Тематический план лекций по дисциплине «Учебная практика: доврачебная помощь при критических состояниях»





Скачать 121.58 Kb.
НазваниеТематический план лекций по дисциплине «Учебная практика: доврачебная помощь при критических состояниях»
Дата публикации29.03.2015
Размер121.58 Kb.
ТипТематический план
100-bal.ru > Право > Тематический план
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Учебная практика: доврачебная помощь при критических состояниях» для студентов 2 курса (2014/15 учебный год),

специальность «Лечебное дело»


№ п/п

Дата проведения лекции

Тема лекции

лектор

ФИО

ученая степень

ученое

звание

1

8.09.2014

Общее представление о неотложной, экстренной, анестезиологической и реаниматологической помощи в повседневной практике и в чрезвычайных ситуациях

Волчков В.А.

Д.м.н.

Профессор

2

15.09.2014

Остро развивающееся терминальное состояние, клиническая смерть, сердечно-легочная реанимация (элементарный реанимационный комплекс)

Волчков В.А.

Д.м.н.

Профессор

3

22.09.2014

Экстренная доврачебная помощь при жизнеугрожающих нарушениях дыхания и кровообращения.

Ковалев С.В.

К.м.н.

Доцент


Лекции проводятся в Городской клинической Введенской больнице № 32, Лазаретный переулок д.4., 5 этаж, конференц-зал. Вход в больницу – через административное крыло.

Время: 14.00 – 16.30. На лекциях необходимы медицинский халат, сменная обувь.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Учебная практика: доврачебная помощь при критических состояниях» для студентов 2 курса (2014/15 учебный год),

специальность «Лечебное дело»




п/п

Длит.

занятий

Тема занятия

1

1-0,5 ч.

2 -3,5ч.

1. Распределение тем рефератов и докладов на последнее (зачетное занятие) по теме ‘’Неотложная помощь при острых отравлениях’’

2. Тема 1. Общее представление о системе оказания экстренной медицинской помощи.

Вопросы, разбираемые на занятии:

  1. Виды медицинской помощи. Место доврачебной помощи в системе экстренной медицинской помощи. Организация анестезиологической и реаниматологической помощи в России.

  2. Перечень состояний, при которых оказывается первая медицинская помощь и перечень мероприятий по оказанию доврачебной помощи.

  3. Принципы первичного осмотра пострадавшего, неотложной диагностики, оценки тяжести состояния, выявления наиболее угрожающего расстройства.

  4. Общие принципы организации неотложного лечения.

  5. Современные технические средства и методы, применяемые при оказании неотложной доврачебной помощи больным и пострадавшим в критическом состоянии




2

4 ч.


Тема 2. Клиническая смерть, как терминальное состояние. Первичный комплекс мероприятий по сердечно-легочной и церебральной реанимации.

Вопросы, разбираемые на занятии:

  1. Диагностика остановки кровообращения. Понятие клинической и биологической смерти.

  2. Отработка практических навыков экспресс-оценки адекватности сознания, легочного газообмена и кровообращения.

  3. Базовый реанимационный комплекс (BLS).

  4. Отработка на манекене навыков по восстановлению проходимости дыхательных путей, наружного массажа сердца и искусственного дыхания

  5. Современные технические средства и методы, применяемые при сердечно-легочной реанимации. Базовые фармакологические средства.

3

1-0,5 ч.

2 – 3,5ч.

  1. Промежуточная контрольная работа по теме №2. (письменное тестирование)

  2. Тема 3. Экстренная доврачебная помощь при угрожающих жизни нарушениях дыхания.


Вопросы, разбираемые на занятии:

  1. Базовые понятия клинической физиологии дыхания. Механизмы газообмена, регуляция дыхания, основные физиологические константы.

  2. Понятие об угрожающих жизни состояниях, связанных с острыми нарушениями дыхания, причины их развития и критерии диагностики. Понятие о гипоксии, роль гипоксии в развитии терминальных состояний.

  3. Основные элементы первой и доврачебной помощи при острой дыхательной недостаточности.

  4. Неотложная помощь при механической асфиксии, инородных телах верхних дыхательных путей утоплении, травме грудной клетки




4

4 ч.

Тема 4. Экстренная доврачебная помощь при угрожающих жизни нарушениях кровообращения и шоке.
Вопросы, разбираемые на занятии:

  1. Базовые понятия клинической физиологии сердечно-сосудистой системы. Регуляция кровообращения, основные физиологические константы. Роль системы кровообращения и микроциркуляции в доставке кислорода.

  2. Понятие об угрожающих жизни состояниях, связанных с развитием острой недостаточности кровообращения (ОНК) и причины ее развития. Понятие о гиповолемии и шоке, роль в развитии терминальных состояний.

