Программа элективного курса «Анатомия, физиология и гигиена человека. Опыты и наблюдения»





Скачать 141.96 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Анатомия, физиология и гигиена человека. Опыты и наблюдения»
Дата публикации27.01.2015
Размер141.96 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Александровская средняя общеобразовательная школа» Томского района


Утверждаю

Директор МОУ «Александровская СОШ» Томского района

__________________ Г. А. Громова
_______________________ 2005 г.





Рассмотрена на заседании МО учителей естественно-математического цикла

Протокол № 1

от 8 сентября 2005г.

Руководитель МО:

_______________Т. В. Коробова



Программа

элективного курса

«Анатомия, физиология и гигиена человека. Опыты и наблюдения»

для учащихся 8 (9) классов

(1 час в неделю, всего 34 часа)


Автор: О. И. Захарченко,

учитель биологии и химии

Пояснительная записка.
Курс биологии 8 класса «Человек» насыщен теоретическим материалом, и хотя экспериментальная часть предусмотрена, ее недостаток нарушает баланс между теоретическими знаниями и практическими умениями. Данная программа направлена на их уравновешивание, основа ее - опыты и наблюдения.

Школьные опыты и наблюдения позволяют раскрыть методы научного исследования, показать, как ставится научная проблема и как он решается, выявить анатомо-физиологические закономерности и разъяснить правила гигиены и санитарии, вытекающие из них.

Цели программы:

образовательная

  • более полное овладение учащимися знаниями о живой природе, строении и функционировании собственного организма;

  • овладение методами изучения, учебными умениями;

воспитательная

  • гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

  • формирование отношений, влияющих на становление нравственных качеств личности через отношение к другому человеку (работа в парах, группах, умение слушать)

  • дисциплинированность;

развивающая

- развитие речи, мышления, двигательной сферы, самоорганизации, самостоятельности, навыков самонаблюдения;

- развитие творческих способностей.

Задачи программы:

  • развитие всесторонне развитой личности, имеющей не только теоретические знания, но и владеющей разнообразными методами и приемами наблюдения, постановки опыта и эксперимента;

  • профориентация и подготовка школьников к практической деятельности в области здравоохранения, медицины и сельского хозяйства.

Программа рассчитана на учащихся, проявляющих интерес к биологии и, возможно, предполагающих связать свою дальнейшую деятельность с определенной группой профессий, где необходимы биологические знания и умения.

Наблюдение за своим организмом повышает интерес к предмету, убеждает учащихся в истинности изучаемых знаний и практических следствий, которые из них следуют.

Программа рассчитана на 34 часа (год), 1 час в неделю.

Занятия элективного курса можно проводить в 8 классе, тогда он будет идти параллельно с основной программой и подкреплять полученные знания. Можно проводить и в 9 классе, как отдельный курс. Интерес к строению и функционированию собственного организма у ребят в этом возрасте особенно высок.

Каждое занятие предусматривает небольшую теоретическую часть и экспериментальную часть: проведение наблюдений, опытов, частично-поисковая или исследовательская работа. Предполагается подготовка сообщений, рефератов. На занятиях предусмотрены различные методы и объекты исследования.

Курс начинается с занятий по визуальному осмотру тела и его частей; выявление нарушений осанки, плоскостопия, определение уровня развития мускулатуры. Применяется и соматометрия – измерение частей тела, нахождение числовых зависимостей между ними, изучение пропорций человека в зависимости от возраста, пола и других факторов.

Широко используется метод проекций – нахождение на поверхности тела тех областей, под которыми размещаются внутренние органы. Это позволяет лучше узнать свой организм, более четко формулировать свои жалобы в беседе с врачом.

Предполагается работа с микроскопом. Она развивает критическое мышление, наблюдательность, воспитывает точность и аккуратность.

Для изучения функций отдельных органов используются методы прямого или косвенного раздражения. Они позволяют определить реакцию исследуемого органа на те, или иные воздействия.

Для расширения самонаблюдения и включения в курс не вредных для здоровья опытов на человеке, взятом в качестве испытуемого, проводятся функциональные пробы. Демонстрируется реакция человека на нагрузку, на задержку дыхания, на наложение различных перетяжек на конечности, на неустойчивую позу. Такие задания содействуют умственному развитию учащихся, привлечению знаний по другим предметам, например химии, физики.

Знания по химии используются на занятиях по изучению питательных веществ и пищевых продуктов; пищеварению в полости рта, желудке и кишечнике; обмена веществ. Проводятся качественные реакции на белки, жиры, углеводы, обнаружение витаминов, действие пищевых соков и ферментов.

Гигиенические знания, полученные на занятиях, подкрепляются практическими умениями: ребята учатся дезинфицировать, составлять пищевые рационы с учетом энергозатрат.

Приобретаются первоначальные знания и по медицине: профилактика простудных, инфекционных, травматических, глистных заболеваний; правила и приемы оказания первой помощи при ушибах, вывихах переломах, кровотечениях.

