МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
| «УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
профессор С.Т. Сохов
_____________________________
«_5_» февраля 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Направление подготовки
040400.62 Социальная работа (бакалавр) Профиль подготовки
медико-социальная работа с населением Квалификация (степень) выпускника
бакалавр Форма обучения
очная
Москва 2013 г.
Цели и задачи дисциплины.
Целью учебного курса является рассмотрение теоретико-методологических и практических вопросов сущности, содержания, формирования, реализации социальной политики; анализа процессов реформирования и развития социальной сферы в области социально-трудовых отношений, а также необходимость исследования демографических и миграционных процессов, социально-экономического положения основных социальных групп современного российского общества.
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи: осознание студентами роли социальной политики как действенного средства и механизма социального развития страны, организаций и конкретного человека; определение роли курса в формировании личности профессионального работника социальной работы; выработка теоретических ориентиров, подходов к анализу содержания и методов социальной политики государства; рассмотрению характеристик социально-трудовых отношений как с позиций, устоявшихся в отечественной и зарубежной литературе, так и с учетом современных требований необходимости их реформирования; изучения проблем финансового обеспечения социальной политики и развития социального партнерства. 2. Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Социальная политика» относится к профессиональному циклу (базовой части) – Б.3.2, изучаемая в третьем семестре.
Данная дисциплина является одной из базовых дисциплин, на основе изучения которой, формируются целостные представления о месте социальной работы в обществе.
Преподавание дисциплины опирается на знание студентами истории социальной работы, социологии, обществознания, мировой и отечественной истории и искусства, культурологии.
Знания, полученные при изучении данной дисциплины, помогут студентам наиболее полно усвоить профессиональный цикл курса социальной работы.
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность.
| ОК-4
| Использование основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
| ОК-9
| готовность к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам
| ПК-4
| Способность к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни
| ПК-6
| Способность к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней
| ПК-11
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
ЗНАТЬ
| Об основных подходах к изучению социальной политики, доминирующих в социальных науках и об основных стратегиях в современных социологических и политологических исследованиях;
| ОК 9
| УМЕТЬ
| Выбирать релевантную терминологию для описания социальной политики, выделяя приоритетные направления социальной политики, различая основные особенности проведения социальной политики и реформирования данной сферы в различных странах; объективно оценивать социально-экономическое состояние российского общества, ориентироваться в его внутренних проблемах;
| ОК 4
| ВЛАДЕТЬ
| Понятийным аппаратом изучаемой дисциплины; навыками применения методов и методик исследования, используемых в социальных науках и в частности при исследовании социальной политики.
| ПК 4,11
| БЫТЬ КОМПЕТЕНТНЫМ
| В анализе социально-политической ситуации в стране, определяя конфликтные ситуации в социальной сфере и нахождении пути их решения;
| ПК 6,11,
|
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц – 108 ч.
Аудиторные занятия –455 ч., в т.ч. лекций – 14ч., семинаров – 31 ч., самостоятельная работа – 63 ч.
№
п/п
| Тема
| Виды учебной работы,
трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
| всего
| Самост-ная работа
| Аудиторные занятия
| всего
| Лекцион.
| Групповые (семинары, практич.)
| Лабораторные
| Контр. раб.
| Реферат/ эссе
| Курс. Раб./проект
| Расчетно-графич.
| зачет
| экзамен
| Контр.точки по мод.-рейтинг
| 1
| 1. Сущность социальной политики
| 9
| 5
| 4
| 2
| 2
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 2
| 2. Социальная политика в различных типах обществ
| 12
| 7
| 5
| 2
| 3
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 3
| 3. Субъекты и объект социальной политики
| 11
| 6
| 5
| 2
| 3
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 4
| 4. Государственная семейная политика в современной России
| 12
| 7
| 5
| 2
| 3
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 5
| 5. Демографические и этнографические аспекты социальной политики
| 5
| 3
| 2
|
| 2
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
| 6. Государственная политика в образовании и здравоохранении.
| 6
| 4
| 2
|
| 2
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 7
| 7. Социальное страхование и принципы социальной защиты
| 5
| 3
| 2
|
| 2
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 8
| 8. Основные негосударственные субъекты - институты социальной политики
| 12
| 7
| 5
| 2
| 3
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 9
| 9. Зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики
| 11
| 6
| 5
| 2
| 3
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 10
| 10. Стратегия и приоритеты социальной политики в РФ
| 8
| 5
| 3
|
| 3
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 11
| 11.Социальное государство
| 11
| 6
| 5
| 2
| 3
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 12
| 12. Государственная политика и стратегия реформирования отраслей социальной сферы
| 6
| 4
| 2
|
| 2
|
|
| +
|
|
|
|
|
| Общая
трудоемкость
| часы
| 108
| 63
| 45
| 14
| 31
|
|
|
|
|
|
| +
|
| зач. ед.
| 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины:
№ П/П
| Наименование разделов и тем дисциплин
| Содержание темы
| Тема 1
| 1. Сущность социальной политики
| Система понятий, основные формы социальной политики в контексте процессов модернизации в ХХ веке.
Содержание и основные категории социальной политики. Социальная безопасность, социальное государство, социальная защита и социальная работа. Цели, задачи и функции социальной политики. Структура социальной политики (территориально-государственная, сферная, демографическая).
Место и роль социальной политики в современном обществе. Цели и задачи современной российской социальной политики.
Подходы в определении понятия «социальная политика». Характеристика современной ситуации.
Социальная безопасность как основная категория социальной политики «общества риска»
| Тема 2
| 2. Субъекты и объект социальной политики
| Объект и субъекты социальной политики.
Социальная структура общества: характеристики социальных групп, сходство и различия их интересов, представлений о желательных и нежелательных переменах, направленности общественно значимых действий.
Сферы действия социальной политики.
Место государства, его представительных и исполнительных органов, действующих на центральном, региональном и местном уровнях в социальном регулировании.
Предприятия, фирмы и т.п. как субъекты социальной политики.
| Тема 3
| 3. Социальная политика в различных типах обществ
| Исторический аспект социальной политики.
Типы состояний общества и типы социальной политики
Социальная политика в социально-устойчивых обществах, в обществах системного кризиса, состоянии деформации, переходного периода.
Принципы построения моделей социальной политики в западных европейских странах.
Характеристики различных моделей социальной политики: католической, консервативной, либеральной, социал-демократической.
Проблема эффективности социальной политики. Определение критериев эффективности.
| Тема 4
| 4. Государственная семейная политика в современной России
| Сущность семейной политики и ее взаимосвязь с социальной политикой
Взаимодействие государства с семьей на основе партнерских отношений.
Основные направления и принципы семейной политики. Законодательно-нормативная база по формированию и реализации семейной политики. Политика государства по защите интересов женщин и детей.
Типы семейной политики (эксплицитный, имплицитный, негативный). Традиции семейной политики в России. Основные принципы (суверенитет семьи, комплексность). Правовое обеспечение семейной политики. Опыт западных стран (Франция). Перспективы развития семейной политики в России.
| Тема 5
| 5. Демографические и этнографические аспекты социальной политики
| Демография как отрасль знаний о населении, (предмет демографии, история, система источников данных о населении)
Население и проблемы национальной безопасности России (понятие национальной безопасности, роль населения страны, влияние депопуляции)
Демографическая политика: сущность и методы.
Зарубежная практика демографической политики.
Демографическая политика в России.
| Тема 6
| 6. Государственная политика в образовании и здравоохранении.
| Состояние здоровья населения и проблемы здравоохранения.
Показатели состояния здоровья населения России (демографическая ситуация, заболеваемость, санитарно-эпидемиологическая ситуация, состояние лечебных учреждений). Реформирование системы здравоохранения в России.
Политика государства по обеспечению права граждан на образование.
Реформирование системы образования России. Основные принципы образовательной политики. Реализация данных принципов: достижения и проблемы. Гуманизация образования как основной принцип социальной политики.
| Тема 7
| Тема 7. Качество жизни как основной аспект социальной политики
| Соотношение понятий «качество жизни», «уровень жизни», «образ жизни»
Социальная справедливость и социальное равенство. Понятие «бедность». Виды бедности (абсолютная, относительная). Безработица. Политика увеличения доходов и заработной платы населения.
Предоставление социальных услуг трудящимся и нетрудоспособным гражданам как содержание социальной политики.
| Тема 8
| 8.Основные негосударственные субъекты - институты социальной политики
| Сущность социального партнерства. Роль общественных и некоммерческих организаций в реализации социальной политики.
Понятие «социальное партнерство», обусловленность его введения. Организация социального партнерства.
Социальная ответственность бизнеса. Мотивация, взаимодействие с органами власти. Благотворительность в современной России.
| Тема 9
| 9. Зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики
| Социальная политика в США. Концепция «социального государства».
Формирование концепции социально-ориентированной рыночной экономики.
Актуальные проблемы социальной политики США.
Социальная политика в Германии. Концепция социального рыночного хозяйства. Направления социальной политики Германии.
Влияние процессов формирования ЕЭС и объединения Германии на социальную политику. Современные социальные проблемы Германии.
Социальная политика в Скандинавских странах. Модель государства «всеобщего благосостояния».
| Тема 10
| 10. Стратегия и приоритеты социальной политики в РФ. Правовое обеспечение социальной политики в Российской Федерации
| Международные акты, защищающие права человека. Международные организации, занимающиеся соблюдением прав человека.
Основные направления социальной политики Российской Федерации. Особенности и механизмы осуществления политического курса российского государства.
Конституционные основы государственной социальной политики в Российской Федерации. Общая характеристика законодательной базы социальной политики в Российской Федерации.
| Тема 11
| 11.Социальное государство. Социальная защита населения как направление социальной политики.
| Понятие и сущность социального государства. Функции социального государства
Сущность социальной защиты населения.
Основные принципы и критерии предоставления социальной защиты. Законодательная политика в области социальной защиты. Обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания населения.
Социальное государство в России. Понятие социальной защищенности и социальной защиты.
| Тема 12
| 12. Государственная политика и стратегия реформирования отраслей социальной сферы.
| Особенности управления социальной сферой в социальном государстве.
Обоснование и выбор приоритетов в социальной политике. Координация деятельности организационных структур управления социальной политикой. Выработка и принятие решений по социальной политике. Контроль исполнения решений. Планирование социальной политики. Стратегическое планирование при разработке социальных программ.
|
6. Планы групповых занятий и образовательные технологии. Семинар.
|