Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра теории организации
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА На тему «Проблема интеграции индивида в государственную организацию» Студент группы № 491 Матюшкина Анастасия Игоревна Научный руководитель:
К.соц.н., доцент,
Климова Анна Викторовна Рецензент:
К.соц.н., доцент,
Попова Елена Павловна Москва, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНТЕГРАЦИЯ ИНДИВИДА В ОРГАНИЗАЦИЮ: ПОНЯТИЕ, СПЕЦИФИКА, МЕТОДЫ 8
1.1. Понятие интеграции 8
1.2. Отличие интеграции от управления по целям 16
1.3. Методы интеграции и распространения целей в организации 18
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ КАК ОСНОВА ИНТЕГРАЦИИ ИНДИВИДА В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ. ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ 22
2.1. Цели государственных организаций 22
2.2. Значение и роль целей государственной организации в контексте управления 28
2.3. Носители целей в государственной организации 31
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ СОТРУДНИКОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 40
3.1. Методы интеграции, закрепленные в нормативно-правовой базе Российской Федерации 40
3.3.Проблемы целеполагания органов федеральных исполнительной власти Российской Федерации: открытость и доступность 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ВВЕДЕНИЕ
Вопреки многочисленным реформам института государственной службы, в данной сфере профессиональной деятельности в России, как и во всем мире, отмечаются низкая эффективность государственной власти, коррумпированность государственных служащих, рост недоверия со стороны населения к государственным институтам, структурам и к самим служащим, а также падение её общественного престижа.1 Актуальность и острота перечисленных выше проблем отражены в выступлениях Президента и Правительства РФ, в законах, а также федеральных и региональных программах. Наглядным примером этого является Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ, который еще в стадии законопроекта считался нацеленным на «поднятие престижа государственной гражданской службы как вида профессиональной деятельности».2
В последнее время среди широких слоев населения, в том числе среди молодых специалистов в области государственного управления, воспроизводятся негативные отзывы о работе на государственной службе. Так, распространяются мнения о том, что госслужба коррумпирована, неконкурентоспособна на рынке труда, что сотрудники государственных организаций зачастую осознают бессмысленность своей работы, ощущают отсутствие интереса, стимулов и мотивации к труду. В таких условиях специалисты либо уходят с государственной службы через некоторое время работы, либо начинают реализовать свои корыстные цели за счет принадлежности к “власти”.
Недовольство трудовой деятельностью и вытекающие из этого проблемы происходят от того, что сотрудники государственных организаций зачастую не осведомлены о миссии организации, её внутренних целях, равно как и о своих индивидуальных целях, в соответствии с которыми они движутся к достижению общеорганизационной миссии и вносят свой незаменимый вклад в организацию. Более того, сотрудники не чувствуют, что работая в конкретной государственной организации, они могут реализовывать свои личностные цели (такие как развитие лидерских качеств, профессиональное развитие, повышение квалификации, повышение материального благосостояния и др.), поэтому они не лояльны к организации и не привержены ей.
Перечисленные выше проблемы – прямое следствие отсутствия интеграционной деятельности в организации. Предполагается, что каждый отдельный индивид имеет свои личные цели, которые стремится реализовать в процессе работы в конкретной организации. Но цели имеют не только сотрудники, организация также ориентирована на реализацию своей главной миссии и внутренних целей. Для привлечения квалифицированного сотрудника в организацию, его удержания в ней, а также мотивирования на эффективную деятельность, необходимо достичь такого состояния, когда сотрудники осведомлены о целях организации, привержены им и убеждены, что возможно реализовать свои персональные цели через цели организации. В этом и заключается проблема интеграции индивида в организацию.
Не секрет, что государственный сектор имеет серьезную специфику, которая не позволяет заимствовать из частного сектора многие механизмы управления персоналом. Исследование деятельности по управлению человеческими ресурсами в государственных организациях предполагает учет особенностей социально-профессиональной группы чиновников, которая определяется спецификой профессиональной сферы государственной службы, а именно, её иерархичностью, публичностью, дисциплинарностью, жесткой регламентированностью и наличием ограничений, связанных с поступлением на госслужбу.
Активное реформирование системы государственной службы, обусловленное острой необходимостью решения сложных постоянно меняющихся задач геополитического, социально-экономического и духовно-нравственного характера, актуализирует научный поиск путей привлечения, удержания и мотивирования образованных, высококвалифицированных кадров, с целью совершенствования профессиональной деятельности государственных служащих как посредников между государством и обществом, чем и объясняется выбранная тема исследования.
Объектом данного исследования является система управления человеческими ресурсами в государственных организациях.
Предметом - деятельность государственных организаций по интеграции индивида в государственную организацию (на примере федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации).
Целью работы является выявление особенностей процесса интеграции индивидов в органы государственной власти в России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
изучить научно-теоретические подходы к понятию интеграции в организацию, а также выделить особенности процесса интеграции в государственных учреждениях;
рассмотреть методы интеграции индивида в государственную организацию;
рассмотреть структуру и значение процесса целеполагания в государственной организации;
выявить носителей целей в государственной организации;
проанализировать интеграцию сотрудников в федеральные органы исполнительной власти РФ.
Гипотеза 1: Государственные организации находятся на начальной ступени встраивания процесса интеграции в управление человеческими ресурсами;
Гипотеза 2: Наличие эксплицитно выраженных целей в государственных организациях и знание этих целей сотрудниками является необходимым для процесса интеграции.
Теоретико-методологическую базу исследования представляют работы как отечественных, так и зарубежных социологов, представителей управленческой мысли, посвященные вопросам интеграции и целеполагания в организации. При рассмотрении вопросов интеграции индивида в государственную организацию использовалось понятие интеграции, предложенное А. И. Пригожиным. В основе одной из частей нашего прикладного исследования лежат методы распространения целей в организации, разработанные М. Шварцем.
В данной работе в качестве метода исследования используются два типа контент-анализа. Первый - анализ документов: нормативно-правовых актов, таких, как Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», являющимся основополагающим в изучаемой теме; методическиие инструментарии, разработаннные Министерством труда и Социального развития РФ в 2013 году. Второй тип - анализ публичной информации федеральных органов исполнительной власти, с использованием статистической данных Федеральной службы государственной статистики РФ.
Новизна работы заключается в следующем:
Определено содержание понятия интеграции индивида в государственную организацию, понимаемое как конгруэнтность целей индивидов с общеорганизационными целями и миссией, выявлена специфика данного явления и его методы.
Определено значение целей, как основы интеграции индивида в государственную организацию, а также выявлены проблемы процесса целеполагания в государственной организации.
Выделены особенности интеграции сотрудников в федеральные органы исполнительной власти РФ.
Практическая значимость проведенного нами исследования определяется его направленностью на совершенствование деятельности по управлению человеческими ресурсами государственных служащих, оптимизацию процессов адаптации, вовлеченности, удержания сотрудников и повышения эффективности их работы.
Структура данной работы представляет собой логически связанные введение, три главы, заключение и два приложения.
|