Реферат по курсу " Русская народная культура и православие"





Скачать 233.29 Kb.
НазваниеРеферат по курсу " Русская народная культура и православие"
Дата публикации21.11.2014
Размер233.29 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
Кафедра информационно-коммуникационных технологий

Реферат

по курсу " Русская народная культура и православие"

Тема: «Праздничный православный календарь и его циклы»

Выполнил:

Христенко Алексей
Преподаватель:

Носова Г.А.


Москва 2012

Оглавление


Введение 3

Церковный календарь 4

Непереходящие церковные праздники 5

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы 5

Воздвижение честного и животворящего креста господня 6

Введение во храм Пресвятой Богородицы 7

Рождество Христов 8

Крещение Господне 9

Сретение Господне 10

Благовещение Пресвятой Богородицы 11

День святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12

Преображение Господне 13

Успение Богородицы 14

Переходящие праздники 15

Подготовительный период к Великому посту 15

Масленица 16

Великий пост 19

Страстная неделя 21

Пасха 22

Светлая седмица 24

Вывод 25



Введение


Все мы хорошо знаем, как новые времена приводят за собой новые праздники. Иногда нововведения оказываются не долговечными. А иногда и приживаются в истории. Так или иначе, необходима проверка временем. Только оно может определить истинную значимость для человека того или иного исторического события. И вот перед нами целый круг праздников, которые выдержали многовековые испытания и не оказались забытыми ни во времена страшных войн, ни среди бушевавших стихийных бедствий, ни среди суетности и корысти мирного существования.

В основе церковного праздника лежит не просто некогда случившийся исторический факт из жизни Церкви, праздник имеет непосредственное отношение к сегодняшнему дню.




Церковный календарь


Церковный календарь, в отличии от григорианского отличается датой начала. Церковное новолетие, было установлено еще в 325 году. Днем этим является 14 сентября по новому стилю (по старому – 1 сентября). Для многих он проходит почти незамеченным, а ведь он имеет огромный смысл. Особенно отчетливо это видно из евангельского чтения на этот день, которое повествует о начале открытого служение Христа.

Годичный круг богослужения условно можно разделить на три части. Первая от Церковного новолетия до Рождества Христова. Она охватывает период до пришествия в мир Спасителя, то есть события Ветхого Завета. Вторая – от Рождества Христова до Дня Святой Троицы, или сошествия Святого Духа на апостолов. Здесь раскрывается перед нами земная жизнь Иисуса Христа. Третья часть – от Святой Троицы до Новолетия. Она посвящена жизни Церкви Христовой на земле.

Самых больших праздников кроме Пасхи в Православной церкви двенадцать. И называются они двунадесятыми (два и десять). Часть из них закреплена за определенными датами и составляет неподвижный круг праздников. Другая часть – праздники подвижного, или переходящего цикла, сюда относится Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Вознесение, Троица. Их даты определяются по лунному календарю, каждый год они приходятся на разные дни.

Русское слово «Праздник» происходит от «праздно», то есть – без дела: сердце так переполнено радостью небесной, животворящей, торжествующей, что нет места для обыденных земных забот. А бывает и наоборот: дни сопереживания так полны скорби, что дела нет ни до каких земных занятий и трудов. Таково христианское переживания праздника.

Непереходящие церковные праздники


Непереходящие праздники – это церковные праздники, у которых дата празднования закреплена.

Первый великий праздник после Церковного новолетия – праздник Рождества Пресвятой Богородицы – 21 сентября.

Следующий двунадесятый праздник – Воздвижение честного и животворящего креста господня – 27 сентября.

Далее по церковному кругу идет праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря.

Рождество Христово – 7 января.

Крещение Господне – 19 января.

Сретение Господне – 15 февраля.

Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля.

День святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 12 июля.

Преображение Господне – 6 августа.

Успение Богородицы - 28 августа.

Рассмотрим эти праздники более подробно.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы


Празднуется 8 сентября по юлианскому календарю (21 сентября н.ст. в XX-XXI веках) в церквах, придерживающихся этого календаря, включая большинство православных. В католической и некоторых православных церквах отмечается 8 сентября по григорианскому календарю.

В православном богослужении особо прославляется Пресвятая Богородица и Приснодева Мария. Это объясняется тем исключительным местом, которое занимает Божия Матерь по отношению ко Христу и роду человеческому. Она удостоилась вместить в Себя Слово Божие и стала поистине живой иконой Церкви, превзойдя славой и самые небесные силы.

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости.

В период от Рождества Богородицы до рождества Христова Церковь вспоминает череду ветхозаветных праведников и пророков: Авраама, Моисея, Аввакума, Варуха и многих других, включая родителей Девы Марии Иоакима и Анну.

Воздвижение честного и животворящего креста господня


Празднуется Православной церковью 14 (27) сентября и Католической церковью 14 сентября по григорианскому календарю. Армянской Апостольской Церковью — в воскресенье, выпадающее в промежуток между 11 и 17 сентября.

Накануне вечером совершается всенощное бдение. По уставу в состав этого всенощного бдения должна входить малая вечерня. На малой вечерне совершается перенесение Креста с жертвенника на престол. Однако сейчас совершение малой вечерни можно встретить в России лишь в редких монастырях. По этой причине в приходских храмах Крест кладётся на престол до начала богослужения. По традиции в этот день принято надевать облачения фиолетового цвета.

В этот день вспоминается ещё одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. Персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увёз в плен Животворящий Крест Господень и патриарха Захарию. Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии, который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с его сыном, христианам была возвращена их святыня — Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесён в Иерусалим.

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».

Введение во храм Пресвятой Богородицы


Празднуется в Православной церкви 21 ноября по юлианскому календарю (4 декабря по новому стилю) и принадлежит к числу двунадесятых праздников, в Католической церкви 21 ноября по григорианскому календарю, в Коптской церкви 29 ноября.

О событиях, послуживших основой для праздника, сообщают апокрифы: «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие псевдо-Матфея». Согласно данным источникам, когда перед зачатием Богородицы её матери святой Анне явился ангел с вестью о предстоящем рождении ею ребёнка, то она дала обет: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь». И вот когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, привели ее в Иерусалимский храм. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Христианские храмы, освящённые в честь этого праздника, именуются Введенскими. В частности, в Москве имеется Введенское кладбище.

Рождество Христов


Празднуется 25 декабря. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 7 января по григорианскому календарю (в XX—XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме.

Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира.

Праздник Рождества продолжается восемь дней — с 25 декабря по 1 января — образующих Октаву Рождества. На 26 декабря выпадает праздник святого мученика Стефана, 27 декабря празднуется память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 28 декабря — Невинных Младенцев Вифлеемских. В воскресенье, выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенья, отмечается праздник Святого семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы.

Рождественское время продолжается и после окончания Октавы Рождества. По древней традиции, Рождество праздновалось, по аналогии с Пасхой, 40 дней, вплоть до праздника Сретения. Крещение же Господне отмечалось 13 января, в октаву Богоявления.

В течение всего Рождественского времени духовенство на литургии облачается в одеяния белого, праздничного цвета.

Среди нехристиан в многих культурах Рождество связывается прежде всего с ёлкой, дарением подарков и загадыванием желаний. Обычай дарить на Рождество подарки всячески поощряется продавцами, что привело к коммерциализации Рождества.

Крещение Господне


В Православии праздник принадлежит к числу двунадесятых, отмечается 6 (19 января). Крещением завершаются святки.

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре, пришёл Иисус Христос с целью принять крещение. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса. Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности.

Будучи безгрешным, Христос не нуждался в крещении как в очищении от личных грехов, но “потопил в водах Иордана грехи всего мира”. Своим Крещением Иисус Христос освятил естество водное. Вода и земля были осквернены грехами людей.

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал». Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

В России на Крещение принято освящать воду, в том числе на естественных водоёмах, для чего во льду вырубается крестообразная прорубь — иордань. Раньше в прорубь окунались прежде всего те, кто участвовал в святочных гаданиях и ряжении — чтобы смыть грехи. Считалось также, что в иордань уходит нечисть, свободно ходившая по земле все Святки. Освящённая в Крещение вода считается целебной. Духовенство на этот праздник облачается в белые ризы. Существует также народный обычай гадания (однако любое гадание полностью запрещено Церковью) на Крещение (гадания продолжаются и все предыдущие 12 дней Святок, начиная с Рождества). Народный русский календарь связывает праздник Крещения с морозами (т. н. «Крещенские морозы»).

Сретение Господне


Отмечается 2 февраля. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 2 (15) февраля. Если Сретение Господне выпадает на понедельник первой недели Великого поста, что случается весьма редко, праздничное богослужение по Уставу переносится на предыдущий день 1 (14) февраля, Прощёное воскресенье.

В этот праздник Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. По закону Моисееву женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. На сороковой день после рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля»

Благовещение Пресвятой Богородицы


Празднуется 25 марта. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют Благовещение 7 апреля по григорианскому календарю (в XX-XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников.

События Благовещения описаны единственным евангелистом — апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира. Эпизоду Благовещения Деве Марии архангелом Гавриилом, согласно Евангелию от Луки, предшествовал визит Гавриила к бесплодному Захарии, женатому на родственнице Марии Елисавете, во время которого вестник пообещал пожилой паре рождение будущего Иоанна Крестителя. А уже после Благовещения Богородица отправилась навестить свою кузину Елисавету, готовящуюся оставить домашние дела в связи с беременностью. Произошла встреча Марии и Елизаветы, во время которой Елисавета стала второй, вслед за ангелом, и первой из людей, поведавшей Марии о грядущей доле её младенца и произнесла слова, ставшие частью многих молитв: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!»

День святых первоверховных апостолов Петра и Павла


По Преданию, праздник сначала стали отмечать в Риме, епископы которого ведут своё преемство от апостола Петра. 29 июня 258 года в Риме было совершено перенесение мощей апостолов Петра и Павла. Со временем содержание этого события было утрачено, и день 29 июня стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла. Об этом пишет Блаженный Августин: «В один день совершаем память страдания обоих апостолов этих, хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно». Около 324 года, при императоре Константине в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов. С этого времени праздник стал особо значимым, великим, а литургия торжественной. Возвышение праздника не случайно и связывается с тем, что после первых трёх веков гонений на христиан христианство наконец-то обрело статус легальной (официальной) религии, и перед христианской церковью встала задача массового обращения в христианство языческого населения огромной империи. Поэтому служение апостолов, как образец проповеди, вышло на первый план у учителей и отцов церкви. В Православной церкви празднику предшествует Петров пост, что лишний раз подчёркивает его важность в годовом богослужебном круге.

Преображение Господне


Православное празднование (в XX-XXI веках) совершается 19 августа (6 августа по юлианскому календарю). В Католической церкви празднуется 6 августа (в случае если 6 августа выпадает на будний день, то празднование может быть перенесено на следующее воскресенье). В Армянской Апостольской Церкви праздник является переходящим от 28 июня до 1 августа.

Преображение описано в каждом из синоптических Евангелий, причём описания эти очень похожи.

Евангелия повествуют, что Иисус пророчески произнёс: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.9:1), а спустя шесть дней взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2). При этом явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). Увидев это, поражённый и испуганный Пётр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк.9:5).

До Яблочного Спаса народными приметами запрещалось есть яблоки и вообще любые плоды кроме огурцов. В этот день созревшие фрукты и овощи приносили в церковь на освящение, и только потом их можно было вкушать. Яблоки, освящённые в Преображение, считались особенными — молодёжь, проглатывая первый откушенный кусок, загадывала желание — считалось, что оно обязательно сбудется. Спасовскими яблоками в Преображение обязательно угощали нищих и больных.

В этот же день начиналось и массовое употребление гороха. В некоторых местностях даже специально устраивался «Горохов день», в ходе которого крестьяне в праздничной одежде выходили в поле, угощали друг друга горохом и пели соответствующие песни.

С Преображения начиналась жатва ярового хлеба и средний посев озимой ржи. К Яблочному Спасу приурочивались ярмарки и народные гуляния.

Успение Богородицы


Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, Украинская грекокатолическая церковь и некоторые другие празднуют 15 августа по юлианскому календарю (28 августа по новому стилю). Католическая церковь, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 15 августа по новому стилю.

По словам Иерусалимского патриарха Ювеналия (V век): «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Её, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания». К таким свидетельствам относятся сообщения священномученика Дионисия Ареопагита (I век), Мелитона Сардийского (II век), Епифания Кипрского (IV век). Различные сообщения об Успении Богородицы в XIV веке собрал и обобщил церковный историк Никифор Каллист. К моменту Своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы Ей явился архангел Гавриил, сообщивший, что через три дня Она «отойдет ко Христу Богу». Успокаивая Марию, чтобы Она была готова к Своему смертному часу, архангел возвестил Ей.

В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа (Димитрий Ростовский уточняет, что это была ветвь от финиковой пальмы), указав нести её перед гробом Богородицы при погребении.

Переходящие праздники


Переходящие праздники (также подвижные праздники) — праздники и памятные дни в церковном календаре с подвижными датами относительно солнечного (гражданского) календаря, то есть праздники, даты которых для каждого церковного года свои. Даты большинства из них определяются в зависимости от дня Пасхи.

Подготовительный период к Великому посту


Подготовка к Великому посту начинается за три недели до его начала, что служит цели духовно подготовить христианина к главному и единственному смыслу поста — покаянию. Каждая из предшествующих Великому посту недель имеет своё название. За три недели до Великого Поста Церковь воспоминает евангельскую притчу о мытаре и фарисее — Неделя о мытаре и фарисее.

В ознаменование того, что слепое следование букве закона (устава) несёт духовный вред, в последующие среду и пятницу пост отменяется. Следующая неделя поэтому называется «сплошной» или «всеядной», так как во все её дни, включая среду и пятницу, Устав позволяет скоромную пищу.

Неделя о блудном сыне; за нею следует неделя мясопустная. В течение следующей за нею Мясопустной недели ещё разрешается употреблять мясные продукты, кроме среды и пятницы, откуда происходит её другое именование «пёстрой».

Суббота — вселенская (Мясопустная) родительская суббота. В Православной Церкви каждый день недели посвящён воспоминаниям определённых событий, праздников, памяти святых. В субботу совершается память всех усопших. Название этого дня происходит от наименования покойников «родителями», то есть принадлежащими уже к отцам, к которым они отошли.

Предпоследнее воскресенье, предшествующее Великому посту, посвящено грядущему Страшному суду Божиему, грехопадению и изгнанию Адама и Евы — Неделя о Страшном Суде (Мясопустная), последний день, когда разрешено вкушения мяса

Следующая за ней неделя именуется сырной, более широко известна как Масленица: всю неделю, включая среду и пятницу разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты. Однако, в среду и пятницу положена лишь одна трапеза вечером и богослужение в эти два дня имеют сходство с великопостным: не разрешается совершать Божественную литургию, читается молитва Ефрема Сирина с поклонами и др.

Последнее воскресенье пред Великим постом — Неделя Сырная, более известная как Прощёное воскресенье. В этот день все православные просят друг у друга прощения — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни, с чистым сердцем встретить Пасху.

К подготовительным дням иногда относят также неделю о Закхее, предшествующую этим трём подготовительным неделям.

Масленица


Масленица, сырная неделя - народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Т.к. масленицу у нас в стране отмечали во все времена я хочу остановиться на ней немножко подробней.

Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы (сродни «жирному вторнику». Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной и восходит к глубокой древности. Она включает обряды, относящиеся и к началу нового цикла, и к стимуляции плодородия, и к культу предков. Не исключено, что в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года. В данном случае к обрядам начала нового годового цикла относится сожжение мусора и чучела Масленицы как уничтожение всего старого, обветшавшего, дряхлого и освобождение места для нового, молодого, лучшего. С символикой возрождения мира непосредственно связана и функция стимуляции плодородия земли и плодовитости людей и скота. Главной героиней праздника была, естественно, Масленица, воплощённая в чучеле. Масленица сама по себе божеством не является, однако представляет собой архаичный этап развития умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно, пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям.

Масленичная неделя в народной традиции

В народе каждый день Масленицы имеет свое название. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица.

Понедельник — встреча

Начало Узкой Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.

Вторник — заигрыш

В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».

Среда — лакомки

В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг — разгул

С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.

Пятница — тёщины вечёрки

В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.

Суббота — золовкины посиделки

Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Воскресенье — проводы

Также называется Целовальник, Прощёный день, последний день Масленицы — Прощёное воскресенье. Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. На следующую неделю иногда проводились «тужилки по Масленице».

Великий пост


Некоторые святые отцы уже в V веке были уверены, что сорокадневный пост перед Пасхой был апостольским установлением. Например, Лев Великий призывает своих слушателей к воздержанию, чтобы они могли «исполнить апостолами установленные сорок дней поста».

Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея, Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя, что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению, так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста.

В отношении трапезы Церковный Устав предписывает следующие правила:

  • в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели — особо строгий пост;

  • не рекомендуется «скоромные» продукты;

  • в понедельники, среды и пятницы — холодная пища без масла один раз в день (в вечернее время);

  • во вторники и четверги — горячая пища без масла один раз в день (в вечернее время);

  • по субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло и виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы) два раза в день (в дневное и вечернее время);

  • в Великую пятницу ничего есть не положено;

  • в Великую субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи;

  • рыба разрешается только в праздники Благовещения (если не совпал с Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье (Ваий); в Лазареву субботу рыба не разрешается, но можно употреблять в пищу икру.

Страстная неделя


Великий пост состоит из Великой четыредесятницы и Страстной недели. Богослужению в страстную неделю придается особое значение.

В Страстную неделю пост особенно строг.

Великий понедельник

В этот день вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Великий вторник

В Великий Вторник вспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.

Великая среда

В Великую Среду христиане со скорбью вспоминают о предательстве Иудой Искариотом своего Учителя и о 30 серебренниках.

Также вспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению.

Великий четверг

  • Воспоминание о тайной вечере.

  • Омовение Христом ног ученикам.

  • Молитва Христа в Гефсиманском саду.

  • Предательство Иуды.

  • Плащаница, положенная на «гробнице»

Великая пятница

Воспоминание о суде, распятии и крестной смерти Спасителя. С закатом солнца до окончания пасхального богослужения существует традиция воздерживаться от пищи.

Великая суббота

Воспоминание о пребывании Христа во гробе. Освящение пасхальной еды. В Субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь.

Пасха

Воскресение Христово, самый великий праздник в христианстве.

Пасха


После Пятидесятницы христиане начали совершать первые литургии, по форме схожие с иудейской Пасхой, а также установленное Христом Таинство Евхаристии. Литургии совершались как Тайная Вечеря — Пасха страданий, связанная с Крестной смертью и воскресением Христа. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианства.

Первоначально смерть и воскресение Христа отмечались еженедельно: пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа, а воскресенье — днём радости.

Непосредственно Пасхой называлась жертва: «в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; …и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его всё собрание общества Израильского вечером… и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня». Пасха дословно означает «проходить мимо», так как Ангел, истреблявший первенцев, проходил мимо домов иудеев, перекладины дверей которых были помазаны кровью закланного агнца.

Расчет даты Пасхи

Общее правило для расчёта даты Пасхи: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние — первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии — Александрийская и Григорианская — основаны на этом принципе.

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей. Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

  • Обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);

  • Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);

  • Установленный день празднования — воскресенье;

Пасхальные традиции

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста — времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. Оно формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение в этот особый день.

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым»

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения.

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы. В иконописной традиции воскресший Христос, а также при Преображении окружён сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов (греков) означало чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга.

Светлая седмица


Светлая седмица, также Светлая неделя, Пасхальная неделя, Святая неделя — в православии неделя, следующая за Пасхой.

Во все дни седмицы положено богослужение (утреня), подобное богослужению Недели Пасхи (первого дня Пасхи). Заканчивается Неделей Антипасхи (Вторая Неделя по Пасхе). Принято в течение всей седмицы держать царские врата храмов отверстыми — до светлой субботы, когда по литургии бывает раздробление и раздаяние артоса.

66-е правило Шестого Вселенского Собора постановляет: От святаго дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом купно восреснем, и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище.

Седмица — сплошная: поста в среду и пятницу нет, и даже готовящимся к Причащению нельзя самовольно налагать на себя пост.

Вывод


В православном календаре много праздников. Некоторые из них произошли от языческих обрядов и праздников. Но многие не верующие и некоторые верующие не знают, не только как они появилась, но и о существовании некоторых праздников вообще. Обще известные и даже как бы это не показалось странным – популярные праздники это масленица, пасха и рождество. Но ведь есть и другие праздники, которые не менее важны в православном календаре.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по курсу \" Русская народная культура и православие\" iconКраткое содержание проекта Русская народная сказка. Примером взята...
Русская народная сказка. Примером взята волшебная сказка «Царевна лягушка». Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических...
Реферат по курсу \" Русская народная культура и православие\" iconТематика контрольных работ по курсу «Мировая и национальная культура»
Религиозная, светская и народная культуры средневекового западноевропейского государства
Реферат по курсу \" Русская народная культура и православие\" iconУрок по обучению грамоте в 1 классе на тему: «Согласные буквы Ш,ш,...
«Согласные буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук ш. Русская народная сказка «Три медведя»
Реферат по курсу \" Русская народная культура и православие\" iconРусская народная культура
Славянские народы традиционно подразделяются на три группы: западные (поляки, чехи, словаки, лужичане последние проживают на территории...
Реферат по курсу \" Русская народная культура и православие\" iconРеализация комплексной программы «Народная традиционная культура»...
Перми было открыто фольклорно-этнографическое отделение. На нём обучаются школьники от 7 до 16 лет. Основой для работы отделения...
Реферат по курсу \" Русская народная культура и православие\" iconПрограмма кружка «Народная кукла»
Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать...
Реферат по курсу \" Русская народная культура и православие\" iconРеферат по курсу «История философии» на тему: «Русская философия ХХ века»

Реферат по курсу \" Русская народная культура и православие\" iconМетодические материалы по курсу. Темы практических занятий: Особенности...
Работа М. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»
Реферат по курсу \" Русская народная культура и православие\" iconМетодические материалы по курсу. Темы практических занятий: Особенности...
Работа М. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»
Реферат по курсу \" Русская народная культура и православие\" iconУрок по литературному чтению по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе...
«А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…(отрывок). Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
Реферат по курсу \" Русская народная культура и православие\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы живём в России. Культура нашей страны исторически ориентирована на Православие. Православие – одна из религий. Православные человек...
Реферат по курсу \" Русская народная культура и православие\" iconРеферат по курсу «История философии» на тему: «Русская философия ХХ века»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Реферат по курсу \" Русская народная культура и православие\" icon1 четверть
Дополнительное чтение: 1малые формы фольклора, русская народная сказка "Марья Моревна"
Реферат по курсу \" Русская народная культура и православие\" iconПочему люди поют?
Для проектно-исследовательской работы мы выбрали тему: «Русская народная песня»
Реферат по курсу \" Русская народная культура и православие\" iconПравославного Гуманитарного Университета Православие и современность....
Русская духовная журналистика и подготовка общественного мнения к восприятию церковной реформы
Реферат по курсу \" Русская народная культура и православие\" iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура
«Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск