|
|
| РОСЗДРАВ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинская государственная
медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
(ГОУ ВПО ЧелГМА Росздрава)
| Кафедра_______фармакологии
Дисциплина ____фармакология
Специальность__ фармация
Факультет______ фармацевтический (заочное обучение)
Курс___IV Семестр____VII
Количество часов__2
| Методическая разработка практических занятий для студентов. Практическое занятие №6 Тема: Кардиотонические средства Цели занятия: Усвоить фармакодинамику и фармакокинетику кардиотонических средств, усвоения показаний к применению препаратов указанных групп; знания клиники отравления и мер помощи; запоминания латинских названий, доз, форм выпуска препаратов
Закрепить навык выписывания рецептов на средства, влияющие на функцию органов дыхания
Базисные знания: Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения анатомического строения и физиологии органов кровообращения, строения и особенностей проведении нервного импульса по проводящей системе сердца.
Содержание занятия: Студент должен знать:
Классификации, механизмы действия, показания и противопоказания к применению изучаемых препаратов.
Сравнительный анализ различных групп кардиотонических средств.
Характер и особенности токсического действия веществ и меры помощи при отравлении ими.
Латинские названия и формы выпуска препаратов.
Студент должен уметь:
Выписывать рецепты на изучаемые препараты в соответствии с фармакотерапевтическими заданиями.
Формулировать ответы на контрольные вопросы.
Решать тестовые задания.
Использовать теоретические знания при решении ситуационных фармакотерапевтических задач.
Задания для студентов: 1. Список препаратов по теме занятия. Сердечные гликозиды
| Digitoxinum
| Табл. по 0,0001; свечи по 0,00015
| Digoxinum
| Табл. по 0,00025; амп. по1мл 0,025% р-ра
| Strophanthinum K
| Р-р в амп. 0,05% по 1мл (в/в)
| Corglyconum
| Р-р в амп.0,06% по1 мл
| Infusum herbae Adonidis vernalis
| Настой 6,0-180 мл ( внутрь ложками)
| Негликозидные кардиотоники
| Dobutaminum
| Пор. по 0,25 во флак.(для в\в инъекц.), р-р в амп. по50 мл (в1 мл-0,005)
| Dofaminum (Допмин)
| амп.0,5% и 4% р-р - 5мл (в/венно капельно в 5% глюкозе)
| Средства для профилактики и лечения интоксикации, вызванной сердечными гликозидами:
| Kalii chloridum
| Пор., табл. по 0.5, 1.0; р-р 4% в амп. по 50 мл, р-р 10% для приема внутрь по 1-2 чайн. л.
| Unithiolum
| Амп 5% р-р 5 мл
| 2. Задание по фармакотерапии: Выписать в рецептах:
Сердечный гликозид в настое, применяемый для лечения хронической сердечной недостаточности
Сердечный гликозид с быстрым, коротким, сильным действием
Сердечный гликозид из группы наперстянки в таблетках
Средство для парентерального введения при лечении интоксикации сердечными гликозидами
Препарат для приема внутрь при лечении интоксикации сердечными гликозидами
Кардиотоническое средство “негликозидной” структуры
3. Контрольные вопросы по теме: Общая характеристика сердечных гликозидов. Классификации препаратов (по источникам получения, по выраженности и продолжительности клинического эффекта).
Фармакокинетика сердечных гликозидов (всасываемость в ЖКТ, распределение в организме, выведение).
Фармакодинамика сердечных гликозидов: механизмы влияния препаратов на силу и частоту сердечных сокращений, проводимость, возбудимость и автоматизм миокарда.
Сущность терапевтического эффекта сердечных гликозидов при декомпенсации сердечной деятельности. Особенности применения.
Сравнительная характеристика препаратов сердечных гликозидов.
Проявления побочных эффектов сердечных гликозидов. Средства для профилактики и терапии интоксикации гликозидами.
Кардиотонические препараты “негликозидной” структуры: механизмы реализации эффектов, спектр побочного действия.
4. Задание по УИРС: Темы рефератов:
Современные кардиотонические средства “негликозидной” структуры
Влияние сердечных гликозидов на биоэнергетику миокарда.
5. Вопросы для самостоятельного изучения: Представление о проводящей системе сердца и потенциале действия кардиомиоцитов.
Характеристика противоаритмических средств, влияющих непосредственно на миокардиоциты и на проводящую систему сердца.
6. Вопросы по теме, выносимые на экзамен: Кардиотонические средства: сердечные гликозиды. Классификация препаратов. Механизмы реализации кардиальных и экстракардиальных эффектов, сравнительная характеристика препаратов, показания для применения. Побочные эффекты сердечных гликозидов, меры по их профилактике и лечению.
Противоаритмические препараты. Классификация, механизмы действия и сравнительная характеристика средств, применение, проявления побочного действия, противопоказания
7. Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия: составление рецептурных прописей
оформление рецепта на трех формах рецептурных бланков
выписывание рецептов на различные лекарственные формы
расчет среднетерапевтической дозы лекарственного средства с учетом возраста, массы тела пациента.
Литература: Основная: Волчегорский И.А. Избранные классификации лекарственных средств и основные формы их выпуска: учебно – методическое пособие / И.А.Волчегорский, З.П.Важенина, Л.М.Рассохина: Челяб. гос. мед. акад.; каф.фармакологии. – Челябинск: ЧелГМА, 2009. – 72 с.
Фармакология. Учеб. для вузов./ под ред. Р.Н. Аляутдина. - 3-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР Медиа, 2005. - 591 с.
Фармакология. Учеб. для вузов./под ред. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб.и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. - 832с.
Харкевич Д.А. Фармакология: Учеб. для вузов/ - 10-е изд. испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 852 с.
Дополнительная: Клиническая фармакология: нац. рук. под ред. Ю.Б. Белоусова, В.Г.Кукеса, В.К. Лепахина, В.И.Петрова - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 976с.
Клиническая фармакология и фармакотерапия: учеб. для вузов / под ред. В.Г.Кукеса, А.К.Стародубцева. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 640 с.
Клиническая фармакология: Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Кукеса. - 3-е изд.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006.- 944с.
Клиническая фармакология: Учеб.для студ.высш.мед.вузов/ Под общ.ред.В.Г.Кукеса.-2-е изд.- М.: ГЭОТАР Медицина, 2006.- 944 с.
Майский В.В. Фармакология: Учебное пособие.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003.- 408 с.
Ольбинская Л.И., Белоусов Ю.Б., Мареев В.Ю. и др. Применение β-адреноблокаторов в лечении хронической сердечной недостаточности. Фокус на бисопролол // Кардиология.-2000 - №4.-С.91-104.
Справочник Видаль 2009: Лекарственные препараты в России. – 15-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: АстраФармСервис, 2009. – 706 с.
Фармакология в вопросах и ответах /ред. Ананд Рамачандран; пер. с англ. Под ред. Р.Н.Аляутдина, В.Ю.Балабаньяна. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009. - 560 с.
Методическая разработка практических занятий рассмотрена на заседании кафедры (протокол № __5___от__28 ноября __2009 года)
Заведующий кафедрой фармакологии,
профессор, ДМН _______________________________________И.А.Волчегорский
РОСЗДРАВ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинская государственная
медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
(ГОУ ВПО ЧелГМА Росздрава) Кафедра_______фармакологии
Дисциплина ____фармакология
Специальность__ фармация
Факультет______ фармацевтический (заочное обучение)
Курс___IV Семестр____VII
Количество часов__2
Методическая разработка практических занятий для студентов. Практическое занятие №7 Тема: Антиангинальные средства Цели занятия: Усвоить фармакологию антиангинальных средств с умением указывать латинские названия препаратов, дозы, формы выпуска.
Закрепить навык выписывания рецептов на антиангинальные средства
Базисные знания: Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения анатомии и физиологии сердечнососудистой системы, особенностей кровоснабжения миокарда. Повторить фармакологию β-адреноблокаторов, препаратов миотропного действия, наркотических анальгетиков.
Содержание занятия: Студент должен знать:
Классификации, механизмы действия, показания и противопоказания к применению изучаемых препаратов
Сравнительную характеристику препаратов и особенности действия
Латинские названия и формы выпуска препаратов, особенности приема
Студент должен уметь:
Выписывать рецепты на изучаемые препараты в соответствии с фармакотерапевтическими заданиями
Формулировать ответы на контрольные вопросы
Решать тестовые задания
Использовать теоретические знания при решении ситуационных фармакотерапевтических задач
Задания для студентов: 1. Список препаратов по теме занятия. Антиангинальные средства
| Nitroglycerinum
| Таблетки по 0,0005; флаконы по 5 мл 1% спиртового раствора
| Sustac-mite
| Официнальные таблетки, содержащие 2,6 мг нитроглицерина
| Sustac-forte
| Официнальные таблетки, содержащие 6,4 мг нитроглицерина
| Erynitum
| Таблетки по 0,01 и 0,02
| Phenigidinun
| Таблетки и драже по 0,01
| Anaprilinum
| Таблетки по 0,01 и 0,04, ампулы по 1 и 5 мл 0,1% р-ра
| Dipyridamolum
| Табл. и др. по 0,025 и 0,075; р-р в амп.0,5% по 2мл
| Validolum
| Флаконы по 5 мл, официнальные таблетки
| Promedolum
| Пор. и табл. по 0,025; р-р в амп 1% и 2% по 1мл
| 2. Задание по фармакотерапии: Выписать в рецептах:
Нитровазодилататор для купирования приступа стенокардии.
Препарат нитроглицерина пролонгированного действия.
Средство, снижающее потребность миокарда в кислороде.
Средство, рефлекторно снимающее коронароспазм.
Антагонист кальция для профилактики приступов стенокардии.
Коронарорасширяющее средство миотропного действия
Средство для устраненя болей при инфаркте миокарда
3. Контрольные вопросы по теме: Классификация антиангинальных средств.
Органические нитраты: препараты, механизм антиангинального действия, особенности применения, побочные эффекты.
Антагонисты кальция: препараты, механизм антиангинального действия, особенности применения, побочные эффекты.
Фармакологические свойства b-адреноблокаторов, применение при ИБС.
Средства, рефлекторно снимающие коронароспазм (валидол), применение.
Коронаролитики миотропного действия: механизм действия, особенности применения.
Принципы фармакотерапии острого инфаркта миокарда.
4. Задание по УИРС: Темы рефератов:
Лекарственные формы нитровазодилататоров длительного действия
5. Вопросы для самостоятельного изучения: Антиангинальные препараты пролонгированного действия, особенности применения.
Кардиопротекторные средства, эффекты, особенности применения.
Средства, применяемые при инфаркте миокарда.
6. Вопросы по теме, выносимые на экзамен: Средства, применяемые при ишемической болезни сердца. Классификация препаратов, фармакодинамика, особенности применения антиангинальных средств, отрицательные эффекты, основные противопоказания.
7. Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия: составление рецептурных прописей
оформление рецепта на трех формах рецептурных бланков
выписывание рецептов на различные лекарственные формы
расчет среднетерапевтической дозы лекарственного средства с учетом возраста, массы тела пациента.
Литература: Основная: Волчегорский И.А. Избранные классификации лекарственных средств и основные формы их выпуска: учебно – методическое пособие / И.А.Волчегорский, З.П.Важенина, Л.М.Рассохина: Челяб. гос. мед. акад.; каф.фармакологии. – Челябинск: ЧелГМА, 2009. – 72 с.
Фармакология. Учеб. для вузов./ под ред. Р.Н. Аляутдина. - 3-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР Медиа, 2005. - 591 с.
Фармакология. Учеб. для вузов./под ред. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб.и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. - 832с.
Харкевич Д.А. Фармакология: Учеб. для вузов/ - 10-е изд. испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 852 с.
Дополнительная: Клиническая фармакология: нац. рук. под ред. Ю.Б. Белоусова, В.Г.Кукеса, В.К. Лепахина, В.И.Петрова - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 976с.
Клиническая фармакология и фармакотерапия: учеб. для вузов / под ред. В.Г.Кукеса, А.К.Стародубцева. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 640 с.
Клиническая фармакология: Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Кукеса. - 3-е изд.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006.- 944с.
Клиническая фармакология: Учеб.для студ.высш.мед.вузов/ Под общ.ред.В.Г.Кукеса.-2-е изд.- М.: ГЭОТАР Медицина, 2006.- 944 с.
Справочник Видаль 2009: Лекарственные препараты в России. – 15-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: АстраФармСервис, 2009. – 706 с.
Фармакология в вопросах и ответах /ред. Ананд Рамачандран; пер. с англ. Под ред. Р.Н.Аляутдина, В.Ю.Балабаньяна. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009. - 560 с.
Методическая разработка практических занятий рассмотрена на заседании кафедры (протокол № __5___от__28 ноября __2009 года)
Заведующий кафедрой фармакологии,
профессор, ДМН _______________________________________И.А.Волчегорский
|
|
| РОСЗДРАВ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинская государственная
медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
(ГОУ ВПО ЧелГМА Росздрава)
| Кафедра_______фармакологии
Дисциплина ____фармакология
Специальность__ фармация
Факультет______ фармацевтический (заочное обучение)
Курс___IV Семестр____VII
Количество часов__2
| Методическая разработка практических занятий для преподавателей Практическое занятие № 8 Тема: Антигипертензивные средства. Цель занятия:
Добиться усвоения студентами знаний по фармакологии антигипертезивных средств в части классификации препаратов, механизмов реализации основных эффектов, спектра действия, показаний и противопоказаний для применения, проявлений нежелательного побочного действия
Обратить внимание на особенности фармакокинетики и фармакодинамики препаратов указанных групп.
Закрепить практический навык выписывания рецептов на препараты указанных групп в соответствии с формами выпуска средств.
Базисные знания: Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения физиологии сердечнососудистой системы, в части вопросов регуляции сосудистого тонуса, объема сердечного выброса и поддержания уровня артериального давления, а также патологической физиологии в части механизмов развития гипертонической болезни. Необходимо повторить фармакологию адренергических и антиадренергических средств, ганглиоблокаторов, препаратов миотропного действия, диуретиков.
Место проведения занятия: Учебная комната кафедры фармакологии.
Методическое и материальное оснащение: Методические рекомендации для преподавателей, методические указания для студентов, таблицы, слайды, диаскоп «ФАР», витрины лекарственных препаратов по теме занятия.
План проведения практического занятия Структура занятия и распределение времени (хронокарта занятия)
Основные разделы занятия
| Время
| Мин.
| %
| 1. Сведения о присутствующих. Формулирование цели занятия. Ответы на вопросы. Ознакомление с препаратами.
2. Выявление исходного уровня знаний со 100% охватом студентов. Проверка выполнения домашнего задания.
3. Обсуждение наиболее важных фрагментов темы (фронтальный опрос, решение ситуационных задач)
4. Выполнение задания по УИРС:
- Реферативное сообщение по одному из актуальных вопросов изучаемой темы
5. Итоговый контроль усвоения материала (выполнение индивидуального задания).
6. Подведение итогов занятия. Задание к следующему занятию.
| 4
10
17
7
15
2
| 4,4
11,1
18,9
7,8
16,7
2,2
| ИТОГО: 90 100
Таблица учебных элементов, уровней их усвоения и форм контроля
По теме: Антигипертензивные средства.
Учебные элементы
| Уровни усвоения
| Формы контроля
| 1.Теоретический разбор наиболее важных фрагментов темы:
а) классификация препаратов
б) механизм действия клофелина, показания, побочные эффекты и противопоказания
в) показания, отрицательные эффекты и противопоказания для назначения антигипертензивных препаратов миотропного действия и ЛС, влияющих на РААС
| 1
2
2-3
| Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
Ситуационные задачи
| 2. Выписывание рецептов и контроль выполнения домашнего задания
| 2
| Письменный опрос
| 3. Выполнение заданий тестового контроля и индивидуальных ситуационных заданий по теме занятия
| 2-3
| Индивидуальный опрос
| Методические указания и приемы.
В начале занятия следует выяснить исходный уровень знаний студентов, предложив выполнить индивидуальные контрольные задания.
При разборе теоретического материала необходимо обратить внимание на механизмы регуляции артериального давления, повторить значение сосудистого тонуса и сердечного выброса и количества циркулирующей жидкости в организме в осуществлении поддержания стабильного артериального давления.
При разборе теоретического материала необходимо обратить внимание на твердое усвоение студентами классификации и механизмов действия антигипертензивных средств, умение проводить сравнительную характеристику препаратов с учетом продолжительности действия, показаний и противопоказаний к применению. Акцентировать внимание на особенностях фармакодинамики клофелина, побочных эффектах и взаимодействия с другими веществами. Указать на особенности развития эффектов средств, влияющих на РААС, выделить фармакокинетические различия среди препаратов разных поколений, групп ИАПФ и БРА, побочные эффекты препаратов указанных групп. Уделить внимание препаратам, влияющим на водно-солевой обмен, развитие побочных эффектов и способов их коррекции.
Контроль знаний студентов целесообразно осуществлять с использованием ситуационных задач, сочетая решение теоретических вопросов с выписыванием рецептов на основные средства, влияющие на функцию органов дыхания.
В конце занятия преподаватель оценивает работу студентов и дает рекомендации для подготовки к следующей теме.
Литература: Основная: Волчегорский И.А. Избранные классификации лекарственных средств и основные формы их выпуска: учебно – методическое пособие / И.А.Волчегорский, З.П.Важенина, Л.М.Рассохина: Челяб. гос. мед. акад.; каф.фармакологии. – Челябинск: ЧелГМА, 2009. – 72 с.
Фармакология. Учеб. для вузов./ под ред. Р.Н. Аляутдина. - 3-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР Медиа, 2005. - 591 с.
Фармакология. Учеб. для вузов./под ред. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб.и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. - 832с.
Харкевич Д.А. Фармакология: Учеб. для вузов/ - 10-е изд. испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 852 с.
Дополнительная: Клиническая фармакология: нац. рук. под ред. Ю.Б. Белоусова, В.Г.Кукеса, В.К. Лепахина, В.И.Петрова - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 976с.
Клиническая фармакология и фармакотерапия: учеб. для вузов / под ред. В.Г.Кукеса, А.К.Стародубцева. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 640 с.
Клиническая фармакология: Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Кукеса. - 3-е изд.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006.- 944с.
Клиническая фармакология: Учеб.для студ.высш.мед.вузов/ Под общ.ред.В.Г.Кукеса.-2-е изд.- М.: ГЭОТАР Медицина, 2006.- 944 с.
Майский В.В. Фармакология: Учебное пособие.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003.- 408 с.
Справочник Видаль 2009: Лекарственные препараты в России. – 15-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: АстраФармСервис, 2009. – 706 с.
Фармакология в вопросах и ответах /ред. Ананд Рамачандран; пер. с англ. Под ред. Р.Н.Аляутдина, В.Ю.Балабаньяна. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009. - 560 с.
Методическая разработка практических занятий рассмотрена на заседании кафедры (протокол № __5___от__28 ноября __2009 года)
Заведующий кафедрой фармакологии,
профессор, ДМН _ |