На занятиях предполагается изготовление действующих моделей из подручных материалов, на которых можно разъяснить принципы функционирования органа.

Таким образом, данный курс, не требуя богатого материального оснащения школы, предполагает разнообразную экспериментальную часть, что позволяет достаточно полно изучить строение организма человека, его функционирование, правила гигиены.

В качестве итогового контроля предлагается учащимся подготовка реферата, исследовательской работы, проекта.

Результатом программы является развитие интереса к предмету, повышение качества знаний учащихся, участие в олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских конференциях, профориентация.



Учебно-тематический план.


п\п

Тема

Количество часов

1.

Организм человека и его строение.

5

2.

Опорно-двигательная система.

4

3.

Кровь. Кровообращение.

7

4.

Дыхание.

3

5.

Пищеварение.

2

6.

Обмен веществ и энергии.

4

7.

Органы чувств.

4

8.

Терморегуляция.

1

9.

Защита рефератов, проектов, исследовательских работ.

4



Содержательная часть.


п\п

Тема занятия

Краткое содержание занятия

Практическая часть

Количество часов




Тема «Организм человека и его строение».







5

1

Общее знакомство с организмом человека.


Место человека в природе преемственность курса анатомии, физиологии и гигиены и курса зоологии; конкретные связи между структурой и функцией органов и частей тела.



Практическая работа

1

2

Клетка.


Единство органического мира, для большинства представителей которого характерно клеточное строение; строение и функции клеточных органоидов.


Практическая работа

1

3

Химический состав клетки и ее жизненные свойства.


Химический состав клетки: органические и минеральные вещества; обмен веществ, ферменты, свойства клетки.



Практическая работа

1

4

Ткани.


Ткань, как группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению и выполняемым функциям; методы гистологического исследования.


Практическая работа

1

5

Рефлекс. Рефлекторная дуга.

Рефлекс, части рефлекторной дуги, ее графическое изображение.


Практическая работа

1




Тема «Опорно-двигательная система».







4

1

Строение и функции скелета туловища и конечностей.


Единство строения и функции опорно-двигательной системы; качественные отличия человека от животных, связанные с прямохождением, приспособлением к труду и социальному образу жизни.



Практическая работа

1

2

Строение костей.


Особенности химического строения костей.



Практическая работа

1

3

Мышцы и их функции.


Принципы работы мышечной системы на примере некоторых мышечных групп.


Практическая работа

1

4

Работа мышц.


Статическая и динамическая работа мышц, процессы утомления; причины утомления и закономерности, лежащие в основе наибольшей работоспособности.


Практическая работа

1




Тема «Кровь. Кровообращение».







7

1

Внутренняя среда организма.


Состав внутренней среды организма, взаимосвязь между ее компонентами, формирование из крови тканевой жидкости, а из последней – лимфы.



Практическая работа

1

2

Плазма крови. Эритроциты.


Значение солевого постоянства крови и функция эритроцитов.


Практическая работа

1

3

Движение крови в о6рганизме.

Роль сердечно-сосудистой системы в жизни человека, понятия «вена», «артерия», «капилляр», венозная и артериальная кровь», малый и большой круги кровообращения.



Практическая работа

1

4

Строение и работа сердца.

Топографическое положение сердца в организме, его внешнее и внутреннее строение, роль клапанного аппарата сердца.


Практическая работа

1

5

Движение крови по сосудам.

Пульс, причины движения крови по сосудам, зависимость скорости крови и давления в артериях, венах и капиллярах.


Практическая работа

1

6

Первая помощь при кровотечениях.

Типы кровотечений и меры первой помощи при них, анатомо -физиологические обоснования мер первой помощи.



Практическая работа

1

7

Гигиена сердечно-сосудистой системы.


Тренировка сердца путем тренировки скелетных мышц.



Практическая работа

1




Тема «Дыхание».







3

1

Органы дыхания.

Значение дыхания, строение и функции верхних дыхательных путей и легких, механизмы голосообразования.


Практическая работа

1

2

Дыхательные движения.


Механизм дыхания.



Практическая работа

1

3

Нервная и гуморальная регуляция дыхательных движений.


Автономия дыхательного центра и гуморальных факторов, обеспечивающих регуляцию дыхательных движений

Практическая работа

1




Тема «Пищеварение».







2

1

Питательные вещества и пищевые продукты.


Содержание в пищевых продуктах различных питательных веществ – белков, жиров, углеводов, витаминов, а также минеральных солей.


Практическая работа

1

2

Пищеварение в полости рта, желудке и кишечнике.


Изменение питательных веществ в полости рта, желудке и кишечнике; роль пищеварительных ферментов.

Практическая работа

1




Тема «Обмен веществ и энергии».







4

1

Обмен веществ.


Необходимость воды и солей для организма.


Практическая работа

1

2

Ассимиляция и диссимиляция – две стороны обмена веществ.

Единство живой и неживой природы, значение обмена веществ и энергии как необходимое свойство жизни, понятие об ассимиляции и диссимиляции, взаимосвязь этих процессов.


Практическая работа

1

3

Нормы питания.


Зависимость норм питания от энергетических трат организма, от соотношения белков, жиров, углеводов в принятой пище, от наличия витаминов, минеральных веществ и других условий; основные правила составления пищевых рационов.


Практическая работа

1

4

Витамины.


Значение витаминов, их связь с ферментами; практические советы по сохранению витаминов в пищевых продуктах.


Практическая работа

1




Тема «Органы чувств».







4

1

Головной мозг.


Строение и функции отдельных частей головного мозга, их роль в осуществлении безусловных рефлексов.


Практическая работа

1

2

Органы чувств.


Анализаторы, свойства рецепторов; аналитико-синтетическая деятельность мозга.


Практическая работа

1

3

Орган зрения.


Морфология и функции глаза.


Практическая работа

1

4

Орган слуха и его гигиена.

Строение органа слуха, функции наружного и среднего уха; правила гигиены слуха и профилактика ушных заболеваний.



Практическая работа

1




Тема «Терморегуляция».







1

1

Кожа.

Строение и функции кожи.



Практическая работа

1




Защита рефератов, проектов, исследовательских работ.







4


Список рекомендуемой литературы для учащихся:





  1. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1983.

  2. Гомазов О. А. Сердце, кровь и молекулы-регуляторы. М.: Просвещение, 1984.

  3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии и физиологии человека. Пособие для учащихся. М.: Просвещение,1989.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «Анатомия, физиология и гигиена человека. Опыты и наблюдения» iconРабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы»
Программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» О. В. Петунина рассчитанной...
Программа элективного курса «Анатомия, физиология и гигиена человека. Опыты и наблюдения» iconГ. А. Петров анатомия и физиология человека модуль «физиология»
Г. А. Анатомия и физиология человека. Модуль «Физиология»: сборник заданий для текущего и рубежного контроля знаний студентов, обучающихся...
Программа элективного курса «Анатомия, физиология и гигиена человека. Опыты и наблюдения» iconАнатомия, физиология, психология и гигиена. Становление наук о человеке
В. Общие закономерности психических процессов и индивидуально – личностные свойства человека
Программа элективного курса «Анатомия, физиология и гигиена человека. Опыты и наблюдения» iconВопросы к экзамену по учебной дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Понятие об анатомии, физиологии и гигиене. Основные этапы и периоды развития человека
Программа элективного курса «Анатомия, физиология и гигиена человека. Опыты и наблюдения» iconТематическое планирование по курсу Биология «Человек и его здоровье» 8 класс №
Человек- существо биосоциальное. Здоровье человека. Анатомия, физиология и гигиена человека
Программа элективного курса «Анатомия, физиология и гигиена человека. Опыты и наблюдения» iconУчебник по курсу "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"
«Психологии» Института экономики, управления и права с 2002 года. Является автором 38 опубликованных научных обзоров и статей. В...
Программа элективного курса «Анатомия, физиология и гигиена человека. Опыты и наблюдения» iconНаука о питании включает в себя большое число важных теоретических...
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа элективного курса «Анатомия, физиология и гигиена человека. Опыты и наблюдения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования
Программа элективного курса «Анатомия, физиология и гигиена человека. Опыты и наблюдения» iconАнатомия
Анатомия и физиология человека. Выпуск 1 (106 мин.) -общее знакомство с организмом человека
Программа элективного курса «Анатомия, физиология и гигиена человека. Опыты и наблюдения» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Агаджанян Н. А. Нормальная физиология / Н. А. Агаджанян, В. М. Смирнов. – 3-е изд. – М.: Ооо издательство «Медицинское информационное...
Программа элективного курса «Анатомия, физиология и гигиена человека. Опыты и наблюдения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа элективного курса «Анатомия, физиология и гигиена человека. Опыты и наблюдения» iconПояснительная записка Программа научно-технической направленности...
Программа научно-технической направленности «Анатомия и физиология человека» рассчитана на учеников 9 – 11 классов школ с общим и...
Программа элективного курса «Анатомия, физиология и гигиена человека. Опыты и наблюдения» icon7 класс Урок 2 Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты
Цели урока: ученик должен знать некоторые физические термины, уметь различать опыты и наблюдения, отличать понятия вещество и тело...
Программа элективного курса «Анатомия, физиология и гигиена человека. Опыты и наблюдения» iconЗачетные требования к уровню подготовки студентов III курса физб-о-д
Анатомия, физиология, биомеханика, педагогика, психология, теория и методика физической культуры, теория и методика физического воспитания,...
Программа элективного курса «Анатомия, физиология и гигиена человека. Опыты и наблюдения» iconТесты по валеологии для аттестации учителей Значение питания в жизни человека
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа элективного курса «Анатомия, физиология и гигиена человека. Опыты и наблюдения» iconРабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск