Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет
экономики и сервиса» ИНСТИТУТ ПРАВА КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ПРАВА
РИМСКОЕ ПРАВО
Рабочая программа учебной дисциплины ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 030500.62 Направление Юриспруденция Форма обучения: заочная
Владивосток
Издательство ВГУЭС
2014
ББК 65.052
Типовой план:
Б-ЮП(ЗФО)-2009-0.5840 Рабочая программа учебной дисциплины «Римское право» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО направления подготовки 030500.62 Юриспруденция.
Предназначена для студентов направления подготовки Юриспруденция, заочной формы обучения.
Составители:
В.В.Сонин, доктор ист. наук, профессор кафедры ТИРЗП
Мамычев А.Ю., канд. юрид. наук, доцент кафедры ТИРЗП Утверждена на заседании кафедры теории и истории российского и зарубежного права от 23.06.2009 года, протокол №4, в редакции 2014 года, протокол № 8 от 20июня 2014 года. Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института права и управления ВГУЭС от 26.06.2008 года г., протокол №5.
© Издательство Владивостокского государственного университета
экономики и сервиса, 2014
ВВЕДЕНИЕ Римское право относится к величайшему и бесценному достоянию мировой культуры человеческой цивилизации.
Римляне были первыми в своём стремлении построить правовое государство. Поэтому правовому строительству власти Рима уделяли первостепенное внимание. Их опыт учит, что правовое государство невозможно построить без строгого и точного следования закону, без торжества законности. Риму удалось в глубокой древности создать совершенное и универсальное частное право, нормы которого регулировали имущественные отношения, основанные на частной собственности.
В массе конкретных отношений, возникающих между товаропроизводителями, римские юристы сумели выделить самые общие, абстрактные формы, благодаря чему римское право превратилось в наиболее совершенное право общества, основанное на частной собственности, на товарном производстве. Римское частное право с адекватным арсеналом тончайше разработанных фундаментальных понятий – универсальный регулятор частнособственнических отношений, одновременно – сдерживающий механизм их возможных отрицательных последствий, смягчающий столкновения между частной и публичной собственностью и обозначающий границы между ними.
Поэтому римское право было последовательно реципировано в период средневековья, в новое и новейшее время в Европе и в других зарубежных странах. Россия не осталась в стороне от римского права. Начиная с кодификации М.М.Сперанского, наблюдается заимствование римских юридических конструкций. В проектах гражданских уложений начала ХХ в. влияние частного римского права ещё более усилилось. В советский период нашей истории при составлении гражданских кодексов РСФСР 1922 и 1964гг. также были использованы, если не прямо, то косвенно, основные модели регулирования имущественных отношений, сложившиеся в римском классическом праве.
В наше время, когда в России происходят глубокие социально-экономические преобразования, характеризующиеся поворотом к частной собственности и рыночным отношениям, изучение римского частного права приобретает особое значение. При разработке нового Гражданского кодекса Российской Федерации были учтены конструкции некоторых гражданско- правовых институтов римского права, не известные российскому гражданскому праву советского периода или некоторые были представлены в усечённом виде: владение, сервитуты, эмфитевзис, суперфикций, ипотека и т.д.
Римское право – единственная дисциплина, которую изучают более 2000 лет. Накоплен громадный опыт университетского преподавания и студенческого освоения этой учебной дисциплины.
Рабочая учебная программа дисциплины полностью соответствует требованиям ГОС ВПО ООП.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.1 Цель преподавания римского права - дать представление об основных
этапах развития римского права с до государственного периода до падения Римской империи.
Задачи дисциплины:
- создать базу у студента для изучения современных цивилистических наук;
- способствовать формированию у студента правосознания, правовой культуры и юридического (цивилистического) мышления;
- способствовать развитию у студентов навыков практического использования цивилистических знаний;
- прививать студентам умение толкования и комментирования римских правовых актов.
Римское частное право стало базой для формирования современных правовых систем, в том числе системы российского гражданского права. Поэтому, несмотря на то, что эта дисциплина не имеет прикладного значения, её изучение важно для каждого юриста, поскольку римское право закладывает основы правового мышления и правосознания, а также даёт юристу навыки владения юридической терминологией. Только специалист в области юриспруденции, способный обнаружить преемственность основных принципов римского права и их рецепцию в современных правовых системах, сможет в полной степени овладеть такими отраслями права, как гражданское право, торговое право, предпринимательское право, а также уголовное право, государственное право. Поэтому изучение дисциплины «Римское право» представляется весьма актуальным для студентов, изучающих юриспруденцию.
Цель и задачи освоения учебной дисциплины
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы (связь с другими дисциплинами) Дисциплина относится к вариативной части учебного плана, читается в 1 семестре. Усвоение студентами компетенций дисциплины контролируется контрольно-измерительными материалами (КИМ).
Дисциплина «Римское право» базируется на компетенциях, которые были сформированы у студента в процессе изучения следующих юридических наук:
Основная образовательная программа (код, название)
| Дисциплина
| Семестр
| Цикл/раздел ООП
| Коды компетенций
| 030900.62 Юриспруденция | Теория государства и права | 1 | Б.1 | ОК-3; ОК-6; ОК-7; ОК-9; ПК-1; ПК-2; ПК-4; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-11; ПК-12; ПК-13; ПК-14; ПК-15; ПК-16 | 030900.62 Юриспруденция | История отечественного государства и права | 1 | Б.3 | ОК-3; ОК-6; ОК-7; ОК-9; ПК-1; ПК-2; ПК-4; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-11; ПК-12; ПК-13; ПК-14; ПК-15; ПК-16 | 030900.62 Юриспруденция | История государства и права зарубежных стран | 1 | Б.3 | ОК-3; ОК-6; ОК-7; ОК-9; ПК-1; ПК-2; ПК-4; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-11; ПК-12; ПК-13; ПК-14; ПК-15; ПК-16 | 030900.62 Юриспруденция | Философия | 1 | Б.3 | ОК-3, ОК-9 |
Дисциплина «Римское право» формирует базовые компетенции для изучения последующих дисциплин:
Основная образовательная программа (код, название)
| Дисциплина
| Семестр
| Цикл/раздел ООП
| Коды компетенций
| 030900.62 Юриспруденция | Гражданское право | 2-3 | Б.3 | ОК-3; ОК-6; ОК-9; ПК-1; ПК-2; ПК-4; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-11; ПК-12; ПК-13; ПК-14; ПК-15; ПК-16 | 030900.62 Юриспруденция | Гражданский процесс | 3 | Б.3 | ОК-3,ОК-6,ОК-7,ОК-9,ПК-1, ПК-2, ПК-7,ПК-8,ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16. | 030900.62 Юриспруденция | Гражданское и торговое право | 3 | Б.3 | ОК-3; ОК-6; ОК-9; ПК-1; ПК-2; ПК-4; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-11; ПК-12; ПК-13; ПК-14; ПК-15; ПК-16 |
|
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины Раздел содержит таблицу фрагмента КМВ для дисциплины по соответствующей ООП.
В результате изучения дисциплины будут сформированы следующие компетенции: ОК-3 ОК-6 ОК-7 ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-11 ПК-12 ПК-13 ПК-14 ПК-15 ПК-16
Таблица 1 Формируемые компетенции, знания, умения, владения ООП
| Коды компетенций
| Составляющие компетенции
| 1 | 2 | 3 | 4 | Общие компетенции | 030900.62 Юриспруденция
| ОК-3 | Знания | владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения | Умения | навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности | ОК-6 | Владение | навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности | ОК-7 | Знания | основы работы с нормативными актами | ОК-9 | Знания | основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России, а также государства и права зарубежных стран |
|
|
навыками анализа различных правовых
явлений, юридических фактов,
правовых норм и правовых отношений,
являющихся объектами профессиональной
деятельности
|
|
| Владения: |
| Профессиональные компетенции | 030900.62 Юриспруденция
| ПК-1 | Знания | навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
| ПК-2 | Знания | механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права | природу и сущность государства и права | Умения | оперировать юридическими понятиями и категориями | Владения: | навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности | ПК-4 | Умения: | оперировать юридическими понятиями и категориями | Владение: | навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности |
| ПК-7 | Умения: | оперировать юридическими понятиями и категориями |
|
|
|
| ПК-4
| Знания | основные положения, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в отрасли административного права. | Умения | анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; оперировать юридическими понятиями и категориями; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом. | Владения | навыками реализации норм материального и процессуального права; навыками работы с правовыми актами. | ПК-5
| Знания | основные положения, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в отрасли административного права | Умения | анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; правильно составлять и оформлять юридические документы | Владения | навыками реализации норм материального и процессуального права; навыками работы с правовыми актами | ПК-6
| Знания | основные положения, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в отрасли административного права | Умения | оперировать юридическими понятиями и категориями |
ПК-7 | Умения | оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно составлять и оформлять юридические документы | Владения | навыками работы с правовыми актами; юридической терминологией | ПК-8 | Умения |
|
|
| ПК-8 | Умения: | оперировать юридическими понятиями и категориями | Владения: | навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности | ПК-11 | Владения: |
| навыками анализа различных
правовых явлений,
юридических фактов,
правовых норм и правовых
отношений,
являющихся
объектами
профессиональной
деятельности
деятельности
|
| ПК-12 | Владения: | навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности | ПК-13 | Умения: | оперировать юридическими понятиями и категориями | ПК-14 | Владения: | навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности | ПК-15 | Умения: | оперировать юридическими понятиями и категориями | Владения: | навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности. |
|
| ПК-16 | Умения | навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности |
| 1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения Объем и сроки изучения дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплин составляет 2 зачетных единиц, 72 часа. Из них 10 часов – аудиторной работы (8 часов лекций и 2 часа практических), 57 часов – самостоятельной работы. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет более 30 процентов аудиторных занятий1.
Промежуточная аттестация по курсу – З (зачет).
Занятия по предмету проводятся в следующих формах:
Лекция – формирует часть компетенций отвечающую за знание студента. Лекционные занятия проводятся в традиционных и инновационных формах, с применением современных активных технологий. В том числе, применяется технология «режима обратной связи», «проблемная лекция», «лекция с ошибкой», «лекция вдвоем» и т.п.
Практическое занятие – формирует часть компетенций отвечающую за умение и владение студента. Практические занятия проводятся в традиционных и инновационных формах, с применением современных интерактивных технологий. В том числе, применяется технология деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, мастер классов экспертов, тренинги, Case-study, научные и профессиональные дискуссии и т.п.
Внеаудиторная работа – формирует компетенции владения студентов в традиционных и инновационных формах как то: встреча с практиками (специалистами в области изучаемой дисциплины), мастер-классы и учебные практики.
1.5. Виды контроля и отчетности по дисциплине Контроль успеваемости студентов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний. Максимальная сумма начисляемых баллов равна 100 единицам.
1.5.1. Распределение баллов рейтинга успеваемости Раздел дисциплины
| Виды занятий
| Виды КИМ (всего 80 баллов)
| Баллы
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Часть 1. Правовые основы банковской системы России | Аудиторная работа | Лекция | Участие в дискуссиях, обсуждениях проблемных вопросов, постановка перед лектором логически аргументированных вопросов по теме лекции | Каждая лекция 1 балл | Практическое занятие | Участие в контрольном опросе | 1 балла | Участие в ролевых, деловых играх | 2 баллов | Решение «кейс-стади» | 1 баллов | Защита презентаций | 1 балла | СРС | Подготовка к занятию | Выполнение индивидуальных заданий | 1 баллов | Составление схем-таблиц | 1 балл | Выполнение контрольной роботы (подготовка доклада) | 5 баллов | Подготовка к лекции | - | Подготовка к практическому занятию | - | Часть 2. Учение о вещах и их классификация | Аудиторная работа | Лекция | Участие в дискуссиях, обсуждениях проблемных вопросов, постановка перед лектором логически аргументированных вопросов по теме лекции | Каждая лекция 1 балл | Практическое занятие | Участие в контрольном опросе | 1 балла |
|
|
| Участие в ролевых, деловых играх | 2 баллов | Решение «кейс-стади» | 1 баллов | Защита презентаций | 1 балла | СРС | Подготовка к занятию | Выполнение индивидуальных заданий | 1 баллов | Составление схем-таблиц | 1 балл | Выполнение контрольной роботы (подготовка доклада) | 10 баллов | Подготовка к лекции | - | Подготовка к практическому занятию | - | Промежуточная аттестация |
| Зачет | 80 |
Баллы начисляются только за фактически выполненную студентом учебную работу и фиксируют факт освоение студентами соответствующих компетенций дисциплины. Балы не начисляются за пассивное присутствие и участие студента в образовательном процессе. Для заочной формы обучения учитываются признаки самостоятельности письменных работ, соблюдения авторского права при подготовки контрольных работ, полнота и аргументированность решений задач и т.п.
1.5.2. Виды контрольно-измерительных средств для контроля формирования знаний, умений, владений по видам деятельности/компетенциям Компетенции
| Виды КИМ для групп компетенций и их составных частей
| Виды компетенций | Состав | Общекультурные компетенции | Знания | Участие в дискуссиях, обсуждениях проблемных вопросов, постановка перед лектором логически аргументированных вопросов по теме лекции Участие в контрольном опросе, выполнение тестов, сдача зачета | Умения | Защита презентаций Составление схем-таблиц | Владения | Участие в ролевых (деловых) играх | компетенции | ОК-3, ОК-6, ОК-7, ОК-9 | Профессиональные компетенции | Знания | Участие в дискуссиях, обсуждениях проблемных вопросов, постановка перед лектором логически аргументированных вопросов по теме лекции Участие в контрольном опросе Подготовка презентаций Выполнение контрольной роботы (подготовка рефератов) | Умения | Защита презентаций Составление схем-таблиц Выполнение индивидуальных заданий | Владения | Решение «кейс-стади» Участие в ролевых (деловых) играх | компетенции | ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16. |
1.5.3. Распределение КИМ по видам учебной работы Виды КИМ
| Расположение (путь нахождения)
| Темы и сценарии деловых (ролевых) игр | Кафедра ТИРЗП Института Права УМКД | «Кейс-стади» | Кафедра ТИРЗП Института Права УМКД | Тестовые задания для семинарских занятий | Кафедра ТИРЗП Института Права УМКД; База текстов СИТО | Темы круглых столов | http://www.vvsu.ru/ddm/ | Темы научных статей | http://www.vvsu.ru/ddm/ | Темы контрольных работ | http://www.vvsu.ru/ddm/ | Вопросы к зачету | http://www.vvsu.ru/ddm/ |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет: Сокращенное название ООП
| Форма обучения
| Индекс
| Семестр Модуль
| Трудоемкость
| Аттестация
| Часов (всего в ауд.) |
| Б-ЮП | ЗФО | ОПД.Ф.17
| 1 | 100/10 | З | |