Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
ГОУ НПО ПЛМ СПб
Рабочая программа учебной дисциплины
Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках
Санкт-Петербург 2010
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее - НПО), входящей в состав укрупненной группы профессий 150000 МЕТАЛЛУРГИЯ, МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАТЕРИАЛООБРАБОТКА; по направлению подготовки 151900 Конструкторско – технологическое обеспечение машиностроительных производств:
151902.03 Станочник (металлообработка).
Разработчик: Донских И. М., преподаватель ГОУ НПО ПЛМ СПб.
Работа выполнена в качестве итоговой в рамках обучения на курсах повышения квалификации кафедры педагогики профессионального образования СПб АППО, декабрь 2010 г.
Содержание
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 6
3. Условия реализации учебной дисциплины 10
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 11
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках.1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 150000 МЕТАЛЛУРГИЯ, МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАТЕРИАЛООБРАБОТКА; по направлению подготовки 151900 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств:151902.03 Станочник (металлообработка). 151902.01 Наладчик станков и оборудования в механообработке 151902.02 Наладчик шлифовальных станков 151902.04 Токарь – универсал 151902.05 Фрезеровщик – универсал 151902.06 Шлифовщик – универсал 151903.02 Слесарь. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышении квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: ОКПР 16045 Оператор станков с программным управлением ОКПР 18809 Станочник широкого профиля ОКПР 14901 Наладчик автоматов и полуавтоматов ОКПР 14914 Наладчик зуборезных и резьбофрезерных станков ОКПР 14915 Наладчик зубофрезерных автоматов и полуавтоматов ОКПР 14989 Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением ОКПР 15004 Наладчик шлифовальных станков ОКПР 19149 Токарь ОКПР 19151 Токарь – затыловщик ОКПР 19153 Токарь – карусельщик ОКПР 19158 Токарь – полуавтоматчик ОКПР 19163 Токарь – расточник ОКПР 19165 Токарь – револьверщик ОКПР 19479 Фрезеровщик ОКПР 19630 Шлифовщик 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: Определять режим резания по справочнику и паспорту станка;
Рассчитывать режимы резания по формулам, находить требования к режимам по справочникам при разных видах обработки;
Составлять технологический процесс обработки деталей, изделий на металлорежущих станках;
Оформлять техническую документацию;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: Основы теории резания металлов в пределах выполняемой работы;
Правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка;
Общие сведения о проектировании технологических процессов изготовления деталей и режимов обработки;
Принцип базирования;
Порядок оформления технической документации;
Основные сведения о механизмах, машинах и деталях машин;
Наименование, назначение и условия применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений;
Устройство, кинематические схемы и принцип работы, правила подналадки металлообрабатывающих станков различных типов;
Правила технического обслуживания и способы проверки, нормы точности станков токарной, фрезерной, расточных и шлифовальной группы,
Назначение и правила применения режущего инструмента;
Углы, правила заточки и установки резцов и сверл;
Назначение и правила применения, правила термообработки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей, с пластинками твердых сплавов или керамическими, его основные углы и правила заточки и установки;
Грузоподъемное оборудование, применяемое в металлообрабатывающих цехах;
Основные направления автоматизации производственных процессов;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:Максимальной учебной нагрузки обучающегося 71 час, в том числе: Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 47 часов; Самостоятельной работы обучающегося 24 часа. 2. Структура и содержание учебной дисциплины 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы
| Количество часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 71
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
Практические занятия
Контрольные работы
| 47 12
8
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
В том числе:
Работа с конспектами
Работа с дополнительными источниками информации
Подготовка сообщений, докладов, рефератов
Подготовка к практическим занятиям и контрольным работам
Отчеты по практическим работам и др.
| 24
| Итоговая аттестация в форме зачета
|
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины. Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках.
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические и контрольные работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень усвоения
| 1
| 2
| 3
| 4
|
|
| 71
|
| Тема 1. Основные сведения о токарной обработке
| Содержание учебного материала: Сущность токарной обработки, основные движения при резании.
Организация рабочего места токаря. Основные правила безопасности при работе на станке.
Устройство токарно – винторезных станков. Основные узлы и органы управления станком.
Токарные резцы, заточка резцов. Элементы режима резания при точении.
| 6+315 6
|
1
1 2 2
|
| Практическое занятие №1: определение рациональных режимов резания при обтачивании заготовки
Практическое занятие №2:Определение припусков на обработку и глубины резания при точении Контрольная работа на нахождение недостающих углов резца по двум заданным углам
| 1 1 1
|
|
| Самостоятельная работа: составление конспекта по материалам учебника, не изученных на аудиторных занятиях, подготовка к практическим занятиям
| 6
|
| Тема 2. Технология обработки наружных поверхностей и отверстий.
| Содержание учебного материала:
Понятие производственного и технологического процесса.
Понятие о базировании и базах. Способы закрепления заготовок, основные приспособления для закрепления заготовок.
Правила построения техпроцессов. Технологическая документация.
Технология сверления и рассверливания. Выбор режимов резания.
Растачивание отверстий, особенности, инструменты, режимы резания.
| 6+8
|
1
1 2
2
2
|
| Практическое занятие №3: Работа со справочными таблицами по выбору режимов резания при обработке вала.
Практическое занятие №4: выбор режимов резания при обработке втулки.
Практическое занятие №5: разработать техпроцесс обработки детали (по заданию преподавателя).
| 1 2
2
|
|
| Контрольные работы по теме
| 3
|
|
| Самостоятельная работа: подготовка к практическому занятию и контрольной работе по вопросам преподавателя.
|
6
|
| Тема 3. Технология нарезания резьбы
| Содержание учебного материала:
Общие сведения о резьбах. Назначение и элементы резьбы.
Нарезание крепежных резьб. Инструменты, закрепление, режимы резания.
Виды и причины дефектов. Контроль резьбовых поверхностей.
| 5+3
|
1
2
1
|
| Практическая работа №6: разработать техпроцесс изготовления резьбовой втулки.
| 2
|
|
| Контрольная работа на элементы и правила маркировки резьб.
| 1
|
| Тема 4. Металлообрабатывающие станки.
| Содержание учебного материала:
Типы токарных станков, назначение, маркировка, основные узлы.
Основные понятия о передачах, применяемых в металлообрабатывающих станках.
Типовые механизмы, используемые в станках. Кинематические цепи.
Фрезерные станки, назначение, особенности.
Шлифовальные станки, виды, основные узлы, особенности.
Техническое обслуживание станков, понятие о нормах точности.
Основные направления автоматизации производственных процессов.
| 10+6
| 1 2
1
1
1
1
|
| Практическая работа №7: составить кинематические цепочки станков (по заданию преподавателя).
| 3
|
|
| Контрольные работы по теме
| 3
|
|
| Самостоятельная работа: работа с конспектами и дополнительной литературой при подготовке к контрольным работам по заданию преподавателя.
| 12
|
|
| Итоговая аттестация в форме зачёта.
|
|
| 3. Условия реализации учебной дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Технология металлообработки и работа в металлообрабатывающих цехах»
Оборудование учебного кабинета:
Посадочные места по количеству обучающихся;
Рабочее место преподавателя;
Комплект учебно – наглядных пособий по учебной дисциплине, в том числе на электронных носителях.
Образцы деталей общемашиностроительного назначения;
Справочники и справочные таблицы;
Технические средства обучения:
Компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, интернет-ресурсов.
Основные источники:
Т.А.Багдасарова «Токарь – универсал», Москва, «Академия», 2004
Т.А.Багдасарова «Токарь. Технология обработки», Москва, «Академия», 2007
Л.И.Вереина, М.М.Краснов «Справочник станочника», Москва, «Академия», 2006
Л.И.Вереина «Справочник токаря», Москва, «Академия», 2002
А. А. Черепахин «Технология обработки материалов», Москва, Изд. Центр «Академия», 2007.
Б.В.Шандров, А.А.Шапарин, А.Д.Чудаков «Автоматизация производства», Москва, «Академия», 2004
Дополнительные источники:
Токарное дело – учебное пособие, Москва, «Академия», 2008
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования и контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| 1
| 2
| Умения:
|
| Определять режим резания по справочнику и паспорту станка;
| Практические занятия, устный опрос
| Рассчитывать режимы резания по формулам, находить требования к режимам по справочникам при разных видах обработки;
| Практические занятия, контрольные работы, тестовые задания, устные опросы
| Составлять технологический процесс обработки деталей, изделий на металлорежущих станках;
| Практические занятия
| Оформлять техническую документацию;
| Практические занятия
| Знания:
|
| Основы теории резания металлов в пределах выполняемой работы;
| Устный опрос
| Правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка;
| Устный опрос, практические и контрольные работы
| Общие сведения о проектировании технологических процессов изготовления деталей и режимов обработки;
| Устный опрос
| Принцип базирования;
| Устный опрос
| Порядок оформления технической документации;
| Устный опрос, практические работы
| Основные сведения о механизмах, машинах и деталях машин;
| Устный опрос, контрольная работа
| Наименование, назначение и условия применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений;
| Устный опрос
| Устройство, кинематические схемы и принцип работы, правила подналадки металлообрабатывающих станков различных типов;
| Устный опрос, контрольная работа
| Правила технического обслуживания и способы проверки, нормы точности станков токарной, фрезерной, расточных и шлифовальной группы,
| Устный опрос
| Назначение и правила применения режущего инструмента;
| Устный опрос, контрольная работа
| Углы, правила заточки и установки резцов и сверл;
| Устный опрос, контрольная работа
| Назначение и правила применения, правила термообработки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей, с пластинками твердых сплавов или керамическими, его основные углы и правила заточки и установки;
| Устный опрос, контрольная работа
| Грузоподъемное оборудование, применяемое в металлообрабатывающих цехах;
| Устный опрос
| Основные направления автоматизации производственных процессов;
| Устный опрос
| |