Рабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления подготовки 030900 Юриспруденция





Скачать 128.89 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления подготовки 030900 Юриспруденция
Дата публикации13.04.2015
Размер128.89 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"



"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Истории, философии и культурологии

Ярыгин Д.В.

Никифоров Ю.А.

______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № от ___________ 2013 г.


Рабочая программа по дисциплине

«История мировых религий»

для направления подготовки 030900 Юриспруденция
(квалификация (степень «бакалавр»)

Составитель:

А.М. Черныш

Кандидат философских наук, доцент

Москва 2013

Основные цели и задачи модуля
Цель настоящего модуля состоит в том, чтобы кратко ознакомить студентов с историей развития, основными догматами традиционных мировых религий – буддизма, конфуцианско-даосского комплекса, христианства, ислама, а также деятельностью современных религиозных культов; донести до них важность роли религии в жизни современного общества, а также добиться от них умения применять полученные знания в педагогической деятельности и повседневной практике. Эти цели достигаются путём решения в рамках модуля следующих задач:

1. анализ современных представлений о природе религиозных верований, месте религии в человеческом мировоззрении, взаимоотношениях религии и науки, религии и мифологии;

2. реконструкция и анализ природы основных первобытных верований – тотемизма, фетишизма, анимизма, динамизма, и магии; элементов этих верований в современном массовом сознании и повседневной практике;

3. реконструкция и анализ пантеона и основных мифологических сюжетов различных цивилизаций древности – Древнего Египта, Древней Греции и Рима;

4. рассмотрение религиозных комплексов в Древнем Китае и Древней Индии и дошедших до нашего времени буддизма и конфуцианско-даосского комплекса;

5. анализ истории формирования и основных догматов традиционных мировых религий - христианства, иудаизма, ислама; их роли в развитии культур европейских стран и культур арабо-мусульманского мира;

6. рассмотрение состояния веры и деятельности религиозных организаций в современном мире;

7. анализ межконфессиональных контактов и конфликтов в прошлом и настоящем;

8. анализ соотношения религиозного познания и познания художественно, эстетического , а также научного; соотношению мировых религий и современных деструктивных культов, сект;

9. рассмотрение религиозно-конфессиональных сообщества и межрелигиозных отношений в России в прошлом и в настоящем.

10. выработка у студентов умения использовать полученные в ходе курса знания в своей будущей профессиональной деятельности гуманитарного характера; развитие у них способностей анализировать и излагать материал данной дисциплины с объективно-теоретических, социокультурных и личностных позиций.

Требования к уровню освоения модуля: в результате освоения лекционного материала, практических и семинарских занятий, а также удовлетворительных оценок промежуточного (выполнение контрольных заданий, практических заданий, выступлений на семинарах) и итогового (зачет) контроля студенты обязаны знать важнейшие понятия, тематику курса, теоретические основы данной дисциплины, содержание догматики традиционных мировых религий.

Уметь различать культурные признаки, свойства поведения, духовные ценности, которые характерны для адептов традиционных мировых религий, а также распознавать представителей современных деструктивных культов.

Владеть представлениями о религии как особой области человеческого сознания, терминологией для описания догматов традиционных мировых религий и современных деструктивных культов; навыками ведения толерантного диалога с представителями различных конфессий.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала. Отбор материала основан на принципах, во-первых, системности и целостности религиоведческого знания, во-вторых, необходимости и достаточности этих знаний для специалистов гуманитарного профиля (педагогов, работников культурных учреждений, журналистов и др.), в-третьих, актуальности ряда религиоведческих проблем в современном мире в условиях глобальных взаимодействий сторонников разных конфессиональных сообществ. Системообразующим при этом выступает принцип пригодности теоретических знаний для специалиста гуманитарного профиля. Сравнивая догматику и нравственные нормы различных религий, студенты параллельно осознают значимость религиозного фактора в современном обществе и знакомятся с практикой современного межконфессионального диалога и сотрудничества. Все указанное позволяет нацелить учебный материал на осознанное отношение к религиозным верованиям разных народов и цивилизаций, с одной стороны, с другой – практическое использование этого знания в профессиональной практике, в социальных отношениях и в своей жизни.

Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, в процессе посещения музеев или исторических комплексов, а также в ходе самостоятельной работы студентов. Программа включает тематику лекций, планы практических занятий, темы рефератов, тестовые задания, вопросы к зачету, список рекомендуемой литературы.
Объем в ЗЕ: 1 кредита
Время изучения: курс 1 семестр 1

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: мировая история; отечественная история.

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: История мировых культур и цивилизаций (2 модуль), Российская культура и искусство

Групповая принадлежность ОМ: общекультурный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

К.1.Знание исторических вех мировых религий, важнейших социально-организационных, институциональных, духовных характеристик, взаимосвязей и конфликтов религиозных сообществ в синхронном и диахронном аспектах.

К.2. Понимание специфики и роли ведущих мировых религий (авраамических, неавраамических) в социально-политической, экономической, семейной, художественно-эстетической сферах деятельности современного человека.

К.3. Понимание ценностно-мировоззренческих доминант, определяющих специфику, основные характеристики ведущих мировых религий, их понимание картины мира, человека, его души, его земного и посмертного существования, моральных принципов и др.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

Понимание специфики своей профессии в контексте современного мирового развития.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Содержание модуля преимущественно распределено между лекционной и практической частями по принципу дополнения, когда практические занятия не дублируют лекции. Аудиторная работа предполагает следующее сочетание:

- традиционные формы обучения (лекции, семинары, доклады и т.д.);

- активные методы обучения (проблемные лекции, дискуссии, круглый стол, посещение религиозного храма или монастырского комплекса);

- формы обучения с использованием технических средств / информационных технологий (мультимедийные лекции, видеоматериалы, презентации);

- самостоятельная работа студентов, включающая самостоятельное освоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, подготовку к семинарским занятиям, текущему / рубежному и итоговому формам контроля и т.п.

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: устный и письменный опрос, тестовые задания (с однозначными и многозначными видами ответа, с установлением последовательности).

2 уровень сложности: конспектирование, аннотирование, реферирование, тезирование.

3 уровень сложности: историко-культурный анализ, доклад, презентация, эссе, обучающие упражнения (имитация поведения в познавательно-игровых ситуациях, имитирующих реальные ситуации межконфессионального взаимодействия).
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер
Технологическая карта образовательного модуля

Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль


К.1.


Тема 1

Формы первобытных верований. Религии Древнего мира (Египет, Междуречье, Др. Греция, Др.Рим.)

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (тестирование, конспектирование, тезиро-вание)





Рабочая тетрадь

Устный опрос, проверка рабочей тетради

К.2.



Задания 2 и 3 уровня сложности

(реферирование, доклад)

Рабочая тетрадь

Устный опрос, реферат1, проверка рабочей тетради

К.3.





Рабочая тетрадь

Устный опрос, доклад,


К.1.



Тема 2.

Индуизм, буддизм, конфуцианско-даосский комплекс.


Конспекты, презента-ции, видео-фильмы, мультимедийные программы


Задания 1 и 2 уровня сложности (тестирование, аннотирова-ние,)




Рабочая тетрадь

Тестирование, проверка рабочей тетради

К.2.


Задания 2 и 3 уровня сложности (историко-культурный анализ, доклад, презентация, реферирование)

Рабочая тетрадь

Устный опрос, реферат, проверка рабочей тетради

К.3.





Рабочая тетрадь

Работа на семинаре, проверка рабочей тетради

К.1.


Тема 3.

Иудаизм. Христианство: догматическая основа и разное видение мира и человека в православии, католичестве, протестантизме.

Конспекты, презента-ции, видео-фильмы, мультимедийные программы

Задания 1 и 2 уровня сложности (тестирование, конспектирование, реферирование)




Рабочая тетрадь

Работа на семинаре, проверка рабочей тетради

К.2.


Задания 2 и 3 уровня сложности (историко-культурный анализ, доклад, презентация, эссе)



Рабочая тетрадь

Письменный опрос, проверка рабочей тетради


К.3.






Рабочая тетрадь

Работа на семинаре, проверка рабочей тетради


К.1.


Тема 4.

Ислам: традиционные направления и новые формы в современном мире

Конспекты, презента-ции, видео-фильмы, мультимедийные программы



Задания 1 и 2 уровня сложности (тестирование, конспектирование, тезирование)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь

Тестирование, проверка рабочей тетради

К.2.


Задания 2 и 3 уровня сложности (историко-культурный анализ, доклад, презентация)

Рабочая тетрадь

Письменный опрос, проверка рабочей тетради

К.3.





Рабочая тетрадь

Работа на семинаре, проверка рабочей тетради

К.1.



