, моральных принципов и др.
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

Понимание специфики своей профессии в контексте современного мирового развития.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Содержание модуля преимущественно распределено между лекционной и практической частями по принципу дополнения, когда практические занятия не дублируют лекции. Аудиторная работа предполагает следующее сочетание:

- традиционные формы обучения (лекции, семинары, доклады и т.д.);

- активные методы обучения (проблемные лекции, дискуссии, круглый стол, посещение религиозного храма или монастырского комплекса);

- формы обучения с использованием технических средств / информационных технологий (мультимедийные лекции, видеоматериалы, презентации);

- самостоятельная работа студентов, включающая самостоятельное освоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, подготовку к семинарским занятиям, текущему / рубежному и итоговому формам контроля и т.п.

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: устный и письменный опрос, тестовые задания (с однозначными и многозначными видами ответа, с установлением последовательности).

2 уровень сложности: конспектирование, аннотирование, реферирование, тезирование.

3 уровень сложности: историко-культурный анализ, доклад, презентация, эссе, обучающие упражнения (имитация поведения в познавательно-игровых ситуациях, имитирующих реальные ситуации межконфессионального взаимодействия).
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер
Технологическая карта образовательного модуля

Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль


К.1.


Тема 1

Формы первобытных верований. Религии Древнего мира (Египет, Междуречье, Др. Греция, Др.Рим.)

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (тестирование, конспектирование, тезиро-вание)





Рабочая тетрадь

Устный опрос, проверка рабочей тетради

К.2.



Задания 2 и 3 уровня сложности

(реферирование, доклад)

Рабочая тетрадь

Устный опрос, реферат1, проверка рабочей тетради

К.3.





Рабочая тетрадь

Устный опрос, доклад,


К.1.



Тема 2.

Индуизм, буддизм, конфуцианско-даосский комплекс.


Конспекты, презента-ции, видео-фильмы, мультимедийные программы


Задания 1 и 2 уровня сложности (тестирование, аннотирова-ние,)




Рабочая тетрадь

Тестирование, проверка рабочей тетради

К.2.


Задания 2 и 3 уровня сложности (историко-культурный анализ, доклад, презентация, реферирование)

Рабочая тетрадь

Устный опрос, реферат, проверка рабочей тетради

К.3.





Рабочая тетрадь

Работа на семинаре, проверка рабочей тетради

К.1.


Тема 3.

Иудаизм. Христианство: догматическая основа и разное видение мира и человека в православии, католичестве, протестантизме.

Конспекты, презента-ции, видео-фильмы, мультимедийные программы

Задания 1 и 2 уровня сложности (тестирование, конспектирование, реферирование)




Рабочая тетрадь

Работа на семинаре, проверка рабочей тетради

К.2.


Задания 2 и 3 уровня сложности (историко-культурный анализ, доклад, презентация, эссе)



Рабочая тетрадь

Письменный опрос, проверка рабочей тетради


К.3.






Рабочая тетрадь

Работа на семинаре, проверка рабочей тетради


К.1.


Тема 4.

Ислам: традиционные направления и новые формы в современном мире

Конспекты, презента-ции, видео-фильмы, мультимедийные программы



Задания 1 и 2 уровня сложности (тестирование, конспектирование, тезирование)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь

Тестирование, проверка рабочей тетради

К.2.


Задания 2 и 3 уровня сложности (историко-культурный анализ, доклад, презентация)

Рабочая тетрадь

Письменный опрос, проверка рабочей тетради

К.3.





Рабочая тетрадь

Работа на семинаре, проверка рабочей тетради

К.1.



Тема 5. Религиозно-конфессиональные в России в прошлом и в настоящем


Конспекты, презента-ции, видео-фильмы, мультимедийные программы

Задания 1 и 2 уровня сложности (тестирование, структурирование проблемы, конспектирование, рефери-рование)




Рабочая тетрадь

Тестирование, устный опрос, проверка рабочей тетради


К.2.



Задания 2 и 3 уровня сложности (историко-культурный анализ, доклад, эссе, обучающие упражнения)


Рабочая тетрадь

Проверка реферата, рабочей тетради, письменный опрос

К.3.





Рабочая тетрадь

Проверка эссе, имитация поведения в ситуациях межцивилизационных взаимодействий
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «История мировых религий» iconПрограмма курса по выбору гсэ «История мировых религий» соответствует...
Курс «История мировых религий» является одной из общепрофессиональных дисциплин
Программа дисциплины «История мировых религий» iconЛитература по курсу 19 Цель освоения дисциплины Цель освоения дисциплины...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Программа дисциплины «История мировых религий» iconИ. Б. Муравьев история мировых религий
Муравьев И. Б. История мировых религий: Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности...
Программа дисциплины «История мировых религий» iconДисциплина б в «История стран Центральной и Восточной Европы»
Познакомить студентов с историей мировых религий и базовыми сведениями по теории религий
Программа дисциплины «История мировых религий» iconТематический план учебной дисциплины «Сравнительная история мировых религий»

Программа дисциплины «История мировых религий» iconРабочая программа дисциплины «История и теория религий»
Рабочая программа предназначена для студентов гуманитарных специальностей. Основное внимание в программе обращено на раскрытие важнейших...
Программа дисциплины «История мировых религий» iconПрограмма вступительного экзамена по программе для поступающих в...
Балтийский федеральный университет им. И. Канта на магистерскую программу «История художественной культуры и мировых религий»
Программа дисциплины «История мировых религий» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Курс посвящен изучению проблемы происхождения религии, ранних форм верований и культа, автохтонных религий Австралии, Океании, Африки,...
Программа дисциплины «История мировых религий» iconРабочая программа по дисциплине В. В история мировых религий
Ооп бакалавриата, куда входят основные единицы Гуманитарно-социа-льного и экономического цикла. С такими как «Философия», «История»,...
Программа дисциплины «История мировых религий» iconТематическое планирование факультатива «История мировых религий» в 10 классе 34 часа
История религий: Учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Ооо «тид «Русское...
Программа дисциплины «История мировых религий» iconУчебно-методический комплекс материалов к курсу «история мировых религий»
«профессиональных дисциплин» по специальности/направлению 020700 «История», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным...
Программа дисциплины «История мировых религий» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11. История мировых религий
Автор программы: Бардилева Ю. П., доцент кафедры истории, кандидат исторических наук
Программа дисциплины «История мировых религий» icon«история религий»
Умкд «История религий» составлен на основе гос впо по специальности (050706 по оксо) «Педагогика и психология», утвержденному 31...
Программа дисциплины «История мировых религий» iconРабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления...
Древнем Китае и Древней Индии и дошедших до нашего времени буддизма и конфуцианско-даосского комплекса
Программа дисциплины «История мировых религий» iconРабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления...
Древнем Китае и Древней Индии и дошедших до нашего времени буддизма и конфуцианско-даосского комплекса
Программа дисциплины «История мировых религий» iconПрограмма курса «История религий» для 10-11 классов составлена на...
Без знаний в этой области, базирующихся на научной основе, невозможно воспитание веротерпимости, уважения к традициям и обычаям народов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск