Скачать 447.86 Kb.
|
Мельникова Г.В., заслуженный учитель, Преподаватель изобразительного искусства МОУ «Гимназия № 44» г. Твери «Тверская традиционная народная художественная культура и её наследие» Программа курса «Тверская традиционная народная художественная культура и её наследие» создавалась с учетом современных процессов обновления содержания художественного образования. Современный этап модернизации российского образования – это начало перехода к ориентации учащихся на поиск источников знаний, формирования и овладения алгоритмом логического мышления. Для получения позитивного результата обучения и воспитания необходимы следующие составляющие: совпадение субъективных(личностных) и объективных (предметных) аспектов общего образования; релевантная мотивация к обучению; деятельностный характер образования; диалоговая форма организации учебного процесса; технологии формирования целостного мировоззрения и получения знаний из различных источников. Обучение, рассматриваемое с предметной (объективной) стороны, имеет следующие три основные цели:
Обучение рассматриваемое с личностной (субъективной) стороны также включает три основные цели:
Одной из важнейших сторон образования является формирование функциональной грамотности, включающей навыки самообслуживания и умения реализовывать себя в реальных бытовых условиях личной жизни. С другой стороны нравственное здоровье личности определяется: уровнем развития интеллекта; историческими корнями и традициями каждого человека и его семьи. Данный курс знакомит учащихся с традиционной народной художественной культурой Тверского края. Дается представление о ведущих качествах народного искусства: универсальность художественного языка, всечеловечность духовных ценностей, древние корни народного искусства и традиция - как закон его развития,коллективное начало. Учащиеся знакомятся с памятниками зодчества края, с самыми известными народными промыслами и их истоками, уникальными произведениями народных мастеров, достойных любования и восхищения. Декоративно-прикладное искусство – это особый мир художественного творчества,бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда, или одежда, занимает определённое место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего – в его духовном мире. Понятие « декоративно – прикладное искусство » достаточно широкое многообразное: от уникального крестьянского искусства, уходящего своими корнями в толщу веков, и его современных последователей – традиционных художественных промыслов, связанных общим понятием – народное искусство, до современного декоративно – прикладного искусства. Цели курса. Программа направлена на изучение и сохранение культурного наследия Тверского края, как части современной жизни. Формирование у учащихся основы целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти; художественных знаний, умений и навыков как основного средства приобщения к художественной культуре, группируя их вокруг общих проблем: формы, пропорции, цвета, объёма, фактуры, ритма, композиции; развитие творческих способностей и задатков; гуманистического мировоззрения учащихся; формирование навыков посильного создания художественных образов природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве. Задачи. Обучающие При знакомстве с народным искусством, народным зодчеством, современным декоративно – прикладным искусством учащиеся должны:
Развивающие:
мотивацию при создании художественных композиций. Воспитательные:
В художественных образах различных предметов народного искусства заложены представления народа о красоте, добре, гармонии прекрасного, которая не подвластна времени. Поэтому утверждение в сознании школьников исторической памяти связано с формированием его мировоззрения, нравственных позиций, с развитием эстетического восприятия действительности, воспитанием заинтересованности к миру. Ожидаемый результат На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов, инструментов, художественных техник. Выполнение творческих заданий, проектов, создание презентаций, мультимедийных ресурсов по темам программы, написание рефератов – всё это должно вызвать интерес к народному художественному искусству родного края. В процессе работы учащиеся должны научиться:
Формирование художественных знаний, умений, навыков. В результате обучения по данной программе учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
Принципы построения структуры программы. Содержание программы состоит из шести разделов, каждый из которых имеет свою тему. Примерное распределение учебных часов по разделам.
Итого: 34 часа Количество часов по каждой теме зависит от условий работы в школе. При двух часах в неделю возможен вариант более углублённого изучения материала. Основные принципы программы. Программа разработана как целостная система с народной художественной кульльтурой края, которая является частью художественной отечественной культуры. Она включает в себя три способа освоения действительности – изобразительный, декоративный, конструктивный. Эти способы художественной деятельности помогают понять роль искусства в жизни людей.
Методическое обеспечение программы Процесс обучения представляет собой целостную структуру, в которой взаимосвязаны педагогическая деятельность учителя, познавательная , развивающая и творческая деятельность ученика. Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых являются значимыми: содержательно-деятельностный подход. Деятельность как система учебных действий представлена включением учащихся в активную учебную и художественную деятельность, в которой учитывается специфика художественного освоения мира учащимися: интерес к различным видам деятельности, ориентация на её положительный результат. системно-комплексный подход. Основой эстетического познания целостной картины мира является художественный образ. Художественно- образный язык рассматривается через многообразие способов художественной деятельности и их творческого применения учащимися. личностно- ориентированный подход. Программа построена с учетом интересов ученика, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создаёт условия для формирования готовности учащегося к саморазвитию, потребности в самообразовании. региональный подход. Учитываются художественные традиции и региональные особенности, сложившиеся в различных районах края. Содержание занятий построено таким образом, что теоретические знания подкрепляются практикой . Теоретический материал не только излагается учителем, но и отводится большая часть на самостоятельный поиск материала и представление информации в форме докладов презентаций Первый урок является вводным в общую проблематику курса. Тематика уроков второго раздела посвящается изучению архитектурного наследия края. Тверская земля - древняя земля. Изучение древних построек, архитектуры бывшего Тверского кремля, архитектурного великолепия сохранившихся соборов и церквей, необходимо для формирования духовно-ценностного отношения к памяти народа. От древнего русского зодчества через столетия к новому облику города. Учащиеся изучают художественный образ архитектурных памятников. Памятники архитектуры - особая ценность, которую нельзя ничем измерить, но можно передать как богатое наследство потомкам. Задачей раздела « Эмблемы и символика Тверского края » является знакомство с историей тверской геральдики, современной символикой и эмблемами. Декоративное искусство в основе своей немногословно. Окружающая действительность преображается в чёткие и ёмкие символы. Это хорошо просматриваются в символическом решении гербов. В разделе « Древние корни народного искусства края » происходит знакомство с древними образами, символами в народном искусстве. Образная символика – это духовный акт общения человека с миром. Народное искусство – своеобразный учебник жизни. Сегодня – это стержень, соединяющий современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации. При изучении тем этого раздела рассматривается функциональное содержание элементов декора, органическая связь деревянной архитектуры и декоративного творчества. Народные образы и символики изучаются в различных видах народного искусства: в узорах деревянного зодчества, в предметах быта, в интерьере крестьянской избы, вышивке, народном костюме. Раздел « Связь времён в народном искусстве края » посвящён изучению сохранившихся тверских промыслов и ремёсел. Учащиеся знакомятся с гончарным искусством края, традиционным кружевоплетением, торжокским золотым шитьём и торжокской глиняной игрушкой, культурой обработки древесины, со старинными образцами в современном орнаменте тверской вышивки. Завершается общий курс знакомством с современным декоративно – прикладным искусством края. Учащиеся знакомятся с многообразием форм современного выставочного искусства, с пластическим языком керамики, стекла и т. д., с творческими интерпретациями древних образов в искусстве профессиональных художников декоративного искусства. Знакомство с произведениями современного декоративно – прикладного искусства даёт учащимся возможность сопоставить два склада мышления – народный, основанный на традициях и профессиональный, связанный с проявлением творческой индивидуальности художника, с поиском новых форм языка, созвучных времени. Большая часть времени отводится на выполнение индивидуальной, коллективной творческой декоративной работы. Разработки творческого проекта должна осуществляться с учётом эстетических требований в духе сложившихся художественных традиций края. По каждой теме программы в целом предусматривается выполнение практического задания. При этом учащиеся должны продумать вопросы формообразования, композиции, колорита, учитывать декоративные и технологические возможности выбранного материала для воплощения замысла, учитывать единство формы и декора. Происходит формирование образного художественного мышления детей. Этому способствует соответствующая музыка и поэзия. Постижение эмоционально – целостного опыта в искусстве через собственное переживание. Развитие художественно – образного мышления через наблюдательность и фантазию. Формы и методы проведения занятий. Формой проведения занятий по программе является урок. Формированию познавательного интереса детей к предмету к искусству в целом способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий. Методы и формы организации:
Это могут быть уроки – сообщения новых знаний, комбинированные уроки, обобщающие.уроки. Использование ИКТ обязательно, так как предусмотрены презентации по изучению каждой темы, просмотр видео фильмов Программа предусматривает чередование индивидуального практического творчества и коллективной творческой деятельности, периодическую организацию выставок работ учащихся. Урок – сообщение новых знаний позволяет кроме лекций широко использовать уроки с элементами выступлений учащихся о результатах поисковой работы на заданную тему. На таких уроках учащиеся используют информационно – коммуникативные технологии, получают навыки публичных выступлений, учатся грамотно отбирать материал. Вариантность практических заданий даёт выбор методов, учитывающих характер своеобразия, воздействия и восприятия народного искусства. Выбор форм и методов – за учителем. Изучение тем можно продолжить на занятиях кружка, факультативах, в реферативной работе учащихся. Все виды народного искусства рождались в единстве, синтезе фольклора поэтического, музыкального, изобразительного, формируя стиль жизни, отношения человека к природе. Такое единство позволяет осуществлять комплексное художественное воспитание детей. Для формирования основ творческой деятельности учащихся можно использовать следующие этапы работы:
Формы контроля. Основным критерием успешности учебного занятия является ориентация на результат, т.е. на то, что ученик получил в ходе урока, какие знания, умения и навыки он приобрёл. Оценка может выставляться за самостоятельную работу, являющуюся итогом изобразительной деятельности ребёнка на уроке, за выполнение разного рода промежуточных работ, за активную работу на уроке, за теоретические знания . Промежуточная:
Итоговая.
При обсуждении и оценки работ необходимо учитывать следующие критерии:
Способы проверки знаний, умений и навыков самые различные, в том числе использование тестирования, викторин, викторин с иллюстрациями, тематических кроссвордов, кроссвордов с картинками и т. п. Категория учащихся: Курс предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений, но по усмотрению может использоваться на факультативных занятиях, кружках по искусству, в дополнительном образовании. Срок реализации 1 год, 1 час в неделю; всего 34 часа. Программа курса « Тверская традиционная народная художественная культура и её наследие » 7 КЛАСС Введение. Красота и богатство земли Тверской.Народное искусство края как неотъемлимая часть культуры русского народа.Что изучает курс. Цели введения этого курса. Обзор архитектурного наследия края, известных народных художественных промыслов Тверской земли. Раздел 1. Страницы архитектурной летописи Тверского края. Цель: знакомство с архитектурным наследием Тверского края, систематизация и углубление знаний об архитектурных памятниках, формирование духовно ценностного отношения к памяти народа. Задачи художественного развития учащихся. Учащиеся должны: - проявлять интерес к архитектурному наследию края как к летописи в камне; - уметь эмоционально откликаться в процессе восприятия произведений искусства и аргументировано выражать к ним своё отношение; - видеть черты неповторимого своеобразия зодчества разных эпох; - бережно относиться к культурному наследию края; - активно и творчески участвовать в создании проектов по теме; - проявлять самостоятельность в поиске материала по изучаемым темам. - учиться анализировать произведение архитектуры, понимать образный язык этого искусства; - учиться читать в памятниках архитектуры идею, замысел, обобщённый до символа; - понимать художественную специфику и особенность выразительных средств архитектуры; - иметь представление о художественных стилях; - знать характерные черты культовых построек; - знать некоторые имена некоторых известных архитекторов, авторов памятников зодчества Тверского края; - знать известные архитектурные памятники края. В процессе практической работы на уроках учащиеся должны: - конструировать простейшие архитектурные композиции; - работать по памяти, воображению, с натуры над зарисовкой различных архитектурных объектов, их частей, фрагментов декора; - создавать с натуры и по воображению архитектурный образ в различных материалах; - реализовывать полученные знания в индивидуальных и коллективных формах работы. |
Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура»... Перми было открыто фольклорно-этнографическое отделение. На нём обучаются школьники от 7 до 16 лет. Основой для работы отделения... | Методические указания для студентов: Специальность 071500. 62 «Народная... Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром | ||
Утверждено Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром | Факультет философии Программа дисциплины Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования,... Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая по направлению подготовки 071500. 62 Народная... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Народная художественная культура» Направление/ специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная | ||
Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура» «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в... | Требования нормоконтроля к выпускной квалификационной работе по специальности... Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром | ||
Школьный музей: «Сибирская изба» исследовательская работа секция... Современные жители Сибири, называют себя сибиряками, при этом практически ничего не знают о своих корнях, о том, как жили их бабушки... | Тематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура»... Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г.... | ||
Требования к собеседованию в магистратуру 071500 Народная художественная... Собеседование в магистратуру включает ряд вопросов разного характера: теоретические вопросы в области культуры и искусства; профессиональные... | Тематическое планирование уроков курса «мировая художественная культура»... Курс предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в год, 68 (69) часов – за два года) по учебнику... | ||
Пояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы» «Мировая художественная культура. 6—9 классы» Ю. А. Солодовникова и Л. М. Предтеченской. Программа составлена на основе Федерального... | Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Народная художественная культура», «Хореографическое искусство», «Актерское искусство», «Социально-культурная деятельность» | Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано с предметом «Музыка», поэтому блок музыки представлен... |