Тема 5. Религиозно-конфессиональные в России в прошлом и в настоящем


Конспекты, презента-ции, видео-фильмы, мультимедийные программы

Задания 1 и 2 уровня сложности (тестирование, структурирование проблемы, конспектирование, рефери-рование)




Рабочая тетрадь

Тестирование, устный опрос, проверка рабочей тетради


К.2.



Задания 2 и 3 уровня сложности (историко-культурный анализ, доклад, эссе, обучающие упражнения)


Рабочая тетрадь

Проверка реферата, рабочей тетради, письменный опрос

К.3.





Рабочая тетрадь

Проверка эссе, имитация поведения в ситуациях межцивилизационных взаимодействий


Объем модуля и виды учебной работы

зочная форма обучения набор 2012

Направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во аудит.

часов

Самост.

работа

Семестр


Факультет

ИППиСР Юриспруденция

История

мировых

религий

Лекции

2

16

3

Практические занятия

4

14

3

Итоговый контроль –

зачет


+




3

Общий объем часов по дисциплине - 36 час.


6


30






Содержание модуля




п/п

Наименование тем и разделов

Лекции

Пр.

занятия

Самост.

работа

1.

Формы первобытных верований. Религии Древнего мира (Египет, Междуречье, Др. Греция, Др. Рим.)




1

2

2.

Индуизм, буддизм, конфуцианско-даосский комплекс







4

3.

Христианство: догматическая основа и разное видение мира и человека в православии, католичестве, протестантизме

1

1

4

4

Ислам: традиционные направления и новые формы в современном мире

0,5




4

5.

Религиозно-конфессиональные сообщества в России в прошлом и в настоящем

0,5




4

6.

Межрелигиозные контакты и конфликты в прошлом, в современном мире




1

4

7.

Особенности познания человека в мире через религиозную веру и через художественное творчество







4

8.

Взаимоотношения религии и науки в современном мире




1

2

9.

Мировые религии и современные секты







2




Всего часов: 36

2

4

30




1 Студент делает 1 реферат в семестр. Тема выбирается студентом среди представленных в данном ОМ и согласовывается с преподавателем.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления подготовки 030900 Юриспруденция iconРабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления...
Древнем Китае и Древней Индии и дошедших до нашего времени буддизма и конфуцианско-даосского комплекса
Рабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления подготовки 030900 Юриспруденция iconПрограмма дисциплины «Уголовная политология» для направления 030900. 68 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей и ассистентов-аспирантов, ведущих данную дисциплину, студентов направления подготовки...
Рабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления подготовки 030900 Юриспруденция iconПрограмма дисциплины «История государства и права зарубежных стран»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, а также для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»...
Рабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления подготовки 030900 Юриспруденция iconПрограмма дисциплины «История права и государства зарубежных стран»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»...
Рабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления подготовки 030900 Юриспруденция iconИ. Б. Муравьев история мировых религий
Муравьев И. Б. История мировых религий: Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности...
Рабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления подготовки 030900 Юриспруденция iconПрограмма курса по выбору гсэ «История мировых религий» соответствует...
Курс «История мировых религий» является одной из общепрофессиональных дисциплин
Рабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления подготовки 030900 Юриспруденция iconПрограмма дисциплины «История политических и правовых учений» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....
Рабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления подготовки 030900 Юриспруденция iconРабочая программа дисциплины (модуля) Международное частное право...
Данная дисциплина относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла Б. 3 (Б3 Б. 18) направления подготовки 030900...
Рабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления подготовки 030900 Юриспруденция iconПрограмма дисциплины История правосознания, политической и правовой...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....
Рабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления подготовки 030900 Юриспруденция iconРабочая программа Учебной дисциплины сравнительное правоведение для...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления подготовки 030900 Юриспруденция iconПрограмма дисциплины «Криминология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция,...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция»...
Рабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления подготовки 030900 Юриспруденция iconПрограмма дисциплины «Юридическая социология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, а также для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»...
Рабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления подготовки 030900 Юриспруденция iconПрограмма дисциплины «История политической и правовой мысли зарубежных...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 68 “Юриспруденция”...
Рабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления подготовки 030900 Юриспруденция iconПрактикум для направления 030900. 68 «Юриспруденция» подготовки магистра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Рабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления подготовки 030900 Юриспруденция iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «Основы государства...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Рабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления подготовки 030900 Юриспруденция iconОсновная образовательная программа 030900. 62 Направление Юриспруденция
Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» составлена в соответствии с требованиями фгос впо направления подготовки 030900....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск