Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура» в рамках учебного процесса Детской школы искусств Соколова Лилия Сергеевна





Скачать 95.42 Kb.
НазваниеРеализация комплексной программы «Народная традиционная культура» в рамках учебного процесса Детской школы искусств Соколова Лилия Сергеевна
Дата публикации29.06.2015
Размер95.42 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура»

в рамках учебного процесса Детской школы искусств

Соколова Лилия Сергеевна

педагог дополнительного образования МАОУДОД «Детская школа искусств»

Мотовилихинского района г. Перми,

почётный работник общего образования РФ,

руководитель образцового детского коллектива «Фольклорный ансамбль «Соловейка»

13 лет назад в Детской школе искусств Мотовилихинского района г. Перми было открыто фольклорно-этнографическое отделение. На нём обучаются школьники от 7 до 16 лет. Основой для работы отделения является комплексная учебная программа «Народная традиционная культура», разработанная и реализуемая педагогом дополнительного образования Л.С. Соколовой.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность и изучает традиционную народную культуру во всех проявлениях, уделяя внимание как практическому освоению традиционных художественных форм, так и теоретическому осмыслению явлений народной культуры.

Цель программы: сформировать у подрастающего поколения комплекс представлений о культуре своего народа, на практике познакомить с системой традиционных художественных форм и способах их бытования.

Задачи:

  • знакомство с системой народных и православных праздников, являющихся основой для бытования календарных художественных форм фольклора;

  • приобретение теоретических знаний по тематическим направлениям;

  • приобретение знаний и практическое освоение различных художественных форм фольклора;

  • знакомство с традиционной культурой разных регионов России и более подробно – с традиционной культурой Пермского края;

  • формирование эстетического вкуса учащихся через накопление слухового опыта и опыта эмоционально-эстетических переживаний;

  • участие в городских, краевых, всероссийских и других мероприятиях, связанных с традиционной музыкальной культурой России.

Особенностью программы является использование эксклюзивного методико-дидактического инструментария в виде уникальных экспедиционных аудио- и видеозаписей, фиксирующих традицию на территории Пермской области (Пермского края) на протяжении второй половины ХХ – начала ХХI века. Это записи и исследования видных фольклористов Перми: И.В. Зырянова, Ж.Г. Никулиной, С.Ю. Юкаевой, а также автора программы. К работе привлекаются этнографические материалы таких крупных современных исследователей традиций народов Урала, как Г.Н. Чагин, А. Черных и др.

Учащиеся фольклорно-этнографического отделения являются участниками фольклорного ансамбля «Соловейка», который уже не в первый раз подтверждает звание «Образцовый детский коллектив» и является лауреатом и дипломантом фольклорных фестивалей и конкурсов самых разных уровней – от районного до международного.

Помимо специальных теоретических и практических предметов программы «Народная традиционная культура», учащиеся также обучаются игре на классических музыкальных инструментах (фортепиано, синтезатор) и посещают сольфеджио.

Программа рассчитана на 7-летнее обучение (возраст учащихся 7-16 лет.

Учебный план

Предмет

Класс

Форма занятий

Срок реализации программы

Количество часов

в год

Фольклорный ансамбль

1 класс

Групповая

1 год

72

Фольклорный ансамбль

2-7 класс

Групповая

6 лет

108

Народное творчество

3 класс

Групповая

1 год

36

Хрестоматия фольклора

4 класс

Групповая

1 год

36

Этнография

5 класс

Групповая

1 год

36

Фольклорно-этнографическая литература

6 класс

Групповая

1 год

36

Расшифровка народной песни

7 класс

Индивидуальная

1 год

36


Предполагаемые результаты

В результате семилетних занятий в фольклорном ансамбле учащиеся должны:

  • Знать основные жанры музыкального и вербального фольклора, уметь самостоятельно завести знакомую игру, научить ей младших учащихся; запеть хорошо знакомую песню и довести ее до конца; проиллюстрировать основные календарные праздники соответствующими художественными формами; выявить основные сюжетные, образные, структурные и музыкально-типологические закономерности изучаемых художественных форм.

  • Развить навыки ансамблевого пения (в унисон и многоголосно).

  • Иметь представление о диалектных формах вербального текста (наречия, говоры).

  • Испытывать потребность в общении со сверстниками средствами традиционной культуры.

  • Переживать процесс общения с русской традиционной культурой как прикосновение к вечным духовным ценностям красоты, гармонии, истины, милосердия.

  • Применять знания по программе «Народная традиционная культура» для решения жизненных проблем и задач художественно-эстетической практики.

Программа обеспечена аудио- и видеоприложениями по всем разделам, а также списками литературы по каждому предмету.

Программа предмета «Фольклорный ансамбль» предназначена для учащихся 1-7 классов. Это цикл практических занятий.

Цель – пробудить в детях любовь и уважение к родной культуре, к народной песне и чувство патриотизма по отношению к Родине; дать учащимся возможность практически познакомиться с родной традиционной культурой, увидеть всю ее многогранность.

Задачи:

  • Знакомство и освоение вербальных, песенных, хореографических и драматических форм фольклора разных регионов России (преимущественно Прикамья, Урало-Сибирского региона и Русского севера);

  • выявление основных сюжетных и образных особенностей изучаемых художественных форм;

  • развитие голоса – достижение свободного и удобного звукоизвлечения;

  • развитие музыкальной интонации;

  • развитие и углубление навыков ансамблевого пения;

  • получение начальных знаний об основных жанрах музыкального и вербального фольклора;

  • участие в районных, городских, краевых и других мероприятиях.

Наполняемость групп: 7-15 чел. Занятия – групповые, наполняемость группы не менее 7 человек.

Занятия строятся по принципу цикличности, т.е. основой становятся художественные формы, связанные с временами года и годовыми праздниками.

Основную часть репертуара начальных классов составляют всевозможные народные игры и несложные календарные песни, колыбельные, шуточные, хороводные, плясовые; а также считалки, загадки и народный театр.

Часть занятий средней и старшей группы ансамбля (54 часа в год) посвящена подготовке тематического итогового концерта в конце учебного года. Этот концерт является выпускным экзаменом по фольклорному ансамблю для учащихся 7 класса. Тема экзамена каждый год различна, например: «Свадебные песни Пермской области (кукольная свадьба)», «Круглый год (календарные песни)»; «Хороводы и пляски Пермской области» и др.

Начиная с 3 класса, в программе появляются теоретические предметы. В 3 классе это «Народное творчество» (1 час в неделю, 36 часов в год).

Цель программы – дать учащимся комплексное представление о русской традиционной музыкальной культуре, народных календарных и бытовых праздниках.

Задачи:

  • знакомство с основными датами народного и христианского календаря;

  • знакомство с основными обрядами жизненного цикла (рождение, крещение, свадьба);

  • знакомство с музыкальными и вербальными художественными формами, фольклора, связанными с датами народного календаря и обрядами жизненного цикла;

  • выявление основных сюжетных, образных, структурных и музыкально-типологических закономерностей изучаемых художественных форм.

Темы программы «Народное творчество» освещают такие вопросы, как:

  • сущность фольклора и наши представления о нем;

  • основные интонационные истоки народной песни: повествование, возглас, причитание;

  • светская и церковная культура;

  • календарь, год в природе и жизненный круг человека;

  • православные посты и праздники;

  • свадебные песни и причитания (основные образы и сюжетные мотивы);

  • сказочная и несказочная проза;

  • лирические песни.

В 4 классе реализуется учебная программа «Хрестоматия фольклора. Славянская мифология» (1 час в неделю, 36 часов в год).

Цель программы: сформировать у учащихся слуховой опыт в отношении традиционной народной музыки, чёткие представления о локальных традициях русского фольклора и народно-мифологических представлениях.

Задачи: подробно познакомить с традиционными музыкальными инструментами; с локальными песенно-музыкальными традициями России; с песенно-музыкальными традициями Пермского края; с жанрами вербального и эпического фольклора;

  • дать некоторые представления о мифологической основе вербальных форм фольклора;

  • сформировать представления о мифологической сущности некоторых традиционных профессий (гончар, кузнец и т.п.);

  • выявить связь между народно-мифологическими представлениями и некоторыми вербальными формами фольклора;

  • провести сравнительный анализ диалектных, музыкально-типологических, сюжетных особенностей локальных традиций.

В программе освещаются следующие темы: инструментальный фольклор; классификация мифов; символика числа и цвета; народная мифология (домовой, леший, банник и др.); локальные традиции России.

В 5 классе реализуется учебная программа «Этнография» (1 час в неделю, 36 часов в год).

Цель: дать учащимся комплексное представление о предмете этнографии, материальной культуре восточных славян в целом и более конкретно – об этнографической культуре Прикамья; о взаимосвязи материальной и нематериальной культуры в традициях, обрядах и связанных с ними художественными формами.

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятиями "этнография", "ритуал", "обряд";

  • познакомить со строительной культурой Руси;

  • познакомить с основами храмовой архитектуры Руси;

  • дать представление о значении изделий из ткани (полотенце, пояс, традиционная одежда);

  • показать значение орнамента в традиционной одежде, познакомить с основными элементами славянской символики;

  • научить изготавливать традиционные пояса;

  • освоить вышивку «крестом» и «счётной гладью».


Учебно-тематический план включает в себя следующие темы:

Строительная культура Руси; традиционная одежда русских (типы традиционной одежды: сарафанный комплекс, понёвный комплекс, парочка; мужские и женские головные уборы, традиционные женские украшения); освоение тканья поясов на берде и дощечках, вышивка крестом и счётной гладью.

В 6 классе реализуется учебная программа «Фольклорно-этнографическая литература» (1 час в неделю, 36 часов в год).

Цель: формирование навыков исследовательской работы на материалах по фольклористике и этнографии, расширение кругозора учащихся в области этномузыкологии, фольклористики, мифологии, этнографии.

Задачи:

  • углубление знаний учащихся в области фольклористики;

  • знакомство с различными взглядами современных исследователей на различные явления традиционной народной культуры;

  • практическое освоение конспектирования материалов;

  • написание реферата на выбранную тему.

Темы программы:

Традиционная женская и мужская одежда; традиционные молодежные увеселения; жанровая классификация фольклора; исторические корни волшебной сказки; народная кукла; работа с экспедиционными материалами: составление реестров, написание текстовых расшифровок; работа над рефератом.

Занятия в 7 классе проходят по программе «Расшифровка народной песни» (1 час в неделю, 36 часов в год).

Цель работы – практическое освоение текстовой и нотной расшифровки художественных форм народной традиционной культуры; знакомство с правилами записи традиционной народной песни.

Задачи:

  • научиться составлять реестры на экспедиционные записи;

  • научиться расшифровывать тексты песен и грамотно оформлять текстовые расшифровки;

  • набрать на компьютере и распечатать несколько готовых расшифровок.

Темы программы соответствуют поставленным задачам. Это общие понятия и правила оформления текстовых и нотных расшифровок и компьютерный набор расшифровок.

Таким образом, к моменту окончания Детской школы искусств, каждый из учеников, освоивших программу «Народная традиционная культура» имеет за плечами багаж народных песен, плясок и других художественных форм; богатый опыт участия в фестивалях, конкурсах и народных праздниках; реферат по интересующей его теме; опыт компьютерного оформления песенных записей; народный костюм, сделанный своими руками и – самое главное – любовь к народной песне, к культуре родного края.

Всего на данный момент по программе «Народная традиционная культура» в Детской школе искусств Мотовилихинского района г. Перми обучается 22 ученика. Многие из тех, кто уже закончил обучение в Детской школе искусств по данной программе, и сейчас с удовольствием поют народные песни, являются обязательными участниками народных праздников и молодёжных вечёрок.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура» в рамках учебного процесса Детской школы искусств Соколова Лилия Сергеевна iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
России, который насчитывает более чем 100 – летнюю историю существования. При этом уникальность детской школы искусств как учреждение...
Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура» в рамках учебного процесса Детской школы искусств Соколова Лилия Сергеевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор опыта: Листова Анна Сергеевна, концертмейстер Детской школы искусств г. Нарьян-Мара
Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура» в рамках учебного процесса Детской школы искусств Соколова Лилия Сергеевна iconМбоу дод «Детской школы искусств г. Байкальска» Протокол №3 От «07» ноября 2013 г
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-фз и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного мониторинга...
Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура» в рамках учебного процесса Детской школы искусств Соколова Лилия Сергеевна iconОбразовательная программа детской школы искусств №2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Костромы «Детская школа искусств №2»
Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура» в рамках учебного процесса Детской школы искусств Соколова Лилия Сергеевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Межмуниципальный сборник статей «Организация учебно-воспитательного процесса детской школы искусств в современных условиях»
Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура» в рамках учебного процесса Детской школы искусств Соколова Лилия Сергеевна icon«Тверская традиционная народная художественная культура и её наследие»
Современный этап модернизации российского образования – это начало перехода к ориентации учащихся на поиск источников знаний, формирования...
Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура» в рамках учебного процесса Детской школы искусств Соколова Лилия Сергеевна iconПлан научно – исследовательской деятельности высшей школы народных...
План научно-исследовательской деятельности Высшей школы народных искусств (института) подготовлен научным отделом на основе комплексной...
Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура» в рамках учебного процесса Детской школы искусств Соколова Лилия Сергеевна iconРабочая программа по православной культуре для 7 класса составлена...
«Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного...
Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура» в рамках учебного процесса Детской школы искусств Соколова Лилия Сергеевна iconИнформационно аналитический отчет о работе муниципального бюджетного...
О работе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «детской школы искусств №15»
Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура» в рамках учебного процесса Детской школы искусств Соколова Лилия Сергеевна iconШкольный музей: «Сибирская изба» исследовательская работа секция...
Современные жители Сибири, называют себя сибиряками, при этом практически ничего не знают о своих корнях, о том, как жили их бабушки...
Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура» в рамках учебного процесса Детской школы искусств Соколова Лилия Сергеевна iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе методических...
«Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного...
Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура» в рамках учебного процесса Детской школы искусств Соколова Лилия Сергеевна iconРешение исполнительного комитета Кировского городского Совета народных...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №2»
Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура» в рамках учебного процесса Детской школы искусств Соколова Лилия Сергеевна iconПрограмма (рабочая)
В основу рабочей программы по специальности гитара Должанской детской школы искусств положена типовая программа коллектива составителя...
Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура» в рамках учебного процесса Детской школы искусств Соколова Лилия Сергеевна iconПлан работы Новошешминской Детской Школы Искусств на 201 2
Задачи, поставленные перед педагогическим коллективом школы в прошлом учебном году в основном, выполнены
Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура» в рамках учебного процесса Детской школы искусств Соколова Лилия Сергеевна iconПояснительная записка рабочая программа для 5 класса составлена на...
«Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного...
Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура» в рамках учебного процесса Детской школы искусств Соколова Лилия Сергеевна iconРабочая программа по православной культуре для 9 класса составлена...
«Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск