Скачать 141.96 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Александровская средняя общеобразовательная школа» Томского района
Программа элективного курса «Анатомия, физиология и гигиена человека. Опыты и наблюдения» для учащихся 8 (9) классов (1 час в неделю, всего 34 часа) Автор: О. И. Захарченко, учитель биологии и химии Пояснительная записка. Курс биологии 8 класса «Человек» насыщен теоретическим материалом, и хотя экспериментальная часть предусмотрена, ее недостаток нарушает баланс между теоретическими знаниями и практическими умениями. Данная программа направлена на их уравновешивание, основа ее - опыты и наблюдения. Школьные опыты и наблюдения позволяют раскрыть методы научного исследования, показать, как ставится научная проблема и как он решается, выявить анатомо-физиологические закономерности и разъяснить правила гигиены и санитарии, вытекающие из них. Цели программы: образовательная
воспитательная
развивающая - развитие речи, мышления, двигательной сферы, самоорганизации, самостоятельности, навыков самонаблюдения; - развитие творческих способностей. Задачи программы:
Программа рассчитана на учащихся, проявляющих интерес к биологии и, возможно, предполагающих связать свою дальнейшую деятельность с определенной группой профессий, где необходимы биологические знания и умения. Наблюдение за своим организмом повышает интерес к предмету, убеждает учащихся в истинности изучаемых знаний и практических следствий, которые из них следуют. Программа рассчитана на 34 часа (год), 1 час в неделю. Занятия элективного курса можно проводить в 8 классе, тогда он будет идти параллельно с основной программой и подкреплять полученные знания. Можно проводить и в 9 классе, как отдельный курс. Интерес к строению и функционированию собственного организма у ребят в этом возрасте особенно высок. Каждое занятие предусматривает небольшую теоретическую часть и экспериментальную часть: проведение наблюдений, опытов, частично-поисковая или исследовательская работа. Предполагается подготовка сообщений, рефератов. На занятиях предусмотрены различные методы и объекты исследования. Курс начинается с занятий по визуальному осмотру тела и его частей; выявление нарушений осанки, плоскостопия, определение уровня развития мускулатуры. Применяется и соматометрия – измерение частей тела, нахождение числовых зависимостей между ними, изучение пропорций человека в зависимости от возраста, пола и других факторов. Широко используется метод проекций – нахождение на поверхности тела тех областей, под которыми размещаются внутренние органы. Это позволяет лучше узнать свой организм, более четко формулировать свои жалобы в беседе с врачом. Предполагается работа с микроскопом. Она развивает критическое мышление, наблюдательность, воспитывает точность и аккуратность. Для изучения функций отдельных органов используются методы прямого или косвенного раздражения. Они позволяют определить реакцию исследуемого органа на те, или иные воздействия. Для расширения самонаблюдения и включения в курс не вредных для здоровья опытов на человеке, взятом в качестве испытуемого, проводятся функциональные пробы. Демонстрируется реакция человека на нагрузку, на задержку дыхания, на наложение различных перетяжек на конечности, на неустойчивую позу. Такие задания содействуют умственному развитию учащихся, привлечению знаний по другим предметам, например химии, физики. Знания по химии используются на занятиях по изучению питательных веществ и пищевых продуктов; пищеварению в полости рта, желудке и кишечнике; обмена веществ. Проводятся качественные реакции на белки, жиры, углеводы, обнаружение витаминов, действие пищевых соков и ферментов. Гигиенические знания, полученные на занятиях, подкрепляются практическими умениями: ребята учатся дезинфицировать, составлять пищевые рационы с учетом энергозатрат. Приобретаются первоначальные знания и по медицине: профилактика простудных, инфекционных, травматических, глистных заболеваний; правила и приемы оказания первой помощи при ушибах, вывихах переломах, кровотечениях. На занятиях предполагается изготовление действующих моделей из подручных материалов, на которых можно разъяснить принципы функционирования органа. Таким образом, данный курс, не требуя богатого материального оснащения школы, предполагает разнообразную экспериментальную часть, что позволяет достаточно полно изучить строение организма человека, его функционирование, правила гигиены. В качестве итогового контроля предлагается учащимся подготовка реферата, исследовательской работы, проекта. Результатом программы является развитие интереса к предмету, повышение качества знаний учащихся, участие в олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских конференциях, профориентация. Учебно-тематический план.
Содержательная часть.
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
|
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» Программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» О. В. Петунина рассчитанной... | Г. А. Петров анатомия и физиология человека модуль «физиология» Г. А. Анатомия и физиология человека. Модуль «Физиология»: сборник заданий для текущего и рубежного контроля знаний студентов, обучающихся... | ||
Анатомия, физиология, психология и гигиена. Становление наук о человеке В. Общие закономерности психических процессов и индивидуально – личностные свойства человека | Вопросы к экзамену по учебной дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Понятие об анатомии, физиологии и гигиене. Основные этапы и периоды развития человека | ||
Тематическое планирование по курсу Биология «Человек и его здоровье» 8 класс № Человек- существо биосоциальное. Здоровье человека. Анатомия, физиология и гигиена человека | Учебник по курсу "Возрастная анатомия, физиология и гигиена" «Психологии» Института экономики, управления и права с 2002 года. Является автором 38 опубликованных научных обзоров и статей. В... | ||
Наука о питании включает в себя большое число важных теоретических... «Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования | ||
Анатомия Анатомия и физиология человека. Выпуск 1 (106 мин.) -общее знакомство с организмом человека | Учебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена» Агаджанян Н. А. Нормальная физиология / Н. А. Агаджанян, В. М. Смирнов. – 3-е изд. – М.: Ооо издательство «Медицинское информационное... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Пояснительная записка Программа научно-технической направленности... Программа научно-технической направленности «Анатомия и физиология человека» рассчитана на учеников 9 – 11 классов школ с общим и... | ||
7 класс Урок 2 Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты Цели урока: ученик должен знать некоторые физические термины, уметь различать опыты и наблюдения, отличать понятия вещество и тело... | Зачетные требования к уровню подготовки студентов III курса физб-о-д Анатомия, физиология, биомеханика, педагогика, психология, теория и методика физической культуры, теория и методика физического воспитания,... | ||
Тесты по валеологии для аттестации учителей Значение питания в жизни человека «Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое... | Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования |