Скачать 105.67 Kb.
|
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Категория слушателей: ученики 9 – 11-х классов Срок обучения: 72 часа Преподаватель: к.б.н. Черненков А.Ю. Гатчина 2013 Пояснительная записка Программа научно-технической направленности «Анатомия и физиология человека» рассчитана на учеников 9 – 11 классов школ с общим и углубленным изучением предмета «Биология: Анатомия человека». Основной целью курса является углубление знаний, получаемых учениками в рамках школьного учебного процесса, их подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии, а также развитие теоретического (лекционные занятия) и практического (решение задач) мышления, необходимого для поступления в высшие учебные заведения. Задачи курса: Обучающие: расширять знания, получаемые учениками в рамках школьного учебного процесса, знакомить их с дополнительными источниками знаний, учить овладевать теоретическими и прикладными знаниями, необходимыми для подготовки к ЕГЭ, научить использовать и анализировать учебную литературу. Воспитательные: воспитывать трудолюбие и чувство ответственности, прививать навыки самостоятельной работы. Развивающие: развивать познавательный интерес, речь и внимание, потребность в приобретении знаний. Методика и вспомогательные средства: В ходе обучения, базируясь на знаниях из школьной программы по биологии и общеобразовательных учебных пособий для средних школ, используются дополнительные материалы из лекционных курсов высших учебных заведений (СПбГПУ «Политех», СПб Педиатрическая академия, СПб 1-й медицинский институт, СПбГТУ(ТИ) и СПб НИИ физиологии им.Павлова), а также современные методики презентации и обработки материала (электронные презентации, интерактивная доска, лекционные пособия и т.д.). Результативность обучения определяется на основе контроля выполнения работ, рефлексии по итогам каждого учебного дня. В результате обучения обучающиеся будут иметь углубленные знания по биологии, получат опыт подготовки докладов, сообщений, рефератов, решения олимпиадных задач, смогут проверить свои знания при решении пробных заданий ЕГЭ по биологии. Контроль знаний осуществляется как индивидуально (проверочные работы и тесты, доклады, сообщения и рефераты), так и в общем порядке – решение пробных заданий ЕГЭ по биологии, решение олимпиадных задач из различных ВУЗов СПб. Учебный график: Продолжительность курса 72 часа. Занятия проводятся раз в неделю в течение учебного года. Каждое занятие состоит из: 5 мин. – орг.момент, 40 минут – занятие, 10-15 минут динамическая пауза, 45 минут – занятие. Форма обучения – групповая. Материально-техническое оснащение: просторное, светлое помещение с естественным и искусственным освещением, стол и стул для педагога, стулья и столы по количеству обучающихся, интерактивная доска, материалы, наглядные пособия, компьютер, проектор. Учебный план курса «Анатомия и физиология человека»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
курса «Анатомия и физиология человека» Введение в предмет «Анатомия и физиология человека». Историческая справка. Развитие биология, физиологии, медицины. Понятие среднего и нормы в анатомии. Методы анатомии. Уровни организации живого. Типы тканей. Краткая характеристика эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной ткани. Орган. Определение. Виды органов. Полости организма. Системы органов. Системы органов и их взаимная интеграция. Организм человека как живая биологическая система. Возрастная периодизация и временные изменения в теле человека. Старение и регенерация. Опорно-двигательный аппарат: Скелет. Опорно-двигательный аппарат. Остеология. Общий план строения скелета человека. Количество и топика костей. Функции скелета. Костная ткань. Свойства кости. Типы костей. Строение кости. Связь с другими системами органов. Кости черепа. Мозговой и лицевой отделы. Формирование черепа человека – эволюционный аспект. Зубы. Строение зуба. Классификация зубов. Скелет туловища. Позвоночник. Позвонки. Изгибы позвоночника. Движение. Центр масс. Изменчивость количества костей. Ограничители движения. Эволюционные особенности. Скелет верхних конечностей. Сходство и различие с приматами. Эволюционные особенности. Скелет нижних конечностей. Сходство и различие с приматами. Эволюционные особенности. Строение стопы, прямохождение. Плоскостопие. Соединения костей. Виды соединений. Подвижные и неподвижные соединения. Строение сустава. Виды суставов. Ограничение движения. Особенности скелета новорожденных. Отличие скелета по половому признаку. Опорно-двигательный аппарат: Мышечная система. Мышцы. Виды мышц. Топология. Классификация мышц. Произвольные и непроизвольные мышцы. Строение мышечной единицы. Мышечные сокращения. Иннервация. Сердечная мышца. Сила и работа мышцы. Рычаги: мышцы и кости. Покровная система. Строение и функции кожи. Производные кожи: волосы, ногти, сальные, потовые и молочные железы. Пищеварительная система. Направление пищеварения. Ротовая полость. Слюнные железы. Зубы. Пищевод. Желудок. Кишечник. Печень. Поджелудочная железа. Желчный пузырь. Всасывание в кишечнике. Нарушение работы желудка и кишечника. Гастриты и язвенная болезнь. Выделительная система. Органы выделения человека: кожа, легкие, железы, почки. Мочевыделительная и половая системы человека. Строение и функции почки. Фильтрация. Дыхательная система. Носоглотка. Трахеи. Бронхи. Легкие. Легочные объемы. Емкость легких. Строение легкого. Кислородный обмен. Механика дыхания. Болезни дыхательной системы. Влияние внешних факторов. Кровь. Функции крови. Бассейны крови. Объем крови в организме. Кровь как соединительная ткань. Состав крови. Фракции. Плазма. Форменные элементы. Функции составляющих крови. Полный клинический анализ крови. Группы крови. Переливание. Совместимость. Резус-фактор. Гомеостаз и гемостаз. Свертываемость крови. Факторы свертываемости. Сердечнососудистая система. Топика. Сосуды и нервы. Классификация сосудов. Вены и артерии. Воротная система. Приоритет обеспеченности органов кровью. Круги кровообращения. Бассейны крови. Болезни крови и сердечнососудистой системы. Сердце. Расположение сердца. Автоматизм сердечной мышцы. Сокращения (систола и диастола). Проводимость сердца и влияющие на нее факторы. Пульс. Кровяное давление. Кардиограмма и ее расшифровка. Сердечные отведения. Анализаторы. Визуальный анализатор. Строение глаза. Восприятие изображение и обработка сигнала. Дефекты зрения и их коррекция. Слуховой анализатор. Слух. Частотный диапазон. Пороговое значение. Равновесие. Вестибулярный аппарат. Вкусовой анализатор. Запаховый анализатор. Вкус и запах. Феромоны. Осязание. Связь со строением и функциями кожи. Нервная система (дополнительный материал для самостоятельного изучения) Отделы. Головной и спинной мозг. Строение. Эволюционное развитие. Критерии и параметры. Память. Прием, обработка и передача информации. Контроль за организмом в целом. Нарушения. Физические процессы передачи электрического импульса. Черепно-мозговые нервы. Координация работы органов и систем. Эндокринная система (дополнительный материал для самостоятельного изучения) Химический сигнал. Железы. Гормоны. Влияние на общее состояние организма. Иммунная система (дополнительный материал для самостоятельного изучения) Иммунитет. Связь с другими системами организма. Кровь, лимфа. Болезни, связанные с нарушениями работы иммунной системы. |
Пояснительная записка Программа научно-технической направленности... Программа научно-технической направленности «Общая биология» рассчитана на учеников 9 – 11 классов школ с общим и углубленным изучением... | Г. А. Петров анатомия и физиология человека модуль «физиология» Г. А. Анатомия и физиология человека. Модуль «Физиология»: сборник заданий для текущего и рубежного контроля знаний студентов, обучающихся... | ||
Анатомия Анатомия и физиология человека. Выпуск 1 (106 мин.) -общее знакомство с организмом человека | Собрание рефератов. Диск Естественные науки. Cd Биология: Весь школьный курс: Ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, общая биология. 1С: Репетитор (2 экземпляра) | ||
Тематическое планирование по курсу Биология «Человек и его здоровье» 8 класс № Человек- существо биосоциальное. Здоровье человека. Анатомия, физиология и гигиена человека | Тесты по валеологии для аттестации учителей Значение питания в жизни человека «Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое... | ||
Вариантная анатомия магистральных кровеносных сосудов медиальных... Название учреждения образования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №108» | Российской федерации ... | ||
Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека... Целью изучения предмета является формирование у студентов знаний о строении организма человека, как единой целостной системы, выявление... | Рабочая программа по дисциплине «Анатомия человека» Рабочая программа по дисциплине «Анатомия человека» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62 «Туризм» профиль: технология... | ||
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных,... «020201 Биология», представляет собой первую часть общего курса «Физиология человека и животных». Программа разработана с учетом... | Вопросы к вступительному экзамену в ординатуру по специальности «Рентгенэндоваскулярные... Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы. Нормальная анатомия сердца. Нормальная анатомия артериальной и венозной сосудистой... | ||
«Возрастная анатомия и физиология ребёнка» Характеристика анатомических возрастных изменений в процессе индивидуального развития человека | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 10-11 классов общеобразовательных школ или... | ||
Минобрнауки России «Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое... | Программа «Мировая художественная культура» «Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое... |