Скачать 297.32 Kb.
|
Российская федерация Министерство культуры Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» МЕНЕДЖМЕНТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ Программа курса и методические указания для студентов: Специальность 071500.62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром. Специальность 073500.62 «Дирижирование» Профиль подготовки: Дирижирование оркестром народных инструментов (форма обучения заочная) Специальность 072600.62 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Профили подготовки: Художественная керамика; Художественный текстиль БКК Л.Ю. Антонова. Менеджмент социально-культурной сферы: учебно-методический комплекс для студентов специальности и направления «Социально-культурная деятельность» / Е.М. Антонова. – Тюмень: РИЦ ТГАКИСТ, 2011. – _20_ с. Данный учебно-методический комплекс содержит, темы занятий, объем и виды учебной работы, краткое содержание курса, планы семинарских занятий, тематику рефератов, список специальной и дополнительной литературы и предназначен для студентов, обучающихся по специальностям и направлениям «Социально-культурная деятельность», для студентов специальности (направлений): народно художественная культура, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, дирижирование, а также для преподавателей этих курсов. Утвержден на заседании кафедры менеджмента социально-культурной деятельности (протокол №_10_ от «_25_»__мая____ 2011_ г.) Печатается по решению учебно-методической комиссии и директораТА института сервиса и социально-культурных коммуникаций ТГАКИСТ Рецензенты: –В.Н. Пустыльников, заслуженный работник культуры РФ, директор ГАУК ТО «Тюменский театр кукол» – Попова Ф.Х., к. культурологии, доцент. © Антонова Л.Ю., 2011. © РИЦ ТГАКИСТ Содержание
Организационно-методический раздел дисциплины «Менеджмент социально-культурной сферы» Цель и задачи курса В условиях развития рыночной модели российской экономики произошло становление сферы культуры и искусств как самостоятельной отрасли национальной экономики, функционирование которой направлено на удовлетворение культурных и духовных запросов граждан России. Менеджмент в сфере культуры и искусств - это комплексная целенаправленная интеллектуальная и хозяйственная деятельность отдельной высоко интеллектуальной личности или организационной системы, созданной вокруг одной или нескольких таких личностей, в целях эффективного использования факторов производства (интеллектуального или иного труда, капитала, земли и финансов), деятельность, основанная на системе принципов, функций, методов и организационной структуре управления организацией, вполне соответствующей условиям её внешней среды. «Менеджмент культуры и искусства» - курс лекций и практических занятий, дающий представления о таких важных аспектах менеджмента, как культура менеджмента и организационная культура менеджмента, государственная и негосударственная поддержка сферы культуры, социокультурное программирование в структуре управленческих технологий планирование деятельности учреждений социокультурного профиля, типовые процедуры и решения по управлению кадрами, а также элементы психологии управления. Цель курса – обучение теоретическим основам управления в сфере культуры, общим принципам системы менеджмента в сфере культуры, а также практическим навыкам управленческой деятельности в учреждениях социально-культурной сферы. В процессе изучения курса «Менеджмент социально-культурной сферы» необходимо решить следующие задачи: 1. Овладеть понятийным аппаратом, категориями и принципами социокультурного менеджмента; 2. Рассмотреть формы и методы управления культурными процессами; 3. Изучить механизмы менеджмента в сфере культуры; 4. Получить знания о системе планирования и программирования деятельности учреждений социокультурного профиля. 5. Освоить типовые процедуры и решения по управлению кадрами. 6. Овладеть умениями и навыками применения управленческих технологий в деятельности социокультурных учреждений. Требования к уровню освоения курса В ходе изучения курса студенты должны: а) знать:
б) уметь:
в) иметь представление:
Для решения задач учебного курса предусмотрены лекционные, семинарские, практические занятия, мультимидийные средства обучения, самостоятельная работа студентов, зачёт, компьютерное тестирование, основной целью которых является закрепление у студентов определённых навыков социокультурного менеджмента. Основной акцент в данном курсе делается на технологическое содержание менеджмента в сфере культуры (конкретные механизмы, процедуры, методики, порядок действий). Эти аспекты получили отражение в соответствующих 3 разделах курса. Первый раздел ориентирован на изучение научных основ менеджмента культуры и искусств и планированию деятельности учреждений социокультурного профиля. Второй раздел раскрывает специфику менеджмента в социокультурных учреждения, акцентируя на требованиях к работникам сферы культуры и проблемы их подготовки. В третьем разделе рассматривается сущность и значение учёта, отчётности и контроля в учреждениях социально-культурной сферы. Курс рассчитан на один семестр. Учебным планом предусмотрен: зачёт. Введение в учебный план курса «Менеджмент социально-культурной сферы» диктуется актуальностью обучения студентов умелому использованию научно обоснованного менеджмента, адаптированного к социально-культурной деятельности, которая объясняется объективными признаками современного производства: постоянное изменение производственных ситуаций, усложнение производственных проблем, рост рыночной конкуренции, рост затрат на персонал, способы зарабатывать средства, привлекать спонсоров, инвесторов, поддерживать собственное развитие. Виды учебной подготовки в VIII семестре – лекции, семинары, зачёт. В лекционном курсе изучается социокультурный менеджмент как компонент культурной политики, технология организационного и финансового обеспечения социально-культурной деятельности, а также управление кадрами в социокультурном учреждении. Для решения задач курса предусмотрены семинарские занятия, основной целью которых является формирование у студентов определённых навыков планирования деятельности учреждений социокультурного профиля, а также изучение технологий управления персоналом в социокультурном учреждении. Предусмотрены также и такие формы учебной работы, как реферирование литературы, студенческие научные дискуссии, доклады и сообщения, «круглые столы», выступление приглашенных специалистов-практиков управленческой деятельности в учреждениях социокультурной сферы, посещение учреждений культуры с целью изучения их творческо-производственной деятельности, работа со специальными периодическими изданиями. 2. Структура, объем и содержание дисциплины Содержание дисциплины Для студентов очного обучения
Для студентов заочного обучения
3. Краткое содержание курса Введение. Предмет и задачи курса Менеджмент в системе экономических дисциплин, основные функции курса и метолодология его изучения. Основные понятия курса. Раздел 1. Сфера культуры и технология менеджмента.
Механизмы менеджмента, как относительно целостное единство целей, функций и средств, позволяющих добиваться вполне определенных результатов. Организационно-административный механизм, включающий в себя систему распределения полномочий (прав и обязанностей), фиксируемой в организационных документах (уставах, положениях, должностных инструкциях), а также аппарат управления. Система ресурсного обеспечения (финансовых, материально-технических ресурсов — прежде всего), хозяйственного содержания, хозяйственного расчета и экономического стимулирования - экономический механизм. Работа с кадрами как относительно самостоятельный механизм менеджмента, действие которого способно давать результаты в масштабах, как отдельных фирм, так и общества в целом. Информационный механизм. Соотношение всей системы механизмов.
Понятие и сущность организационной культуры. Характеристика основных типов организационных культур. Корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации и задающих общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Характеристика основных компонентов организационной культуры: информационный дизайн, архитектурный дизайн, оформительский дизайн, внешний облик сотрудников. Компоненты психологии управления, которые определяют организационную культуру и фирменный стиль.
В ней рассматривается основные организационные документы «Устав», «Положение», «Договор», «Должностная инструкция». Понятие и сущность делопроизводства. Унификация управленческих документов. Основные положения к оформлению документов. Виды управленческих документов. Организация работы с документами. Разработка организационных документов. Основные аспекты в раскрытии сущности каждого документа: показывать их содержание, выявлять особенности их действия в условиях учреждений культуры.
Понятие и сущность "планирование" деятельности социокультурных учреждений. Планирование – функция менеджера. Организация, руководство и контроль. Заявление о миссии социокультурного учреждения. Этапы процесса планирования. Стратегические цели и планы учреждения в целом. Тактические цели и планы. Типы социокультурных учреждений, их миссия и характеристика планируемой деятельности. Виды планов в сфере культуры различаются в зависимости 1) от содержания планируемой деятельности, 2) уровня принятия плановых решений, 3) степени директивности и 4) сроков, на которые они рассчитаны. Стратегическое и тактическое планирование. Раздел 2. Технология управления персоналом в сфере культуры и искусств. 2.1. Типовые процедуры и решения по управлению кадрами. Рабочая сила. Численность рабочей силы включает занятых и безработных. Экономически не активное население. Две группы экономически активного населения: наёмные работники и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой. Организация деятельности по управлению кадров. Задачи современной кадровой службы. Основные задачи по управлению кадрами. Организация деятельности службы труда и заработной платы. Порядок подбора, подготовки и расстановки персонала. Необходимые действия при приёме работника на работу. Задачи службы управления персоналом при подборе кандидатов на вакантное место. Оценка персонала. 2.2. Характеристика кадров организаторов социокультурной деятельности. Требования к работникам сферы культуры и проблемы их подготовки Персонал учреждений культуры. Кадровая политика предприятия. Общие и универсальные требования к работникам сферы культуры. Содержание и методы подбора компетентного персонала. Работа с информацией о кандидатах. Требования к расстановке кадров. Принятие решения о найме и оформление соответствующих документов. Санкции. Система последовательных действий мер воздействий на персонал. 2.3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера Особенности деятельности менеджера социально-культурной деятельности. Специфические требования, обусловленные особенностями социокультурной деятельности и ее конкретных субъектов. Сопричастный менеджмент и его особенности. Профессионализм и компетентность. Показатели профессиональной компетентности менеджера социально-культурной деятельности. Взаимосвязь знаний и деятельности менеджера. Виды знаний, определяющие компетентность менеджера. Структура профессиональной компетентности. Профессиональное мышление менеджера. Типы мышления. Этические нормы менеджера социально-культурной деятельности. Взаимоотношения менеджера и исполнителя. Этика взаимоотношений менеджера с представителями. Этика отношений: менеджер – менеджер. Условия формирования инновационной личности менеджера. Понятие "профессия менеджера". Характеристика мотиваций традиционной и инновационной личности менеджера. Роль рыночных отношений на формирование инновационной личности. 2.4. Система повышения квалификации и аттестация кадров Оценка и аттестация. Виды оценок. Основные методы оценки. Аттестация как фактор, стимулирующий у работников потребность в повышении квалификации. Технология аттестации кадров. Итоги аттестации: система мер поощрения, предупреждения и наказания.Переподготовка и повышение квалификации. Формы реквалификации работников сферы культуры. Непрерывное образование и повышение квалификации кадров как условие эффективности работы социокультурных учреждений. Структура институтов непрерывного образования и повышения квалификации. Специфика учебного процесса и учебных планов в системе повышения квалификации. Принципы дифференциации специалистов в процессе формирования учебных групп. Соотношение теоретических и практических дисциплин. Дифференциация слушателей в процессе обучения в системе повышения квалификации. Методы "обучение через деятельность". Задачи системы дополнительного образования и переподготовки кадров. Подготовка менеджеров социально-культурной деятельности. Задачи учебного процесса в системе повышения квалификации и переподготовки. 2.5. Симулирование и мотивация работников культуры Моральное и материальное стимулирование. Содержание мотивации и виды мотивов. Внутреннее и внешнее вознаграждение. Различие в понятиях мотива и стимула. Модель мотивации А. Маслоу. Виды успеха и соответствующих основных видах мотивации, и типах личности. Использование мотивации в практике менеджмента. Способы вознаграждения людей за труд. Организация заработной платы на предприятии, как система стимулирования. Тарифная система. Формы и системы заработной платы. Свобода и ответственность. Учет мотивации конкретных работников и создание условий, способствующих закреплению и развитию мотивации к конструктивной активной деятельности. 2.6. Лидерство и стили руководства. Стиль работы руководителя в сфере услуг Понятия лидерства. Основные направленности руководства. Функции социально-психологического логического характера руководителя по отношению к персоналу. Виды стилей руководства. Характеристика стилей Х и Y (Макгрегора). Авторитарный, демократический, либеральный стили руководства. Стили руководства по шести основным видам: деспотический, бюрократический, патриархальный, кооперативный и попустительский. Факторы формирования и динамика развития стилей руководства. Стиль работы руководителя. Характеристика труда руководителя. Реальность и мифы о напряженной работе. Видимая и конструктивная активность руководителя. Свободное время и отдых руководителя. Рабочее время. Умение управлять своим временем. Способность доводить начатое дело до конца. Рабочее место руководителя. Открытость и доступность руководителя. Стиль работы с подчиненными. Методы работы с посетителями. Выход руководителя на рабочие места подчиненных. Коммуникации по телефону. Функции секретаря в организации работы руководителя. Раздел 3. Учёт, отчётность и контроль в учреждениях СКС 3.1., 3.2. Сущность значение учёта, отчётности и контроля Виды учёта и отчётности, требования к их организации Понятие и сущность учета, отчётности и контроля. Требования к системе учёта и отчётности. Виды учета и отчётности. Два вида текущего отчёта: качественный и количественный. Документы текущего отчёта. Учёт уровня и эффективности проводимой работы - качественный учёт. Статистический учёт и отчётность. Задачи творческого отчёта. Требования, чтобы мероприятия могло рассматриваться в качестве творческого отчёта. 3.3. Технология контроля в учреждениях СКС Контроль за результатом и контроль за процессом работы. Основные виды контроля: ведомственный, государственный, общественный контроль или контроль со стороны общественности, контроль со стороны граждан, самоконтроль. Средства и формы контроля. Совещания, рейды, инспекторские проверки (ревизии). Организация (этапы) проведения ревизии. Задачи организационно-подготовительного этапа: определение круга исполнителей, разработка плана проверки, информационное обеспечение, методическое обеспечение и инструктаж. Задачи этапа проведения проверки: представление, знакомство с документами, беседы, наблюдения, подготовка итогового документа. Этап принятия организационных мер по итогам проверки. 4. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ Раздел 1. Сфера культуры и технология менеджмента
На семинарах, практических занятиях студентам представляется возможность непосредственно анализировать деловую документацию; знакомят с основными требованиям к содержанию Устава и других документов.
Литература к темам 1.2. – 1.4.
Раздел 2. Технология управления персоналом в сфере культуры и искусств. 2.1. Типовые процедуры и решения по управлению кадрами.
Практическое задание:
2.2. Характеристика кадров организаторов социокультурной деятельности. Требования к работникам сферы культуры и проблемы их подготовки
2.3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
а) Показатели профессиональной компетенции. б) Взаимосвязь знаний и деятельности. в) Профессиональное мышление менеджера. 2. Этические нормы взаимоотношения менеджера и исполнителя. а) Этика взаимоотношений менеджера с представителями. б) Этика отношений: менеджер-менеджер. 3. Условия формирования инновационной личности. Практическое задание: Техника личной работы. Культура взаимоотношений с людьми: менеджер как руководитель, коллега, подчиненный. 2.4. Система повышения квалификации и аттестация кадров
Практическое задание: Разработать семинар-практикум по подготовке менеджера социально-культурной деятельности. 2.6. Лидерство и стили руководства. Стиль работы руководителя в сфере услуг
Задания к практическому уроку
Литература к темам 2.1. – 2.6
Раздел 3. Учёт, отчётность и контроль в учреждениях СКС |
Утверждено Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром | Факультет философии Программа дисциплины Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром | ||
Требования нормоконтроля к выпускной квалификационной работе по специальности... Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром | Основная образовательная программа высшего профессионального образования,... Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая по направлению подготовки 071500. 62 Народная... | ||
Министерство образования и науки российской федерации государственное... Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром | Учебно-методический комплекс дисциплины Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 2 курса очной формы обучения по направлению подготовки: 071500.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1 курса очной формы обучения по направлению подготовки: 071500.... | Учебно-методический комплекс дисциплины Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1 курса очной формы обучения по направлению подготовки: 071500.... | ||
Основной образовательной программы направления подготовки 071500.... Освоение дисциплины «Философия» способствует достижению студентами уровня овладения философским инструментарием и ориентированием... | Требования к собеседованию в магистратуру 071500 Народная художественная... Собеседование в магистратуру включает ряд вопросов разного характера: теоретические вопросы в области культуры и искусства; профессиональные... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Народная художественная культура» Направление/ специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная | Методические указания для студентов Стр. 7 Министерство образования... Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1,2,3,4 курсов очной формы обучения по направлению: 531100 (071300.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предлагаемая рабочая программа по дисциплине Рисунок составлена на основе учебного плана по направлению 071500. 62 «Народная художественная... | Руководство любительским театром Русский язык, литература, творческий экзамен (художественное чтение басни, стихотворения, прозаического отрывка; исполнение актерского... | ||
Методические указания для самостоятельной работы студентов По направлению подготовки 021900. 68 Почвоведение, профиль подготовки Агрохимия, составлены умд по следующим | Методические указания для студентов заочной формы обучения По направлению... Физическая культура: Методические указания для студентов заочной формы обучения: Программа / Авт сост. Остен В. А. – г. Калининград:... |