Скачать 140.85 Kb.
|
Средства массовой информации играют огромную роль в жизни общества с самого момента их возникновения. С течением времени влияние СМИ распространилось на все сферы жизни и деятельности человека, начиная с экономики и политики, заканчивая частной жизнью граждан. Тема данного реферата предусматривает анализ функций Средств массовой коммуникации в условиях двух политических режимов – тоталитарного и демократического. Для начала следует хотя бы в общих чертах сравнить эти два общественно-политических строя, по сути своей практически друг другу противоположные, из самых основ которых вытекают и функции СМИ. Тоталитаризм – (от totalis - полный) - общественно-политический строй, характеризующийся полным контролем над всеми сферами жизни общества. В его основе лежит подавление личности, тотальное подчинение ее интересов интересам государства. Человек здесь – лишь «винтик», обеспечивающий бесперебойную работу отлаженного механизма. Для осуществления подобного взаимодействия, этой слаженной работы всех «шестеренок» необходима общая идеологическая база, абсолютно однородная. Именно поэтому в тоталитарном обществе существует постоянный централизованный контроль над всеми проявлениями человеческой жизни. Ханна Арендт утверждает1, что тоталитаризму присуща удивительная энергия, позволяющая привлекать толпу и элиту. Для привлечения же масс тоталитарные режимы используют другие методы (в частности пропаганду, о чем будет сказано ниже). Основные черты этого строя можно представить так:
Демократические принципы строятся на совершенно противоположных идеях. Во-первых, личность в демократических обществах занимает центральное положение, реализации ее интересов подчинена вся деятельность государства. Регламентация прав и обязанностей граждан осуществляется исключительно с целью обеспечить гражданам или группам граждан возможность реализовывать свои интересы, не ущемляя при этом чужие интересы. То есть вмешательство государства (теоретически) сводится к необходимому минимуму. Кроме того, в противоположность тоталитаризму, демократия основывается на полифонии мнений – она не может существовать в условиях господства одной идеологии. Плюрализм во всех областях жизни дает гражданам возможность участвовать в формировании государства, наиболее отвечающего их интересам, хотя бы в некоторой степени, в то время как в тоталитарных системах государство монологически, авторитарно диктует свою волю, что не является основой конструктивных преобразований.В современном мире средства массовой информации имеют ряд функций, среди которых можно выделить: ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ - является, пожалуй, важнейшей функцией СМИ, и возникла одной из первых. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ - проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников. Масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и неверные способы восприятия действительности, искажающие восприятие. ФУНКЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ - образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, политическая социализация означает усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности. ФУНКЦИЯ КРИТИКИ - осуществляется не только масс-медиа, но и оппозицией, а также специализированными институтами контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта - критическому рассмотрению подлежат и субъекты политики, и политические решения, и направления государственной политики, и сами СМИ. КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ - основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам. ФУНКЦИИ АРТИКУЛЯЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ - СМИ также выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять свои интересы. Некоторые ученые выделяют такие функции СМИ как ИННОВАЦИОННАЯ, проявляющаяся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; ОПЕРАТИВНАЯ - обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций; ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ. МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ - все рассмотренные выше политические функции СМИ объединены мобилизационной функцией или же прямо или косвенно способствуют ее осуществлению. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. Ведь без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не может правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов. СМИ позволяют ему выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики, правда, через призму своего собственного видения политической реальности. Однако эти основные функции претерпевают заметные изменения в процессе деятельности СМИ. Итак, вернемся к тоталитаризму. По мнению Ханны Арендт, пропаганда, один из основных методов взаимодействия власти с обществом, является лишь оборотной стороной той же медали, что и террор. В то же время автору видится принципиальная разница между пропагандой и идеологической обработкой – последняя направлена, как правило, внутрь страны, когда режим уже основательно закрепился, в качестве же инструмента внешней политики, как часть «психологической войны», используется мощная пропаганда. Тоталитарная пропаганда имеет свои особенности, методы, средства. Например, она подняла до невероятно высокого уровня технику производства лозунгов, особенно – в форме предсказания (тем самым, например, нацисты, снимали с себя ответственность за настоящее, апеллируя к будущему, к грядущим поколениям). Также пропаганда тоталитарных режимов всегда старалась опираться на научную базу, особенно в начале своего существования. Одним из излюбленных методов тоталитарной пропаганды был поиск заговоров по всему миру (к примеру, «всемирный еврейский заговор»), махинаций спецслужб и т.д. Отношение тоталитаризма к СМИ выражается в полной мере авторитарной теорией средств массовой информации. Данная теория является наиболее древней и ее можно кратко сформулировать следующим образом: «пресса является служанкой государства и обслуживает его интересы». Как уже говорилось ранее, роль группы выше роли личности, личность же может достигать поставленных перед ней целей только внутри государства. Для этого необходимо единство интеллектуальной деятельности, достигаемое осуществлением постоянного контроля. В знаменитой книге А.Гитлера «Mein Kampf» определяются основные черты тоталитарной пропаганды, являющейся одним из основных методов воздействия на массы: «Вся пропаганда должна быть доходчивой, и ее интеллектуальный уровень должен быть подстроен к уровню восприятия самого неинтеллектуального из тех, кому она адресована. <…> Способность масс к восприятию очень ограничена и их способность понимать очень мала. С другой стороны, у них огромная способность забывать. Раз это так, любая эффективная пропаганда должна сводиться всего к нескольким пунктам”2. Руководствуясь именно этими постулатами, СМИ в тоталитарном обществе должны осуществлять поддержку правительства и способствовать достижению им его конечных целей. На ранних стадиях существования режима СМИ, как правило, жестко подавляются с целью избежать критики правительства и других действий, направленных против власти. Однако позднее СМИ начинают рассматриваться совершенно с другой точки зрения – как тонкий инструмент пропаганды и идеологической обработки, одну из основ тоталитарного режима, укрепляющую его всеми доступными способами. А СМИ, как известно, имеет огромное влияние на аудиторию. Дело в том, что все известные истории методы контроля за средствами коммуникации оказывались не очень эффективными, или действовали только очень недолго (в разные времена это были выдача специальных “патентов” на издание, система лицензирования, практика судебных преследований). Зато гораздо более конструктивным оказалось активное участие государства в процессе коммуникации. Как известно, в годы правления нацистов к Геббельсу каждый день съезжались на “совещание” редакторы всех изданий, с тем чтобы получить четкие инструкции: о чем и как можно писать, а о чем упоминать вообще нельзя. Так осуществлялся надзор за СМИ. В Советском Союзе массовая коммуникация была неотъемлемой частью государства. В.Ленин писал, что газеты должны быть “коллективным пропагандистом, коллективным агитатором, ... коллективным организатором”3. Вот основные функции СМИ при советской власти. Поскольку для осуществления этих функций необходим тотальный контроль над прессой, прекратила свое существование частная собственность на средства массовой коммуникации (у нацистов она была сохранена). “Для распространения официальной истины государство наделяет себя исключительным правом … на средства убеждения. Государство и его представители руководят всеми средствами массовой информации – радио, телевидением, печатью”4. На протяжении всей советской истории СМИ занимались тем, что доносили до масс кремлевскую идеологию. Они служили инструментом для осуществления социальных изменений и социального контроля. Партия имеет право на «монопольное распоряжение средствами силового воздействия, гласности и пропаганды»5. Функция развлекательная была забыта средствами информации надолго, если и проявлялась, то только в тесной связке с пропагандистскими, идеологическими моментами, поскольку сначала “настоящий большевик”, а затем и “настоящий коммунист” были лишены права на отдых, расслабление – надо было все время быть настороже. Таким образом, средства массовой информации были полностью приспособлены к официальной идеологии, советского государств и советской “идеальной личности”. При этом основная идеологическая линия постоянно меняла направление, трансформировалась, и СМИ вынуждены были неотрывно следить за этими изменениями. Особенности положения СМИ в рамках советского строя таковы:
В целом же все функции СМИ в условиях советского режима легко свести к одной: способствовать продвижению рабочего класса и мирового коммунизма в классовой борьбе, поддержка и укрепление власти Советов. Функция получения прибыли, как и развлекательная, у прессы тоталитарных режимов отсутствует Так называемый старый авторитаризм (нацистские режимы) базировал свое взаимодействие с прессой в первую очередь на запрете, подавлении, в то время как советский режим, напротив, требовал от СМИ вполне определенных действий. В демократическом мире СМИ – не инструмент власти, а услуга, которая используется, как голос, выражающий социальные и общественные нужды. Отношение к средствам информации, основанное на демократических принципах, изначально сформировалось в так называемую либертарианскую теорию прессы. Она основывается на представлении о том, что человек – основа и двигатель цивилизации. Каждый имеет право отстаивать свою точку зрения, что позволяет вывести наиболее разумное решение из множества индивидуальных. С давних времен многие считают, что пресса, причем пресса свободная от цензуры и каких-либо ограничений, необходима, в первую очередь, для выработки в народном сознании представлений о том, что хорошо, а что плохо. Для того чтобы разобраться в этом сложном вопросе, писал еще Мильтон, необходимо иметь доступ ко всей информации. В демократических системах СМИ рассматриваются как источник информации и руководство к действию для зрелого человека. Также пресса должна участвовать в воспитании личности и следить, чтобы правительство не отклонялось от своего курса. Томас Джефферсон утверждал, что сила правительства не в подавлении критики, а, напротив, в ее использовании для улучшения собственной деятельности. С конца XVIII века пресса превратилась в важное средство общения с публикой, ее информирования о процессах, протекающих в политической сфере. Помимо информационной, большую роль в демократических СМИ играет функция развлекательная. Также завоеванием демократии является рекламная функция, вызванная необходимостью финансовой независимости. В идеале СМИ должны помогать в поисках истины, разрешении противоречий на основе всех фактов и мнений, следить за тем, чтобы правительство не переступало границ своей деятельности, служить инструментом внесудебного контроля над властью, быть «сторожевым псом демократии, всегда готовым обнаружить и разоблачить любой произвол или авторитарные действия»7. К примеру, в период выборов в круг функций СМИ входят освещение хода избирательной кампании, обеспечение гласности и открытости избирательных действий. В идеале же СМИ абсолютно независимы, не подвержены давлению со стороны заинтересованных структур. На деле же полную свободу СМИ не гарантирует никто. Также средства коммуникации должны принимать участие в обсуждении политических процессов, будущих преобразований, что позволяет выявить и исправить ошибки, скорректировать политику правительства. Кроме того, средства массовой информации способствуют развитию наук и искусств, стремятся улучшать (в идеале) вкус аудитории, прививать высокие стандарты повседневной жизни. Таким образом, либертарианская теория определяет задачи СМИ следующим образом:
Из либертарианской теории со временем вытекла теория социальной ответственности прессы. Она наследует шесть основных функций СМИ от либертарианской теории, однако смотрит на них с тех позиций, что средства информации обязаны контролировать себя сами с тем, чтобы не навредить аудитории. При этом экономическая функция не должна быть главной. Именно с появлением этой теории стали появляться первые этические журналистские кодексы, школы журналистов и т.п. Комиссия по вопросам свободы печати указала основные задачи средств коммуникации:
В наши дни СМИ часто воспринимаются как одно из мощнейших средств манипуляции общественным сознанием. В данном случае манипуляция – это способ господства путем духовного воздействия на людей, направляемого на психическую структуру человека, через программирование их поведения, осуществляемого скрытно и имеющего своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении8. СМИ являются главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на сознание общества. Фактически средства массовой информации являются зеркалом, в котором общество наблюдает все процессы своей жизни. Тем не менее, в этом зеркале предметы отображаются выборочно, и в поле зрения аудитории попадает лишь то, что оно соизволит отразить. Так определяется еще одна функция СМИ – отбор общественно значимых фактов, которые будут обсуждать в ближайшее время, проблем, которые будут решаться. СМИ также имеют очень мощную способность побуждать к действиям, однако в наши дни эта их функция уже не воспринимается как исключительно положительная: автор книги «Манипуляция сознанием» приводит множество примеров того, как средства информации воздействовали на детскую психику, провоцируя самые кровавые преступления. В первую очередь такое воздействие производит телевидение. С другой же стороны оно, наоборот, производит «убаюкивающий» эффект, переводит зрителя в состояние пассивного восприятия. В России в период перехода от коммунистической системы к демократии СМИ выполняли еще несколько важных функций. Во-первых, они генерировали форс-идеи, такие как гласность в политике, участие граждан в формировании властных институтов демократического типа, реформирование экономики, создание рынка и т.д. Разоблачая несовершенство авторитарного режима, СМИ становились в этот начальный период существования российской демократии на сторону обманутого и ущемленного в правах общества, открывая перед ним новые перспективы, создавая необходимый для проведения преобразований «климат мнений». Однако с течением времени СМИ превратились в выразителей мнений своих хозяев, как правило, крупных корпораций и «олигархов». То есть многие издания сегодня реализуют исключительно лоббистские функции: «во время периодически случающихся информационных войн демонстрируют «белые одежды» своих организаций и неблаговидный образ их противников»9. Государственные структуры, в принципе, тоже не отстают, и получается, что в стране, претендующей на статус демократической, СМИ вновь оказываются в позиции одного из рабочих инструментов власти. Это усиливает отчуждение средств масс-медиа от общества, снижает уровень доверия аудитории к СМИ. Итак, каждый политический режим несет определенную идеологию, принципы, на которых затем строится государство. Именно из этой идеологии вытекают концепции различных общественных институтов, в том числе и институт СМИ. Однако необходимо оценивать задачи, функции СМИ не только с позиций политического режима, но и с позиций национальных особенностей: различия между нацистским и большевистским тоталитарными режимами, между западными демократиями и демократией российской весьма существенны. Тем не менее, мы видим, что ни один общественно-политический строй не позволяет себе роскошь игнорировать такой мощный элемент жизни общества, как массовая коммуникация, отводя ей ту или иную роль, в зависимости от собственной сущности. 1 Арендт Х. Истоки тоталитаризма. – М.: Центрком, 1996. С.451. 2 Цит. по: Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. – М.: Изд-во «Вагриус», 1998. С.35. 3 Цит. по: Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. – М.: Изд-во «Вагриус», 1998. С.171. 4 Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М.:ТЕКСТ,1993. С.230 5 Там же, с.221. 6 Цит. по: Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. – М.: Изд-во «Вагриус», 1998. С.182-183. 7 Там же, с.90. 8 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – М.: Алгоритм, 2000. 9 Реснянская Л.Л. Топология СМИ в политическом пространстве постсоветской России //ВМУ, сер. Журналистика, №1, 2000. |
Список политических партий, их региональных отделений, общественных... ... | Конкурсе «Урок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в ссср» Музея и общественного центра «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова (г. Москва), Общественно-гуманитарной организацией... | ||
Рабочая программа по курсу «История отечественных сми, Новейший период»... Целью данного курса является изучение новейшей истории отечественной журналистики как общественного института, обобщение сложного... | Список, рекомендованной литературы для написания реферата для сдачи... История политических и правовых учений: в 5 т. / Под ред. B. C. Нерсесянца. М., 1985—1995. История политических и правовых учений:... | ||
Программа курса «современные политические идеологии» «ландшафта» современной России, раскрыть роль и перспективы политических идеологий в специфических условиях социально-политического... | Урок №11 Давайте посмотрим, друг на друга и скажем друг другу комплимент, пожелаем друг другу удачи | ||
Факультет политических наук и социологии Тема институты непосредственной демократии. Конституционно-правовое регулирование избирательного процесса и статуса политических... | Российской федерации Целями освоения дисциплины «История политических учений» являются познание основных политических доктрин мыслителей Античности, Средневековья... | ||
«Социология политических элит» Программа одобрена на заседании кафедры политологии и социологии политических процессов социологического факультета Московского государственного... | Темы рефератов для обучения на заочно очном цикле усовершенствования... Тему реферата следует связать со своей практической деятельностью. Требования по выполнению и оформлению реферата смотреть в приложениях... | ||
Темы рефератов для обучения на заочно очном цикле усовершенствования... Тему реферата следует связать со своей практической деятельностью. Требования по выполнению и оформлению реферата смотреть в приложениях... | Темы рефератов для обучения на заочно очном цикле усовершенствования... Тему реферата следует связать со своей практической деятельностью. Требования по выполнению и оформлению реферата смотреть в приложениях... | ||
Темы рефератов для обучения на заочно очных циклах усовершенствования... Тему реферата следует связать со своей практической деятельностью. Требования по выполнению и оформлению реферата смотреть в приложениях... | Тема: Большая буква в именах, отчествах, фамилиях Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения | ||
О. Р. Жерновая пособие по переводу и реферированию общественно-политических текстов Рекомендовано методической комиссией факультета международных отношений для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям... | О реабилитации жертв политических репрессий Комитетом национальной безопасности республики и его органами на местах продолжается работа по восстановлению исторической и социальной... |