Кардиотонические средства





Скачать 136.39 Kb.
НазваниеКардиотонические средства
Дата публикации03.04.2015
Размер136.39 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Право > Методическая разработка










РОСЗДРАВ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинская государственная

 медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ЧелГМА Росздрава)

Кафедра_______фармакологии

Дисциплина ____фармакология

Специальность__ фармация

Факультет______ фармацевтический (заочное обучение)

Курс___IV    Семестр____VII

Количество часов__2

Методическая разработка практических занятий для студентов.

Практическое занятие №6

Тема:  Кардиотонические средства

Цели занятия:


  1. Усвоить фармакодинамику и фармакокинетику кардиотонических средств, усвоения показаний к применению препаратов указанных групп; знания клиники отравления и мер помощи; запоминания латинских названий, доз, форм выпуска препаратов

  2. Закрепить навык выписывания рецептов на средства, влияющие на функцию органов дыхания

Базисные знания:


Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения анатомического строения и физиологии органов кровообращения, строения и особенностей проведении нервного импульса по проводящей системе сердца.

Содержание занятия: 


Студент должен знать:

  1. Классификации, механизмы действия, показания и противопоказания к применению изучаемых препаратов.

  2. Сравнительный анализ различных групп кардиотонических средств.

  3. Характер и особенности токсического действия веществ и меры помощи при отравлении ими.

  4. Латинские названия и формы выпуска препаратов.

Студент должен уметь:

  1. Выписывать рецепты на изучаемые препараты в соответствии с фармакотерапевтическими заданиями.

  2. Формулировать ответы на контрольные вопросы.

  3. Решать тестовые задания.

  4. Использовать теоретические знания при решении ситуационных фармакотерапевтических задач.

Задания для студентов:

1. Список препаратов по теме занятия.


Сердечные гликозиды

Digitoxinum

Табл. по 0,0001; свечи по 0,00015

Digoxinum 

Табл. по 0,00025; амп. по1мл 0,025% р-ра

Strophanthinum K

Р-р в амп. 0,05% по 1мл (в/в)

Corglyconum 

Р-р в амп.0,06% по1 мл

Infusum herbae Adonidis vernalis

Настой 6,0-180 мл ( внутрь ложками)

Негликозидные кардиотоники

Dobutaminum

Пор. по 0,25 во флак.(для в\в инъекц.), р-р в амп. по50 мл (в1 мл-0,005)

Dofaminum          (Допмин)

 

амп.0,5% и 4% р-р - 5мл (в/венно капельно в 5% глюкозе)


Средства для профилактики и лечения интоксикации, вызванной сердечными гликозидами:

Kalii chloridum


 

Пор., табл. по 0.5, 1.0; р-р 4% в амп. по 50 мл, р-р 10% для приема внутрь по 1-2 чайн. л.

Unithiolum


 

Амп 5% р-р 5 мл

2. Задание по фармакотерапии:


Выписать в рецептах:

  1. Сердечный гликозид в настое, применяемый для лечения хронической сердечной недостаточности

  2. Сердечный гликозид с быстрым, коротким, сильным действием

  3. Сердечный гликозид из группы наперстянки в таблетках

  4. Средство для парентерального введения при лечении интоксикации сердечными гликозидами

  5. Препарат для приема внутрь при лечении интоксикации сердечными гликозидами

  6. Кардиотоническое средство “негликозидной” структуры

3. Контрольные вопросы по теме:


  1. Общая характеристика сердечных гликозидов. Классификации препаратов (по источникам получения, по выраженности и продолжительности клинического эффекта).

  2. Фармакокинетика сердечных гликозидов (всасываемость в ЖКТ, распределение в организме, выведение).

  3. Фармакодинамика сердечных гликозидов: механизмы влияния препаратов на силу и частоту сердечных сокращений, проводимость, возбудимость и автоматизм миокарда.

  4. Сущность терапевтического эффекта сердечных гликозидов при декомпенсации сердечной деятельности. Особенности применения.

  5. Сравнительная характеристика препаратов сердечных гликозидов.

  6. Проявления побочных эффектов сердечных гликозидов. Средства для профилактики и терапии интоксикации гликозидами.

  7. Кардиотонические препараты “негликозидной” структуры: механизмы реализации эффектов, спектр побочного действия.

4. Задание по УИРС:


Темы рефератов:

  • Современные кардиотонические средства “негликозидной” структуры

  • Влияние сердечных гликозидов на биоэнергетику миокарда.

5. Вопросы для самостоятельного изучения:


  • Представление о проводящей системе сердца и потенциале действия кардиомиоцитов.

  • Характеристика противоаритмических средств, влияющих непосредственно на миокардиоциты и на проводящую систему сердца.

6. Вопросы по теме, выносимые на экзамен:


  1. Кардиотонические средства: сердечные гликозиды. Классификация препаратов. Механизмы реализации кардиальных и экстракардиальных эффектов, сравнительная характеристика препаратов, показания для применения. Побочные эффекты сердечных гликозидов, меры по их профилактике и лечению.

  2. Противоаритмические препараты. Классификация, механизмы действия и сравнительная характеристика средств, применение, проявления побочного действия, противопоказания

7. Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:


  • составление рецептурных прописей

  • оформление рецепта на трех формах рецептурных бланков

  • выписывание рецептов на различные лекарственные формы

  • расчет среднетерапевтической дозы лекарственного средства с учетом возраста, массы тела пациента.

Литература:

Основная:


  1. Волчегорский И.А. Избранные классификации лекарственных средств и основные формы их выпуска: учебно – методическое пособие / И.А.Волчегорский, З.П.Важенина, Л.М.Рассохина: Челяб. гос. мед. акад.; каф.фармакологии. – Челябинск: ЧелГМА, 2009. – 72 с.

  2. Фармакология. Учеб. для вузов./ под ред. Р.Н. Аляутдина. - 3-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР Медиа, 2005. - 591 с.

  3. Фармакология. Учеб. для вузов./под ред. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб.и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. - 832с.

  4. Харкевич Д.А. Фармакология: Учеб. для вузов/ - 10-е изд. испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 852 с.

Дополнительная:


  1. Клиническая фармакология: нац. рук. под ред. Ю.Б. Белоусова, В.Г.Кукеса, В.К. Лепахина, В.И.Петрова   - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 976с.

  2. Клиническая фармакология и фармакотерапия: учеб. для вузов / под ред. В.Г.Кукеса, А.К.Стародубцева. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 640 с.

  3. Клиническая фармакология: Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Кукеса. - 3-е изд.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006.- 944с.

  4. Клиническая фармакология: Учеб.для студ.высш.мед.вузов/ Под общ.ред.В.Г.Кукеса.-2-е изд.- М.: ГЭОТАР Медицина,  2006.- 944 с.

  5. Майский В.В. Фармакология: Учебное пособие.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003.- 408 с.

  6. Ольбинская Л.И., Белоусов Ю.Б., Мареев В.Ю. и др. Применение β-адреноблокаторов в лечении хронической сердечной недостаточности. Фокус на бисопролол // Кардиология.-2000 - №4.-С.91-104.

  7. Справочник Видаль 2009: Лекарственные препараты в России. – 15-е изд., перераб., испр. и доп.  - М.: АстраФармСервис, 2009. – 706 с.

  8. Фармакология в вопросах и ответах /ред. Ананд Рамачандран; пер. с англ. Под ред. Р.Н.Аляутдина, В.Ю.Балабаньяна. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009. - 560 с.

Методическая разработка  практических занятий рассмотрена на заседании  кафедры (протокол № __5___от__28 ноября __2009 года)

Заведующий кафедрой  фармакологии,

профессор, ДМН _______________________________________И.А.Волчегорский


РОСЗДРАВ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинская государственная

 медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ЧелГМА Росздрава)
Кафедра_______фармакологии

Дисциплина ____фармакология

Специальность__ фармация

Факультет______ фармацевтический (заочное обучение)

Курс___IV    Семестр____VII

Количество часов__2

Методическая разработка практических занятий для студентов.

Практическое занятие №7

Тема:  Антиангинальные средства

Цели занятия:


  1. Усвоить фармакологию  антиангинальных средств с умением указывать латинские названия препаратов, дозы, формы выпуска.

  2. Закрепить навык выписывания рецептов на антиангинальные средства

Базисные знания:


Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения  анатомии и физиологии сердечнососудистой системы, особенностей кровоснабжения миокарда. Повторить фармакологию β-адреноблокаторов, препаратов миотропного действия, наркотических анальгетиков.

Содержание занятия: 


Студент должен знать:

  1. Классификации, механизмы действия, показания и противопоказания к применению изучаемых препаратов

  2. Сравнительную характеристику препаратов и особенности действия

  3. Латинские названия и формы выпуска препаратов, особенности приема

Студент должен уметь:

  1. Выписывать рецепты на изучаемые препараты в соответствии с фармакотерапевтическими заданиями

  2. Формулировать ответы на контрольные вопросы

  3. Решать тестовые задания

  4. Использовать теоретические знания при решении ситуационных фармакотерапевтических задач

Задания для студентов:

1. Список препаратов по теме занятия.