  3. Основные элементы первой и доврачебной неотложной помощи при острых нарушениях кровообращения.

  4. Неотложная помощь при наружном кровотечении (геморрагический шок), остром инфаркте миокарда (кардиогенный шок), гипертоническом кризе.

5

4 ч.

Тема 5. Экстренная доврачебная помощь при критических состояниях в особых ситуациях.
Вопросы, разбираемые на занятии:


  1. Основные причины потери сознания. Понятие об обмороке и коме. Неотложная помощь при потере сознания.

  2. Общая характеристика критических состояний, обусловленных электротравмой, термическим поражением (ожоги, отморожения, общее перегревание или переохлаждение).

  3. Алгоритм действий при оказании неотложной доврачебной помощи пострадавшим с термической травмой (ожоги, тепловые и холодовые поражения, электротравма).

  4. Понятие об анафилаксии. Неотложная помощь при аллергической реакции и анафилактическом шоке.

6

2 ч.

Защита реферата студентами. Доклады по теме “Неотложная помощь при острых отравлениях”. Обсуждение с участием преподавателя.

2 ч.

Зачет


РАСПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 2013 год

Группа

Дата

Клиническая база

Ответственный преподаватель



201,202
15.40-17.25

12.11

Введенская городская клиническая больница (№ 32)

Лазаретный пер.4

5 этаж конференц-зал

Доцент, к.м.н.

Ларин

Дмитрий Геннадьевич

19.11

26.11

03.12

10.12

17.12

203, 204

15.40-17.25

12.11

Введенская городская клиническая больница (№ 32)

Лазаретный пер.4

5 этаж конференц-зал

Зав.каф., профессор, д.м.н.

Волчков Владимир Анатольевич

(преп. Кундиус Ю.В.)

19.11

26.11

03.12

10.12

17.12

205, 206
9.00 – 12.30

11.11

2 ГМБ, учебный корпус, 3 этаж, учебная комната № 4

Учебный пер.5

Доцент, к.м.н.

Ковалев

Сергей

Владимирович

18.11

25.11

02.12

09.12

16.12

207, 208

9.00 – 12.00

11.11

Госпиталь для ветеранов войн. Народная ул,21,к.2.

Встреча с преп. в

гардеробе

Профессор, д.м.н.

Шах

Борис Николаевич

18.11

25.11

02.12

09.12

16.12

209, 210

9.00 – 12.30

12.11

2 ГМБ, учебный корпус, 3 этаж, учебная комната № 4

Учебный пер.5

Ассистент, засл.врач РФ

Бояркин Андрей Александрович

19.11

26.11

03.12

10.12

17.12

211, 212

9.00 – 12.30



12.11

НИИ Скорой помощи,

Будапештская д.3.

Встреча с преп. в

гардеробе

Доцент, к.м.н.

Афончиков Вячеслав Сергеевич

19.11

26.11

03.12

10.12

17.12



На занятиях необходимы: сменная обувь, халат, маска, хирургический костюм, фонендоскоп
Зав. Учебной Частью – доцент Ковалев Сергей Владимирович

М.т. +79516558683, +79659029557

Перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации

  1. Характеристика стадий терминального состояния.

  2. Критерии распознавания угрожающих жизни состояний.

  3. Показания и противопоказания к проведению реанимации.

  4. Диагностика клинической смерти

  5. Алгоритм проведения базовых реанимационных мероприятий у взрослых.

  6. Острые нарушения газообмена. Причины, диагностика, оказание экстренной доврачебной помощи.

  7. Обследование больного по алгоритму «Кома неясной этиологии» и оказание экстренной доврачебной помощи.

  8. Острая недостаточность кровообращения. Оценка кровопотери. Экстренная доврачебная помощь пострадавшим с кровотечением.

  9. Оказание экстренной доврачебной помощи пациентам с неосложненным и осложненным гипертоническим кризом.

  10. Оказание экстренной доврачебной помощи пациентам с болями за грудиной и подозрением на острый коронарный сидром.

  11. Оказание экстренной доврачебной помощи пострадавшим с ожогами.

  12. Отравление угарным газом. Диагностика, оказание экстренной доврачебной помощи.

  13. Общие принципы экстренной доврачебной помощи при острых отравлениях.

  14. Оказание экстренной доврачебной помощи при общем охлаждении и тепловом ударе.

  15. Оказание экстренной доврачебной помощи пациентам с анафилактическим шоком.

  16. Оказание экстренной доврачебной помощи пациентам с кардиогенным шоком

  17. Оказание экстренной доврачебной помощи пациентам с поражением электротоком

  18. Отравления грибами. Неотложная помощь

  19. Отравления щелочами и кислотами. Неотложная помощь.

  20. Отравления наркотическими препаратами. Неотложная помощь.

  21. Отравления транквилизаторами и снотворными средствами. Неотложная помощь.

  22. Отравления этанолом. Неотложная помощь.

  23. Отравления метанолом. Неотложная помощь.

  24. Понятие об антидотах. Их применение при отравлениях.

  25. Оказание экстренной доврачебной помощи при укусах ядовитых змей и насекомых.


Перечень ситуационных задач для проведения промежуточной аттестации

  1. Молодой человек 19 лет спускался в метро. Внезапно издал крик, потерял сознание и упал. Наблюдаются судороги конечностей, подергивание туловища, непроизвольное мочеиспускание. Дыхание шумное, изо рта выделяется розовая пена. Установите диагноз неотложного состояния и определите тактику неотложной помощи.

  2. При выкапывании глубокой траншеи произошел обвал стенок и засыпало рабочего. Пострадавший извлечен из траншеи без сознания. Рот и нос забиты землей. Дыхание и пульс отсутствуют. Окажите первую медицинскую помощь.

  3. Девушка 16 лет перевернула на себя кастрюлю с только что вскипяченной водой. Кричит от боли, на кистях рук и правом предплечье, колготках от уровня средней трети бедра до стоп кожа гиперемирована, отечна, отслоена в виде пузырей с прозрачной жидкостью. Некоторые пузыри вскрылись. Определите вероятную степень и площадь термического ожога. Окажите доврачебную и первую врачебную помощь.

  4. Мужчину 38 лет при сборе грибов укусила змея в область подколенной ямки. Жалуется на сильную боль в месте укуса. При осмотре кожи – две точечных ранки, покраснение кожи, выраженный отек. Какая первая помощь необходима в данном случае?

  5. У 62-летнего соседа внезапно поднялось артериальное давление до 220/110 мм рт.ст. и появилось онемение правой руки и ноги. При осмотре обращает на себя внимание неразборчивая речь, отклонение языка вправо, ассиметрия лица. Какую помощь вы окажете?

  6. На пикнике мужчина ел шашлык, внезапно закашлялся, схватился руками за горло и посинел. Какое состояние можно предположить у больного? Какое мероприятие необходимо провести в первую очередь?

  7. Сосед по даче при работе циркулярной пилой нечаянно отпилил себе руку на уровне верхней трети предплечья. Пульсирующей струей выделяется алая кровь. Артериальное давление 85/40 мм рт.ст., п ульс – 123 уд/мин, слабого наполнения. Какое патологическое состояние имеет место у данного больного? Определите тактику неотложной помощи.

  8. Мужчина 40 лет в жаркий день пил пиво на пляже, а затем уснул. Через несколько часов у него возникли судороги. Температура тела повысилась до 41 С. Какой диагноз наиболее вероятен? Какую помощь необходимо оказать пациенту?

  9. Девушку укусила оса в области правого плеча. Через 30 с она потеряла сознание. При осмотре на коже шеи и грудной клетки – высыпания по типу крапивницы. Дыхание поверхностное, частое. Пульс 132 в 1 минуту, слабого наполнения. Какое состояние можно предположить у больной? Какова должна быть неотложная помощь?

  10. На вечеринке девушка выпила алкогольный коктейль (100 мл). Через 3 ч появились головокружение, головная боль, нарушение зрения в виде мелькания «мушек» перед глазами, боль в ногах, тошнота, рвота. При осмотре пациентка возбуждена, кожа и слизистые сухие, красного цвета с синюшным оттенком, пульс 108 в 1 мин. Какое патологическое состояние имеет место у девушки? Определите тактику неотложной помощи.

  11. 4-летний Ваня играл конструктором «Лего». Одну деталь, размером 1х2 см прямоугольной формы, он держал во рту и нечаянно «проглотил». Объективно: ребенок испуган, частота дыхания – 34 в 1 мин, дыхание хриплое, цианоз носогубного треугольника. Какую помощь вы окажете ребенку?

  12. Семья из трех человек за ужином съела овощные консервы домашнего приготовления. Утром у всех членов семьи появились слабость, тошнота, рвота, понос, боль в, сухость во рту, нарушения зрения (сетка в поле зрения, нечеткость видения вблизи, туман, двоение), осиплость голоса, нечеткость произношения слов. У двоих нарушилось глотание. Какой диагноз вы предполагаете? Какую помощь вы окажете?

  13. В дачном доме с растопленной печкой обнаружена пожилая супружеская пара без сознания. Кожа бледно-синюшного цвета с ярко-розовыми пятнами. Дыхание поверхностное, 32 в 1 мин. Пульс 130–140 в 1 мин, нитевидный. Какой диагноз вы предполагаете? Какую помощь вы окажете?



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ


  1. Вялов С.С. Неотложная помощь. Практическое руководство. 3-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2012. — 192 с.:ил. — ISBN 978-5-98322-879-5.

  2. Атлас по неотложной помощи / Ханс-Антон Адамс с соавт.; пер. с нем.- М.: МЕДпресс-информ, 2009.- 216 с.

  3. Костюченко А.Л. Угрожающие жизни состояния.- СПб: «Специальная литература», 1998. – 248 с.

  4. Сумин С. А. Неотложные состояния : учебник для студентов мед.вузов .- 5-е изд., перераб. и доп. - М. : МИА, 2005.

  5. Сафар П. Сердечно-легочная и церебральная реанимация.- М., Медицина, 1997.

- Сайт Федерации анестезиологов и реаниматологов России www.far.org.ru

- Сайт о СЛР - www.resus.org.au; www.firstaid.about.com

-Принципы оказания неотложной помощи при критических ситуациях: www.feldsher.ru/obuchenie/

- Библиотека им. М. Горького СПбГУ (http://www.library.spbu.ru).

http://okontur.narod.ru/ Открытый контур (анестезиологический форум)

http://www.critical.ru/ Один из старейших русскоязычных интернет-ресурсов по критической медицине. (Зильбер А.П.)

http://www.ua.arh.ru/ Update in Anaesthesia (русскоязычная версия)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематический план лекций по дисциплине «Учебная практика: доврачебная помощь при критических состояниях» iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий
Тематический план лекций по дисциплине «Учебная практика: доврачебная помощь при критических состояниях» iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий
Тематический план лекций по дисциплине «Учебная практика: доврачебная помощь при критических состояниях» iconФгбоу впо «мггу» методические рекомендации по самостоятельной работе...
Цель курса «Доврачебная помощь» дать необходимый объём знаний и практических навыков при оказании помощи при чрезвычайных ситуациях...
Тематический план лекций по дисциплине «Учебная практика: доврачебная помощь при критических состояниях» iconУчебно-методического комплекса дисциплины Титульный лист умкд рабочая...
Цельдисциплины –дать будущим специалистам здравоохранения оптимальный объем правовых знаний, позволяющий аргументировано принимать...
Тематический план лекций по дисциплине «Учебная практика: доврачебная помощь при критических состояниях» iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа...
Целью изучения дисциплины является овладение студентами знаний о различных формах делового общения, позволяющих достигать конструктивного...
Тематический план лекций по дисциплине «Учебная практика: доврачебная помощь при критических состояниях» iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа...
Целью изучения раздела «Патохимия, диагностика» является освоение студентами сущности нарушений обменных процессов при тех или иных...
Тематический план лекций по дисциплине «Учебная практика: доврачебная помощь при критических состояниях» iconКалендарно-тематический план лекций (лекции 2-часовые) по дисциплине «Информационные технологии»
...
Тематический план лекций по дисциплине «Учебная практика: доврачебная помощь при критических состояниях» iconУчебно-методического комплекса дисциплины • Рабочая учебная программа...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки стоматология
Тематический план лекций по дисциплине «Учебная практика: доврачебная помощь при критических состояниях» iconРабочая программа по дисциплине с первая доврачебная помощь
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тематический план лекций по дисциплине «Учебная практика: доврачебная помощь при критических состояниях» iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая -учебная программа...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 060601 – Медицинская биохимия. Дисциплина «История...
Тематический план лекций по дисциплине «Учебная практика: доврачебная помощь при критических состояниях» iconКонспект лекций по дисциплине «Менеджмент». Перечень качеств личности
Учебная практика оформляется в тетради или на листах формата А4 в соответствии с заданиями
Тематический план лекций по дисциплине «Учебная практика: доврачебная помощь при критических состояниях» iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 02 Первая доврачебная помощь...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тематический план лекций по дисциплине «Учебная практика: доврачебная помощь при критических состояниях» iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа...
Заболевания внутренних органов можно выявить, изучив изменения в составе биологических сред организма (крови, мочи, спинномозговой...
Тематический план лекций по дисциплине «Учебная практика: доврачебная помощь при критических состояниях» iconМикробиология, вирусология микробиология полости рта
Приложение №1 к рабочей программе «Тематический план лекций», «Тематический план практических занятий»
Тематический план лекций по дисциплине «Учебная практика: доврачебная помощь при критических состояниях» iconКурс медицины катастроф
«Первая и доврачебная помощь в ситуационных задачах, оказываемая бригадой скорой медицинской помощи пострадавшим в очаге массовых...
Тематический план лекций по дисциплине «Учебная практика: доврачебная помощь при критических состояниях» iconТематический план по курсу “Психологическое консультирование семьи” (дневная форма обучения)
Учебно-методические материалы содержат учебно-тематический план и программу курса, тематику лекций, семинарских занятий и рефератов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск