Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет
экономики и сервиса» ИНСТИТУТ ПРАВА КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ПРАВА
РИМСКОЕ ПРАВО
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030501.62 Направление Юриспруденция Форма обучения: очная
Владивосток
Издательство ВГУЭС
2014 ББК 65.052 Типовой план:
ЮП(ОФО)-2003-0.3080.
Учебная программа дисциплины «Римское право» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО специальности 030501.62 «Юриспруденция».
Предназначена для студентов специальности «Юриспруденция», очной формы обучения.
Составители: В.В.Сонин, доктор ист. наук, профессор кафедры теории и истории российского и зарубежного права ВГУЭС.
Утверждена на заседании кафедры теории и истории российского и зарубежного права от 26.06.2003 года, протокол №12, в редакции 2014 года, протокол № 10 от 21 мая 2014 года.
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института права и управления ВГУЭС. ©
Издательство Владивостокского государственного университета
экономики и сервиса, 2014
ВЕДЕНИЕ Римское право относится к величайшему и бесценному достоянию мировой культуры человеческой цивилизации.
Римляне были первыми в своём стремлении построить правовое государство. Поэтому правовому строительству власти Рима уделяли первостепенное внимание. Их опыт учит, что правовое государство невозможно построить без строгого и точного следования закону, без торжества законности. Риму удалось в глубокой древности создать совершенное и универсальное частное право, нормы которого регулировали имущественные отношения, основанные на частной собственности.
В массе конкретных отношений, возникающих между товаропроизводителями, римские юристы сумели выделить самые общие, абстрактные формы, благодаря чему римское право превратилось в наиболее совершенное право общества, основанное на частной собственности, на товарном производстве. Римское частное право с адекватным арсеналом тончайше разработанных фундаментальных понятий – универсальный регулятор частнособственнических отношений, одновременно – сдерживающий механизм их возможных отрицательных последствий, смягчающий столкновения между частной и публичной собственностью и обозначающий границы между ними.
Поэтому римское право было последовательно реципировано в период средневековья, в новое и новейшее время в Европе и в других зарубежных странах. Россия не осталась в стороне от римского права. Начиная с кодификации М.М.Сперанского, наблюдается заимствование римских юридических конструкций. В проектах гражданских уложений начала ХХ в. влияние частного римского права ещё более усилилось. В советский период нашей истории при составлении гражданских кодексов РСФСР 1922 и 1964гг. также были использованы, если не прямо, то косвенно, основные модели регулирования имущественных отношений, сложившиеся в римском классическом праве.
В наше время, когда в России происходят глубокие социально-экономические преобразования, характеризующиеся поворотом к частной собственности и рыночным отношениям, изучение римского частного права приобретает особое значение. При разработке нового Гражданского кодекса Российской Федерации были учтены конструкции некоторых гражданско- правовых институтов римского права, не известные российскому гражданскому праву советского периода или некоторые были представлены в усечённом виде: владение, сервитуты, эмфитевзис, суперфикций, ипотека и т.д.
Учебная программа дисциплины полностью соответствует требованиям ГОС ВПО ООП.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины Цель преподавания римского права - дать представление об основных
этапах развития римского права с до государственного периода до падения Римской империи.
Задачи дисциплины:
- создать базу у студента для изучения современных цивилистических наук;
- способствовать формированию у студента правосознания, правовой культуры и юридического (цивилистического) мышления;
- способствовать развитию у студентов навыков практического использования цивилистических знаний;
- прививать студентам умение толкования и комментирования римских правовых актов.
Римское частное право стало базой для формирования современных правовых систем, в том числе системы российского гражданского права. Поэтому, несмотря на то, что эта дисциплина не имеет прикладного значения, её изучение важно для каждого юриста, поскольку римское право закладывает основы правового мышления и правосознания, а также даёт юристу навыки владения юридической терминологией. Только специалист в области юриспруденции, способный обнаружить преемственность основных принципов римского права и их рецепцию в современных правовых системах, сможет в полной степени овладеть такими отраслями права, как гражданское право, торговое право, предпринимательское право, а также уголовное право, государственное право. Поэтому изучение дисциплины «Римское право» представляется весьма актуальным для студентов, изучающих юриспруденцию.
1.2. Основные виды занятий и особенности их проведения Объем и сроки изучения дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплин составляет 100 часов. Из них 49 часов – самостоятельной работы.
Промежуточная аттестация по курсу – Э (экзамен).
Занятия по предмету проводятся в следующих формах:
Лекция – формирует часть компетенций отвечающую за знание студента. Лекционные занятия проводятся в традиционных и инновационных формах, с применением современных активных технологий. В том числе, применяется технология «режима обратной связи», «проблемная лекция», «лекция с ошибкой», «лекция вдвоем» и т.п.
Практическое занятие – формирует часть компетенций, отвечающую за умение и владение студента. Практические занятия проводятся в традиционных и инновационных формах, с применением современных интерактивных технологий. В том числе, применяется технология деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, мастер классов экспертов, тренинги, Case-study, научные и профессиональные дискуссии и т.п.
Внеаудиторная работа – формирует компетенции владения студентов в традиционных и инновационных формах как-то: встреча с практиками (специалистами в области изучаемой дисциплины), мастер-классы и учебные практики.
1.3. Виды контроля и отчетности по дисциплине Контроль успеваемости студентов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний. Максимальная сумма начисляемых баллов равна 100 единицам.
1.3.1. Распределение баллов рейтинга успеваемости Раздел дисциплины
| Виды занятий
| Виды оценочных средств (всего 80 баллов)
| Баллы
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Раздел 1. | Аудиторная работа | Лекция | Участие в дискуссиях, обсуждениях проблемных вопросов, постановка перед лектором логически аргументированных вопросов по теме лекции | Каждая лекция 1 балл | Практическое занятие | Участие в контрольном опросе | 2 балла | Участие в ролевых, деловых играх | 4 баллов |
|
|
| Решение «кейс-стади» | 2 баллов | Защита презентаций | 2 балла | Участия в круглых столах (не более 1) | 5 баллов | Участие в тренингах | 3 баллов | Решение тестовых заданий (не более 1) | 5 баллов | Составление схем-таблиц | 1 балл | СРС | Подготовка к занятию | Выполнение индивидуальных заданий | 4 баллов | Подготовка научных статей | 7 баллов | Подготовка презентаций | 1 балл | Выполнение контрольной роботы (подготовка доклада) | 2 балла | Подготовка к лекции | - | Подготовка к практическому занятию | - | Раздел 2. | Аудиторная работа | Лекция | Участие в дискуссиях, обсуждениях проблемных вопросов, постановка перед лектором логически аргументированных вопросов по теме лекции | Каждая лекция 1 балл | Практическое занятие | Участие в контрольном опросе | 2 балла | Участие в ролевых, деловых играх | 4 баллов | |