Антиангинальные средства

Nitroglycerinum 

 

Таблетки по 0,0005; флаконы по 5 мл 1% спиртового раствора


Sustac-mite


Официнальные таблетки, содержащие 2,6 мг нитроглицерина


Sustac-forte

 

Официнальные таблетки, содержащие 6,4 мг нитроглицерина


Erynitum

 

Таблетки по 0,01 и 0,02

 

Phenigidinun

 

Таблетки и драже по 0,01


Anaprilinum

 

Таблетки по 0,01 и 0,04, ампулы по 1 и 5 мл 0,1% р-ра


Dipyridamolum

 

Табл. и др. по 0,025 и 0,075; р-р в амп.0,5% по 2мл

Validolum

 

Флаконы по 5 мл, официнальные таблетки


Promedolum 

Пор. и табл. по 0,025; р-р в амп 1% и 2% по 1мл 

2. Задание по фармакотерапии:


Выписать в рецептах:

  1. Нитровазодилататор для купирования приступа стенокардии.

  2. Препарат нитроглицерина пролонгированного действия.

  3. Средство, снижающее потребность миокарда в кислороде.

  4. Средство, рефлекторно снимающее коронароспазм.

  5. Антагонист кальция для профилактики приступов стенокардии.

  6. Коронарорасширяющее средство миотропного действия

  7. Средство для устраненя болей при инфаркте миокарда

3. Контрольные вопросы по теме:


  1. Классификация антиангинальных средств.

  2. Органические нитраты: препараты, механизм антиангинального действия, особенности применения, побочные эффекты.

  3. Антагонисты кальция: препараты, механизм антиангинального действия, особенности применения, побочные эффекты.

  4. Фармакологические свойства b-адреноблокаторов, применение при ИБС.

  5. Средства, рефлекторно снимающие коронароспазм (валидол), применение.

  6. Коронаролитики миотропного действия: механизм действия, особенности применения.

  7. Принципы фармакотерапии острого инфаркта миокарда.

4. Задание по УИРС:


Темы рефератов:

Лекарственные формы нитровазодилататоров длительного действия

5. Вопросы для самостоятельного изучения:


  1. Антиангинальные препараты пролонгированного действия, особенности применения.

  2. Кардиопротекторные средства, эффекты, особенности применения.

  3. Средства, применяемые при инфаркте миокарда.

6. Вопросы по теме, выносимые на экзамен:


  • Средства, применяемые при ишемической болезни сердца. Классификация препаратов, фармакодинамика, особенности применения антиангинальных средств, отрицательные эффекты, основные противопоказания.

7. Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:


  • составление рецептурных прописей

  • оформление рецепта на трех формах рецептурных бланков

  • выписывание рецептов на различные лекарственные формы

  • расчет среднетерапевтической дозы лекарственного средства с учетом возраста, массы тела пациента.

Литература:

Основная:


  1. Волчегорский И.А. Избранные классификации лекарственных средств и основные формы их выпуска: учебно – методическое пособие / И.А.Волчегорский, З.П.Важенина, Л.М.Рассохина: Челяб. гос. мед. акад.; каф.фармакологии. – Челябинск: ЧелГМА, 2009. – 72 с.

  2. Фармакология. Учеб. для вузов./ под ред. Р.Н. Аляутдина. - 3-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР Медиа, 2005. - 591 с.

  3. Фармакология. Учеб. для вузов./под ред. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб.и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. - 832с.

  4. Харкевич Д.А. Фармакология: Учеб. для вузов/ - 10-е изд. испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 852 с.

Дополнительная:


  1. Клиническая фармакология: нац. рук. под ред. Ю.Б. Белоусова, В.Г.Кукеса, В.К. Лепахина, В.И.Петрова   - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 976с.

  2. Клиническая фармакология и фармакотерапия: учеб. для вузов / под ред. В.Г.Кукеса, А.К.Стародубцева. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 640 с.

  3. Клиническая фармакология: Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Кукеса. - 3-е изд.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006.- 944с.

  4. Клиническая фармакология: Учеб.для студ.высш.мед.вузов/ Под общ.ред.В.Г.Кукеса.-2-е изд.- М.: ГЭОТАР Медицина,  2006.- 944 с.

  5. Справочник Видаль 2009: Лекарственные препараты в России. – 15-е изд., перераб., испр. и доп.  - М.: АстраФармСервис, 2009. – 706 с.

  6. Фармакология в вопросах и ответах /ред. Ананд Рамачандран; пер. с англ. Под ред. Р.Н.Аляутдина, В.Ю.Балабаньяна. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009. - 560 с.

Методическая разработка  практических занятий рассмотрена на заседании  кафедры (протокол № __5___от__28 ноября __2009 года)

Заведующий кафедрой  фармакологии,

профессор, ДМН _______________________________________И.А.Волчегорский










РОСЗДРАВ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинская государственная

 медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ЧелГМА Росздрава)

Кафедра_______фармакологии

Дисциплина ____фармакология

Специальность__ фармация

Факультет______ фармацевтический (заочное обучение)

Курс___IV    Семестр____VII

Количество часов__2

Методическая разработка практических занятий  для преподавателей

Практическое занятие № 8

Тема: Антигипертензивные средства.

Цель занятия:




  1. Добиться усвоения студентами знаний по фармакологии антигипертезивных  средств в части классификации препаратов, механизмов реализации основных эффектов, спектра действия, показаний и противопоказаний для применения, проявлений нежелательного побочного действия

  2. Обратить внимание на особенности фармакокинетики и фармакодинамики препаратов указанных групп.

  3. Закрепить практический навык  выписывания рецептов на препараты указанных групп в соответствии с формами выпуска средств.

Базисные знания:


Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения   физиологии сердечнососудистой системы, в части вопросов регуляции сосудистого тонуса, объема сердечного выброса и  поддержания уровня артериального давления, а также  патологической физиологии в части механизмов развития гипертонической болезни. Необходимо повторить фармакологию адренергических и антиадренергических средств, ганглиоблокаторов, препаратов миотропного действия, диуретиков.

Место проведения занятия:


Учебная комната кафедры фармакологии.

Методическое и материальное оснащение:


Методические рекомендации для преподавателей, методические указания для студентов, таблицы, слайды, диаскоп «ФАР», витрины лекарственных препаратов по теме занятия.

План проведения практического занятия


Структура занятия и распределение времени  (хронокарта занятия)

Основные  разделы  занятия

Время

 Мин.

    %

1.      Сведения о присутствующих. Формулирование  цели занятия.  Ответы на вопросы. Ознакомление с препаратами.

2.      Выявление исходного уровня знаний со 100% охватом студентов. Проверка выполнения домашнего задания.

3.      Обсуждение наиболее важных фрагментов темы (фронтальный опрос, решение ситуационных задач)

4.      Выполнение задания по УИРС:

-          Реферативное сообщение по одному из актуальных вопросов изучаемой темы

5.      Итоговый контроль усвоения материала (выполнение индивидуального задания).

6.      Подведение итогов занятия. Задание к следующему занятию.


4

10

17

7

15

2

4,4

11,1

18,9

7,8

16,7

2,2

ИТОГО:                                                                                                                                     90       100

Таблица учебных элементов, уровней их усвоения и форм контроля

По теме: Антигипертензивные средства.

Учебные элементы

Уровни усвоения

Формы контроля

1.Теоретический разбор наиболее важных фрагментов темы:

а) классификация  препаратов

б) механизм действия клофелина, показания, побочные эффекты и противопоказания

в) показания, отрицательные эффекты и противопоказания для назначения антигипертензивных препаратов миотропного действия и ЛС, влияющих на РААС

1

2

2-3


Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Ситуационные задачи


2. Выписывание рецептов и контроль выполнения домашнего задания

2

Письменный опрос

3. Выполнение заданий тестового контроля и индивидуальных ситуационных заданий по теме занятия

2-3

Индивидуальный опрос

Методические указания и приемы.

   В начале занятия следует выяснить исходный уровень знаний студентов, предложив  выполнить индивидуальные контрольные задания.

          При разборе теоретического материала необходимо обратить внимание на механизмы регуляции артериального давления, повторить значение сосудистого тонуса и сердечного выброса  и количества циркулирующей жидкости в организме в осуществлении поддержания стабильного артериального давления.

     При разборе теоретического материала необходимо обратить внимание на твердое усвоение студентами классификации и механизмов действия антигипертензивных средств, умение проводить сравнительную характеристику  препаратов с учетом продолжительности действия, показаний и противопоказаний к применению. Акцентировать внимание на особенностях фармакодинамики клофелина, побочных эффектах и взаимодействия с другими веществами.       Указать на особенности развития эффектов средств, влияющих на РААС, выделить фармакокинетические различия среди препаратов разных поколений, групп ИАПФ и БРА, побочные эффекты препаратов указанных групп. Уделить внимание препаратам, влияющим на водно-солевой обмен, развитие побочных эффектов и способов их коррекции.

   Контроль знаний студентов целесообразно осуществлять с использованием ситуационных задач, сочетая решение теоретических вопросов с выписыванием рецептов на основные средства, влияющие на функцию органов дыхания.

     В конце занятия преподаватель оценивает работу студентов и дает рекомендации для подготовки к следующей теме.

 

Литература:

Основная:


  1. Волчегорский И.А. Избранные классификации лекарственных средств и основные формы их выпуска: учебно – методическое пособие / И.А.Волчегорский, З.П.Важенина, Л.М.Рассохина: Челяб. гос. мед. акад.; каф.фармакологии. – Челябинск: ЧелГМА, 2009. – 72 с.

  2. Фармакология. Учеб. для вузов./ под ред. Р.Н. Аляутдина. - 3-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР Медиа, 2005. - 591 с.

  3. Фармакология. Учеб. для вузов./под ред. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб.и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. - 832с.

  4. Харкевич Д.А. Фармакология: Учеб. для вузов/ - 10-е изд. испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 852 с.

Дополнительная:


  1. Клиническая фармакология: нац. рук. под ред. Ю.Б. Белоусова, В.Г.Кукеса, В.К. Лепахина, В.И.Петрова   - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 976с.

  2. Клиническая фармакология и фармакотерапия: учеб. для вузов / под ред. В.Г.Кукеса, А.К.Стародубцева. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 640 с.

  3. Клиническая фармакология: Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Кукеса. - 3-е изд.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006.- 944с.

  4. Клиническая фармакология: Учеб.для студ.высш.мед.вузов/ Под общ.ред.В.Г.Кукеса.-2-е изд.- М.: ГЭОТАР Медицина,  2006.- 944 с.

  5. Майский В.В. Фармакология: Учебное пособие.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003.- 408 с.

  6. Справочник Видаль 2009: Лекарственные препараты в России. – 15-е изд., перераб., испр. и доп.  - М.: АстраФармСервис, 2009. – 706 с.

  7. Фармакология в вопросах и ответах /ред. Ананд Рамачандран; пер. с англ. Под ред. Р.Н.Аляутдина, В.Ю.Балабаньяна. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009. - 560 с.

Методическая разработка  практических занятий рассмотрена на заседании  кафедры (протокол № __5___от__28 ноября __2009 года)

Заведующий кафедрой  фармакологии,

профессор, ДМН _

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кардиотонические средства iconВопросы к экзамену по фармакологии (педиатрический факультет) Вопросы...
Занятие Сердечные гликозиды. Негликозидные кардиотонические средства. Противоаритмические средства
Кардиотонические средства iconУстойчивость на курсе и поворотливость.
Главными управляющими устройствами на судне являются средства управления рулем, средства управления движителем, средства активного...
Кардиотонические средства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие «средства обучения». Средства материализации умственных действий. Технические и аудиовизуальные средства обучения. Использование...
Кардиотонические средства iconСеминар Изобразительные и выразительные средства языка Термины
Термины: изобразительные средства, выразительные средства, метонимия, метафора, персонификация, синекдоха, ирония, зевгма, каламбур,...
Кардиотонические средства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
К ним относятся средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, противопыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки)...
Кардиотонические средства iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
...
Кардиотонические средства iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
...
Кардиотонические средства iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
...
Кардиотонические средства iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту
Наземные транспортно-технологические средства, специализация «Технические средства агропромышленного комплекса», код дисциплины В....
Кардиотонические средства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Средства обучения со (дидактические средства) это источники получения знаний, формирования умений
Кардиотонические средства iconНаучно-исследовательская работа на тему: «изобразительно-выразительные средства языка»
Лексические средства выразительности речи: метафора, эпитет, аллегория, метонимия, сравнение, градация, антитеза, анафора, ирония...
Кардиотонические средства iconДисциплина «Финансовый иностранный язык» Оценочные средства (ОС):...

Кардиотонические средства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Средства связи между компьютерами или аппаратные и программные средства необходимые для объединения компьютеров в локальную и глобальную...
Кардиотонические средства iconУрок по теме «Редкие средства художественной выразительности в русском языке»
Оборудование: мультимедиа (основные средства художественной выразительности, примеры их использования)
Кардиотонические средства iconКакие существуют два основных способа познания мира?
Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования включают...
Кардиотонические средства iconКакие существуют два основных способа познания мира?
Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования включают...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск