Реферат Православие и российская государственность





Скачать 191.5 Kb.
НазваниеРеферат Православие и российская государственность
Дата публикации13.04.2015
Размер191.5 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат



Красноармейский район Самарской области

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

Реферат

Православие и российская государственность

Ценности Православной цивилизации

Реферат подготовила:

Учащаяся 8 класса

Губарева Юля

МОУ Волчанская СОШ

Научный руководитель:

Учитель начальных классов

Губарева М.П.

Красноармейский район
2009 г.


Оглавление
1.Введение -------------------------------------------------------------------------------------3
2.Краткая история Серафимо-Дивеевского монастыря
Основание Четвёртого Удела Богородицы ----------------------------------------------4
Основание общины преподобной Александрой ----------------------------------------5
Основание Мельничной общины ----------------------------------------------------------7
Жизнь монастыря в конце 19 – начале 20 века -----------------------------------------8
Монастырь от разгона до возрождения --------------------------------------------------9
Серафимо-Дивеевский монастырь сегодня ---------------------------------------------11
3.Святыни Серафимо-Дивеевского монастыря
Святая Канавка---------------------------------------------------------------------------------13
4.Заключение ---------------------------------------------------------------------------------14
5.Список литературы-----------------------------------------------------------------------15

1. Введение
Вопрос о духовной жизни является основным для каждого человека, поскольку именно она в конечном счёте определяет характер, направление и самую разумность всей его деятельности. Духовное состояние является своего родом маточным раствором, порождающим кристаллы всех тех идей, чувств, желаний, переживаний, настроений человека, которыми он живёт, всего его отношения к людям, природе, делам, вещам и т.д. Ибо дух творит себе формы. Правильная духовная жизнь несёт в себе здоровую во всех отношениях жизнь, является источником того благоденствия, к которому естественно стремится каждый человек и каждое общество. Напротив, нарушение духовных законов неотвратимо приводит к разрушению всего строя жизни на всех её уровнях – личном, семейном, общественном.

Понимание духовности, как правило, неразрывно связано с другим не менее ёмким понятием – святостью. В разных религиях и культурах они имеют свой характер. Наибольший и вполне закономерный интерес вызывает их православный смысл.

В Росси очень много святых мест, и последние годы люди интересуются этими местами и по возможности их посещают. Красноармейские паломники в прошлом году побывали в одном из таких святых мест – Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре. В числе паломников была наша учительница основ православной культуры Чепурнова Лариса Борисовна, и она рассказывала нам об этой поездке.

Также в газете «Архангельский Благовестник» я прочитала статью о том, что красноармейские поломники посетили Дивеевский монастырь. Я заинтересовалась историеё этой святыни и стала собирать материал. Поэтому цель моей работы – познакомиться с историей Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

Я поставила перед собой следующие задачи:

1)Собрать материал о монастыре.

2)Систематизировать его и оформить.

3)Познакомить своих одноклассников с историей Дивеевского монастыря и организовать поездку туда этим летом.

4)Собранный материал передать школьному музею.

2. Краткая история Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря

Основание Четвёртого Удела Богородицы
Дивеевская земля – особая святая земля, которую Царица Небесная взяла в последний Четвёртый Свой Удел. Первый – Иверия – выпал Богородице, когда апостолы метали жребий, кому отправиться в какую страну для проповеди Евангелия. Но явившийся ангел возвестил Ей, что Иверия просветится впоследствии. Когда Божия Матерь отправилась на остров Кипр навестить святого Лазаря, воскрешённого Господом, поднялся сильный ветер. Бурей корабль был отнесён к берегу Афонской горы, населённой язычниками. Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей Жребий на земле, вышла на берег и возвестила язычникам евангельское ученье. Сотворив много чудес, Она отплыла на Кипр. Святая гора Афон – второй Жребий Богоматери на земле. В 19 веке в одном из афонских монастырей подвязался монах Антоний, уроженец Черниговской губернии. Матерь Божия открыла игумену монастыря, что новопостриженному Антонию следует идти к себе на родину, в Россию, и послушный Антоний, дойдя до Киева, основал Киево-Печёрский монастырь – Третий Жребий Божией Матери на земле.

Начало Четвёртого Вселенского Жребия Богородицы было положено здесь же, в Киеве. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печёрской Лавры.

Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, будучи то ли в лёгкой дремоте, то ли в ясном видении, сподобилась матушка Александра видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Неё следующее: «Это – Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия моего, святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, Лавру Киево-Печёрскую, так тебе нынче глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север Росси и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Моё там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, благодать Божия, и сила Моя, И благодать Моя, щедроты Мои – да будут с тобою!»

С благословения старцев Киево-Печёрской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась странствовать по России. Путь её лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей Саровскому монастырю. Он находился в глубине дремучих лесов на высокой горе, в месте слияния двух небольших речек – Сатиса и Саровки. Место это было необыкновенно красиво, и ещё за долго до прихода сюда в конце 17 века основателя обители иеросхимонаха Иоанна слышали здесь жители окрестных селений будто из-под земли перезвон колоколов и видели дивное свечение, наподобие столпа света, указывающего на будущую святость этого места.

Монастырь отличался строгостью устава, устроенного по примеру Афонского. Пещеры, вырытые в горе, были местом подвигов первых саровских затворников-подвижников. Тысячи богомольцев шли сюда – приобщиться благодати святого места, испросить совета и благословения мудрых и духоносных старцев.

Не доходя 12-ти верст до Сарова, в селе Дивееве матушка Александра остановилась для отдыха у западной стены деревянной приходской церкви. Здесь она в лёгкой дремоте вновь увидела Божию Матерь. «Вот то самое место, которое Я повелела искать тебе на севере России… - сказала Пресвятая Богородица матушке Александре. – И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всём свете. Это Четвёртый Жребий Мой во вселенной. И как звёзды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святаго Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеет от этого место Моего возлюбленного».

По совету саровских старцев мать Александра поселилась вблизи Дивеева в деревне Осиновке. После смерти единственной дочери она продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Сначала она благоустроила в Дивееве старинную деревянную церковь. В 1773 – 1780 годах её усердием сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святого Николая и превомученника архидиакона Стефана. Как и все в Дивееве, первая церковь новой обители была построена матушкой Александрой по благословению Царицы Небесной.
Основание Казанской общины преподобной Александрой
В конце жизни матушка Александра стала устраивать общину, чтобы вполне исполнить указание Божией Матери. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше матери Александре, пожертвовала ей 1300кв. сажен (полдесятины) своей усадебной земли. Преподобная Александра построила на этой земле три кельи с общей оградой. Одну заняла сама, в другой пригласила жить трёх послушниц, а третью предоставила для паломников, идущих в Саров. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестёр был саровский старец Похомий. Пища привозилась один раз в сутки с саровской трапезы. Сёстры шили, вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.

В 1789 году матушка заболела и по её желанию была пострижена в схиму. Через несколько дней её навестили Саровский строитель иеромонах Пахомий с казначеем иеромонахом Исаией и иеродиаконом Серафимом, бывшие в Дивееве проездом. Получив извещение от Господа о скорой кончине, она умоляла отцов-подвижников попещись об обители, обетованной ей Царицей Небесной. Ссылаясь на свой преклонный возраст, строитель Пахомий указал ей на молодого иеродиакона Серафима, известного своей духовностью. Матушка Александра просила отца Серафима заботиться об обители, как Сама Царица Небесная изволит его на то наставить.

Преподобная Александра отошла к Господу 13/26 июня 1789 года, оставив сестёр на попечение старцев Саровской обители. В день её похорон шел такой проливной дождь, что ни на ком не осталось сухой нитки, но отец Серафим по своему целомудрию не согласился даже обедать в обители и тотчас после погребения ушёл пешком в Саров. С тех пор он никогда более в Дивеевской обители не бывал.
Основание Мельничной общины
В 1793 году отец Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре после смерти старца Пахомия, который передал отцу Серафиму заботу о Дивеевской обители, подвижник удалился в Саровский лес.

…Дремучий вековой сосновый бор, окружавший обитель, служил для Батюшки местом особого подвига, продолжавшегося 30 лет. Здесь «ангельски пожил» Святой в ничем не прерываемом предстоянии Богу в дневной и ночной молитве… Пройдя пустынножительство, невинное страдание, столпничество (моление на камне), молчальничество и затвор, Преподобный в 1825 году по благославению Царицы Небесной вышел на служение людям. Вместе с наставлениями и утешениями стал изливаться обильный поток исцелений, удивительных предсказаний и прозрений. Множество богомольцев со всех уголков православной России стекалось к лесной келье Старца, прося назидания, духовного наставления. Как яркая свеча, поставлен был святой Старец в конце жизни своей на духовном подсвечнике Сарова. «Радость моя, Христос Воскресе!» - так встречал Преподобный всех приходящих к нему.

Казанская община, основанная матушкой Александрой, к этому времени разрослась: число сестёр в ней достигло 50-ти человек.

Строгий устав, скудная пища, принимаемая раз в день, тяжёлые работы и ежечасное молитвенное правило были не под силу многим из поступавших в обитель сестёр (принимались и девицы, и жёны, и вдовы). Батюшка Серафим просил Ксению Михайловну Кочеулову, бывшую тогда начальницей, смягчить строгость устава, но она не согласилась.

Вскоре в Саровском лесу было Батюшке видение Царицы Небесной, давшей ему заповедь об основании в Дивееве особенной девичьей общинки. В записках Н. А. Мотовилова об этом говорится следующее: «Когда в 1825 году 25 ноября (по старому стилю), на день святых угодников Божиих Климента, папы Римского, и Петра Александрийского, пробирался по обычаю сквозь чащу леса по берегу реки Саров к своей дальней пустыньке, увидел он Божию Матерь, а дальше и позади Неё на пригорке двух апостолов: Петра Верховного и апостола евангелиста Иоанна Богослова. И Божия Матерь, ударив землю железом так, что искипел из земли источник фонтаном светлой воды, сказала ему: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафии – монахини Александры? Потщись вполне исполнить её, ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве, и на нем устрой эту обетованную Мною обитель Мою». И велела Божия Матерь Батюшке создать особую общину, взяв с прежней общинки восемь сестёр, которых назвала по именам, а место указала на востоке Дивеева, против алтаря церкви Казанского явления Своего. И указала, как обнести это место канавою и валом; и сих восьми сестёр повелела ему начать обитель сию, Её Четвёртого вселенского Жребия, для которой приказала сначала из саровского леса срубить двухпоставную ветряную мельницу и кельи первые, а потом, по времени, соорудить в честь Рождества Её и Сына Её Единородного двухпрестольную церковь для сей обители, приложив её к паперти церкви Казанского явления Своего. И Сама устав дал ему для сей обители устав, новый и нигде до того времени ни в какой обители ещё не существовавшей. И за непременное правило поставила заповедь, чтобы в сию обитель не дерзала быть принимаема ни одна вдовица, а всегда принимались бы лишь одни девицы, на приём которых Сама Она изъявит Своё благоволение, и обещалась Сама быть всегдашней Игуменией сей обители Своей и всех благодатей Божиих благословения со всех Своих прежних Жребиев: Иверии, Афона и Киева».

9/22 декабря 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном преподобному Серафиму Царицей Небесной. Новая общинка стала называться Мельничной. Сёстры должны были вести строгую жизнь и кроме духовных подвигов заниматься физическими трудами. «Послушание паче поста и молитвы», - часто повторял им Батюшка. «Не смущаться и не огорчаться, велел Преподобный, малым молением или невозможностью исполнить все монашеству положенное по действительно крайнем недосуге, стараясь лишь непременно и хотя бы на ходу, никогда не прерывая умной молитвы, прочитывать утром, среди дня и на ночь данное им правильце, да, если возможно, всем положенное общее правило, а уж если нельзя, то как Господь поможет! Но 200 поясных поклонов Спасителю и Богоматери, как бы то ни было, исполнять обязательно». Не изнуряя себя непосильными ныне подвигами поста по древним обычаям, Батюшка приказывал сёстрам быть сытыми и кушать вволю, только бы не унывать.

Через преподобного Серафима Царицей Небесной даны были Дивеевской обители следующие правила.

Дабы вечно, неугасимо горела свеча перед местной иконой Спасителя в верхней Рождества Христова церкви, и вечно – неугасимая же лампада у храмовой иконы Рождества Богородицы церкви. В этой же нижней Рождественской церкви, которую всегда Батюшка называл усыпальницей мощей, предсказывая, что четверо мощей будут открыто почивать в ней, завещал на вечные времена читать денно и нощно неусыпаемую Псалтирь по усопшим, начиная с царских родов, иерархов Православной Церкви, благотворителей обители и кончая всеми просящими молитв о себе и присных своих, говоря, что она будет вечно питать обитель. Также завещал на вечные времена неопустительно по воскресным дням перед Литургией служить Параклис Божией Матери, весь нараспев, по нотам, оба канона попеременно, как в Саровской пустыни. «Если это исполнят, никакие беды обитель не постигнут, если же не исполнят, Царица Небесная накажет и без беды беду наживут», - строго заповедовал много раз Угодник Божий.

Жизнь в Мельничной общинке походила не апостольские времена единством духа любви ко Христу, Царице Небесной и батюшке Серафиму, взаимной любви между сёстрами. Всё было общее, хотя жили бедно и питались скудно.

После смерти батюшки Серафима Мельничная девичья обитель самостоятельно просуществовала всего десять лет. В мирную жизнь сестёр двух общин – Мельничной и Казанской – самовольно стал вмешиваться саровский послушник Иван Тихонов (Впоследствии иеромонах Иоасаф). Батюшка Серафим при жизни запрещал ему это, но честолюбивый послушник в мечтах видел себя попечителем и духовником обители. В 1842 году Иван Тихонов выхлопотал указ об объединении двух общин. Он старался обратить к себе сестёр, отвлечь их от исполнения заветов великого Старца. Ему удалось запечатать Рождественские храмы и нарушить все заповеди Царицы Небесной. 29 лет продолжалась смута, результатом которой стали нищета и долги: в обители нечем было даже замесить хлеб, а главное – разладилась духовная жизнь.

Смута завершилась после личного вмешательства Государя и Святейшего Синода в 1862 году, когда община была возведена в монастырь и была назначена игумения Мария (Елисавета Алексеевна Ушакова).
Жизнь монастыря в конце 19 – начале 20 века

За годы управления монастырём игуменией Марией с 1862 по 1904 года обитель в основном приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранившийся до наших дней. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор, игуменский корпус с храмом св. равноап. Марии Магдалины, трапезный храм во имя св. блгв. Князя Александра Невского, колокольня, а также около 30 корпусов для послушания и жилья сестёр. Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипей ( переведением гравированных картин на жесть, камень, дерево), резьбой по металлу и переплётным делом.

К началу 20 века Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. «Это не монастырь, а целая область, раскинувшаяся на три версты», - так отозвался о нём Нижегородский епископ Иоанникий. Только благоустроенное, хорошо отлаженное хозяйство позволяло содержать в порядке монастырь.

После кончины игумении Марии в 1904 году по её указанию сёстрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра, остававшаяся настоятельницей обители до её закрытия. В 1917 году в монастыре проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы, а численность населения села Дивеева была всего 520 человек. В 1919 году монастырь был преобразован в трудовую артель, но храмы не были закрыты, богослужения продолжались. Все земли, хозяйства, хутора – всё было изъято. Сёстрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паёк. Но, несмотря на трудности жизни, обитель до разгона в 1927 году была крупным паломническим центром и принимала тысячи людей, тянувшихся в эти трудные годы к святыням Дивеева.
Монастырь от разгона до возрождения
Батюшка Серафим говорил: «Придёт время и мои сиротки в Рождественские ворота посыпятся как горох». Недоумевали сёстры: «Какие же это ворота будут?» В 1927 году на праздник Рождества Богородицы начался разгон. В проповеди на Литургии в этот день епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) сказал сёстрам: «Монастырь закрывается, но монашества с вас никто не снимает. Сейчас каждой из вас поднесена Чаша, и кто как её выпьет, насколько достойно? До сих пор вы горели одной свечой, а теперь разделяетесь на отдельные маленькие свечечки. Нужно сохранить этот огонь» Так сбылось предсказание батюшки Серафима. В недельный срок монастырь закрыли. В те дни, когда разгоняли монастырь, лил дождь. Казалось, плакала вся природа. Дождь очень затруднял сёстрам переезд, особенно старым и больным, жившим в богадельне. После последней службы на Воздвижение многие больше никогда не увиделись и не вернулись в Дивеево. Большинство сестёр рассеялось по округе, некоторые уехали домой. Монастырь оказался за стенами обители.

Молитвенная Дивеевская жизнь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сёстры тайно собирались на молитву, правила не оставляли. До закрытия в 1937 году ежедневно ходили на службу в Казанскую церковь. Многих арестовывали и ссылали в лагеря. В рассеянии монастырь просуществовал до конца 40-х годов. Сроки заключения и ссылок заканчивались, и сёстры снова постепенно собирались вокруг обители, устраивались на работу. Наступали хрущевские гонения. Службы и требы совершались тайно по домам заезжих священников.

21 июля 1991 года было объявлено в печати решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского. 17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай торжественно, при большом стечении народа посвятил в сан игумении монастыря монахиню Сергию, до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенкой пустыни Рижского монастыря.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевкий женский монастырь сегодня.
Пророчества преподобного Серафима о величии обители начинают постепенно сбываться. Сам он уже перешёл в Дивеево, и более 450 сестёр собралось на сегодня в обители. Многие желающие подвязаться на этом месте проходят испытательный срок. Сестёр разных национальностей и всех специальностей, необходимых для монастырской жизни, призывает Царица Небесная в свой Удел.

С 1989 года в Дивееве освящено восемь храмов с пятнадцатью престолами. Сейчас восстанавливаются церкви Рождества Христова и Смоленской иконы Божией Матери на Арзамасском подворье, летние пределы в кладбищенской церкви преподобного Сергия Радонежского в посёлке Выездное, в Никольском и Знаменском скитах. В самом Дивееве освящены в 2004 – 2006 годах восстановленная древняя Казанская каменная церковь, домовая церковь св. равноап. Марии Магдалины в старом игуменском корпусе. Продолжается восстановление бывшей больничной домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Центром духовной жизни остаётся Троицкий собор с великой, неоценимой святыней – святыми мощами Преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Собор украшается на глазах.

По всей России и даже по всему миру рассеяны люди, духовно близкие к Дивеевской обители, которые, побывав однажды в этом месте, почувствовали, что «счастлив всяк, кто у убого Серафима В Дивееве пробудет от утра и до утра, ибо Матерь Божия каждые сутки посещает Дивеево».
3. Святыни Серафимо-Дивеевксго монастыря.
Святая Канавка.
За Преображенским собором находится начало святой Канавки – особой дивеевской святыни.

Когда Царица Небесная явилась преп. Серафиму и повелела основать Мельничную общину, Она указала ему, как обнести место этой общины канавою и валом, причём сделать это непременно трудами сестёр общины. Мельница была построена в июле 1827 года. В этот год вокруг участка начинает устраиваться Канавка, но три десятины земли, пожертвованные для общины, были официально закреплены за ней только весной 1829 года. При известии об этом Батюшка был в такой радости, что и сказать нельзя. Сёстрам же приказал собраться и, обходя эту землю, отметить её камушками, а после скушать мёд с мягким хлебом. Потом он велел опахать землю по этим камушкам по одной борозде три раза. Когда же земля высохла, то Преподобный приказал обрыть её канавкой в три аршина глубиной (2 м 15см), три аршина шириной и вынимаемую землю складывать к себе же в обитель, чтобы образовался вал высотой также в три аршина. Для укрепления вала велел насадить на нём крыжовник. Сёстры медлили с исполнением приказания и всё не начинали копать. Накануне праздника Святой Троицы рано утром чередная сестра собиравшееся готовить пищу, вышла из кельи и видит: батюшка Серафим в своём белом балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости она позвала сестёр, и все они бросились к тому месту, увидели Батюшку и упали ему в ноги, но, поднявшись, его уже не нашли, лишь лопата и мотыжка лежали на вскопанной зеле. В то время другая сестра с вечера работала у Батюшки в Сарове и ночевала в его пустыньке, так как он её не отпустил. А наутро, чуть свет, посылает: «Гряди, гряди, матушка, скажи девушкам, пусть сегодня начинают Канавку рыть: я был там и сам начал её». Аршин, выкопанный Преподобным, стал началом Канавки. Поражённые этим чудом, сёстры со всем старание принялись за работу. Так как Батюшка очень торопил, то рыли даже и зимой, рубя землю топорами. И лишь только окончили, скончался Батюшка, будто и ждал этого. За 3,5 года сёстры своими руками, как приказывал Преподобный, выкопали всю Канавку. Конец её не достигал начала примерно на 125 метров, оставляя широкий проезд к мельнице. В этом промежутке, по словам Преподобного, должен разместиться тёплый собор.

Как говорил Батюшка, Канавка эта – стопочки Божией Матери. Тут её обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Эта Канавка до небес высока! И как Антихрист придёт, везде пройдёт, а Канавки этой не перескочит! О благодати, дарованной этому месту, он говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!», заповедуя тем самым 150 раз читать молитву «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». После каждого десятка молитв по традиции читают молитвы «Отче наш…» и «Милосердия Двери…» и поминают о здравии и упокоении родных и близких.

Одной из сестёр преп. Серафим предсказывал: «Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять, и все монастыри разорит. А к вашему-то подойдёт, подойдёт, а Канавка-то и станет от земли до небе, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдет!»

Благословлял Батюшка брать глину с Канавки – на исцеление. Многие получали избавление от недугов от травки с этого святого места.

В смутные времена Иван Тихонов намеревался засыпать святую Канавку всяким сором и устроил через неё мосты и переходы. После водворения мира в обители игумения Мария привела Канавку в порядок, дорожку по валу посыпали жёлтым песком. В начале 20 века вдоль Канаки посадили тополя, которые до момента полного восстановления святыни указывали её местонахождение. В годы гонений на веру приезжавшие в Дивеево богомольцы по деревьям определяли, где нужно идти. Нередко идущих по Канавке задерживала милиция.

Внутри Канаки стояли корпуса, где сёстры жили и работали по послушаниям, а также несколько часовен. Восточный угол занимало монастырское кладбище. Здесь же была Преображенская церковь, построенная в 1855 году.

В память о рождении Наследника престола Царевича Алексия в 1904 году недалеко от Канавки сёстры посадили лиственницу. По ходу Канавки, недалеко от её окончания, расположен бывший хлебный корпус. За ним видна часть каменной монастырской стены. Она ограждала монастырскую территорию со всех сторон, кроме западной – там была деревянная ограда. По пророчествам батюшки Серафима, к концу времён монастырь должен будет распространиться до самого берега реки Вичкинзы. Поэтому с запада каменную ограду не ставили.

В 1926 – 1927 годах в Дивеево был сослан Серафим Звездинский, епископ Дмитровский. Он жил на территории святой Канавки. Однажды вечером из окна кельи он увидел идущую по Канавке Пресвятую Богородицу.

После закрытия монастыря новые власти постарались уничтожить память о святыне: вал срыли, ров засыпали, на одном участке положив в него канализационные трубы. Разрешение на восстановление святой Канаки было получено только через шесть лет после начала восстановления монастыря, и работы были начаты в июле 1997 года.

Сейчас святая Канавка восстановлена почти полностью. Контур Канаки обнаружили под землёй с помощью исследовательских раскопок. Оказалось, что первоначально Канавка была прокопана во многих местах на 1-2 аршина. Проект устройства святой Канаки был разработан сотрудниками Московского Государственного строительного университета. По заповеди, данной Царицей Небесной батюшке Серафиму, ров был выкопан руками сестёр монастыря глубиной и шириной в 3 аршина, сёстрам помогали многие рабочие и паломники. Склоны вала выложены дёрном, во многих местах посажен крыжовник. Для того чтобы ширина вала составили 3 аршина, были срублены серебристые тополя, указывавшие маршрут Святой Канавки. По верху вала сделали дорожку, вымостили её брусчаткой и огородили невысокой чугунной оградой. По заповеди батюшки Серафима через Канавку не должно быть переходов. Сейчас её пересекает только один проход, над которым сделан мостик. К торжествам 2004 года, посвящённым 250-летию со дня рождения преп. Серафима, были завершены работы на последнем тридцатиметровым отрезке святой Канаки. В её конце была восстановлена деревянная часовня, а в начале, на восточном углу и у окончания Канавки были установлены мраморные кресты.

Ежедневно крестный ход, возглавляемый матушкой игуменией или кем-либо из монахинь, обходит с иконой вокруг территории монастыря и по святой Канавке. Сёстры идут парами, читая 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся…», за ними следуют паломники. По традиции у восточного угла Канавки поют или читают ирмос 9-й песни Пасхального канона «Ангел вопияше Благодатней…» и трижды кланяются на восток. В конце Канаки поют или читают величание «Достойно есть…»

О будущем Дивеевксой обители Батюшка говорил так: «Ещё не было и нет примеров, чтобы были женские Лавры, а у меня, убогого Серафима, будет в Дивееве Лавра. Лавра –то будет кругом, в обители матушки Александры, потому что как она была вдова, то у ней могут жить и вдовы, и жены, и девицы. А киновия будет только в Канаке, и так как я, убогий Серафим, был девственник, то и в обители моей будут одни девицы…»


Заключение

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь имеет очень большое значение во всём мире. Сюда приезжали люди из разных стран, даже самых далёких, в разные времена, для того чтобы поклониться святым мощам преп. Серафима Саровского, прочесть, проходя по святой Канавке, 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся» и просто посетить это святое место. В 1903 году в Дивееве побывал Николай II с супругой в связи с проставлением в лике святых Серафима Саровского. Также император посетил юродивую Параскеву. Она приняла царскую семью холодно – велела вынести все стулья, а им сказала садиться на пол. Параскева предсказала Вторую Мировую войну, революцию, падение престола, династии, море крови.

За многие годы монастырь сильно изменился, но одно осталось неизменным – благодать Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, Царицы Небесной.


Список литературы
1)Газета «Архангельский благовестник» №2 от 17.01.2008.
2)История русской святости. О. Иоанн (Кологривов), И. Смолькин

3)Православные святыни мира. Бегиян С. Ренеевич. Минск 2007 год
4)Путь разума в поисках истины. А.И. Осипов. Москва 2002 год
5)Школьная энциклопедия «История России». Москва 2003 год



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Православие и российская государственность iconРефератов по дисциплине «Государственность России: история и современность»
«Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 040700. 62 «Организация работы...
Реферат Православие и российская государственность iconРефератов по дисциплине «Государственность России: история и современность»
«Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 100400. 62 «Туризм»
Реферат Православие и российская государственность icon«Православие России в XXI веке»
С 25 апреля по 6 мая 2011г в школе проходила декада православной культуры по теме «Православие России в XXI веке»
Реферат Православие и российская государственность iconБессонов правовая государственность в условиях глобализации: социально-философский...
Работа выполнена на кафедре общегуманитарных наук Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического института
Реферат Православие и российская государственность iconРаботы актуальна потому, что смуте предшествовало четыре неурожайных...
«Российская государственность в «смутное время» одна из важных и актуальны тем в истории государственного управления России
Реферат Православие и российская государственность iconТемы самостоятельных и контрольных работ по дисциплине «Государственность...
«Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 100400. 62 «Туризм»
Реферат Православие и российская государственность iconЗадачи урока: Обучающая: узнать значение и связь слов «православие»,...
Ключевые понятия урока православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание
Реферат Православие и российская государственность iconОб историко-краеведческих чтениях «Православие на земле Кузнецкой»
Историко-краеведческие чтения «Православие на земле Кузнецкой» (далее Чтения) проводятся ежегодно в целях воспитания патриотизма,...
Реферат Православие и российская государственность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы живём в России. Культура нашей страны исторически ориентирована на Православие. Православие – одна из религий. Православные человек...
Реферат Православие и российская государственность iconОткрытая межрегиональная конференция школьников: «Православие основа...
Конференция «Православие – основа нравственного и культурного возрождения русского народа» учащихся общеобразовательных учреждений...
Реферат Православие и российская государственность iconРеферат по курсу " Русская народная культура и православие"
И вот перед нами целый круг праздников, которые выдержали многовековые испытания и не оказались забытыми ни во времена страшных войн,...
Реферат Православие и российская государственность iconРеферат ‘ По «Отечественной истории» на тему «Русские императрицы»
Марта Скавронская из семьи ливонского крестьянина. При крещении в православие была наречена Екатериной Алексеевной Михайловой. С...
Реферат Православие и российская государственность iconРеферат по психологии межнационального общения на тему: «Православие...
Константинополя — Нового Рима, которое исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления Семи Вселенских соборов....
Реферат Православие и российская государственность iconГосударственность российской федерации учебно-методический комплекс
«Документоведение и архивоведение» Магистерской программы «Системы документации о жизни и деятельности населения России»
Реферат Православие и российская государственность iconРеферат по истории России Тема: Язычество и христианство Древней Руси Работу
Одной из самых интересных тем в истории России, на мой взгляд, является история верований русского народа в прошлом и сейчас. Язычество,...
Реферат Православие и российская государственность iconУрок по орксэ на тему «Православие о Божием суде»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск