Особенности наблюдения за д





НазваниеОсобенности наблюдения за д
страница1/8
Дата публикации30.03.2015
Размер1.24 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра госпитальной педиатрии

Диспансеризация и реабилитация детей с перинатальным поражением центральной нервной системы
Учебное пособие





Оренбург 2013
УДК
М.Г. Рыбалкина, М.А. Скачкова, Н.Ф. Тарасенко, Е.В.Плигина, П.В. Кузнецова.

Диспансеризация и реабилитация детей с перинатальным поражением центральной нервной системы

Учебное пособие.- Оренбург, 2013.- с

Пособие содержит материал, необходимый для изучения тактики ведения и реабилитации ребенка с перинатальным поражением центральной нервной системы на педиатрическом участке.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия». …..
Рецензенты:

Д.м.н., профессор кафедры эпидемиологии и инфекционных болезней ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» МЗ РФ Л.А.Литяева

Д.м.н., профессор, заведующий кафедрой детских болезней ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» МЗ РФ Л.Ю.Попова

Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ГБОУ ВПО «ОрГМА» Минздрава России

2.1. Пояснительная записка
Дисциплина «Поликлиника и неотложная педиатрия" относится к профессиональному циклу (С.З.) дисциплин ФГОС по специальности педиатрия высшего профессионального медицинского образования, изучается в X,XI,XII семестрах. Взаимосвязана со следующими дисциплинами: анатомия, гистология, эмбриология и цитология; нормальная физиология; патологическая физиология; пропедевтика детских болезней; гигиена; акушерство и гинекология; общественное здоровье и здравоохранение; детская хирургия.

Общий объем в часах – 396ч. практические занятия - 180ч; лекций 48ч. Форма промежуточной аттестации по дисциплине – экзамен.

Основной учебник по дисциплине «Поликлиника и неотложная педиатрия»:

Калмыкова А. С. «Поликлиническая педиатрия» - Учебник для вузов – Москва,2009г-619с.

Методические указания по подготовке к семинарскому занятию.

Методические указания
Модуль 3. Тема Особенности наблюдения за детьми групп риска и детьми с хронической патологией на педиатрическом участке.

  1. Перечень формируемых элементов компетенций:



Шифр компетенции

компе-тенции

Содержание компетенции

ОК

ОК-1

способен выявлять и анализировать проблемы и процессы, актуальные для общества. На каждом занятии анализиру ются актуальные проблемы современной медицины и общества с целью формирования у студентов активной профессиональной и гражданской позиции.

ОК-8

способен применять основные категории, принципы этики и деонтологии для профессиональной деятельности, способен выявлять и анализировать ситуации, возникающие в процессе работы в детской поликлинике.

ПК

ПК-1

способен воспитать в себе качества способствующие взаимопониманию с больным ребенком, его родителями и другими родственниками, с учетом особенностей работы в детской поликлинике, умение получать моральное удовлет ворение от свой работы. На каждой лекции и практическом занятии внимание студентов акцентируется на ведущей роли врача педиатра в воспитании здорового ребенка с учетом взаимоотношений с семьей ребенка; анализируют ся как положительные, так и отрицательные личностные качества врача; приводятся примеры из практики.

ПК-5

способен собрать жалобы больного или его родителей, анамнез жизни и заболевания (на приеме в детской поликлинике, на дому, в стационаре на дому, в дневном стационаре) оценить общее состояние ребенка, определить вес, рост, измерить температуру тела, АД, подсчитать частоту пульса и число дыханий в 1 минуту, произвести физикальный осмотр больного по системам, поставить предварительный диагноз, назначить необходимые исследования, оценить результаты обследования, поставить диагноз согласно классификации

ПК-12

способен подготовить фактический материал и наглядные пособия, а также провести беседу с детьми различных возрастных групп и их родителями о роли закаливания, физического воспитания, здорового образа жизни, правильного питания, профилактических прививок для предупреждения наиболее часто встречающихся заболеваний.

ПК-19

Опираясь на знания фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных препаратов, способен назначить лечение больным с различной патологий с учетом возраста больного, совместимости лекарственных средств, побочных действий препаратов, уметь выписать рецепты на используемые лекарственные средства.

ПК-23

способен подготовить фактический материал по различным методам реабилитации в детском возрасте, определить показания к переводу детей и подростков группы по занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний и в период реабилитации.


Семинарское занятие №1.


  1. Тема: организация лечебно-профилактической помощт новорожденным в условиях детской поликлиники. Наблюдение за детьми с риском возникновения патологии ЦНС, Диспансеризация детей с поражением ЦНС.




  1. Цель:Изучить причины возникновения, вопросы диагностики и принципы комплексной терапии перинатальной энцефалопатии новорожденных, а также особенности диспансеризации детей с перинатальными поражениями ЦНС.


А. Студент должен знать:

- частоту церебральной патологии у новорожденных;

- причины перинатальных поражений ЦНС;

- классификацию перинатальных нарушений ЦНС у новорожденных и детей раннего

возраста;

- паталогоанатомические изменения и патофизиологические механизмы формирования

нарушений ЦНС в зависимости от степени влияния этиопотических факторов;

- клинику неврологических синдромов раннего и позднего восстановительного

периодов;

- специальные методы исследований, применяемые для диагностики нарушений ЦНС;

- принципы комплексной терапии и реабилитации в остром и раннем восстановительном

периоде энцефалопатии и родовой травмы ЦНС;

- дифференциальную диагностику церебральных нарушений и новорожденных различной

этиологии;

- организацию диспансерного наблюдения за новорожденными с перинатальной

энцефалопатией.
Б. Студент должен овладеть навыками:

- сбора соматического, гинекологического, акушерского анамнеза;

- целенаправленного клинико-неврологического обследования новорожденного с

перинатальной энцефалопатией;

- оценки психомоторного развития ребенка на 1-ом году жизни;

- интерпретация лабораторных показателей;

- выписки медикаментов, используемых при данной патологии.
В. Студент должен уметь:

- оценить особенности акушерского анамнеза, сообенности течения беременности и

родов, способствующие возникновению перинатальных поражений ЦНС;

- оценить клинико-неврологические особенности течения раннего неонатального периода

у больного новорожденного;

- провести осмотр новорожденного ребенка и оценить его неврологический статус

(степень выраженности физиологических рефлексов, развитие установочных рефлексов,

состояние мышечного тонуса, симптоматику поражения черепно-мозговых нервов,

менингиальные симптомы) и определить ведущий синдром;

- оценить результаты специальных методов обследования (ЭЭГ, диафапоскопии,

эхоскопии мозга, рентгенограмму черепа, анализа спинномозговой жидкости);

- сформулировать и обосновать клинический диагноз;

- провести дифференциальную диагностику различных поражений ЦНС у

новорожденных;

- назначить комплексное лечение ребенку с перинатальной патологией ЦНС в раннем

восстановительном периоде;

- составить план диспансерного наблюдения за детьми с перинатальной

энцефалопатией на 1-ом году жизни
4. Вопросы для самоподготовки:

1.определение понятий: перинатальные поражения ЦНС, перинатальная энцефалопатия,гипоксические и травматические нарушения ЦНС, родовая травма ЦНС;

2.основные причины и факторы риска возникновения перинатальных поражений ЦНС уноворожденных;

3.классификация перинатальных нарушений ЦНС;

4.основные неврологические синдромы острого и раннего восстановительного периодов;

5.степени тяжести гипоксических нарушений ЦНС;

6.классификация внутренних кровоизлияний;

7.специальные методы диагностики перинатальных нарушений ЦНС

8.особенности организации ухода и вскармливания новорожденных детей с церебральнойпатологией;

9.понятие об установочных рефлексах и динамике их формирования;

10.критерии оценки нервно-психического развития ребенка первых месяцев жизни;

11.критерии оценки психомоторного развития ребенка на 1-ом году жизни;

12.основные принципы лечения новорожденных с перинатальными нарушениями ЦНС враннем восстановительном периоде;

13.диспансерное наблюдение за детьми с перинатальной энцефалопатией на 1-ом году

жизни.

14. принципы и методы реабилитации детей с перинатальным поражением ЦНС.


  1. Основные понятия темы

Перинатальная энцефалопатия, родовая травма, физиологические рефлексы новорожденного, реабилитация.


  1. Рекомендуемая литература: (не более 5 источников по степени их значимости при изучении данной темы).

  1. Неонатология. Учебное пособие под редакцией Н.П.Шабалова. М., 2004, том I.

С.454- 507.

2. Амбулаторно-поликлиническая педиатрия – учебное пособие. / Под редакцией В.А. Доскина. – М., 2009.

  1. Самостоятельная работа студентов к занятию


Тестовые задания
1. ПРИЗНАКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОЙ ИШЕМИИ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ ЯВЛЯЮТСЯ:

А. Судороги

Б. Симптом Грефе

В. Синдром возбуждения

Г. Кома

Д. Выбухание большого родничка

2. КАКОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК УКАЗЫВАЕТ НА ТЯЖЕСТЬ ГИПОКСИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА У НОВОРОЖДЕННОГО:

А. Синдром нервно-рефлекторной возбудимости

Б. Вегето-висцеральные нарушения

В. Симптом Моро

Г. Синдром мышечной дистонии

Д. Нарушение сознания
3.ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННОЙ РОДОВОЙ ТРАВМЫ НАБЛЮДАЮТСЯ:

А) микроцефалия

Б) черепно-мозговые грыжи

В) синдром задержки психоречевого развития

Г) макроцефалия

Д) гидроцефалия
4. ОЦЕНКА ПО ШКАЛЕ АПГАР, СООТВЕТСТВУЕЮЩАЯ ГИПОКСИИ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ:

А) 6-7 баллов

Б) 5 баллов

В) 8-9 баллов

Г) 3-4 балла

Д) 0-1 балл
5. МИАТОНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА СВЯЗАН:

А) с поражением периферического двигательного нейрона

Б) с ишемией ретикулярной формации спинного мозга

В) с повышением внутричерепного давления

Г) поражением пирамидного пути

Д) поражением экстрапирамидной системы
6. КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА ПРИ ПОРАЖЕНИИ СПИННОГО МОЗГА В ОБЛАСТИ ШЕЙНОГО УТОЛЩЕНИЯ:

А) верхний спастический парапарез

Б) нижний спастический парапарез

В) тетрапарез

Г) верхний вялый парапарез, нижний спастический парапарез

Д) верхний и нижний вялый тетрапарез
7. ГИДРОЦЕФАЛИЯ ФОРМИРУЕТСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ:

А) спонтанно

Б) токсического воздействия

В) внутриутробно резвившегося энцефалита

Г) метаболической перестройки

Д) радиационного воздействия
8. БОЛЬШИЕ РАЗМЕРЫ ГОЛОВЫ (МАКРОЦЕФАЛИЮ) МОЖНО СЧИТАТЬ ПАТОЛОГИЕЙ ПРИ НЕСООТВЕТСТВИИ ВОЗРАСТНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ:

А) на 2 см

Б) на 4 см

В) свыше двух среднеквадратичных отклонений

Г) на 1 см

Д) на 3 см
9. ВРОЖДЕННАЯ ГИДРОЦЕФАЛИЯ ОБУСЛОВЛЕНА:

А) нарушением всасывания в пахионовых грануляциях

Б) гиперпродукцией ликвора

В) нарушением формирования ликворной системы

Г) увеличением желудочков мозга

Д) нарушением кровоснабжения головного мозга
10. ПАРЕЗЫ, ПАРАЛИЧИ ЧАЩЕ ВСЕГО БЫВАЕТ ИСХОДОМ ВНУТРИУТРОБНО ПЕРЕНЕСЕННОГО:

А) токсоплазмоза

Б) сифилиса

В) листериоза

Г) гриппа

Д) анемии
11. ДЛЯ ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ДЦП ХАРАКТЕРНО НАЛИЧИЕ:

А) атетоза

Б)хореического гиперкинеза

В)торсионной дистонии

Г) хореоатетоза

Д) все вышеперечисленные
12. ЭЛЕКТРОНЕЙРОМИОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ:

А) при спинальной мышечной атрофии

Б) при неавральной амиотрофии Шарко-Мари-Тута

В) при миастении, при миодистрофиях

Г) при ДЦП

Д) все вышеперечисленные
13. ЛЕГКАЯ ФОРМА РОДОВОЙ ТРАВМЫ ПРОЯВЛЯЕТСЯ:

А) брадикардией

Б) тахикардией

В) тремором подбородка, тремором ручек

Г) желтушность кожных покровов

Д) коматозное состояние
14. РОДОВАЯ ТРАВМА СПИННОГО МОЗГА ВОЗНИКАЕТ ВСЛЕДСТВИЕ:

А) хронической гипоксии

Б) острой асфиксии

В) механического повреждения

Г) метаболического воздействия

Д) воздействия радиации
15. БОЛЕЕ ТЯЖЕЛОЕ ТЕЧЕНИЕ ПОРАЖЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ ОБУСЛОВЛЕНО:

А) не закончена дифференциация нервной системы, недоразвитием кровеносной системы

Б) малым весом

В) сопутствующими заболевания

Г) аномалиями головного мозга

Д) все вышеперечисленные
Эталоны ответов:

  1. В

  2. Д

  3. В

  4. Б

  5. Б

  6. Г

  7. В

  8. В

  9. В

  10. А

  11. Д

  12. Г

  13. В

  14. В

  15. Д



Ситуационные задачи
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности наблюдения за д iconОсобенности формирования доз в населённых пунктах, расположенных...

Особенности наблюдения за д iconРеферат по теме Анализ рынка телевизионных систем наблюдения
Системы телевизионного наблюдения предназначены для обеспечения безопасности на охраняемом объекте. Они позволяют одному или нескольким...
Особенности наблюдения за д iconКалендарно-тематическое планирование по предмету «Технология»
Создание условий для наблюдения за окружающим миром и материалами, которые нас окружают. Организация наблюдения за свойствами некоторых...
Особенности наблюдения за д iconКонспект урока чтения в 1 классе
...
Особенности наблюдения за д icon«Процедура наблюдения ООО «Cервис+» содержит 60 страниц, 17 иллюстраций, 25 таблиц
...
Особенности наблюдения за д iconРеферат схожей тематики
В обоих случаях наблюдение можетпроизводиться открыто или инкогнито. Одна из модификаций включенного наблюдения носит названиестимулирующего...
Особенности наблюдения за д iconУчебник для общеобразовательных учреждений для 1 класса. М.: «Просвещение» 2011
...
Особенности наблюдения за д iconРабочая тетрадь слушателей курсов повышения квалификации «Создание условий реализации ооп ноо»
...
Особенности наблюдения за д iconКонспект занятия для детей подготовительной группы доу «Как хорошо уметь читать»
...
Особенности наблюдения за д iconПлан-конспект урока чтения (1 «А» класс) Тема: Чтение слов с буквами Ц, ц
...
Особенности наблюдения за д iconКонспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: «Звуки ⦋в⦌,⦋в...
...
Особенности наблюдения за д iconА кадемия при Президенте Российской Федерации (ранхиГС) Кафедра акмеологии...
Перед проведением домашней работы в форме наблюдения за поведением животных разбираются особенности регистрации поведения животных,...
Особенности наблюдения за д iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В течение практики студент посещает не менее трех уроков в разных звеньях школы (младшие, средние, старшие классы), ведет наблюдение...
Особенности наблюдения за д icon7 класс Урок 2 Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты
Цели урока: ученик должен знать некоторые физические термины, уметь различать опыты и наблюдения, отличать понятия вещество и тело...
Особенности наблюдения за д iconПрограмма элективного курса «Анатомия, физиология и гигиена человека. Опыты и наблюдения»
Курс биологии 8 класса «Человек» насыщен теоретическим материалом, и хотя экспериментальная часть предусмотрена, ее недостаток нарушает...
Особенности наблюдения за д iconПримерная программа профессионального модуля пм. 02. Санитарно-гигиенические...
ПМ. 02. Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий труда работающего населения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск