Скачать 340.3 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Кафедра хореографии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Б.3.12. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Направление: 071500.62 Народная художественная культура Профиль: Руководство хореографическим любительским коллективом Аннотация Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 1 курса очной формы обучения по направлению подготовки: 071500.62 Народная художественная культура, профиль Руководство хореографическим любительским коллективом. Дисциплина Б.3.12 Теория и история музыки входит в базовую часть профессионального цикла (профильный модуль) ООП бакалавриата, соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071500.62 Народная художественная культура. Трудоемкость составляет 3 зачетных единицы (общее кол-во часов — 108, из них 63 - аудиторные занятия и 45 — самостоятельная работа). Квалификация (степень) выпускников — бакалавр. Нормативный срок освоения основной образовательной программы (ООП) для очной формы обучения — 4 года. Составными компонентами УМК являются:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ директор ИК Е.А. Каюмова «03» сентября 2011г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Б.3.12. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ ТРУДОЕМКОСТЬ (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) 3 Направление подготовки: 071500.62 Народная художественная культура Профиль подготовки: Руководство хореографическим любительским коллективом Квалификация (степень) выпускника: бакалавр 1. Цели изучения дисциплины Цель дисциплины: формирование у студентов системы научных знаний по основам теории музыки с учетом исторического опыта, а также представлений о музыкальном искусстве в интересах профессиональной танцевальной культуры. Задачами дисциплины выступают:
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы Дисциплина «Теория и история музыки» относится к базовой части профессионального цикла основной образовательной программы. Преподается на первом году обучения студентов, является одной из профильных дисциплин, дает студентам необходимые знания и умения в области теории и истории музыки, обеспечивая формирование ориентиров их творческого использования в хореографической деятельности будущего руководителя хореографического коллектива, преподавателя. Курс тесно связан с такими дисциплинами как «Мировая художественная культура», «Анализ музыкально-танцевальных форм», «Народное художественное творчество (Образцы танцевального репертуара)». 3. Требования к уровню освоения программы Требованиями к уровню освоения содержания дисциплины выступают формируемые у студента компетенции: общекультурные компетенции (ОК), обеспечивающие:
профессиональные компетенции (ПК): в педагогической деятельности:
в культурно-просветительской деятельности:
В результате изучения дисциплины студенты должны знать: - основные понятия теории музыки, необходимые хореографу в работе над танцевальными произведениями различных жанров и стилей; - элементы музыкального языка; - средства художественной выразительности в музыкальном искусстве; - музыкальные жанры и стили;
уметь: - определять форму, жанр, стиль и направление музыкального произведения; - давать музыковедческую характеристику того или иного танцевального жанра; - работать с учебно-методической литературой;
владеть: - навыками проведения просветительской работы по музыкально-эстетическому воспитанию, образованию и развитию учащихся; - навыками слухового анализа. 4. Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы и виды учебной работы
5. Содержание программы учебной дисциплины 5.1. Содержание учебной дисциплины
5.2. Содержание разделов дисциплины 1. Введение. Музыка как вид искусства. Принцип разделения музыки на два направления. Понятие жанра и стиля. Цели и задачи дисциплины «Теория и история музыки». Музыка как вид искусства. Роль музыки в процессе подготовки хореографа. Сравнительный анализ музыки вокальной и инструментальной. Превалирование каждого из них на различных этапах развития музыкального искусства. Теория происхождения музыки в трудах ученых 19-20 вв. Происхождение музыкальных инструментов от истоков до 21 века. Понятие жанра и стиля. 2. Музыкальный звук и его свойства. Названия нот. Музыкальный синтаксис и принципы музыкального развития. Названия звуков (слоговые и буквенные). Звук как физическое явление. Музыкальный звук и его свойства: высота, длительность, сила (динамика), тембр. Запись нот. Нотоносец. Возникновение пятилинейной нотации. Виды ключей (скрипичный, басовый, теноровый). Интервалы, определение и основные характеристики интервалов. 3. Роль элементов музыкальной речи и формы в создании музыкального образа. Музыкальный образ и содержание музыкального произведения. Создание музыкального образа посредством элементов музыкальной выразительности. Средства музыкальной выразительности. 4. Мелодия — важнейший элемент музыкального искусства. Мелодия (определение). Понятие мелодической линии. Интонация — важнейшее средство создания музыкального образа. Кантилена и речитативность, вокальность, инструментальность мелодии. Характер мелодии в связи с жанром музыкального произведения, эпохой, национальным колоритом. Анализ музыкальных произведений. Музыкальные примеры: русские плясовые, народные бальные танцы, С.С. Прокофьев, фрагменты из балета «Ромео и Джульетта». 5. Метр. Ритм. Темп. Их значение в танцевальной музыке. Понятие о метре, ритме, темпе. Отличие их друг от друга. Виды размера. Их значение в формообразовании. Метр, ритм, темп как первооснова при создании танцевальной музыки. Ритм — организация длительностей в музыкальном произведении. Темп – скорость пульсации счетных долей в музыке. Связь темпа с содержанием и характером произведения. Способы обозначения темпа в нотной записи. Итальянская терминология. Обозначение метронома. Типические метроритмические формулы (рисунки) в музыке национальных и бытовых танцев (мазурка, полонез, лезгинка, гопак, вальс, марш, полька). Анализ музыкальных примеров. Типичные ритмы аккомпанементов. Сочинение метроритмических рисунков. Музыкальные примеры: танцевальная музыка разных народов мира, танцы из опер М.И. Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Народные («Сударушка», лезгинка, пляски, хороводы) и современные танцы; фрагменты из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». 6. Лад. Основные лады европейской музыки: мажор, минор. Тональность. Возникновение лада. Понятие «мажор», «минор». Возникновение мажоро-минорной системы в Западной Европе. Понятие «тональность». Параллельные и одноименные тональности. Методика определения тональности (по знакам при ключе, по каденции). Музыкальные примеры: танцы народов мира, В. Моцарт «Турецкое рондо». 7. Штрихи и их значение для выявления характера танца. Фактура, оркестровка. Понятие «штрихи». Виды исполнительских штрихов: легато, стаккато, маркато, глиссандо, арпеджио, нон легато. Их обозначения. Анализ музыкальных произведений. Выбор штриха в зависимости от образа, задуманного композитором (любовный порыв — легато, подпрыгивание — стаккато). Музыкальные примеры: П.И. Чайковский «Детский альбом». 8. Музыкальный синтаксис и принципы музыкального развития. Понятие «цезура», «каденция», их роль в построении формы произведения. Признаки развития в музыкальной форме, их общая система. Повторение, измененное повторение, разработка, производный контраст, контраст сопоставления. Деление периода. 9. Слуховой анализ выразительных средств музыки. Прослушивание музыки из опер, балетов, камерной музыки. Определение на слух средств музыкальной выразительности и выявление характера музыки на основе метра, ритма, размера, ритмических фигур, пунктирного ритма, лада, параллельных и одноименных тональностей, нюансов, штрихов. Анализ музыкальных произведений (из танцевальной музыки разных народов мира). 10. Танцевальные жанры разных исторических эпох. Классификация жанров. Возникновение жанров в разные исторические эпохи. Старинные танцевальные жанры. Сюита. Бытовые танцы. Классические танцы. Дивертисмент. Балет. Опера. Инструментальная музыка. Симфония. Вокальная и вокально-хоровая музыка. Бальные танцы. Латиноамериканские танцы. Музыкальные примеры: И.С. Бах Сюиты (фрагменты); Ж.. Бизе танцы из оперы «Кармен»; П.И. Чайковский симфония №5 3ч.; М.И. Глинка «Арагонская хота»; Д.Д. Шостакович балеты «Золотой век» и «Светлый ручей» (фрагменты по выбору преподавателя). 11. Балет как вид искусства. Выдающиеся деятели в области театрального искусства. История возникновения балета. Жанры, используемые в балете (менуэт, паспье, гавот, вальс, полонез). Разновидности танцев в балете (классический, характерный, pas de deux, pas de troe). П. Чайковский - классик русского балета. Балеты А. Глазунова. Балеты Лео Делиба как пример классического балета во Франции. Советские балеты- С. Прокофьев, А. Хачатурян, Р. Щедрин. Значение деятельности С. Дягилева для распространения русского балета за рубежом. Выдающиеся исполнители в балете: М. Фокин, А. Павлова, М. Барышников, Г. Уланова, М. Плисецкая, Д. Баланчин, М. Петипа, Р. Нуриев. 5.3. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Основная литература по дисциплине:
6.2. Дополнительная литература:
6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины, дидактические материалы, материалы для текущего контроля знаний (тесты). Интернет-ресурсы (справочный, информационный, демонстрационный характер)
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Фортепиано, аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи. Библиотечный фонд ТГПУ.
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 7.1. Методические рекомендации преподавателю Дисциплина «Теория и история музыки» достаточно подробно излагается во множестве учебных пособий. Но все они рассчитаны на профессиональное специальное музыкальное обучение. Тогда как для студентов-хореографов этот предмет все же не является основным, а входит в число дополнительных знаний по профессии. Поэтому в ходе преподавания данной дисциплины педагогу необходимо давать широкие знания по истории и теории музыки, без подробной детализации, присущей всем специальным учебникам. Дисциплина «Теория и история музыки» интегрирует такие курсы, как: «Теория музыки», «История музыки», «Анализ музыкальных произведений». Материал изучается в течение одного семестра. Преподаватель в каждой лекции дает основные моменты в рамках данной темы. Более подробно нужно остановиться на средствах музыкальной выразительности. Студенты подробно знакомятся с разнообразными метроритмическими и структурными особенностями танцевальной музыки. Теоретический материал излагается сжато, в виде опорного конспекта. На основе такого конспекта могут быть сделаны наглядные пособия, таблицы, схемы, которые значительно сэкономят время изложения теоретического материала на аудиторных занятиях. Основное время на практических занятиях должно отводиться музыкально-слуховой работе на лучших художественных образцах музыкальной литературы и народной музыки. Нужно добиваться не только теоретического усвоения курса, но и умения внутренне слушать и анализировать, определять на слух характер, лад, метроритм, форму звучащей музыки. Слуховой анализ сопровождается изложением теоретического материала. Процесс формирования слухового внимания и памяти очень важен. Необходимы целесообразные переключения с одной формы работы на другую, разнообразные приемы работы. Следует соблюдать принцип «от общего к частному» и от «частного к общему», т.е. параллельно с навыками целостного охвата воспринимаемой музыки формировать умение выделить из общего звучания отдельные детали, штрихи, элементы музыкальной речи. Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: разбора конкретных музыкальных произведений. Материалом для анализа музыкального произведения могут быть произведения, звучащие на занятиях по танцу, по композиции и постановке танца и др. Преподавателю необходимо дать план анализа, по которому будет проще установить особенности строения и звучания произведений. Примерный план анализа: автор произведения; характер произведения; форма; фактура; темп и агогика; нюансы и тембровые особенности; связь музыки и хореографии, реализованная в исполняемом танце или предполагаемая для будущей постановки. В целях эффективного усвоения курса преподаватель предлагает обращаться к литературе, аудио- и видеозаписям, читать энциклопедии. В рамках учебного курса предусмотрены встречи с представителями культурных, музыкальных организаций, мастер-классы специалистов, посещение концертов. Организуя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студента, преподаватель доводит до сведения обучающихся цели, средства, трудоемкость, сроки выполнения, формы контроля всех запланированных видов самостоятельной работы; проводит консультации; осуществляет контроль выполнения самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студента предполагает приобретение соответствующих умений и навыков на всех этапах учебной деятельности по изучению курса. Основным принципом организации самостоятельной работы обучающихся является комплексный, системный подход, направленный на формирование у обучающихся навыков репродуктивной, поисковой, аналитической, практической, творческой научно-исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов предполагает конспектирование музыкальной литературы, самостоятельный анализ, сбор и анализ материалов из СМИ. В процессе самостоятельной работы студентам, в числе, прочего, предлагается написание реферата. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяется индивидуально-личностным подходом к обучению. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студента при изучении дисциплины «Теория и история музыки»
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 8.1. Тематика рефератов |
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |